СЕКУНДА МАЛАЯ И БОЛЬШАЯ
план-конспект урока по музыке по теме

Ершова Людмила Алексеевна

Закрепление понятий тон и полутон через освоение интервала «Секунда»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_dod_dmkhsh.docx22.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  МБОУ ДОД ДМХШ №2

КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА Г,О,САМАРА
РАБОТА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л.А. ЕРШОВОЙ

                          КОНСПЕКТ

УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ТЕОРИЯ МУЗЫКИ» СОЛЬФЕДЖИО

ТЕМА: «СЕКУНДА МАЛАЯ И БОЛЬШАЯ»

 Год обучения -1

Возраст детей -7-8 лет

                                                     19 апреля 2010 года

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ЗАНЯТИЯ:

Групповое занятие по дисциплине «Сольфеджио» из раздела программы 1 класса

МЕСТО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ:

Занятие, позволяющее закрепить ранее приобретенные  навыки  и умения. и являющееся ступенью для дальнейшего развития у обучающихся мелодического и гармонического слуха.

СТЕПЕНЬ СЛОЖНОСТИ:

Средняя

ЦЕЛЬ УРОКА:

Закрепление понятий тон и полутон через освоение интервала «Секунда»

ЗАДАЧИ:

ОБУЧАЮЩИЕ:

Научить сравнивать и воспринимать малую и большую секунды

Научить интонировать малую и большую секунды

РАЗВИВАЮЩИЕ:

Развитие гармонического и мелодического слуха

Приобретение навыков в творческой деятельности

Развитие творческого воображения

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Воспитание эмоциональной памяти

Воспитание слухового внимания

 ФОРМА  УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:

Урок

ТИП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:

Комбинированный урок, продолжительностью 40 минут

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ:

Индивидуально-групповая

 ОБОРУДОВАНИЕ:

Фортепиано

Компьютер

Картинки с изображением животных( котик, петушок, уточка, зайка, собачка , жираф)

Картинки с изображением неваляшек

Портрет Д. Кабалевского

Рисунки детей с изображением животных

Ритмические карточки

Клавиатура

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

Словесные

Практические

Наглядно-слуховые

Репродуктивные

Творческие

ТЕХНОЛОГИЯ:

Коммуникативно-диалоговая

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ:

Оборудование:

Аудитория (площадь 15 кв.м.)

Фортепиано

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

Ноутбук

СD диск

Экран

Съемный накопитель

Интернет ресурсы:you tube ,muzika.ru, nsportal.ru

            ПЛАН УРОКА

ХОД УРОКА

СЛУХОВЫЕ :НАВЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ

1.Повторение интервалов, повторение строения мажора

Закрепление интонаций тона и полутона

Пение гаммы до мажор.  интонационных  упражнений. Пение гаммы по 2 звука с фиксацией тона и полутона

Гамма до мажор , записанная на доске, фортепианная клавиатура

2.Малая и большая секунда

Интонация интервала в мелодическом звучании. Подбор песни «Ежик». Слуховые упражнения

Пение попевки «Петушок» ,Игра «Попрыгунчики»

Интервальные рисунки детей

3.Музыкальный диктант(устный)

Интонации секунды, размер, длительности

Работа с ритмическим рисунком песни «Едет паровоз»

Ритмические упражнения

4.Секунда в гармоническом звучании. Импровизация на фортепиано

Слуховой анализ гармонических интервалов .Закрепление секунды в гармоническом звучании

Разучивание песни. Определение формы и структуры мелодии,

Р.н.п. « Как пошли наши подружки»

              СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА

1.ПОВТОРЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ

УЧИТЕЛЬ:  Здравствуйте  ,ребята! Сегодня мы продолжим наше знакомство с интервалами. Сначала мы повторим названия интервалов.

ДЕТИ:  секунда. терция. квинта. секста,  октава. к септима, кварта. прима.

УЧИТЕЛЬ: Вы хорошо запомнили название интервалов. А что помогло вам запомнить их?

ДЕТИ: Нам помогла  сказка  про  интервалы. В ней рассказывается про ежика, котика, петушка. уточку, зайку, собачку, жирафа(на экране изображение  животных)

УЧИТЕЛЬ: Я вижу  вам  понравилась эта сказка. А мне понравились ваши замечательные рисунки, которые радуют нас и помогают . А что такое интервал?

ДЕТИ:  Это 2 звука. Это расстояние между звуками.

УЧИТЕЛЬ: Правильно. Ребята . интервал –это сочетание 2х звуков, взятых по очереди ,или одновременно. Послушайте несколько интервалов.(Звучат прима, терция, секунда, секста). Одинаково они звучат или по-разному ?  

ДЕТИ: Они разные. Одни интервалы звучат мягко, красиво, а другие-резко, как колючки     УЧИТЕЛЬ: Действительно. Все интервалы звучат по-разному, как и герои нашей сказки. Сейчас мы споем гамму до-мажор и определим в ней тоны и полутоны. (До.ре-тон, ре,ми.тон. ми,фа-полутон и т.д.) Ребята! Сколько раз в гамме нам встретился полутон?

ДЕТИ: 2  раза . Это ми-фа, си-до.

УЧИТЕЛЬ: Правильно Вспомним  зако н  мажорика.

ДЕТИ: Тон. Тон полутон, тон .тон  тон.  полутон.

УЧИТЕЛЬ: Молодцы!

2.Большая и малая секунды   

УЧИТЕЛЬ: А теперь споем песенку «Ежик» На скольких звуках построена эта песенка?

(изображение ежика)

ДЕТИ: На двух. Это ре и ми.

УЧИТЕЛЬ: Это правильно ребята. Песенка построена на 2х соседних нотах, которые образуют секунду. А секунды звучали одинаково?

ДЕТИ: Нет. Одна звучала весело, а другая грустно.

УЧИТЕЛЬ: Да. Одна секунда была величиной в 1 тон, а другая сжалась до полутона. Значит секунда в  1 тон-большая, а в полутон?

ДЕТИ: Маленькая.

УЧИТЕЛЬ: Мы будем ее называть – малая. Послушайте еще раз обе секунды и вслушайтесь в них. Как они звучат?

ДЕТИ: Малая секунда звучит жалобно, а большая  -шире и смелее.

УЧИТЕЛЬ: Вы правильно заметили это. Обозначать мы их будем так:

Б2-это большая секунда, а М2-это малая секунда.

УЧИТЕЛЬ: вы помните секунды из   песни  про ежика? Давайте проиграем и споем.

( дети поют песенку про ежика)

УЧИТЕЛЬ: Какой вывод мы можем сделать ,ребята?

ДЕТИ: В песне звучат малая и большая секунды.

УЧИТЕЛЬ: хорошо. А сейчас мы поиграем в «Попрыгунчики» .Разделимся на 2 группы. Одна группа  –малые секунды, а другая- большие.( Дети встают спиной друг к другу. Услышав свой интервал, они подпрыгивают)

3.МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

УЧИТЕЛЬ: Поиграли, немного отдохнули, а теперь послушаем песенку «Куклы_ неваляшки». (звучит песня «Неваляшки», на экране-изображение куклы-неваляшки)

Какой характер у песни?

ДЕТИ: Веселый, задорный, радостный,

УЧИТЕЛЬ Правильно, ребята. На следующем уроке мы разучим эту песню, а пока послушайте и прохлопайте ритмический рисунок этой песни.( «Динь _дон, динь-дон, что за странный перезвон?)

УЧИТЕЛЬ: Какой размер в мелодии?

ДЕТИ:  2 четверти.

Ученик и хлопают ритм и выкладывают его карточками.

УЧИТЕЛЬ: Ребята! А  какой интервал повторяется в мелодии?

ДЕТИ: Секунда большая!

УЧИТЕЛЬ: Правильно, мы услышали большую секунду,  которая звучала смело, весело ,Начинается песня с ноты соль. Спойте большую секунду от ноты соль

Дети поют секунду «Соль-ля». Затем дети  сольфеджируют  мелодию и хлопают ритмический рисунок, 1 ребенок играет песню на фортепиано, а остальные показывают ее на клавиатуре,

4.СЕКУНДА В ГАРМОНИЧЕСКОМ ЗВУЧАНИИ

УЧИТЕЛЬ: Ребята! Вы знаете песню « Как пошли наши подружки»

ДЕТИ: Да! Знаем!

УЧИТЕЛЬ: Внимательно послушайте песню, и я задам вам несколько вопросов.(педагог поет песню со всеми куплетами На экране изображение детского хоровода).Итак. Сколько куплетов в песне?

ДЕТИ: 3 куплета.

УЧИТЕЛЬ: Из чего состоит каждый куплет: из  запева и припева или только из запева?

ДЕТИ: В куплетах были запев и припев.

УЧИТЕЛЬ: А теперь всю мелодию куплета разделим на фразы и сравним их.

ДЕТИ: Всего 4 фразы и они повторяются.

УЧИТЕЛЬ: Получается такое строение: АА.ББ. Выучим припев: «Сею, вею, вею . вью. В лес по ягоды пойду» Какие интервалы вы слышите в мелодии?

ДЕТИ: Секунда большая.

УЧИТЕЛЬ: А теперь споем эту песню таким образом: запев буду петь я, а вы хлопаете доли, припев подхватываем все и хлопаем ритмический рисунок мелодии. Молодцы! Далее учитель играет мелодию в терцию. Как вам кажется: дружно ли живут подружки?

ДЕТИ: Да! Дружно!

УЧИТЕЛЬ: Но однажды они поссорились и песенка зазвучала так:(мелодия исполняется в секунду). Какой интервал изобразил ссору подружек?

ДЕТИ :Секунда.

УЧИТЕЛЬ: ЗНАЧИТ, когда  в секунде оба звука звучат одновременно, то она становится резкой, колючей.

5. ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ФОРТЕПИАНО.ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЕКУНДЫ В ГАРМОНИЧЕСКОМ ЗВУЧАНИИ.

УЧИТЕЛЬ: а сейчас прослушайте стихотворение:

« Что ж ты , еж такой колючий?»

«Это я на всякий случай.

Знаешь ,кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи»

А теперь послушайте пьесу Д.Кабалевского

(педагог играет пьесу, не дав ей название)

Кого изображает музыка ? Лисицу, медведя. волка или ежа?

ДЕТИ: Ежа! Ежа!

УЧИТЕЛЬ: А почему ежа?

ДЕТИ: А потому. что его изображает секунда.

УЧИТЕЛЬ: А вы хотите изобразить своего ежа?

ДЕТИ: Да! А мы сможем?

УЧИТЕЛЬ: Подходите к фортепиано и мы вместе  попробуем. Для начала мы сочиним маленькую тему ежика и сыграем ее в секунду.( дети сочиняют мелодию и проигрывают ее в секунду).

УЧИТЕЛЬ:  Итак дети. Сегодня на уроке мы еще лучше узнали интервал секунда. Какие бывают секунды?

ДЕТИ: Малые и большие.

УЧИТЕЛЬ: Молодцы! Малые секунды в них 2 ступени и полутон, а в большой секунде тоже 2 ступени и целый тон. Мы научились различать секунды на слух и научились изображать их с помощью музыкального ежика

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока сольфеджио 1 класс Тема: "Секунда малая и большая"

Тема урока: «Секунда малая и большая»      Цель урока:   «Закрепление  понятий  «тон – полутон» через освоение интервала  секунда»....

Свидетели эпохи.Малая коллекция большой истории

Исследовательская работа ученика...

Конференция по физике в 11 классе " Атомная физика. Малые объекты - большие возможности"

Конференция по физике в 11 классе:"Атомная физика. Малые объекты - большие идеи"Цель: развить навыки учебно-исследовательской деятельности обучающихся, расширить знания о строении вещества. Нанот...

Урок - мастерская по литературе в 5 классе «Малая и большая Родина в лирике С. Есенина»

Цель урока: ·        Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями», «Ты запой мне ту песню, что прежде…»....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Моя малая и большая Родина"

Направление - научно – познавательноеВид деятельности - познавательно, игровойВикторина «Своя игра»  в 5-м классе с использованием мультимедийной презентации.Викторина способств...

План открытого урока по сольфеджио с учащимися 2 класса на тему: "Интервалы. Малые и большие секунды"

План открытого урока по сольфеджио с учащимися 2 класса программы ФГТ «Фортепиано, народные инструменты». Тема: «Интервалы. Малые и большие секунды».Цель: Познакомить учащихся ...

Упражнения с малым и большим мячем

Упражнения с мячом чрезвычайно разнообразны: различные формы броска и ловли одной и двумя руками, индивидуальные, парные и групповые упражнения и т. д. Они часто применяются в танцевальных комбинациях...