Интеграция как методическое явление. Возможности интеграции в обучении
статья по музыке на тему

Кустарова Наталья Николаевна

На сегодняшний день ни в одном словаре или справочнике нет методического значения слова интеграция.  Зато хорошо известно, что латинское слово (integratio) - восстановление, восполнение, (integrer) - целый,  принято к употреблению в двух значениях:

- объединение в целом каких-либо частей, элементов;

- процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух или более государств с однотипным общественным строем.

Вот как характеризуют интеграцию как методическое явление авторы статьи «Как организовать интегрированный урок?» И.   Коложвари и Л.  Печникова:  ...четвертый год,  изучая возможности интегрированного урока, мы убедились, что за этой методикой большое будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc92.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Кустарова Н.Н.

ИНТЕГРАЦИЯ КАК МЕТОДИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.
ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ В ОБУЧЕНИИ

На сегодняшний день ни в одном словаре или справочнике нет методического значения слова интеграция.  Зато хорошо известно, что латинское слово (integratio) - восстановление, восполнение, (integrer) - целый,  принято к употреблению в двух значениях:

- объединение в целом каких-либо частей, элементов;

- процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух или более государств с однотипным общественным строем.

 Наличие однотипных частей или элементов и возможность их естественного подчинения единой цели и функции в ряде учебных предметов есть основа для определения термина «интеграция» в методике,  т.е.  в науке о закономерностях обучения, воспитания и развития учащихся средствами определенного учебного предмета и их совокупностью.

Вот как характеризуют интеграцию как методическое явление авторы статьи «Как организовать интегрированный урок?» И.   Коложвари и Л.  Печникова:  ...четвертый год,  изучая возможности интегрированного урока, мы убедились, что за этой методикой большое будущее.

Благодаря ей в сознании учеников формируется более активная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике,  потому что знания легче обнаруживают свай прикладной характер, и учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.

Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированного курса зависят от многих условий. Поэтому прежде чем создавать новую программу, педагогам и методистам необходимо учесть те обстоятельства, которые помогут сделать вывод о необходимости и возможности интеграции".

Для этого учитель прежде всего анализирует уровень подготовленности учеников своего класса, оценивает их психологические особенности и познавательные интересы.  Трудности,  существующие в их учебной деятельности, могут быть одной из причин использования метода интеграции.  Порой успешное изучение школьниками одного  предмета зависит от наличия у них определенных знаний и умений по другому.  Например, умение списывать грамотно и быстро текст в большей мере зависит от умения бегло и правильно читать.  Но даже если такое точное указание на возможное партнёрство отсутствует, строго оценивая содержательный план своего предмета, учитель может увидеть, что «изолированное»  преподавание нередко ущербно и недостаточно.

Ведь мы всё более отчётливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других.  В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это так же есть основание для интеграции.

В программах многих дисциплин есть немало «перекрёстков»: совпадающих тем, общих проблем и вопросов, нередко изучаются явления, рассматриваются с разных позиций те же объекты. Всё это «заявка» на интеграцию, хотя бы по отдельным темам.

Но всё же наиболее глубока основа объединения, когда учителя выявляют в преподавании своих предметов такие поля взаимодействия, которые сближают перспективные цели обучения.  Чтобы воплотить замысел достичь поставленной цели, требуется разрабатывать соответствующую технологию обучения, учитывая организацию деятельности учителя и ученика в условиях интегрированного урока,  который нередко вызывает споры и разногласия.

Вполне естественно,  что в каждом классе есть группы школьников,  отличающиеся типами памяти,  восприятия, внимания. Кого-то из них темп объяснения учителя устраивает, а для кого-то он слишком быстр.  Кому-то используемая на уроке таблица кажется ясной,  а другие воспринимают её только после длительных разъяснений. Самостоятельная исследовательская работа учеников несколько уравнивает их шансы, так как каждый выбирает свойственный - ему  путь решения,  хотя,  конечно,  остаётся проблема:  как вооружить ученика приемами,  способами, средствами, из арсенала которых он может выбрать подходящее для решения поставленной задачи.  Препятствием является и ограниченное время урока,  и то, что момент финиша у каждого ученика свой, а организующий их деятельность учитель - один.

Особенностью интегрированного урока является то, что в
этом процессе могут участвовать два или три,  а может и больше
педагогов. Проще или сложнее проводить такой интегрированный урок? Во многом зависит это от учителей.

Но необходимо помнить, что урок - важнейшее звено всей работы. Именно через неё реализуем все главные задачи интегрированного курса и приходим в итоге к успеху  или неудаче,  если не сумели этого сделать.

Интеграция позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень,

В начальных классах она носит свои особенности и носит
коллективный характер, т.е. «немного обо всём».

Дети знакомятся со многими явлениями,  понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. По мере обучения они получают всё новые и новые знания,  пополняя и расширяя уже имеющиеся. В этом основная сложность интегрированных уроков, т.к. необходимо сохранить динамическое развитие любой темы от её введения до закрепления. В свою очередь эти уроки позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям,  которые учитель выделяет в данный момент обучения.

Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Однако, как отмечалось выше, в первые два года обучения в школе не следует особо акцентировать на интеграции, т.к. у ребёнка ещё не большой багаж знаний, не сформировались грамматические,  вычислительные, технические навыки.

Кроме того, одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельности учащихся,  потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений,  круг которых увеличивается за счёт других предметов.

Посильно ли школьникам самостоятельно изучить такой объём материала? Ученики справятся с подобной работой только, если владеют приёмами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать своё время.

Эти вопросы должны стоять перед учителем начальных классов, который всерьёз занят проблемой интеграции на этом этапе обучения.

Немаловажное значение имеет то, знает ли учитель, когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата при обучении школьников. Вот какого мнения придерживается Е. Смирнова, описывая это в своей статье «Властвуй, не разделяя»:

«… В первом классе лучше интегрировать следующие предметы: чтение, письмо, изобразительное искусство, труд. Только чтение и только письмо очень утомляют ребёнка и развивают у него отрицательные эмоции.  А задача учителя первоклассников заключается именно  в том, чтобы, с первых дней учёбы в школе у ребенка ни в коем случае не угас интерес к учению, не потухли огоньки в его глазах, чтобы ребёнок с радостью шёл на урок. Чередование вышеперечисленных предметов поддерживает интерес ребёнка к процессу  познания и активизирует деятельность.

Во втором классе можно интегрировать чтение, русский язык, природоведение и изобразительное искусство.

В третьем классе можно интегрировать чтение, русский язык, исторические рассказы, природоведение и изобразительное искусство.

В четвёртом классе можно использовать все возможные варианты интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются сейчас в начальных классах по новым программам.

Не стоит забывать и такой факт, что в системе обучения уже есть изначально интегрированные курсы.

Так, уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму) - уже интегрированные. Со времен К. Д.  Ушинского они проводятся в единстве.

Изначально интегрированный курс природоведения: основы естествознания и география.

Так же изначально интегрированный курс математики- арифметика,  элементы алгебры, геометрия, способствующие лучшему усвоению арифметического материала, и в то же время подготовка к изучению алгебры,  геометрии, основ трудового обучения.

:Кроме названных изначально интегрированных курсов, следует выделить возможные сочетания таких предметов, как чтение - русский язык, чтение - природоведение, чтение - изобразительное искусство, чтение - природоведение - изобразительное искусство, русский язык - чтение - изобразительное искусство, чтение - природоведение - труд, русский язык – природоведение - изобразительное искусство.

Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы,  помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

Гуманитарно-эстетический цикл школьных предметов позволяет достичь необходимого разнообразия в объединении нескольких предметов: ИЗО и музыка; литература и МХК; русский язык, литература и музыка; литература, ИЗО, МХК, музыка и т.д.

Тема интеграции предметов гуманитарного и эстетического циклов остается по-прежнему актуальной. Академик А.Мелик-Пашаев пишет, что «…интеграция искусств - перспективный и даже необходимый подход в современной педагогике. Более того, ученый говорит о необходимости формирования «единого интеграционного пространства школы».

Томский ученый В.А. Доманский в своей монографии «Культурологические основы изучения литературы в школе» пишет: «…Возникновение интеграции – результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих не просто контакты, коммуникации предметов чаще всего в какой-либо одной области знаний, а установление связи глубинной, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов научных идеях, концепциях, дающих целостное представление о человеке, мире, культуре».

Существует несколько видов интеграции, приемлемых к предметам гуманитарно-эстетического цикла:

1. Интегрированный урок, достоинствами которого являются большая содержательная емкость учебного материала, чрезвычайная лаконичность и четкость его подачи, взаимопроникновение интегрируемых предметов на всех этапах урока и огромная информативность.

2. Интегрированные предметы. На сегодняшний день таковым, например, является мировая художественная культура.

3. Интеграция искусств. Искусства могут интегрироваться на равноправной основе или на основе выбора доминирующего искусства.

Все виды интеграции могут использоваться, учителями МХК, литературы, истории, музыки, изобразительного искусства, в своей работе. Журнал «Искусство в школе», утверждает: «Находить общее в разных искусствах, прочитать что-то о музыке и извлечь пользу для преподавания изобразительного искусства или литературы – это могут очень немногие, так называемые «продвинутые» учителя... И мы знаем: учитель, понимающий «другие» искусства, несравненно лучше преподает «свое».

Говоря о межпредметной интеграции в первую очередь, имеем в виду межпредметное интегрированное содержание как основу, питающую и развивающую личность. Известно, что эстетическое воспитание, будучи сложной философской и педагогической категорией, включает в себя воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.

Задачи эстетического воспитания как одного из средств всестороннего развития личности, наиболее успешно решаются при параллельном воздействии различных искусств, при обучении основам искусства слова, звуков, линий, красок, историческим фактам.

Здесь следует учитывать и те принципиальные подходы к организации эстетического воспитания школьников, которые уже устоялись в школьной практике, предварительно получив научное обоснование.

Эти подходы вполне применимы и к организации системы художественно-эстетического воспитания. Их реализация в практике обучения во многом будет содействовать осуществлению более тесной взаимосвязи видов искусства и на этой основе успешному формированию эстетических интересов и потребностей, творческого выражения, углублению духовного мира школьников. В итоге их реализация послужит залогом чёткой, эффективной системы эстетического воспитания и художественной подготовки школьников. Это следующие подходы к организации эстетического воспитания школьников:

Комплексный подход. Данный подход предполагает, во-первых, что система художественно-эстетического воспитания должен выстраиваться на постоянном взаимодействии различных видов искусства и предметов гуманитарного цикла (истории, литературы, иностранных языков, музыки, изобразительного искусства). Во-вторых, художественно-эстетическое воспитание, как средствами искусства, так и средствами действительности должно стать органичной частью любого вида воспитания и образования.

Связь всех видов деятельности школьников, включая деятельность, связанную с освоением искусства, культуры, усвоением эстетических элементов учебных предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов.

Принципом организации художественно-эстетического воспитания является и положение о тесной взаимосвязи и взаимодополняемости классных и внеклассных занятий и воздействие искусства средствами массовой информации.

Важное значение для эстетического и общего развития личности имеет принцип единства художественного и общепсихологического развития этой личности.

Художественное же воспитание, как его определяет педагогическая наука последних десятилетий, есть развитие у подрастающих поколений любви и интереса к искусству, а так же навыков и умений художественной деятельности, являясь, таким образом, частью эстетического воспитания.

Н. Я. Брюсова в статье «За искусство» (1918 г.) призывает воспитывать творческое чувство наряду с умением осознавать творения и «…всем работающим в деле духовного воспитения надо все силы отдеть, чтобы суметь дать детям это творческое воспитение, раскрыть в них возможности действенной духовной жизни на земле. Воспитателям самим надо будет учиться этому умению наравне с учениками, создавать новые педагогические приемы, творчески работать”.

Под межпредметным интегрированным содержанием понимается взаимопроникновение разнокачественных систем содержания. Это могут быть интегрированные курсы с различным уровнем интеграции, уроки интегративного типа.

Из вышесказанного вырисовывается картина интегрированного урока. Таковым можно считать урок, решающий конкретные и перспективные задачи интегрированного курса. Определенны основные характеристики интегрированного урока:

синтез содержания изучаемого материала, теоретического и производственного обучения;

предметов общеобразовательного цикла между собой;

синтез деятельности двух или более педагогов;

формирование в единстве знаний и умений их применять, коммуникативность умений, повышение интереса к учению, снятие напряженности, страха, неуверенности.

Структура интегрированных роков искусств отличается следующими особенностями:

предельной четкостью, компактностью, сжатостью материала;

логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

большой информативной емкостью материала.

Формы проведения таких уроков разные: семинары, мастерские, конференции, урок творчества и так далее.

Одним из аспектов формирования личности учащегося, является мотивация. Учебный процесс, построенный на межпредметной интегративной основе, способствует повышению уровня мотивации обучающихся за счет понимания нужности, социальной значимости получаемых знаний, стимулирования познавательных интересов и потребностей, стремления к расширению собственного кругозора и т. д.

Далее рассмотрен пример опыта проведения интегрированного проекта, включающего в себя такие дисциплины, как мировая художественная культура и изобразительное искусство для учащихся 5-7 классов.

На организационном этапе учащимся были предложены темы и задания для определения сферы их интересов в последующей работе, а так же участники проекта были ознакомлены с критериями оценки результатов деятельности.

В начале работы над проектом учащиеся разделились на три творческие группы: “архитекторы, “гончары”, “модельеры”, каждая группа приступила к выполнению теоретического и практического задания в избранной области знаний. Так же в ходе реализации проекта был предусмотрен промежуточный контроль, в котором группы отчитывались о проделанной работе перед учащимися класса и планировали дальнейшие шаги по реализации поставленных задач.

Межпредметная интеграция способна придать личностный смысл одним областям знаний за счет удовлетворения интересов учащихся в других областях знаний. Содержание одной предметной области может выступать ценностным через содержание другой предметной области. Так, интегрированный проект "Загадки Древнего мира" вызвал интерес учащихся разных классов среднего звена потому, что одно и то же содержание, воспринятое ими на уровне значений в рамках "собственной" учебной дисциплины (в данном случае "МХК"), может восприниматься ими как определенная ценность в рамках другой учебной дисциплины (в данном случае "ИЗО"). При этом к тому же происходит взаимопроникновение теоретической и практической направленности деятельности учащихся, что также способствует формированию целостной личности.

Таким образом, в первых пяти уроках по теме "Художественная культура Древнего мира" связующим звеном ("стержнем", "ядром", системообразующим фактором, кооперирующей дисциплиной) явилась Мировая художественная культура. Эти уроки были вводными и уроками погружения в тему. Построенные на основе спиральной программы, они заключали в себе возможности для повторения, активизация и расширения ранее изученного материала, что инсценировано процесс "преемственной", "вертикальной" интеграции.

Это в свою очередь позволило подойти к проблеме повторения как переосмысление и реконструкции предшествующих знания, а не простому их наложению друг на друга как кирпичиков. Во время уроков учащиеся получали также новые сведения о развитии культуры Древних цивилизаций, особенностях и характерных чертах различных традиций. При этом все два предмета были переплетены. Беседа об особенностях каждой культуры в рамках Древнего мира переплеталась с практическим воплощением знаний на уроках изобразительного искусства: создание предметов быта соответствующей эпохи, костюмов, памятников архитектуры. Благодаря подобному объединению учащиеся могли применить полученные знания на практике, реализовать свой творческий потенциал и выработать личностное отношение к изучаемому вопросу.

Интегративное содержание на межпредметной основе дает больше возможности для создания интеллектуального творческого мышления через организацию педагогических ситуаций, направленных на постановку и решение межпредметных проблем. Приведем в качестве примера комплект дидактических материалов для творческой группы архитекторы:

Вариант задания

ГРУППА 1. “Архитекторы”

Что подарили нам древние архитекторы?

Цель работы:

Участники группы:_______________________________

Гипотеза:

Вопросы:

Какие формы существовали в архитектуре Древнего мира?

Какие архитектурные формы существовали в рамках развития культуры Древнего мира?

Какие характерные черты отличали названные формы?

Какие элементы архитектуры изобрели древние архитекторы?

Назовите особенности отдельных элементов и их предназначение?

Как связанны форма и декор здания с его назначением?

Как и почему менялись формы архитектуры?

Проанализируйте один из памятников Древнего мира с точки зрения строительных технологий (форма, элементы, масштаб):

- Стоунендж (Ирландия);

- Пирамиды в Гизе (Египет);

- Зиккурат Этеменаки (Вавилон);

- Парфенон (Древняя Греция).

На основании полученной информации разработайте и создайте макет изученного здания.

Какие формы и элементы архитектуры древнего мира используются в современной архитектуре?

Подготовьте презентацию проекта в Power Point.

Проблемные ситуации легко создаются на стыке разнохарактерных знаний и способов деятельности (макетирование, бумагопластика, моделирование), а именно это и присуще межпредметному интегрированному содержанию. Уровни интеграции в рамках проекта “Загадки Древнего мира” можно представить следующей схемой:

Рис.1 Уровни интеграции в рамках проекта “Загадки Древнего мира”

Уже первая программа по курсу МХК старшего научного сотрудника НИИ школ МП РСФСР, кандидата педагогических наук Л. М. Предтеченской, основанная на интегральном принципе построения в сочетании с принципами историзма и опоры на творческий метод, открывает широкие возможности для мобилизации глубоких и разносторонних связей с предметами гуманитарного и эстетического цикла. Программа и методика преподавания МХК требуют использования знаний, умений и навыков и впечатлений, полученных учащимися в курсе литературы, истории, изобразительного искусства и музыки.

Таким образом, учителя поддерживающие программу Л. М. Предтеченской, должны самостоятельно систематизировать различные дисциплины при планировании уроков, идти по пути поиска, определения пропорций отведения времени на уроке, чтобы из отдельных предметов получить прекрасную картину, не упрощающую восприятие материала, а, наоборот дающую толчок к самообразованию, к углублению своих знаний.

Для этого предметы, подбираемые учителем для интеграции, должны быть достаточно близкими по тематике и содержанию. Приведем примеры возможных интегрированных проектов в рамках Мировой художественной культуры:

Табл. 1.

Примеры возможных интегрированных проектов в рамках Мировой художественной культуры

Тема

Предмет

Аспекты

Художественная культура Древней Греции

МХК, окружающий мир

Мифология и созвездия

Художественная культура Средних веков

МХК, изобразительное искусство;

МХК технология

Изобразительное искусство Средних веков

История костюма: костюм Средневековья

Художественная культура эпохи Возрождения

МХК, литература

Поэзия эпохи Возрождения

Художественная культура Нового времени

МХК, история

Особенности формирования и значение нового этапа в мировой культуре

Художественная культура конца XVIII – начала XIX века. Романтизм

МХК, немецкий язык, изобразительное искусство

Поэтические переводы немецкой лирики, иллюстрации к сказкам немецких романтиков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (музыкотерапия - интеграция здоровьесберегающих технологий по сказке «Волк и семеро козлят»)

Аннотация Проблема укрепления и сохранения здоровья не компания одного дня деятельности и одной здоровьесберегающей технологии, а целенаправленные, систематические занятия в виде комплекса интегр...

презентация Интеграция как один из способов повышения качества обучения на уроках физики

Физика тесно связана с другими науками, подчеркивая это на уроках, можно значительно повысить качество обучения...

Методическая разработка: межпредметная интеграция на уроках литературы в 10 классе. Лирика Фета

Методическая разработка: межпредметная интеграция на уроках литературы в 10 классе.Импрессионизм в поэзии «чистого искусства». Лирика А.А. Фета. Учитель: Юлаева Ирина Алексеевна.Цель урока: спосо...

Статья из опыта работы «Интеграция как методическое явление на примере урока обществознания»

Процесс обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе всегда был ответственным. В обществе, не смотря на критическое переосмысление трактовки многих исторических событий, фактов, во...

Статья Об интеграции как методическом явлении ( из опыта работы)

Статья Об интеграции как методическом явлении ( из опыта работы)...

Методический материал по интеграции учебной и внеурочной деятельности обучающихся

Методический материал по интеграции учебной и внеурочной деятельности обучающихся в формеНАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОТКРЫТИЕ»Для учащихся 8-11 классовУже 26 лет в МБОУ «Лицей&r...