Статья Об интеграции как методическом явлении ( из опыта работы)
статья по русскому языку ( класс) на тему

Статья Об интеграции как методическом явлении ( из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ob_integratsii_kak_metodicheskom_yavlenii.docx43.25 КБ

Предварительный просмотр:

Об интеграции как методическом явлении

( из опыта работы)

Учитель русского языка и литературы  Винокурова Наталия Михайловна МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 32» г.о. Саранск Республика Мордовия

       "На сегодняшний день ни в одном словаре или справочнике нет методического значения слова интеграция. Зато хорошо известно, что латинское слово ( integratio ) - восстановление, восполнение, (integrer) - целый, принято к употреблению в значении : Наличие однотипных частей или элементов и возможность их естественного подчинения единой цели и функции в ряде учебных предметов есть основа для определения термина "интеграция" в методике, т.е. в науке о закономерностях обучения, воспитания и развития учащихся средствами определенного учебного предмета и их совокупностью.

            В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.

 Современному обществу нужен человек, самостоятельно критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса.

         Благодаря интегрированным урокам в сознании учеников формируется более активная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер, и учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.

В своей педагогической практике я применяю интегрированные уроки, которые  предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, т.к. каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Такие уроки позволяют чётко осознать: где и каким образом, для каких целей эти знания могут быть применены.

          Я считаю, что идея интеграции обучения и воспитания естественным образом вытекает из стремления дать молодому поколению целостное, единое представление о природе, обществе и о своем месте в них, позволяет учителю расширять границы предметности, указывать ученику путь поиска решения проблем. Интегрированные уроки формируют у учащихся эстетические, экономические, нравственные аспекты мышления.

Предметом анализа в интегрируемом содержании выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных дисциплинах. При комплексном подходе к формированию основных понятий изучаемая тема непосредственно может быть связана с содержанием других учебных предметов, поэтому я нахожу возможность их объединения. То есть в изучаемой теме могут действовать внутрипредметные и  межпредметные связи одновременно. Для этого я пересматриваю учебный материал и планирую его таким образом, чтобы то или иное новое понятие или явление воспринималось учащимися полностью, комплексно. 

           ЦЕЛИ, КОТОРЫЕ СТАВЯТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ:
Познавательные (содержательно – информационные). Научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.
Развивающие (информационно – деятельностные). Научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Воспитательные: научить ребят извлекать нравственные уроки из осмысления произведений и событий, явлений.

         В интегрированном уроке объединяются знания из различных предметов. Поэтому  считаю важным - правильно определить главную цель интегрированного блока. Если общая цель определена, то из содержания предметов беру только те, которые необходимы для ее реализации.

           При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на занятии.

            Интеграция  - это определенная система моей работы, у которой имеется результат:

  • в эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении различных видов искусства;
  • в повышении уровня знаний по предмету;
  • в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением  естественных  взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
  • в росте познавательного мышления школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
  • во включении учащихся в творческую, исследовательскую деятельность, результатом которой могут быть их собственные произведения и проекты;
  • в воспитании  настоящего гражданина своего Отечества.

           Можно сказать: межпредметные  связи – условие повышения качества учебно – воспитательного  процесса  современной  школы,  условие  интеграции  науки  и  практики, интеграции личности в национальную и мировую культуру. А умение устанавливать  межпредметные  связи  –  показатель  педагогического  мастерства  учителя.

          Хотелось бы поделиться опытом проведения интегрированных уроков. 

        Интегрированный урок русского языка и биологии ( 7 класс)

Причастный оборот.

«Эти «летающие цветы» – бабочки».

Учителя МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 32» г.о. Саранск Республики Мордовия русского языка и литературы Винокурова Наталия Михайловна , биологии Журавлёва Людмила Викторовна

Цели урока:

 Русский язык

1.Совершенствовать навыки опознания причастного оборота, выделение его с помощью интонации в устной форме речи и запятыми на письме.

2.Развивать навыки построения схемы предложения с причастным оборотом.

Биология.

1.Познакомить учащихся с характерными признаками Отряда Чешуекрылые.

2.Раскрыть многообразие представителей Отряда Чешуекрылые.

3.Выяснить роль в природе и значение в жизни человека представителей отряда Чешуекрылые.

4.Развивать умения классифицировать факты , делать обобщающие выводы.

5. Воспитывать экологическую грамотность.

Оборудование:

1.Учебно-наглядный комплекс: учебник В.В.Латюшина «Биология. Животные. 7 класс»; рабочая тетрадь В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова « Биология. Животные.7 класс»; учебник «Русский язык. Практика. 7 класс».

2.Учительская презентация по теме урока.

3.Рисунки учащихся.

4.Эпиграф к уроку.

5.Составление инсерта.

6.Оценочный лист ученика.

7.Составление кластера.

Ход урока:

I. Организационный момент.

2. Эпиграф.  ( читает учитель русского языка)

                    “Долина вся в цветах,

                      Над этими цветами –

                      Рой пестрых бабочек,

                       Цветов летучих рой.

                                                Апполон  Майков        (Слайд1)

Учитель биологии

- Действительно, сколько загадок, неизвестного таит природа. Многие тайны так и не будут открыты в ближайшем будущем, но ставить природе вопросы  всегда являлось приоритетным для человека.

3.Актуализация опорных знаний.

        Учитель биологии

 Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Я тетрадь свою открою…

И наклонно положу. (Слайд 2)

        Учитель русского языка

-  Запишите число. Сегодня на уроке мы будем работать в оценочных листах.

- Вслушайтесь в музыку великого русского композитора П.И.Чайковского (Слайд 3)

  - Постарайтесь представить этот таинственный танец цветов. (Слайд 4-5)

4.Определение темы урока.

Учитель биологии

- Ребята, а теперь загадка. Загадка. (Слайд 6)

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

 Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.

- Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня поведём разговор?

-  Действительно, бабочки - одно из самых ярких и красочных созданий природы. В Древнем Риме верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от своих стеблей.                                  

Учитель русского языка

 «Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о чудо! – цветок оторвался от стебля и полетел. Так, по древнегреческой легенде, появились бабочки». (Слайд 7)

Учитель биологии (Слайд 8-9)

- Давайте вместе попытаемся сформулировать тему урока.

- Ребята, а как вы думаете, какие слова, из  сказанных  вами, будут ключевыми

- Ну, что ж, ребята,  записываем тему урока  «Эти  « летающие цветы» – бабочки».  (Слайд 10)

6. Постановка целей урока

Учитель русского языка

- Какой частью речи является слово  « летающие»?

- Почему в предложении знак тире?

-  Посмотрите  внимательно на тему урока. Имеет ли причастие «летающие» при себе зависимые слова?

- Значит, это одиночное причастие.

-  А как называется причастие с зависимыми словами?

- Сегодня на уроке мы будем совершенствовать навыки оформления причастного оборота и выделения его с помощью интонации в устной и  письменной речи.

                                  Учитель биологии (Слайд 11)

- Для каждого любителя природы бабочки – это праздник души. Богатство красок и полет – то стремительный, то неторопливый.

 Бабочки – это прекрасные творения живой природы, вершина ее художественного мастерства, шедевр эволюции.

 Мы с вами на уроке познакомимся с этими удивительными созданиями природы,  населяющими практически все уголки нашей планеты, и ответим на вопрос : Чем представители отряда Чешуекрылые или Бабочки отличаются от других представителей  Класса Насекомые.

- Вашему вниманию предлагается текст. Внимательно прослушайте его и в оценочном листе сделайте пометки. Прием “Инсерт».  (Слайд 12)

“+” - уже знал

“v” - узнал новое

“?” - есть вопрос

                     Учитель русского языка (Слайд 13-14)

-  Ваша задача : определить к какому стилю  относится текст. (текст читает учитель русского языка)

1) У бабочек две пары крыльев, которые   покрыты чешуйками.

2) Чешуйки – это сплюснутые видоизмененные хитиновые волоски. 3) Они увеличивают подъемную силу крыла в планирующем полёте, защищают бабочку от переохлаждения, уменьшают шум и вибрацию при машущем полёте и защищают крыло от повреждений ( при ударе крыла о лист растения чешуйки отламываются и не дают крылу приклеиваться к растению).4) Чешуйки бывают трех видов: цветные или пигментные ( в их полостях находятся красящие вещества); оптические ( наружная сторона этих чешуек имеет рёбрышки, которые преломляют падающие на них лучи  света, поэтому крылья  переливаются);пахучие , которые выделяют  феромоны.5) Феромоны- это пахучие вещества, привлекающие бабочек другого пола. 6) Разнообразное сочетание цвета, формы, размера, расположения чешуек  создаёт удивительное многообразие видов Отряда чешуекрылые.7) Их 140 тысяч.8)  Расположенные на голове бабочки сложные глаза, усики, сосущий ротовой аппарат – хоботок необходимы для жизнедеятельности бабочки.9) По форме усики бабочек различаются.10) Например, у бабочки адмирала усики напоминают английскую булавку. 11)Их называют булавоусыми бабочкам или «дневные». 12) У  бабочки  Репейницы усики похожи на перья. 13)Их называют перистоусые или ночные. 14) Бабочки, ведущие активный образ жизни днем, называются дневными, ночью – «ночными». 15)Перезимовавшие  после таяния снега бабочки готовы к размножению.16) Размножение идёт с полным превращением: яйцо- личинка- куколка- взрослая бабочка.17) Личинок бабочек называют гусеницами. 18) У гусениц в отличии от бабочек ротовой аппарат грызущий, так как пища гусениц растительная. 19) Достигшие определённого возраста  гусеницы окукливаются.20) Многие виды бабочек  занесены в Красную книгу.

8.Обсуждение.

 Учитель русского языка

- К какому стилю относится данный текст?

- Назовите особенности научного стиля речи?

        Учитель биологии

- Итак, вернёмся к оценочному листу. (Слайд 15)

+  Ребята, что из того, что вы прочитали,  вам было знакомо?)

“v” Что было новым?)

 “?”  Появились ли у вас вопросы, на которые вы хотели  бы получить ответ на сегодняшнем уроке?

9.Работа  по теме урока

                                  Учитель биологии

 -  Как вы думаете, почему отряд носит такое название? (две пары крыльев,   покрыты чешуйками)

- Сколько пар крыльев имеют чешуекрылые?  ( две пары крыльев)                        

Учитель русского языка (Слайд 16)

- По ходу работы с текстом вам нужно заполнить таблицу в оценочном листе: указать номер и схему предложения, которое будет для разбора. Само предложение записываем в тетрадь, определяем грамматическую основу.

- Прочитайте   1 предложение.

- По наличию грамматических основ, какое оно?

У бабочек две пары крыльев, которые   покрыты чешуйками .

- Перестройте это предложение в предложение с причастным оборотом.

У бабочек две пары крыльев, покрытых чешуйками.

- Какое слово в предложении будет определяемым для причастного оборота?

- Нужен ли знак препинания?

2.Со 2 по 6 предложения найдите такое, в котором есть биологический термин , присущий научному стилю речи , и причастный оборот, который, как и в 1 предложении находится после определяемого слова.

( Предложение №5)

Феромоны - это пахучие веществ,  привлекающие бабочек другого пола.)

- Какое слово будет определяемым?

- Почему в предложении знак тире?

-Сделайте вывод по схемам 1 и 5 предложений. (Схожи по строению)

     

 Учитель биологии (Слайд 17)

-Работаем с рисунком 64 с. 78.

- Назовите тип ротового аппарат у бабочек? ( Сосущий)

- В оценочном листе  в задании №  1 обозначьте органы, расположенные на голове бабочке.

- Сделайте предположение, почему хоботок свёрнут в спираль? ( Чтобы не мешать в полете и не сломаться)

                                         Учитель русского языка

- С 7 по 12 предложения найдите такое, в котором есть причастный оборот и одиночное причастие.

( Предложение №8 Расположенные на голове бабочки сложные глаза, усики, сосущий ротовой аппарат – хоботок необходимы для жизнедеятельности бабочки.)

- Назовите одиночное причастие. Дайте ему характеристику. ( «сосущий» - действительное настоящего времени).

- Назовите причастный оборот.

- Где по отношению к определяемому слову находится причастный оборот.

- Нужен ли знак препинания?

Учитель биологии (Слайд 18)

- Какие бывают бабочки по активности?

- Сравните усики  ночных и дневных бабочек  в учебнике на рис.66 стр.79.

В чём их отличие?

                                          Учитель русского языка

- Прочитайте предложения 14-15.

- Найдите  грамматические основы, выделите причастные обороты.

- Скажите, отличаются ли по строению эти предложения?

14)Бабочки, ведущие активный образ жизни днем ,называются дневными, ночью – ночными.

 15) Перезимовавшие после таяния снега бабочки готовы к размножению. (Вывод: в 14 – ПО находится после определяемого слова, поэтому выделяется запятой. В 15- ПО находится перед определяемым словом,

поэтому запятой нет.)

Учитель биологии (Слайд 19,20,21,22,23)

- Развитие бабочек  идёт с полным превращением: яйцо – личинка(гусеница)- куколка- взрослая бабочка.

- Как вы думаете, чем питаются гусеницы?( Почти все гусеницы питаются растениями)

- Какой тип ротового аппарата  гусеницы? ( ротовой аппарат грызущий) А у взрослой бабочки? (Сосущий)

- Какое это имеет значение в борьбе за пищу? ( Личинки и  взрослые особи не будут конкурировать за пищу)

- В оценочном листе  в задании № 2 укажите правильное расположение развитие бабочек с полным превращением?

- Ребята, посмотрите, какое разнообразие гусениц в природе.

        

        Учитель русского языка

- Выразительно прочитайте  15 и 19 предложения .

15. Перезимовавшие  после таяния снега бабочки готовы к размножению. Чем выражено сказуемое?

19.Достигшие определённого возраста  гусеницы окукливаются.

-Выделите в них грамматическую основу, есть ли в этих предложениях причастный оборот.

- Что вы можете сказать по их строению?

 ( Вывод: они по строению схожи, в них определяемое слово стоит после ПО, поэтому запятой нет)

10. Физкультминутка. (Слайд 24)

        Учитель русского языка

- А сейчас у нас физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

              Больше спать не захотел.

              Шевельнулся, потянулся,

              Взвился вверх и полетел.

              Солнце утром лишь проснется,

             Бабочка кружит и вьется.

       

Учитель биологии. (Слайд 25-34)

Многие виды бабочек поплатились за свою красоту. Люди ловят для коллекции самые редкие, даже охраняемые виды. Ребята, полюбуйтесь на этих бабочек. Они занесены в Красную Книгу России , а так же в Красную Книгу РМ .Вот некоторые из них:  (Атрофанейра алкиной, Аполлон обыкновенный, Голубянка Аргали, Мнемозина, Махаон, Траурница, Павлиноглазка малая, или ночной павлиний глаз малый ,Медведица пурпурная, Амурский бражник)

- Ребята, как вы думаете,  какой вред и какую пользу приносят бабочки в природе? ( Польза: опыляют растения, являются кормом другим животным. Вред: личинки бабочек уничтожают растительность)

- Какой вред и какую пользу приносят бабочки человеку? ( Польза : Тутовый шелкопряд является одомашненной бабочкой для получения шелка, а так же они украшают нашу жизнь. Вред: гусеницы уничтожают с/х растения.)

11. Итог урока. 

        Учитель биологии (Слайд  35)

- Итак, сегодня на уроке мы определили, какие признаки отличают Отряд Чешуекрылые или Бабочки от представителей  других отрядов, класса Насекомые.

- Составьте кластер характерных признаков Отряда Чешуекрылых или Бабочек. Не забудьте, что важным признаком, положенным основой систематики насекомых, является строение и количество крыльев, а также строение ротового аппарата.

                                               Учитель русского языка (Слайд 36)

- Итак, что мы сегодня повторили?  (1.Способы выделения причастного оборота)                  

 2.Интонационное выделение причастного оборота  в устной и  письменной речи.

3.Также развивали навыки работы по построению схемы предложения с причастным оборотом.

- Ваша задача составить кластер по теме «Причастный оборот».

14. Защита рисунков

- Опишите свою работу предложениями с причастным оборотом.

5. Итог урока

                   

               Учитель биологии

- Считают, что бабочки появились на Земле одновременно с цветковыми растениями.

-Бабочки олицетворяют наши сокровенные мечты. Кому же не хочется быть красивым, свободным, окрыленным счастьем!

                                             Учитель русского языка

- Бабочки  напоминают нам о том, что жизнь быстротечна - зачем же тратить ее на уныние?

-   Принимайте каждый день как подарок, радуйтесь и дарите радость другим.

-Развивайте себя, пополняйте свой лексикон. Украшаете свою речь причастными оборотами. Работайте над интонацией. И тогда вы будете интересным собеседникам.

16.Рефлексия.

«Что может измениться в моей жизни после сегодняшнего урока? »

Рефлексия

Что вы чувствовали на уроке

          (отметьте нужное)

грусть

гневулыбка

17. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция как методическое явление. Возможности интеграции в обучении

На сегодняшний день ни в одном словаре или справочнике нет методического значения слова интеграция.  Зато хорошо известно, что латинское слово (integratio) - восстановление, восполнение, (integre...

Статья «Приоритеты духовно-нравственного развития обучающихся»(из опыта работы)

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы....

Статья "Как сделать презентацию к уроку. Из опыта работы"

Основные правила   и часто допускаемые ошибки  при создании учебной презентации....

Статья из опыта работы «Интеграция как методическое явление на примере урока обществознания»

Процесс обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе всегда был ответственным. В обществе, не смотря на критическое переосмысление трактовки многих исторических событий, фактов, во...

Методическая разработка: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Данная программа написана для учащегося эстетического отделения Точенова Вячеслава  (диагноз ДЦП), поступившего в НДШИ в 2006 году по рекомендации Российского реабилитационного центра «Детство» и...