Урок музыки "Музыкальные инструменты России"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Марков Владимир Петрович

Урок музыки по формированию  музыкальной культуры обучающихся с помощью средств народной музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_instrumenty_rossii.docx19.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное казенное специальное (коррекционное)  образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 8  VIII вида г. Кургана»

     

         Урок музыки

      «Музыкальные инструменты России»

(5 класс)

Составил

учитель музыки

Марков В.П.

Курган, 2013

Конспект урока для 5 класса

по теме «Музыкальные инструменты России»

Цель: формирование музыкальной культуры обучающихся с помощью средств народной музыки.

Задачи: 1) формировать знания об истории создания русских народных инструментов (домра, балалайка).

2) Совершенствовать певческие и исполнительные навыки, развивать чувство ритма, тембра, интонации и строя.

3) Содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного обращения с окружающими. Воспитать любовь и интерес к народной музыке и народным инструментам.

Структура урока:

  1. Оргмомент (3 мин.)
  2. Сообщение нового материала (20мин.)
  3. Вокально-хоровая работа (10 мин.)
  4. Закрепление материала (5мин.)
  5. Домашнее задание (2 мин.)

Методы: словесные, наглядные, практические.

Музыкальный материал.

  1. Русские народные песни в исполнении оркестра ОРНИ.
  2. Калинка РНП.
  3. Светит месяц.
  4. Коробейники.
  5. Частушки.
  6. Тимошкина гармошка.

Наглядно-дидактические пособия.

  1. Иллюстрации с изображениями русских народных инструментов.
  2. Портрет Андреева В. В.
  3. Музыкальные и шумовые инструменты.
  4. Аудиокассеты с записями.
  5. Музыкальная хрестоматия.

Техническое оборудование:

  1. Музыкальный центр.

Литература:

  1. Журнал «Дефектология» №5, 1995, Бетретдинова, «Дидактические игры на уроках музыки и пения во вспомогательной школе».
  2. Журнал «Музыка в школе», №3, 2003, А.М. Зинина «Музыкально-дидактические игры в «ДОУ».
  3. И.Е. Евтушенко, «Программа по музыке и пению» в коррекционной школе-интернате 8-го вида.

Ход урока.

Вход детей в класс. Дежурный называет отсутствующих.

Тема нашего урока «Музыкальные инструменты России». Наша цель изучить историю создания русских народных инструментов, таких как домра и балалайка. Мы сегодня совершим путешествие во времени (11 – 17 век). Мысленно перенесёмся во времена князей Олега и Владимира. А история РНИ связана со странствующими актёрами – музыкантами, которых называли скоморохами.

Как вы думаете, кто такие скоморохи?

Скоморохи были самыми почётными гостями на княжеских пирах и народных гуляниях, свадьбах. На народных сборищах скоморохи своим весельем, песнями и плясками не только развлекали толпу, но и заставляли её подражать себе. Песни, игры, пляски, смех, разгул – всё это сливалось в одну шумную картину. Играли скоморохи на гуслях, свирелях, бубнах. Но самым популярным инструментом была домра.

А что за инструмент такой, домра?

Домра – это старинный русский инструмент 16-17 в.в. на нём играли скоморохи. При царском дворе существовала целая «Потешная палата» из музыкантов-скоморохов, играющих на домрах, гуслях, гудках. Самая маленькая писклявая домра называлась «домришкой», самая большая и низкая по звучанию «домра басистая». Все торжества, празднества и народные гуляния сопровождались песнями, игрой на музыкальных инструментах. Даже было налажено кустарное производство инструментов и струн. Технология домры такова: из цельного куска древесины выдалбливался корпус, к нему приделывали палку – гриф, натягивали струны или жилы животных. Играли щепочкой, пёрышком или рыбьей костью. Но тут истории домры наступает самый драматический момент. Служители церкви боялись развития светской культуры. Они объявили представления скоморохов «бесовскими игрищами», И в 1648 году царём Алексеем Михайловичем был издан указ о массовом истреблении ни в чём не повинных инструментов – орудий «бесовских игрищ». Инструментальную музыку запретили вообще. Инструменты отбирали у населения, на телегах вывозили и сжигали. Такого трагического поворота судьбы не случалось ни с одним инструментом. История древне-русского инструмента обрывается, и можно было бы поставить точку, но… Домре суждено было возродиться из пепла!

Выдающийся исследователь, музыкант В.В. Андреев в 1896 году в Вятской губернии обнаружил инструмент с полусферическим корпусом. Он предположил, что это домра, реконструировал. Инструмент получил название домра.

Исполнение. Коробейники РНП.

В лесу выросла, из лесу вынесено, в руках плачет, а на полу скачет. Это балалайка, все в мире знают, что это русский инструмент.

Корень этого слова созвучен со словами балакать, балагурить, что значит болтать, пустозвонить.

Первое письменное упоминание о балалайке относится к 1715 году, во время царствования Петра Великого. На одном из придворных пиршеств было решено по царскому указанию составить грандиозный оркестр, в который бы входили представители всех народностей, населяющих тогда Россию. Русские балалайки не всегда имели треугольную форму. Многие из них имели овальный, тамбурообразный корпус. Изготовляли этот корпус из тыквы. Знаменитый русский музыкант, композитор, скрипач, балалаечник и дирижёр Иван Евстигнеевич Хандюшкин (1747 – 1804 г.г.) играл на балалайке, сделанной также из тыквы, проклеенной внутри порошком битого хрусталя, что придавало особую чистоту и серебристость. Русский человек развивал и распространял балалайку. О популярности балалайки говорили в песнях.

«Срежу я с берёзы три пруточка,

Сделаю из них я три гудочка,

А четвёртую балалайку…»

Частушки.

Пословицы.

Наш брат Исайка, без струны балалайка.

В начале 80-ых годов В.В Андреев сделал чертежи и расчёт балалайки. У него была собрана целая коллекция балалаек: вятские, рязанские, вологодские, владимирские и др. В 1880 году Андреев обратился к инструментальному мастеру, сделать из лучших сортов дерева балалайку. Звучание нового инструмента было превосходным. Первый же сольный концерт имел очень большой успех. Никто не ожидал, что невозможно будет достать билет на концерт Василия Андреева. Он усовершенствовал балалайку. На балалайке до Андреева не было зафиксированных ладов, т.е. врезанных в врезанных в шейку грифа порожков, к которым музыкант прижимал струны пальцами. Раньше эти лады навязывались: шейка грифа в нужном месте перевязывалась толстой жилкой (они могли сползать) и их нужно было поправлять. Андреев врезал постоянные порожки, сначала из было 5, в наше время балалайка имеет более 20 ладов. Концертный сезон 1888 года принёс балалайке Андреева заслуженную славу. Талантливого музыканта стали называть артистом и молодым отцом балалайки. Он основал школу игры на балалайке. Ансамбль и оркестр народных инструментов. В 1892 году во Франции Андрееву было пожаловано звание Академика французской академии в 31 год.

Разучивание РНП «Калинка»

Исполнение «Светит месяц»

Вывод: на уроке мы изучили историю создания народных инструментов: домры и балалайки. И познакомились с замечательным музыкантом В.В. Андреевым, который возродил и усовершенствовал эти инструменты.

Домашнее задание: Выучить песню «Калинка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме « Музыкальные инструменты России»

Цель: углубить знания детей о мире русской народной  культуры с помощью народной инструментальной музыки.Задачи-воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной музыки...

Конспект урока по музыка в 4 классе. Тема: "Музыкальные инструменты России".

Цель урока: пробудить интерес к игре на простейших музыкальных инструментах. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной музыки, через историю своего народа. На уроке и...

Урок музыки по теме"Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов"

На уроке учащиеся знакомятся с создателем первого оркестра народных инструментов и его роли в сохранении народного творчества....

Конспект урока в 4 классе по теме - Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

Музыкальные  инструменты России. Оркестр народных инструментов....

Музыка моего народа. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

расширение музыкального кругозора учащихсязнакомство с русскими народными инструментам и историей их появления;закрепление навыков игры на народных инструментах;нравственное воспитание уч-ся,...