Гармонический слух и основы методики его развития
учебно-методический материал по теме

Алехина Татьяна Борисовна

  В своей работе я хочу обратиться к проблеме развития гармонического слуха у детей на уроках сольфеджио в детской школе искусств. Часто изучение теоретического материала, выполнение практических работ, сольфеджирование одноголосных номеров и пение интервалов отодвигает на второй план развитие гармонического слуха у учащихся, что в свою очередь отрицательно сказывается на общем процессе обучения. В этой работе я описала своё видение решения данной проблемы с помощью некоторых важных основ при развитии гармонического слуха у обучающихся с самого начала обучения в школе. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл garmonicheskiy_slukh_i_osnovy_metodiki_ego_razvitiya.docx26.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гармонический слух и основы методики его развития

Т.Б. Алехина

преподаватель теоретических дисциплин

I квалификационная категория

Урок сольфеджио занимает важное место в комплексе предметов, преподаваемых в музыкальной школе. На этом уроке применяется множество различных форм работы по развитию музыкальных способностей у детей. Это вокально-интонационная работа, развитие метро-ритма,  сольфеджирование, слуховой анализ, запись диктантов, теоретические сведения, развитие творческих навыков. Каждая из этих форм обучения развивает определенные качества музыкального слуха, но в совокупности они выполняют единую цель-воспитание чуткого и мыслящего музыканта.

В своей работе я хочу обратиться к проблеме развития гармонического слуха у детей на уроках сольфеджио. Часто изучение теоретического материала, выполнение практических работ, сольфеджирование одноголосных номеров и пение интервалов отодвигает на второй план развитие гармонического слуха у учащихся, что в свою очередь отрицательно сказывается на общем процессе обучения. Развитие гармонического слуха следует начинать уже в первом классе. 

Гармонический слух - это способность слышать гармонические созвучия, аккорды, уметь раскладывать их. По определению Теплова, гармонический слух представляет собой способность воспринимать (одновременно) множество звуков как единое целое. Единицам дано слышать подобное от рождения, впрочем, если не развивать данную способность она может и вовсе угаснуть. Только тренировка слуха может дать результаты!

Гармонический слух проявляется прежде всего в способности воспринимать многоголосие. Основную роль в этом восприятии играют эмоциональные ощущения, поэтому главный принцип методики развития слуха в целом – сначала явление должно быть услышано, а затем теоретически осмыслено – приобретает в работе над развитием гармонического слуха особенно большое значение.

В процессе восприятия многоголосия внимание может быть направлено на различные стороны звучания – на окраску аккорда, на его «звуковой облик» (фонизм), на функциональное значение аккордов, созвучий, на их связи между собой. Кроме того, внимание может быть направлено на отдельные голоса или звуки аккордов, созвучий. Для полноценного развития гармонического слуха необходимо работать над всеми перечисленными сторонами восприятия. При этом надо помнить, что восприятие двух первых сторон – фонизма и значения функциональных связей – основано, главным образом, на эмоциональном ощущении и меньше связано с конкретной высотой звуков, тогда как третья сторона основана на рациональном осознании, на определении высоты каждого звука.

Неправильно было бы думать, что восприятие многоголосия трудно и недоступно учащимся. Многоголосное звучание, как правило, знакомо им и привычно. Преподавателю важно воспитать осознание гармонии, дать навыки владения этой стороной слуха. В некоторых случаях гармония не осложняет, а облегчает осознание явлений. Так, например, при развитии чувства лада, при изучении связей звуков обязательно используется гармония, так как при этом ощущение тяготений определяется яснее.

Практика показывает, что работу над развитием гармонического слуха можно и нужно начинать с раннего возраста или на первых этапах обучения. Это – период накопления слуховых впечатлений, заполнение «кладовых мозга». Известно, что первые впечатления особенно ярки и прочны. Многие считают, что основным содержанием занятий сольфеджио на начальном этапе является развитие мелодического слуха, работа над одноголосием, а работа над гармоническим слухом может начаться только параллельно с курсом гармонии. Это, я считаю, в корне не правильное мнение; оно ведет к тому, что развитие гармонического слуха всегда отстает от мелодического. Главная задача – накопить слуховые впечатления, создать базу для дальнейшего развития гармонического слуха.

Во взрослой аудитории – в музыкальных колледжах, институтах и консерваториях – учащиеся, студенты, как правило, обладают значительно большим опытом в слушании многоголосной музыки. Однако часто в результате пассивного подхода к явлениям гармонии в предыдущие годы она воспринимается только эмоционально, неосознанно. Так, например, вокалисты, имеющие большой опыт в пении с сопровождением, эмоционально чутки к гармонии, легко воспринимают мелодию в данной тональности, данной гармонии, но делают это неосознанно. Одна из задач преподавателя – воспитать направленность внимания на те или другие стороны многоголосия, научить понимать гармонию. Несомненно, что для полноценного понимания гармонических явлений необходимы теоретические знания, так как благодаря им осмысливаются слуховые впечатления. Кроме того, без теоретических определений слуховые впечатления не могут быть закреплены в сознании учащихся, и потому не будут способствовать выработке определенных навыков слухового анализа.

Большую сложность представляет собой работа над воспроизведением услышанного многоголосия, над закреплением многоголосных внутренних представлений. Как известно, внутренние представления в начальном периоде развития слуха бывают слабыми и неясными; их состояние требует проверки и уточнения звучанием. Такой проверкой является мысленное пение, причем движения голосового аппарата помогают уточнить внутренние представления. При многоголосии такая проверка для одного учащегося исключается и внутренние многоголосные представления, не проверяемые пением, должны базироваться только на слуховом образе, закрепленном в памяти. Это так же осложняет работу над воспроизведением многоголосия.

Работа над развитием гармонического слуха начинается уже с первых уроков, когда разучиваются песенки, пропеваются примеры из учебников в сопровождении фортепиано. Гармонический слух так же формируется при пении интервалов, аккордов, при анализе на слух гармонических оборотов.

Знакомство с Т53 и S53 и D53 начинается со второго класса, как с трезвучиями главных ступеней I, IV,V. В дальнейшем изучаются обращения. Трезвучия как бы меняют свой облик, играют в чехарду. При этом всё проигрывается на фортепиано. Педагог играет Т S D в разном ритме, а ученики поют импровизацию на слог «ТА»

Задания на сочинения очень разнообразны. Это могут быть музыкальные картинки на тему «Кукушка», «Медведь», на тему «времен года» и т.д. Кроме того сочинять на стихи, на ритм, в определенном жанре (полька, вальс, марш).

Изучив главные ступени, педагог дает задание по подбору простейшего аккомпанемента. К примеру, из учебника «Сольфеджио» подобрать бас. Сначала это выдержанный бас на каждый такт, а с учётом пианистических возможностей учащегося задание усложняется: ритмически, фактурно и т.д. При этом нужно учитывать жанровость мелодии (полька, вальс).

Для работы над развитием гармонического слуха полезно выстраивать (пропевать, проигрывать, слушать на слух) цепочки аккордов.

Например:

Т53 - S64 – D6 - Т53; Т6 – S53 - D64 - Т6; Т64 - S6 – D53 – Т64. Такие цепочки можно пропевать в разных тональностях, в мелодическом прямом движении снизу вверх и в ломанном.

В качестве наглядного материала в работе над гармоническим слухом хорошо использовать карточки С. Белецкого с интервалами. Картинки по каждому интервалу образ, настроение и этим помогают в определении на слух. А таблица с расположением Т-S-D и обращениями, включая септаккорды, с использованием разных цветов (Т – синяя, S – зеленая, D – красная) способствует лучшему усвоению теории и умелому применению аккордов при подборе и определении на слух.

Для развития гармонического слуха полезно как можно больше играть аккорды и вслушиваться в них. Поэтому учащиеся, по роду своей специальности постоянно исполняющие и слушающие многоголосие (например, пианисты, баянисты), обладают большим запасом слуховых впечатлений, и гармонический слух у них развивается быстрее. Ощущение окраски аккордов и их функциональных связей особенно трудно дается учащимся, обладающим абсолютным слухом или хорошо развитым мелодическим слухом. Задача преподавателя – обратить особое внимание на выработку слышания комплекса звуков, т.е. на фоническую окраску аккордов.

Другой важной формой в развитии гармонического слуха является участие в создании многоголосия. Это прежде всего пение в хоре, игра в ансамблях, гармонизация мелодии и другие активные формы развития гармонического слуха.

Гармонический слух так же активно развивается при сочинении музыки, импровизации всякого рода (в хоре, за инструментом). Если в занятиях по специальности исполнительский процесс сам по себе служит выражением творческих способностей учащихся, то в сольфеджио необходимо развивать способности сочинять, вторить, подбирать за инструментом. На всех этапах обучения и особенно на начальном, следует широко использовать подобные формы развития слуха.

В практике работы над многоголосием существуют разные направления, но наиболее целесообразен, по моему мнению, путь, который заключается в том, что изучение многоголосия начинается с народных песен подголосочного склада, отличающихся очень естественным голосоведением. Партия вторы в народной песне, участвуя в создании основной мелодии, как бы приобретает свой облик, а не становится только добавлением к первому голосу. Поэтому партия вторы легче, выразительнее, чем партия второго голоса в примерах гомофонно-гармонического склада. Встречающиеся унисоны как бы выравнивают голоса, а появление после них двухголосия звучит особенно ярко и образно.

Развивая чуткость к гармонии, следует всячески активизировать творческую интуицию учащихся. Например, можно предложить спеть собственную мелодию на слова или на слоги, но так, чтобы она «уложилась» в аккомпанемент. Очень полезна, так же, гармонизация мелодии по слуху, при этом следует на первый план выдвигать выразительность звучания, а не исходить из каких-либо схем.

Дальнейшая работа над развитием гармонического слуха необходимо одновременно по трем аспектам: фонизмом или окраской, функциональными связями и голосоведением.  В работе над развитием чувства голосоведения (как и вообще при развитии гармонического слуха) основной формой является слушание, анализ на слух. Пение в хоре, слушание многоголосного пения также необходимо для развития чувства голосоведения.

Очень полезная такая форма работы, как подбор на фортепиано, которая, к сожалению, незаслуженно забыта в методике преподавания сольфеджио, и применяется только в детских музыкальных школах и школах искусств на первых порах обучения, а затем совсем оставляют. А между тем, для развития гармонического слуха подбирание – активная и полноценная форма проверки своих слуховых ощущений. И, например, если при развитии мелодического слуха основной проверкой служит пение, интонирование голосом, то при работе над гармоническим слухом, подбор на инструменте является единственной возможностью воссоздать полностью гармоническое звучание.

Развитый гармонический слух предполагает владение навыками в определении разных сторон многоголосного звучания, возможность синтезирования их, осознание воспринимаемой музыки, возможность проанализировать, сыграть и записать ее.

Для достижения этой цели необходимо:

  1. работать над развитием гармонического слуха с самого начала обучения (включая и подготовительный период);
  2. формировать все три стороны гармонического слуха (фонизм или окраска, функциональные связи и голосоведение), работая сначала отдельно над каждой из них, затем – сочетая их;
  3. исходить из наиболее общих впечатлений, постепенно углубляя и детализируя их;
  4. применять разнообразные приемы работы, избегать стандартов, использовать яркие, контрастные звучания, больше и шире привлекать примеры из музыкальной литературы.

.

Список используемой литературы.

  1. О.Л. Берак «Школа ритма»
  2. Б.В.Асафьев Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/Л./1973/
  3. Е.В.Давыдова «Методика преподавания сольфеджио» М./1986/
  4. М.Т.Картавцева «Развитие памяти и воображения на уроках сольфеджио»/М./1970/
  5. М.Т. Картавцева «Сольфеджио XXI век» /1999/
  6. А. Островский «Методика теории музыки и сольфеджио»/Л./1970/
  7. Костырева Г.П. «Творческий процесс как метод активизации развития музыкальных способностей младших школьников»/изд.Академия/2008/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио"

Открытый урок по сольфеджио, 3 класс ДМШ (возраст 9-10 лет)...

Развитие мелодического слуха на основе написания диктанта

ритмические упражнения формируют навыки правильной записи ритмических конструкций...

Музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха на основе дифференциации тембров народных музыкальных инструментов «Концерт на полянке»

Музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха на основе дифференциации тембров народных музыкальных инструментов «Концерт на полянке» [[{"type":"media","view_mode":"media...

Музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха на основе дифференциации тембров казачьих народных музыкальных инструментов «У плетня»

Музыкально-дидактическая игра  на развитие тембрового слуха на основе дифференциации тембров казачьих народных  музыкальных инструментов «У плетня»...

Работа над ансамблем, как развитие интонационно-гармонического слуха и тембрового слышания музыки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ...

Методические рекомендации "Формирование функциональной грамотности детей с нарушением слуха на основе развития речи и словесно-логического мышления"

В условиях современного общества неотъемлемой частью базового образования каждого школьника является функциональная грамотность, так как она способствует успешному взаимодействию с окружающими людьми ...