Образовательная программа предпрофессиональной подготовки детей по специальности "Духовые инструменты (труба)"
рабочая программа по музыке по теме

Кулиев Альберт Эюбович

   

Образовательная программа предпрофессиональной подготовки детей по специальности «Духовые инструменты (труба)». Сроки реализации – 8 лет.

 1. Пояснительная записка.

 2. Контроль успеваемости

 3. Годовые требования по классам

 4.  Педагогического репертуар,  рекомендуемые учебные пособия и сборники.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Утверждено заседанием

педагогического совета от 01.09.2012  года

Директор МБОУ ДОД «Пироговская СДШИ»

_____________________Нечипоренко Г.Е.

Образовательная программа

предпрофессиональной подготовки детей по специальности

 «Духовые инструменты (труба)»

Сроки реализации – 8 лет

Составитель: преподаватель  Кулиев А.Ю.

2012г.

Программа  составлена на основе методического пособия «Сборник примерных программ для детских музыкальных школ и детских школ искусств», М., Классика-XXI, 2003 г.


Пояснительная записка.

В детских музыкальных школах и школах искусств наметилась тенденция увеличения численности детей, желающих заниматься на духовых инструментах. Духовые инструменты в связи с их популярностью становятся значимыми инструментами в деле приобщения детей к музыкальному искусству, решения актуальной для общества задачи общего музыкального образования.

Занятия на духовых инструментах в детских музыкальных школах и инструментальных отделениях  школ искусств проводятся в объёме, определённом действующими учебными планами  8-ми летнего обучения.  Обычно обучение начинается с 6-10 лет.  

Начальную подготовку учащиеся дошкольного и младшего школьного возраста могут получить, обучаясь на блокфлейте или специальных детских музыкальных инструментах. Одним из необходимых условий успешного обучения являются правильная постановка губного аппарата и исполнительского дыхания.

За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать,  грамотно, выразительно исполнять на инструменте произведения из репертуара детской музыкальной школы и подготовить его к  поступлению в средние профессиональные учебные заведения. На занятиях по музыкальному инструменту ученик должен овладеть также навыками чтения с листа несложных произведений, ансамблевых и оркестровых партий, игры в различных ансамблях.

Основной формой учебной и воспитательной работы ученика в инструментальном классе является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником.

Однако в первые годы обучения (подготовительная группа, первый, второй класс), наряду с традиционной формой проведения урока, возможны также мелкогрупповые занятия, при которых время урока целиком (или какая-либо его часть) используется для работы с двумя-тремя учениками одновременно. Это дает педагогу возможность работать эффективнее и больше внимания уделять развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования, подбора по слуху, ансамблевой игры, а также расширению музыкального кругозора учащихся.

Постоянное внимание следует уделять также точной интонации – важнейшему средству музыкальной выразительности. Для выработки точной интонации необходимо постоянно развивать музыкальный слух ученика, а также чувство самоконтроля.

Ученика следует также познакомить с историей инструмента, его строением, правилами ухода за ним.

Большое значения для музыкального развития учащихся имеет работа с концертмейстером. Исполнение учеником произведений в сопровождении аккомпанемента обогащает музыкальные представления учащихся, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения. Исполнение с аккомпанементом укрепляет и совершенствует интонацию и ритмическую организацию, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания.

В программе по классу духовых инструментов предусматриваются также требования к исполнению ансамблей. Навыки ансамблевого исполнения необходимо прививать ученику с первых лет обучения, подготавливая его тем самым к занятиям в оркестровом классе.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром должен добиваться различной степени завершенности исполнения: одни произведения подготавливаются для публичного исполнения, другие для показа в условиях класса, третьи с целью ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика. Программа предлагает различные по уровню трудности примерные перечни музыкальных произведений для исполнения на академических концертах в течение учебного года, а также экзаменах. Это поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным.

Контроль успеваемости

Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а так же открытых концертах, конкурсах. Выпускные  экзамены для учеников пятилетнего срока обучения проводятся в выпускном – пятом классе. На выпускные экзамены выносятся три произведения различных жанров и форм. В течение года учащиеся выпускного класса выступают на прослушиваниях с исполнением  произведений выпускной программы, без оценки исполнения. В остальных классах учащиеся выступают на академических концертах, для показа на которых в течение учебного года подготавливается  3 – 4 произведения, различных по жанру и по форме.

Проверка технической подготовки учащихся, знание музыкальной терминологии, принципов звукоизвлечения,  а так же умение музыкально грамотно рассказать об исполняемом произведении и чтение нот с листа, осуществляется педагогом во время классных занятий на протяжении всего периода обучения и на техническом зачёте в течение учебного года в присутствии двух-трёх педагогов отдела.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается оценка годовой работы ученика, выведенная на основе результатов его продвижения, оценка ученика за выступление на академическом концерте или экзамене, результаты технических зачётов, а так же другие выступления ученика в течение года.


ПРОГРАММА ПО КЛАССУ ТРУБЫ

Годовые требовании

Первый класс

Учащийся должен ознакомиться с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за ним.

Работа над положением корпуса, головы, рук, постановкой губного аппарата, первоначальным звукоизвлечением, постановкой исполнительского дыхания. Извлечение натуральных звуков: "до", "соль" первой октавы, "до" второй октавы. Ознакомление с понятием атака звука.

Работа над штрихами деташе, легато. Овладение звуками диатонического звукоряда от "соль" малой октавы до "ре", "ми" второй октавы. Понятие о твердой и мягкой атаке звука.

Практическое овладение навыками исполнения интервалов: секунда, терция, кварта, квинта.

В течение учебного года проработать с учеником гаммы До, Си бемоль, Ре мажор и ля минор в одну октаву, целыми и половинными длительностями в медленном темпе, тонические трезвучия в прямом движении; 18-24 этюдов и упражнений; 8-10 разнохарактерных пьес.

***

Бетховен Л. Торжественная песня

Украинская народная песня "Журавель"

***

Бах И. С. Пьеса

Газизов Р. Веселый пешеход

Второй класс

Совершенствование исполнительского аппарата учащегося: укрепление и развитие губного аппарата, дыхания, подвижности языка и пальцев. Расширение диапазона извлекаемых звуков: вниз до "соль" малой октавы, вверх до "фа", "соль" второй октавы.

Совершенствование качества звучания инструмента и исполнения штрихами деташе, легато, знакомство со штрихом стаккато.

Развитие навыков исполнения интервалов: секста, септима, октава. Привитие элементарных навыков чтения с листа и игры в ансамбле духовых инструментов.

В течение учебного года необходимо проработать с учеником: мажорные и минорные гаммы до двух знаков включительно, половинными и четвертными длительностями в медленном темпе; тонические трезвучия в прямом движении; 11-18 этюдов и упражнений; 8-10 разнохарактерных пьес (в том числе ансамбли).

***

Бетховен Л. Сурок

Чешская народная песня "Богатый жених"

***

Чайковский П. Старинная французская песенка

Щелоков В. Шутка

Третий класс

Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата и
навыков координации работы языка, губ, пальцев, развитие
дыхания.

Расширение диапазона извлекаемых звуков: вниз до "фа-диез" ("соль-бемоль") малой октавы, вверх до "соль", "соль-диез" второй октавы. Совершенствование навыков исполнения штрихами: деташе, легато, стаккато. Знакомство со штрихами нон легато и маркато. Работа над улучшением качества звука.

Развитие навыков исполнения интервалов в пределах октавы в медленном и умеренном темпах.

Изучение партий корнетов, труб по программе оркестрового класса. Совершенствование навыков чтения нот с листа.

В течение учебного года необходимо проработать с учеником: гаммы мажорные и минорные до четырех знаков включительно, в одну-две октавы, четвертными длительностями в медленном и умеренном темпах, штрихами деташе и легато; тонические трезвучия в прямом движении с обращениями в медленном темпе; 14-16 этюдов на различные виды техники; 8-10 разнохарактерных пьес (в том числе ансамбли).

***

Баласанян С. Этюд № 111

Глинка М. Жаворонок

Прокофьев С. Марш

***

Липкин Л. Этюд № 175

Чайковский П. Шарманщик поет

Косенко В. Скерцино

Четвертый класс

Дальнейшая работа по совершенствованию исполнительского аппарата учащегося: развитие техники губного аппарата и навыков координации работы губ, языка, пальцев. Развитие дыхания.

Расширение диапазона извлекаемых звуков: вверх до "ля", "си" второй октавы. Дальнейшая работа над улучшением качества звука.

Развитие навыков исполнения интервалов: нона, децима, ундецима в медленном темпе. Знакомство со вспомогательной аппликатурой, хроматической гаммой.

Совершенствование навыков чтения нот с листа, изучение партий корнетов и труб по программе оркестрового класса.

В течение учебного года необходимо проработать с учеником: гаммы мажорные и минорные до пяти знаков включительно, тонические трезвучия в прямом движении и их обращения четвертными и восьмыми длительностями в умеренном темпе; 14-16 этюдов на различные виды техники; 8-10 разнохарактерных пьес одно-, двух-, трехчастной формы (в том числе произведение крупной формы, а также ансамбли).

***

Моцарт В. Сонатина

Раков Н. Вокализ № 2

***

Глинка М. Северная звезда

Щелоков В. Концерт (детский)

Пятый класс

Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата учащегося. Работа над улучшением качества звучания инструмента. гамму; 10-12 этюдов на различные виды техники; 8-10 разнохарактерных пьес (в том числе 1, 2 произведения крупной формы, а также ансамбли).

Экзаменационные требования

На экзамене учащийся должен исполнить гаммы мажорные и минорные со всеми изученными техническими формулами (по выбору комиссии)[1], один этюд, три пьесы различного характера или одну пьесу и одно произведение крупной формы (концерт, соната).

***

Баласанян С. Этюд № 12 (25 легких этюдов)

Щелоков В. Концерт № 3

Кюи Ц. Восточная мелодия

***

Вурм В. Этюд

Асафьев Б. Скерцо

Чайковский П. Ариозо воина

Шуберт Ф. Баркарола


Рекомендуемые учебные пособия и сборники педагогического репертуара

Арбан Ж. Школа игры на трубе. М., 1954; М., 1964; М., 1970

Баласанян С. Школа игры на трубе. М., 1972

Баласанян С. Школа игры на трубе. М., 1982

Кобец И. Начальная школа игры на трубе. - Киев, 1970

Липкин Л. Начальные уроки игры на трубе.-М., 1959

Лютак Л. Школа игры на трубе. Варшава, 1966

Митронов А. Школа для трубы. М.-Л., 1956

Митронов А. Школа игры на трубе. М. - Л., 1965

Прокофьев С. Практическое пособие игры на трубе.-Л., 1968

Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Ч. I -М., 1948

Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Ч. II -М., 1948

Табаков М Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Ч. III -М., 1948 Табаков М. Школа обучения игре на трубе. Ч. 4- М., 1953

Усов Ю. Школа игры на трубе.-М., 1985

Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе.- М., 1979

Хрестоматии для трубы

Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Ч. 1: 1-Ш классы ДМШ - М., 1963 .

Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Ч. И: 4-5 классы ДМШ.-М., 1966

Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. I-II классы ДМШ. - М., 1973; 1980

Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. 3-4 классы ДМШ.-М., 1979

Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Старшие классы ДМШ. - М., 1981

Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. I-III классы ДМШ. М., 1983

Сборники этюдов и упражнений для трубы

Баласанян С. Избранные этюды для трубы.- М., 1966

Баласанян С. Этюды для трубы. Тетр. I. М., 1951

Баласанян С. Этюды для трубы. Тетр. И. М., 1952

Баласанян С. Этюды для трубы. Тетр. III. М., 1953

Баласанян С. 25 легких этюдов. - М., 1954

Бердыев Н. Этюды для трубы. - М., 1964

Бердыев Н. Легкие этюды для трубы.-Киев, 1968

Бердыев Н. Легкие этюды для трубы. Тетр. 1.-Киев, 1969

Бердыев Н. 30 этюдов для трубы. Киев, 1976

Брандт В. 34 этюда для трубы.-М., 1960

Буткевич Ю. Избранные этюды для трубы. Тетр. I. Варшава, 1972

Буткевич Ю. Избранные этюды для трубы. Тетр. II. Варшава, 1972

Вурм В. Избранные этюды (62) для трубы.-М., 1948

Вурм В. Избранные этюды для трубы. - М., 1984

Вурм В. 45 легких этюдов для трубы. М., 1969

Еремин С. Избранные этюды для трубы. Тетр. I. - М., 1960

Еремин С. Избранные этюды для трубы. Тетр. II. - М., 1963

Кобец И. Тематические этюды для трубы. Киев, 1969

Чумов Л. Этюды для начинающих трубачей. М., 1969

Чумов Л. Легкие этюды и упражнения для трубы. М., 1973

Чумов Л. Легкие этюды для трубы -М., 1980

Сборники пьес для трубы

Альбом ученика-трубача. 1-Й классы. Сборник. / Сост. О. Белофастов, Киев, 1972.

Зарубежные классики. Сборник легких пьес. М., 1959

Избранные 12 пьес Э. Грига. Сборник.-М.-Л., 1950

Легкие пьесы для трубы. Сборник С. Болотина. - Л., 1964

Легкие пьесы для трубы С. Болотина. Сборник. - Л., 1968

Легкие пьесы для трубы. 1-Ш классы. Сборник. Сост. Ю. Усов. - М., 1970

Легкие пьесы композиторов социалистических стран. Сборник. / Сост. Л. Чумов. М., 1974

Лубочек. Сборник пьес. / Сост. Л. .Шлег.-М., 1979

Музыка для трубы. Сборник пьес.-Будапешт, 1971

Переложения и обработки для трубы и фортепиано. Сборник. / Сост. С. Болотин - М.-Л., 1952

Произведения советских композиторов для трубы. Сборник. / Сост. Л. Чумов.-М., 1974

Пьесы для трубы. Сборник / Ред. С. Еремина-М., 1963

Пьесы для трубы советских композиторов. Сборник. М., 1971

Пьесы композиторов социалистических стран. Сборник. / Сост. Л. Чумов. М., 1975

Пьесы русских композиторов. Сборник. / (Сост. В. Новиков - М., 1983

Пьесы русских композиторов. Сборник. / (Сост. С. Еремин -М., 1974

Пьесы Р. Шумана (из "Альбома для юношества"). Сборник. -М., 1965

Пьесы советских композиторов. Сборник. / Сост. Л. Чумов. -М., 1978

Пьесы советских композиторов для трубы. Сборник. / Сост. Л.Чумов. - М., 1980

Русские классики. Сборник легких пьес. / Сост. П. Волоцкой, Л.Липкин. - М., 1960

Сборник педагогического репертуара ДМШ / Сост. С. Еремин. - М., 1954

Сборник пьес для трубы. / Сост. М. Табаков, Г. Орвид - М., 1954

Сборник пьес для трубы / Сост. К. Озол. Рига, 1962

Сборник пьес для трубы. № 1. - Прага, 1969

Сборник пьес для трубы. № 2. - Прага - Братислава, 1969

Сборник пьес для трубы. / Сост. Г. Крумифер. - Лейпциг, 1969

Сборник пьес для трубы венгерских композиторов. - Будапешт, 1971

Сборник пьес произведений русских композиторов / Ред. Г. Ор-вида. М., 1947

Сборник пьес советских композиторов для трубы. М., 1966

Сборник танцев и мелодий для трубы. / Сост. И. Калиновский. - Варшава, 1964

Старинные концерты для трубы. Сборник. / Сост. Т Докшицер. -М., 1976

Советские композиторы. Сборник легких пьес для трубы. / Сост. П.Волоцкой, Л. Липкин. - М., 1961

Старинные сонаты для трубы. Сборник / Сост. А. Селянин. - М., 1977

"Три пьесы" В. Щелокова. Сборник. М.-Л., 1951

Учебный репертуар ДМШ. I класс. Сборник пьес. -Киев, 1978

Учебный репертуар ДМШ. II класс. Сборник пьес. -Киев, 1979

Учебный репертуар ДМШ. III класс. Сборник пьес. -Киев, 1980

Учебный репертуар ДМШ. IV класс. Сборник пьес. -Киев, 1981

Четыре пьесы для трубы. Сборник. - М., 1955

Четыре пьесы для трубы. Сборник. / Сост. С. Еремин. - М., 1954

5 пьес И. Дворжачека. Сборник. - Прага, 1971

Пьесы для трубы (отдельные издания)

Абсиль Ж. Сюита. - М., 1977

Александров Ан. Ария из "Классической сюиты". - М.-Л., 1951

Алябьев А. 2 пьесы для трубы. - М., 1954

Крейн М. Романс. - М., 1962

Полонский А. Романс. -М., 1962

Раков Н. Мелодия.-М., 1956

Раков Н. Сюита. - М., 1958 .

Фибих 3. Поэма для трубы. -М., 1954

Чишко О. Ребячьи забавы - Л., 1972

Щелоков В. Пионерская сюита. -М., 1958

Щелоков В.Концерт (детский). -М., 1968


[1] Исполнение гамм на экзамене обязательно только для учащихся, готовящихся к поступлению в средние специальные учебные заведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация предпрофессиональной подготовки через образовательную программу дополнительного образования детей в объединении «Секреты красоты»

Нестабильность и неопределенность сегодняшней жизни, неясность перспектив, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут определиться в будущей пр...

Реализация предпрофессиональной подготовки через образовательную программу дополнительного образования детей в объединении «Секреты красоты»

Нестабильность и неопределенность сегодняшней жизни, неясность перспектив, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут определиться в будущей пр...

Использование ИКТ при реализации образовательной программы предпрофессиональной подготовки

Использование ИКТ при реализации программы "Основы метода "слепой" печати с элементами делопроизводства"...

Сборник методических материалов "Твоё профессиональное Я" или эффективная практика предпрофессиональной подготовки детей с девиантным поведением в Крэш-школе.

Сборник методических материалов "Твоё профессиональное Я" или эффективная практика предпрофессиональной подготовки детей с девиантным поведением в Крэш-школе.  В сборнике размещены прог...

Пояснительная записка к образовательной программе предпрофессионального обучения в классе скрипки ДШИ (материал для родительского собрания).

Учебный предмет «Специальность (скрипка)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на скрипке, получение ими художественного образования, а также на эстетическое восп...