рабочая программа ФГОС 2 класс Музыка
рабочая программа по музыке на тему

Комлык Диана Николаевна

Рабочая программа по музыке для 2 класса в рамках ФГОС с календарно-тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2_kl_fgos.docx49.94 КБ
Файл kalendarno-tematicheskoe_2_kl_fgos_2ch.docx66.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ ИНДУСТРИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ Индустринской основной общеобразовательной  школы

____________________ /Л.Е. Агеева/

 «____» августа 2013 года

М.П.

Рабочая программа по музыке

(базовый уровень, ФГОС)

2 класс

                            Составитель: Комлык Диана Николаевна,

                учитель музыки

                                                    первой квалификационной категории

2013 г.

Коломенский муниципальный район

Пояснительная записка

Рабочая  учебная программа по  музыке для  2 -го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного  стандарта второго поколения  начального  общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2009.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2  класса начальной школы – М.: Просвещение, 2011
  • Рабочая тетрадь для учащихся  2 класс, М.: Просвещение, 2010
  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.: М.: Просвещение, 2004;
  • Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».2 класс 1(СD)mp3,М., Просвещение, 2009 г.

         Изучение музыки  во 2 классе начальной школы направлено на  формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.  Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  • формирование высоконравственного выпускника, способного свободно адаптироваться в современном обществе, умеющего выражать и отстаивать свои взгляды и мнения, свободно владеющего современными технологиями, имеющего творческую позицию.
  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание интереса  и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
  • совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение acapella, пение хором, в ансамбле и др.);
  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
  • активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
  • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

 Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

   Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические  движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 Тематическое планирование составлено на основе программы «Музыка. Начальные классы». Авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина,М., Просвещение, 2009 с.1-27*.

Календарно – тематического планирования представлено с учетом примерного тематического планирования уроков музыки в начальной школе в учебных часах по годам обучения, опубликованного в  сборнике «Программы общеобразовательных учреждений» М., Просвещение, 2009 г.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися. Программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование,инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.

       Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.

Место предмета в базисном учебном плане.

В соответствии с  Базисным учебным планом во 2 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

         Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями  к уровню подготовки учащихся  2 класса начальной школы в форме итоговых тестов  в конце каждого полугодия (2 четверть – 7 урок «Обобщающий урок»; 4 четверть – 8 урок «Обобщающий урок»).

В календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:

В разделе «В концертном зале »вместо 5 часов – 4 часа: объединены 2 урока в один«Звучит нестареющий Моцарт» и «Симфония № 40. Увертюра».

В раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»добавлен один час из предыдущей темы «В концертном зале ». Тема урока №29  «Волшебный  цветик-семицветик.Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах» разделена на 2 часа: №28  «Волшебный  цветик-семицветик» и №29 «Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах»

Учебно-тематический план

Разделы и темы

Кол-во часов

В том числе:

Тесты

Россия-Родина моя.

3

1

Мелодия.

1

2

Здравствуй, Родина моя!

1

3

Гимн России.

1

День, полный событий.

6

4

Музыкальные инструменты (фортепиано)

1

5

Природа и музыка.  Прогулка.

1

6

Танцы, танцы, танцы…

1

7

Эти разные марши. Звучащие картины.

1

8

Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

1

9

Обобщающий урок 1 четверти.

1

«О России петь – что стремиться в храм».

5

10

Великий колокольный звон. Звучащие картины.

1

11

Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

1

12

Молитва.

1

13

С Рождеством Христовым!

1

14

Музыка на Новогоднем празднике.

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4

15

Русские народные инструменты.

1

16

Плясовые наигрыши. Разыграй песню.  Обобщающий урок II четверти

1

1

17

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

1

18

Проводы зимы. Встреча весны…

1

        «В музыкальном театре».

5

19

Сказка будет впереди.

1

20

Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета.

1

21

Волшебная палочка дирижера.

1

22

Опера «Руслан и Людмила» Сцены из оперы.

1

23

Какое чудное мгновенье. Увертюра. Финал.

1

В концертном зале.

4

24

Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк».

1

25

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.

1

26

Обобщающий урок 3 четверти.

1

27

«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра

1

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

7

28

Волшебный  цветик-семицветик.

1

29

 Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах.

1

30

Все в движении. Попутная песня.

1

31

Музыка учит людей понимать друг друга.

1

32

Два лада. Легенда. Природа и музыка.

1

33

Печаль моя светла. Первый.  Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).

1

34

  Могут ли иссякнуть мелодии?

1

1

---

Заключительный урок-концерт.(резерв)

---

итого

34

2

Содержание программы

Раздел 1. Россия – родина моя (3 ч.)

        Образы родного края в музыке. Песенность как отличительная черта русской музыки. Музыкальный пейзаж. Государственные символы России. Гимн – главная песня нашей Родины: герб, флаг. Средства музыкальной выразительности. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).

        Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Примерный музыкальный материал

        Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

        Гимн России. А. Александров, слова С. Михалкова.

        Патриотическая песня. М. Глинка, слова А. Машистова.

        Моя Россия. Г. Струве.

Раздел 2. День, полный событий (6 ч.)

        Мир ребёнка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке, колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие. Музыкальный инструмент – фортепиано, его выразительные возможности. Звучащие картины.

        Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Примерный музыкальный материал

        Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.

        Детская музыка. Пьесы. С. Прокофьев.

        Прогулка. Из сюиты «Картинки с выставки».

        Начинаем перепляс. С. Соснин, слова П. Синявского.

        Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласманиса.

        Спят усталые игрушки. А. Островский, слова З. Петровой.

        Ай-я, жу-жу, латышская народная песня.

        Колыбельная Медведицы. Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

Раздел 3. О России петь – что стремиться в храм (5 ч.)

        Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Звучащие картины. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: Александр Невский, Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров. Народные песнопения, кантата. Жанр молитвы. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки.

        Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Примерный музыкальный материал

        Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

        Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские! Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

        Народные песнопения о Сергии Радонежском.

        Утренняя молитва; В церкви. П. Чайковский.

        Добрый тебе вечер; Рождественское чудо, народные славянские песнопения.

Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч.)

        Фольклор – народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Музыка в народном стиле. Традиции народногомузицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны.  

        Разыгрывания народных песен: песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Примерный музыкальный материал

Светит месяц, Камаринская, плясовые наигрыши.

Наигрыш. А. Шнитке.

Выходили красны девицы; Бояре, а мы к вам пришли, русские народные песни.

Ходит месяц над лугами. С. Прокофьев.

Камаринская. П. Чайковский.

Прибаутки. В. Комраков, слова народные; Масленичные песенки, Песенки-заклички, игры-хороводы.

Раздел 5. В музыкальном театре (5 ч.)

        Опера и балет. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижёра, режиссёра, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Музыкальные темы – характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.

        Ролевая игра в дирижёра. Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкального спектакля. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение тем-характеристик действующих лиц опер и балетов.

Примерный музыкальный материал

        Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагменты). М. Коваль.

        Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

        Марш. Из оперы «Любовь к трём апельсинам». С. Прокофьев.

        Марш. Из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.

        Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Раздел 6. В концертном зале (5 ч.)

        Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Музыкальная живопись. Выразительность и изобразительность образов музыки В.-А. Моцарта, М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Партитура. Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст.  

        Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Примерный музыкальный материал

Петя и волк. Симфоническая сказка. С. Прокофьев.

Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.

Симфония № 40. Экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.

Увертюра. К опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Песня о картинах. Гр. Гладков, слова Ю. Энтина.

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6ч.)

Композитор – исполнитель – слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты – орган. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха, М. Глинки, В.-А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия – рисунок, лад – цвет). Международные конкурсы исполнителей. Темы, сюжеты, и образы музыки С. Прокофьева, С. Прокофьева.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

        

 Примерный музыкальный материал

        Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны  Магдалены Бах»; Менуэт. Из сюиты № 2; За рекою старый дом, русский текст Д. Тонского; Токката ре-минор для органа; Хорал; Ария. Из сюиты № 2. И.-С. Бах.

        Колыбельная. Б. Флис – В.-А. Моцарт.

        Попутная;  Жаворонок. М. Глинка.

        Песня жаворонка. П. Чайковский.

        Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Часть 1-я (фрагменты) П. Чайковский.

        Тройка; Весна; Осень. Из Музыкальных иллюстраций А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

        Кавалерийская; Клоуны; Карусель. Д. Кабалевский.

Содержание  программы предмета «Музыка» 2 класс

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)

Урок 1. Мелодия.  

Интонационно-образная природа музыкального искусства.  Средства музыкальной выразительности (мелодия). Различные виды музыки – инструментальная.Песенность.

Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Урок вводит школьников в раздел, раскрывающий мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Учащиеся начнут свои встречи с музыкой М.П.Мусоргского («Рассвет на Москве-реке»). Благодаря этому уроку школьники задумаются над тем, как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась. Песенность, как отличительная черта русской музыки.

Урок 2. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.

Сочинения отечественных композиторов о Родине.  Элементы нотной грамоты.  Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев).Региональные музыкально-поэтические традиции.

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Нотная запись поможет школьникам получить представление о мелодии и аккомпанементе.

Урок 3. Гимн России.

Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.

Сочинения отечественных композиторов о Родине («Гимн России» А.Александров, С.Михалков). Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм Христа Спасителя.  Музыкальные образы родного края.

Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)

Урок 4. Музыкальные инструменты (фортепиано).

Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты (фортепиано). Элементы нотной грамоты.

Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева.Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты.

Урок 5. Природа и музыка. Прогулка.

Знакомство с творчеством отечественных композиторов.  Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

Урок 6. Танцы, танцы, танцы…

Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека.

Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева.

Урок 7. Эти разные марши. Звучащие картины.

Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке

Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник элементов музыкальной речи.  Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 8. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие.

Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп, динамика). Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 9. Обобщающий  урок  1 четверти.

Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского).

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (5 ч.)

Урок 10. Великий колокольный звон. Звучащие картины.

Композитор как создатель музыки. Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции.

Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России.Духовная музыка в творчестве композиторов.

Урок 11. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата.

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Народные песнопения.

Урок 12. Молитва.

Духовная музыка в творчестве композиторов Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.

Знакомство с творчеством отечественных композиторов – классиков на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского.

Урок 13. С Рождеством Христовым!

Музыка в народных обрядах и традициях. Народные музыкальные традиции Отечества.

Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Представление  о  религиозных  традициях. Народные славянские песнопения.

Урок 14. Музыка на Новогоднем празднике.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Разучивание песен к празднику Нового года.

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)

Урок 15. Русские народные инструменты.

Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов.Региональные музыкально-поэтические традиции

Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традиции.

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Различные виды музыки: хоровая, оркестровая.

 Урок 16. Плясовые наигрыши. Разыграй песню.

Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народные музыкальные традиции Отечества.

Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации. Обобщающий  урок 2 четверти.

 Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников за 2 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся

Урок 17. Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

 Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации.

 Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».

Урок 18. Проводы зимы. Встреча весны.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции. Праздники народов Севера.

Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)

Урок 19. Сказка будет впереди.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Интонации музыкальные и речевые. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональ-ных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.

Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.

Урок 20. Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Интонации музыкальные и речевые. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональ-ных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.

Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.

Урок 21.  Волшебная палочка дирижера.

Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр.

Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль  дирижера,  режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.

Урок 22. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,хоровая, оркестровая.Формы построения музыки.

Опера. Формы построения музыки. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

Урок 23.Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,

хоровая, оркестровая.

 Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.

Тема раздела: «В концертном зале » (5 ч.)

Урок 24. Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»).

Музыкальные  инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Музыкальные  инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство  с  внешним  видом,  тембрами,  выразительными  возможностями музыкальных  инструментов  симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Урок 25. Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы  в симфонической и фортепианной  музыке. Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.

Урок 26. Обобщающий  урок 3 четверти.  

Музыкальные  инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 3   четверть.

Урок 27. «Звучит нестареющий Моцарт».

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с творчеством  великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

 Урок 28. Симфония №40. Увертюра.

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)

Урок 29. Волшебный цветик - семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах!

Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган). Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.

Урок 30. Все в движении. Попутная песня. Выразительность и изобразительность в музыке

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).

Урок 31. Музыка учит людей понимать друг друга.

Выразительность и изобразительность в музыке

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).

Урок 32.Два лада. Легенда. Природа и музыка.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Урок 33. Печаль моя светла. Первый.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского).

Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского). Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

Урок 34. Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии?

Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад).

Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского).

Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского). Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

Формы организации учебного процесса:

 -  групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

 - экскурсия, путешествие, выставка.

Виды контроля:

 - входной, текущий, итоговый

 - фронтальный, комбинированный,  устный

Формы (приемы) контроля:

 - наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.  

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные:

Ценностно-смысловая ориентация учащихся,

Действие смыслообразования,

Нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные ууд

Умение выражать свои мысли,

Разрешение конфликтов, постановка вопросов.

Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные ууд

Целеполагание,

волевая саморегуляция,

коррекция,

оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

Умение структурировать знания,

Смысловое чтение,

Знаково – символическое моделирование,

Выделение и формулирование учебной цели.

Логические:

Анализ объектов;

Синтез, как составление целого из частей

Классификация объектов.

Доказательство

Выдвижение гипотез и их обоснование

Построение логической цепи рассуждения

Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы

IIкласс

  • развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;
  • понимание содержания музыки простейших жанров (песня, танец, марш),  а так же  более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл;
  • накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
  • развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение acapella, пение хором, в ансамбле и др.);
  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыка музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
  • включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
  • накопление сведений из области музыкальной грамот знаний о музыке, музыкантах, исполнителях

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 2 класса

обучающиеся научатся:

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
  • проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;
  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Контроль уровня обученности.

№ урока

Тема  урока

Вид  контроля

Форма  контроля

16

Обобщающий урок 2 четверти.

Итоговый  - письменный

тест

34

Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок.

Итоговый

тест

Список научно-методическогообеспечения.

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

  • На  основе  « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2009.
  • «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2004г.
  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.  2 класс», М., Просвещение, 2008г.
  • Е.Д.Критская «Музыка 2 класс»1 СD, mp 3, Фонохрестоматия, М., Просвещение, 2009 г.
  • учебник «Музыка 2 класс», М., Просвещение, 2011г.
  • «Рабочая тетрадь по музыке 2 класс» М., Просвещение, 2010 г.

Список научно-методической литературы.

  • Основная общеобразовательная программа МОУ Индустринской основной общеобразовательной школы
  • «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
  • «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  • Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  • Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  • Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  • Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
  • Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
  • Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
  • Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
  • Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
  • 23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
  • Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
  • Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
  • «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
  • «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
  • «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
  • «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.
  • «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2009г.

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УР ____________   / А.М. Синицына/

«______»______________________2013 года

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания РМО  № ______   от   «_______»  ______________________ 2013 год



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование 2 класс

п/п

Плановые сроки

прохож

дения

Скорректи

рованные

сроки

прохож

дения

Тема (страницы

учебника) тип и вид урока

Решаемые проблемы

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные результаты

УУД (универсальные учебные действия)

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

Россия - Родина моя 3 ч

1

01.09-08.09

Мелодия

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-беседа.

Как научиться различать композиторскую и народную музыку.

Мелодия, звук, нота

Научатся понимать: что мелодия  – это основа музыки, участвовать в коллективном пении. Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Определять характер, настроение и средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Адекватная мотивация учебной деятельности. Я - слушатель

2

08.09-15.09

Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.

Музыкальные образы родного края.

Комбинированный урок. Урок-презентация.

С каким настроением нужно исполнять песни о родном крае? Какие чувства возникают у тебя, когда ты поешь об Отчизне?

Композитор, исполнитель,

куплетная форма, Родина, мелодия, песня, танец, марш

Научатся: различать понятия родина, малая родина; исполнять песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают, когда поешь об Отчизне

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре,  группе

Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности.

3

15.09-22.09

Гимн России

Комбинированный урок. Урок-беседа.

С каким настроением нужно исполнять гимн? Какие чувства возникают у тебя, когда ты поешь главную песню страны?

Гимн России - главная песня нашей Родины. Символ России. Столица, флаг.

Научатся различать особенности исполнения Гимна России. Смогут участвовать в хоровом исполнении гимнов своего города, школы.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: ставить и формулировать проблему. Коммуникативные: строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

День, полный событий 6 ч

4

22.09-29.09

Музыкальные инструменты (фортепиано)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Как устроен музыкальный инструмент фортепиано, каково устройство инструмента?

Музыкальный инструмент - фортепиано, его история и устройство.

Научатся узнавать: изученные произведения, называть их авторов, сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

Научатся: различать разные виды инструментов; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве.

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи.

 Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения

Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности

5

29.09-06.10

Природа и музыка. Прогулка

Комбинированный урок

Как музыка расскажет нам о жизни природы, какие чувства передает музыка в пьесах? Как определить характер музыки? Как передавать настроение музыки?

Мелодия. Регистр.

Научатся понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий; передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание

6

06.10-13.10

Танцы, танцы, танцы...

Комбинированный урок

Как научиться различать разнообразные танцевальные жанры (народный, классический бальный танец, современный эстрадный)?

Танцевальные жанры (народный, классический бальный танец, современный эстрадный)

Научатся называть их авторов, названия танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка. Научатся определять  основные жанры музыки (песня, танец, марш), сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанровую основу, отличать по ритмической основе эти танцы.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников

Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

7

13.10-20.10

Эти разные марши. Звучащие картины

Комбинированный урок

Как научиться различать разнообразные ритмы марши?

Интонация шага. Ритмы маршей. Разнообразие маршевой музыки

Узнают отличительные черты маршевой музыки: поступь, интонация шага. Научатся:

—        определять на слух маршевую музыку;

-        выделять среди произведений пьесы маршевого характера

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

8

20.10-27.10

«Расскажи

сказку».

Колыбельные. Мама

Комбинированный урок

Как исполнять колыбельную песню? Когда исполняют колыбельную песню? Какими движениями рук можно исполнить пульс колыбельной?

Мелодия, аккомпанемент, вступление, темп, динамика, фраза.

Сказочные образы в музыке С. С. Прокофьева и П. И. Чайковского.

Колыбельные — самые древние песни. Интонация

Научатся: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах,  называть фамилии композиторов: П. И. Чайковский. Научатся: выразительно исполнять колыбельную песню

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

 Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

 Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Развитие музыкально-эстетического чувства, про-являющего себя в понимании его функций в жизни человека и общества.

9

27.10-03.11

Обобщающий урок I четверти

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся.

Исполни понравившиеся тебе песни

Колыбельная песня; темп, динамика, мелодия, звук, нота, гимн.

Научатся: выразительно исполнять песни.

 Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи.

 Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы культур, народов и религий.

«О России петь - что стремиться в храм...» 5 ч

10

12.11-19.11

Великий колокольный звон. Звучащие картины

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Как научиться различать разнообразие колокольных звонов, голоса - тембры колоколов Кто из  композиторов, включавшие звоны колоколов в свои произведения.

Колокольные звоны: благовест, трезвон, набат, метельный звон; понятие голоса-тембры. Разнообразие колокольных звонов, голоса - тембры колоколов.

Научатся: передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов  разный характер колокольных звонов,

- распознавать исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения,

- выполнять задания в творческой тетради

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

 Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач

Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности. Понимание роли музыки в собственной жизни.

11

19.11-26.11

Святые земли Русской: Князь Александр Невский и Сергий Радонежский

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Кто такие: Святые земли Русской - Александр Невский и Сергий Радонежский? Какая музыка звучит в их честь?

Кантата, народные песнопения, икона, житие, молитва, церковные песнопения.

Научатся: передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.

выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении, называть имена святых.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: ставить и формулировать проблему. Коммуникативные: строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки

Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности

12

26.11-03.12

Молитва

Комбинированный урок.

Как исполнять молитву? Как передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений?

Страницы «Детского альбома» П. И. Чайковского - день, прожитый ребенком, начинающийся и заканчивающийся молитвой

Познакомятся с творчеством отечественных композиторов – классиков на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского.

«Детский альбом»  П.Чайковский:

•«Утренняя молитва»

•«В церкви»

Научатся проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки; характеризовать произведения П. И. Чайковского

 Регулятивные: определять жизненную основу музыкальных произведений.

Познавательные: применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

Коммуникативные: передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы.

Формирование этических чувств доброжелательности и эмоцинально-нравственной отзывчивости.

13

03.12-10.12

Рождество Христово

Комбинированный урок.

Что общего в рождественских песнях разных народов? Какие ты знаешь рождественские сказки, песни, стихи?

Праздники православной церкви. Евангелие. Сочельник. Колядки. Песнопения

Научатся оценивать собственную музыкально -творческую деятельность

- образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники – Рождество, названия  рождественских песнопений -  колядки, исполнять рождественские песни на уроке и дома;

- интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника

Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа

14

10.12-17.12

Музыка на Новогоднем празднике

Урок закрепления знаний

Как празднуют  Новый год в разных странах мира?

Праздник Новый год в разных странах мира

Научатся: выразительно исполнять новогодние песни.

Приобретут опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: выражать свое эмоциональное отношение в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструмента).

Коммуникативные: передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы.

Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач

                                                             «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 ч

15

17.12-24.12

Русские народные инструменты

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Как научиться определять на слух русские народные инструменты? Какой состав оркестра русских народных инструментов?

Вариации, оркестр русских народных инструментов, плясовые наигрыши.

Научатся: определять на слух русские народные инструменты; разыгрывать народные игровые песни; импровизировать

в игре на народных инструментах

Регулятивные: использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.

Познавательные: выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, пении и др.

Коммуникативные: выражать свое эмоциональное отношение в процессе исполнения музыкальных произведений.

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

16

24.12-30.12

Плясовые наигрыши.

Разыграй песню

Обобщающий урок II четверти

Расширение и углубление знаний

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся.

Как научиться определять на слух русские народные инструменты?  В каких фразах песни одинаковая мелодия? С каким настроением нужно петь каждую из этих мелодий?

Фольклор. Русские народные песни. Хоровод.

Научатся: выразительно разыгрывать народные песни;

импровизировать в игре на народных инструментах

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

17

14.01-21.01

Музыка в народном стиле. Сочини песенку

(с.62-63)

Урок закрепления знаний.

Как распознать музыку в народном стиле?

Авторская музыка в народном стиле.

Научатся: сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст; импровизировать

в игре на народных инструментах. Научатся разыгрывать народные, игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности

18

21.01-28.01

Проводы зимы. Встреча весны.

(с.66-69)

Комбинированный урок.

Каковы особенности традиционных народных праздников?  Как выразительно исполнять обрядовые песни?

Масленица. Встреча весны

Научатся: выразительно исполнять обрядовые песни Узнают:  историю и содержание народных праздников. 

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач.

В музыкальном театре 5 ч

19

28.01-04.02

Сказка будет впереди.

(с.72-73)

Вводный

Как устроен детский музыкальный театр на примере оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят»?

Детский музыкальный театр, опера.

Научатся различать особенности музыкальных жанров опера. Запомнят названия музыкальных  театров, названия изученных жанров и форм музыки.

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи.

20

04.02-11.02

Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета

(с.74-79)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Что такое детский музыкальный театр на примере  фрагментов из опер и балетов?

Балет, театр, опера, оркестр, дирижер.

Научатся различать особенности музыкальных жанров: балет и опера, эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета, рассказывать сюжеты литературных произведений положенных в основу знакомых опер и балетов

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе.

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов

21

11.02-18.02

Волшебная палочка

(с.80-81)

Расширение и углубление знаний

Кто такой дирижёр и для чего оркестру дирижёр? Ролевая игра «Играем в дирижера»

Дирижер, оркестр.

Научатся: участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. 

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе

Адекватная мотивация учебной деятельности. Я - слушатель

22

18.02-25.02

Опера

М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы

(с.82-85)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Что такое опера? О чем она тебе рассказала? Как проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текстов?

Опера, солист, хор, контраст, увертюра, финал.

Научатся: эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета; рассказывать сюжеты литературных произведений положенных в основу знакомых опер и балетов.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.

23

25.02-04.03

Какое чедное мгновенье! Увертюра. Финал.

(с.86-87)

Урок закрепления знаний.

                           В концертном зале 4 ч

24

04.03-11.03

Симфоническая сказка.

С. С. Прокофьев «Петя и волк»

(с.90-93)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Что такое симфоническая сказка? Какие  инструменты симфонического оркестра ты запомнил? Сравни голоса инструментов.

Концертный зал, сюжет, тема, тембр.

Концертный зал. . Большой зал Московской консерватории. Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк». Знакомство с инструментами симфонического оркестра

Научатся: различать на слух инструменты симфонического оркестра, следить по партитуре за развитием музыки, выделять изобразительность и выразительность в музыке.

Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников

Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. Понимание значения музыкального искусства в жизни человека

25

11.03-18.03

Сюита М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». Музыкальные впечатления

(с.94-97)

Комбинированный урок.

Что изобразил композитор в музыке? Какие музыкальные портреты и образы  ты увидел в сюите М. П. Мусорского «Картинки с выставки»

Сюита.

Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыки, называть полное имя М. П. Мусоргского, выделять изобразительность и выразительность в музыке

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Оценка 'результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности

26

18.03-24.03

Обобщающий урок III четверти

Закрепление усвоенных знаний

Исполни понравившиеся тебе песни.

__

Научатся: передавать свои впечатления в рисунке,  называть тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с  музыкальными образами симфонической сказки, выполнять творческие задания в рабочей тетради.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника

Этические чувства, уважительное отношение к родным: матери, бабушке. Положительное отношение к музыкальным занятиям

27

03.04-10.04

Звучит нестареющий Моцарт!

Симфония №40 Увертюра

(с.98-103)

Сообщение и усвоение новых знаний

Накопление сведений и знаний о творчестве  композиторов. Ролевая игра «Играем в дирижера»

Опера, симфония, рондо, партитура, контраст, увертюра.

Научатся:  сравнивать музыкальные произведения М. И. Глинки и В.-А. Моцарта. Познакомятся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта:

•Увертюра «Свадьба Фигаро»

•Сифония№40

Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 6 ч

28

10.04-17.04

Волшебный цветик-семицветик.

(с.106-107)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знакомство учащихся со средствами выразительности.

Интонация, темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент.

Научатся: отличать на слух тембр органа, называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. 

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

 Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании.

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности

29

17.04-24.04

«И всё  это -Бах!» (Орган)

(с.108-111)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.С.Баха.

•«Менуэт»

•«За рекою старый дом»

•«Токката»

Орган.

Научатся: отличать на слух тембр органа, называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. 

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

 Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании

30

24.04-01.05

Всё в движении. Попутная песня

(с.112-115)

Комбинированный урок.

Каковы основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).

Выразительность и изобразительность музыки. Контраст.

Научатся: анализировать произведения произведений Г. В. Свиридова, М. И. Глинки, определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях,  узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера

31

01.05-08.05

Музыка учит людей понимать друг друга

(с.116-117)

Расширение и углубление знаний

Как научиться определять различные виды музыки (вокальной, инструменталь-ной,

сольной, хоровой, оркестровой)?

Песня. Танец. Марш. Композитор - исполнитель - слушатель.

Научатся: определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной;

сольной, хоровой, оркестровой), участвовать в коллективной,  ансамблевой и сольной певческой деятельности, слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.

 Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

 Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач

32

08.05-15.05

Два лада. Легенда. Природа и музыка

(с.118-121)

Комбинированный урок.

Как музыка расскажет нам о жизни природы, какие чувства передает музыка в пьесах?

Музыкальный лад: мажор, минор. Тембр. Краска.

Научатся: на слух определять мажор и минор, называть и давать характеристику средствам музыкальной выразительности

Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека

33

15.05-22.05

Печаль моя светла. Первый. Мир композитора. П. И. Чай-ковский, С. С. Прокофьев

(с.122-127)

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся.

Конкурс исполнителей им. П. И. Чайковского.

Консерватория, концертный зал, конкурс.

Научатся: создавать собственные исполнительские интерпретации, сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

 Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни

34

22.05-29.05

Итого:

34 часа

Могут ли иссякнуть мелодии?

Обобщающий урок.

Исполни понравившиеся тебе песни. Какие существуют международные музыкальные конкурсы?

Повторение понятий: интонация, музыкальная речь, народная и композиторская музыка, театр, опера, балет, оркестр, дирижер, концертный зал, изобразительность и выразительность музыки, партитура, лад.

Научатся: различать на слух тембры инструментов (мажор, минор), участвовать в концертах, конкурсах детского творчества, собирать  музыкальные  коллекции (фонотека,     видеотеку)

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. 

Познавательные: формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников

Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса

Итоговый  исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по  предмету "Музыка" 5 класса...

рабочие программы ФГОС по музыке начальная школа

Рабочая  учебная программа по  музыке для  1- 4-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго по...

рабочие программы ФГОС по музыке начальная школа

Рабочая  учебная программа по  музыке для  1- 4-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго по...

Рабочая программа 7 класс музыка Критская,

Рабочая программа по музыке составленна на основе аторской программы Критской Е.Д.,Сергеевой Г.П. в соответствии с требованиями ФК РФ...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...

Рабочая программа 2 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 2 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...

Рабочая программа 3 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 3 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...