творческая работа
статья по музыке по теме

Бойко Татьяна Ивановна

Творческая работа "Принципы построения урока музыки как урока искусства"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области ГАОУДПО

Саратовского института повышения квалификации и переподготовки образования

Кафедра философии и методологии науки

Принципы построения урока музыки как урока искусства

                                          работу выполнила  слушатель курсов

учитель музыки 1 категории  

МОУ СОШ с.Логиновка

Краснокутского района Саратовской области

Бойко Татьяна Ивановна

Саратов  2013год

Содержание

   

Введение        

1.        Принципы построения урока музыки как урока искусства        

2.  Музыкальное искусство в современном образовательном процессе        

Заключение        

Список литературы        

Введение

 

Современный взгляд на урок музыки все больше отстаивает то положение, что урок музыки, прежде всего, должен быть уроком искусства. Сторонников преподавания музыки в школе как искусства становится все больше. Однако именно в понимании того, что нужно сделать, чтобы урок музыки стал действительно уроком искусства, существуют разногласия, выражающиеся иногда в противоположных точках зрения.

Актуальность работы заключается в рассмотрении принципов урока музыки как урока искусства.

Цель работы состоит в изучении особенностей музыкального искусства в образовательном процессе.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1) изучение принципов построения и  становление урока музыки как урока искусства.

2) рассмотрение роли музыкального искусства в современном образовательном процессе.

В соответствии с выдвинутой концепцией музыкального образования школьников основная задача занятий музыкой в школе состоит в пробуждении у воспитанников интереса к художественной музыке, в том, чтобы учить их чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальное искусство, наслаждаться им; эмоционально положительно воспринимать музыку, испытывать  потребность в систематическом общении с ней.

1.        Принципы построения урока музыки как урока искусства

«Урок музыки – урок искусства». В образовательном процессе многих учреждений по сей день «Музыка», да и искусство рассматриваются и преподаются в школе не как Искусство, с его огромным духовно-нравственным, эстетическим опытом, накопленным тысячелетиями развития человеческой культуры, а как примитивное  «натаскивание» умениям и навыкам, которые вряд ли смогут пригодиться ребёнку в его последующей жизни.

Формирование души – вот главная задача образования. Этот вопрос всегда волновал человечество. Впервые в этом направлении большой вклад сделал композитор  Д.Б .Кабалевский, создав художественно-педагогическую Концепцию массового музыкального воспитания и образования и на её основе выстроил поистине новую программу по Музыке, заложив тем самым краеугольный камень в здание художественного воспитания и образования нового поколения. Он писал о том, что найденные им концептуальные подходы к преподаванию музыки в школе, предполагают не только высокий профессиональный уровень учителя, но и его творческую свободу, постоянный и неутомимый поиск индивидуального видения и воплощения основных идей программы. Основополагающая мысль системы Д.Б. Кабалевского выражена в словах: «формирование музыкальной культуры школьников как части всей духовной культуры». «Путь к духовности – это поиск истины, добра и красоты» - писал великий древний мыслитель Платон.  Не этот ли путь постоянного поиска оставил нам в наследство Д.Б. Кабалевский?

В  наше время цифровых коммуникаций, на-на технологий, широкого развития науки, необходимо расширять рамки урока музыки, необходимо  ставить перед собой более широкую задачу: ввести учащихся в мир искусства.     Я считаю, что интегрированный подход к уроку музыки даёт возможность учащимся равноценно воспринимать произведения искусства.

Наметились основные тенденции серьезного отношения к общему музыкальному образованию. Считалось, что:

По значимости и роли искусства в воспитании человека музыка как учебный предмет в школе должна занимать равное место с другими предметами, представляющими ту или иную область знания. В школе должна преподаваться не технологическая сторона искусства, а творческая - «умение творить и умение воспринимать творчество».

Название школьного предмета не формальный вопрос: за сменой названия всегда стояли изменения в содержании образования, которые меняли цель, задачи и пути их достижения.  

Общая педагогика школы выработала общедидактические принципы: доступность, наглядность, научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность усвоения знаний. Однако каждый учебный предмет имеет свои особенности, специфику, свои принципы и методы преподавания. В искусстве же подобные аналогии далеко не всегда правомерны: не зная нот, можно прекрасно петь в хоре и подбирать мелодии на музыкальном инструменте, не зная теории музыки, слушать симфонию или концерт, а самое главное, - адекватно воспринимать их и уметь разбираться в образном строе произведений.

Таким образом, музыка как учебный предмет, представляющий образовательную область «Искусство», ввиду этой своей особой природы обязан иметь и свою собственную дидактику - художественную дидактику, т.е. принципы и методы, раскрывающие его специфику.

Именно в воспитании живого ощущения музыки видятся истоки становления подхода к преподаванию музыки как живого образного искусства. Заслуживают внимания три принципа, на которых основывались  материалы по общему музыкальному образованию в школе: наглядность, самодеятельность и жизненность. Подчеркнем, наглядность понималась не как иллюстративность, а как непосредственное восприятие «...доступного одному из наших внешних чувств объекта, обладающего некоторыми специфическими свойствами, на нас соответственно воздействующими. Следовательно, если нет показывания, если нет восприятия этого объекта, если нет наглядности, то нет и эстетического переживания, нет и искусства, Понятно, что под «показыванием» подразумевалось живое звучание музыки, а не демонстрация нотных таблиц, показ портретов композиторов и прочей наглядности.

Становление музыкальной культуры с использованием множества педагогических технологий в  условиях обновлённой  современной школы  – вот основная задача учителя музыки.

Существует три постулата, лежащие в основе современного урока:

1.        Урок есть открытие истины, поиск истины в совместной деятельности детей и учителя.

2.        Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

3.        Ученик в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остаётся всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Цель учителя в современном школьном уроке музыки ориентирована на изменения, происходящие в образовании. Это означает, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.

Изменения, происходящие в ребенке, проявляются во всех компонентах его музыкальной культуры: его музыкальном опыте, музыкальной грамотности, музыкальном творчестве. Формирование каждого из компонентов музыкальной культуры ребенка является предметом педагогической деятельности учителя музыки.

Конструкцию конкретного школьного урока можно представить тремя его составляющими:

        организационной, которая состоит из внешних элементов: структура, тип, вид урока;

        содержательной, комплекс информационного материала, на котором строится урок: музыкальные произведения, литературные источники, живописные полотна, нотные тексты;

        методической, содержит цель, задачи, методы, приемы.

Основные компоненты современного урока:

1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность обучающихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед обучающимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала, как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.

5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности обучающихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока. Учебная деятельность на уроке носит двусторонний характер и включает деятельность учителя (преподавание) и деятельность ученика (учение).                      

Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти. И все это правда. Только, в отличие от других профессий, учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда. От посева до жатвы у него проходит немало лет. Только высококвалифицированный учитель, владеющий системой знаний, умений и навыков на уровне высоких требований современности сможет приобщить современных школьников к музыкальному искусству.

Говоря о квалификации учителя музыки нужно учитывать следующее:

1)какую подготовку он имеет;

2)отвечает ли эта подготовка современным требованиям;

3)занимается ли самообразованием, т.е. углубляет ли свои профессиональные знания и умения.

Специфика  учителя  музыки  в  том,  что специальные знания, умения и навыки   должны  находиться  в   единстве   с    педагогическими.  Все   виды деятельности и формы работы в школе, уроки музыки и различные внеклассные мероприятия, требуют от учителя профессиональных знаний и умений не только музыканта, но прежде всего педагога.

В соответствии же с современными требованиями учитель должен быть разносторонне образованным, постоянно работать над собой, заниматься самообразованием, повышать уровень своих знаний и умений, соответствовать требованиям времени.

Урок  музыки – урок искусства. Это значит, что музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации занятия. Ведь и строится урок в опоре на закономерности самой музыки. В нем обязательно есть своя кульминация, подход к ней, заключение. И драматургия урока может быть аналогичной музыкальным формам, в целом урок по содержанию и по форме должен представлять собой как бы произведение искусства. На уроках должна звучать музыка, способствующая развитию у учащихся здоровых музыкальных потребностей и высокого вкуса. На уроке музыки, как нигде, тесно сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений учителя и учащихся. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива учащихся, удовлетворенность от совместных занятий возникают именно благодаря музыке. Сам учитель, подобно актеру, должен суметь заинтересовать учащихся и вовлечь их в происходящее действо, заставить чувствовать, переживать, размышлять.

Разрабатывая уроки музыки, надо помнить, что их идея может зависеть не только от материала программы и педагогической задачи, стоящей перед учителем, но и от времени, когда рекомендуемой программой материал осваивается. Это может касаться и пения, и анализа произведения, и даже нотной грамоты. Замысел урока призван учитывать современное состояние культурной обстановке в обществе, сегодняшнее восприятие жизни учащихся, ибо то что сегодня  кажется неинтересным учителю музыканту, почти наверняка будет неактуальным и для учеников.

В зависимости от ритма урока учитель-музыкант подбирает темп и ритм своей речи, организует другие средства педагогического воздействия.

Таким образом, в концепцию урока заложены следующие составные:  изучаемая музыкальная тема урока и учебный материал, обуславливающий его конкретное наполнение;

- художественная, дидактическая и воспитательная сверхзадача урока;

- психология учебно-музыкального процесса, эмоционально-познавательные возможности, музыкальные способности учащихся;

- творческие и исполнительские задатки учащихся;

- искусство педагогического перевоплощения.

Творческая деятельность учителя предполагает и педагогическую импровизацию, которая обуславливается его способностью быстро и правильно оценивать ситуацию и поведение учащихся и оперативно находить решение. Огромное значение для этого имеет уровень общей культуры учителя, его психолого-педагогическая грамотность и научная эрудиция.

Творческая деятельность учителя музыки зависит от ряда обстоятельств: от условий, в которых он работает, от уровня общего развития класса и музыкальной подготовки школьников, собственных личностных качеств.

Готовясь к урокам, следует ориентироваться  и  на   самого   себя. Лучше, если замысел урока будет интересен  лично  учителю, в свете его сегодняшнего жизневосприятия. И тогда знакомый и уже достаточно приевшийся музыкальный материал будет раскрыт по-новому. И это свежее прочтение определит замысел урока и его разработку.

Творческий замысел учителя реализуется, прежде всего, в выборе методических приемов изучения произведения, освоение песни, становления музыкальных потребностей учащихся, их способностей, Это главный узел урока. Поиск новых приемов, не использованных ранее видов организации деятельности учащихся, педагогических средств должен превратиться у учителя музыки в самоцель. Творя замысел урока, важно представлять себе основы его драматургии, формировать особое учительское чувство-чувство времени.

Творчество учителя во многом обусловлено спецификой его деятельности,   который    носит    публичный    характер,  осуществляется     в    определенной аудитории и требует умения управлять своими чувствами и настроениями. Вообще педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском, поскольку учителю приходится действовать в изменяющихся условиях разнообразных педагогических ситуаций. При этом творческий процесс приобретает двусторонний характер: с одной стороны, творчества учителя, с другой – на основе применяемых им  стимулирующих методов возникает творческая деятельность учащихся. Творческое состояние класса необходимо поддерживать и сделать творческий поиск совместным коллективным стремлением учителя и учащихся. Естественно, что их творческая деятельность не может проявиться сразу же в полном объеме, но учитель постепенно, шаг за шагом приобщает ребят к тому, вырабатывая потребность в самостоятельности суждений и оценок воспринимаемых явлений, пробуждает инициативу и творческую фантазию.

Творческая природа музыкального искусства открывает большие возможности для творчества учителя музыки и его учеников. Ведь она проявляется не только в сознании, но и в интерпретации музыкальных произведений на основе постижения композиторского  замысла, идеи, художественного образа и смысла произведения. Решающую роль в этом процессе играют музыкально-слуховые представления, интеллект, музыкальный опыт, владение средствами художественной выразительности. При этом следует подчеркнуть, что творческая деятельность в области занятий искусством требует от человека повышенной эмоциональности, образности мышления, богатства художественных ассоциаций.

2.  Музыкальное искусство в современном образовательном процессе

Мою задачу, как учителя музыки, я вижу в том, чтобы  все учащиеся  раскрыли перед собой прекрасный мир истинного искусства – создателя и целителя человеческих душ. Я считаю, что интегрированный подход к уроку музыки даёт возможность учащимся равноценно воспринимать произведения искусства.

Становление музыкальной культуры с использованием множества педагогических технологий в  условиях обновлённой  современной школы  – вот основная задача учителя музыки.

На уроках музыки, я пытаюсь показать жизнь представленную языком искусства, музыки и народной философии. Я обращаюсь к  произведениям живописи, поэзии, прозы, к народным традициям, обрядам, к фольклору, архитектурным, скульптурным шедеврам. Такая тесная взаимосвязь даёт возможность лучше понять искусство, помогает воспитывать всесторонне развитую, эмоционально отзывчивую личность.

 Своей целью вижу - достижение такого уровня урока музыки, который увлечёт учащихся, сможет воспитать целостное восприятие  мира посредством искусства, сможет  развить музыкальное мышление и расширит кругозор учащихся, даст возможность  учащимся ориентироваться в огромном и многосложном мире искусства.  На мой взгляд, именно на уроках музыки можно  провести тесную взаимосвязь между искусством и Жизнью.

На  наших  уроках вместе с ребятами мы не только поём и слушаем,  мы рассуждаем, выражаем эмоциональное состояние от увиденного и услышанного на уроке. Так, с помощью музыки, мы проводим линию тесной взаимосвязи  всех видов искусства, а проводником в тайные уголки детских душ является музыка, она способна увлечь в свой неземной мир человеческих фантазий и воображения.

На уроках музыки, учащиеся пытаются найти точки единения человека и души, мира и природы, мы находим связь между музыкой и всеми видами искусства. Ребятам хорошо знакомы такие высказывания как: «Звучащие картины», «Музыка архитектуры», «Живопись музыки», «Интонация скульптуры», «Музыкальная живопись», «Живописная музыка». Учащиеся приходят к мысли, что искусство неразделимо.

Темы четверти:  «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»,  «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?», «Можем ли мы увидеть музыку?», « Можем ли мы услышать живопись?», «Музыкальный образ», «Преобразующая сила музыки», «Музыкальная драматургия» -  не случайно поставлены в виде вопроса.  На каждом уроке мы с учащимися пытаемся найти ответы на эти вопросы с помощью произведений искусства.

Программа, составленная Д.Б.Кабалевским–  это основа   эстетического воспитания учащихся.  Но современная жизнь диктует новые задачи – обновлённые,  - соответственно  возникает обновлённый подход к уроку «Музыка»  с использование педагогических технологий.

Постоянный системный подход к уроку позволяет наращивать потенциал  умений и навыков у учащихся. Мы живём в современном мире, который сам нам диктует новые подходы к образованию будущего подрастающего поколения.

Главной целью урока музыки – я вижу формирование культурного человека. Формирование музыкальной культуры учащихся, как части духовной культуры. Произведения искусства должны стать предметом размышления, духовного мира и восприятия учащегося.  

Главная задача урока искусства -  воспитание интереса и любви к искусству, познание закономерности музыкального искусства на основе его интонационной природы и многочисленных связей с жизнью и другими видами искусства. Разнообразие форм проявления и функционирования музыки в жизни современного учащегося, специфика воздействия её на человека. На своих уроках мы осваиваем музыкальное  искусство  через овладение учащимися музыкально-практическими умениями и навыками в различных видах деятельности (вокально-певческой, восприятии музыки, размышления о ней, а так же навыками творческой деятельности).  Развиваем  личностно-творческое  отношение  к музыке, соотношение жизненной правды и красоты в искусстве на примерах произведений поэтов, художников и музыкантов.

Моя главная задача, как учителя музыки  - раскрыть глубину жизненного содержания произведений искусства. Ощутить красоту и правду через мир культуры, сопоставить музыку разных веков, стилей  и эпох и раскрыть ее содержание – вот задача,  которую а  ставлю перед учащимися.   Дать возможность почувствовать красоту и правду музыки, отображающуюся  в природе и раскрыть отношение человека к природе и воздействие природы на человека. Я пытаюсь ввести своих учеников в волшебный мир искусства и научить их ценить и понимать красоту.  Домашним заданием  становится творческая работа по прослушанному и увиденному на уроке. Такой вид работ даёт возможность с помощью слова, рисунка - выразить свои мысли, свои чувства и переосмыслить  эмоциональное состояние.

Заключение

Актуальными считаю  слова  Ромена  Ролана: «Всё сущее на земле есть музыка, нужно только её услышать»

Искусство создаётся для того, чтобы отобразить богатство мира, душевную красоту человека и отражается это в звуках, словах и цветах, пластике. Программы по  музыке  разработанные в настоящее время, на мой взгляд, очень актуальны в рамках современной школы. Такой интегрированный подход  к уроку музыки даёт возможность учащимся равнозначно оценивать искусство как  процесс созидания.  Значение  урока музыки,  на мой взгляд, очень  велико в образовательном процессе, так как  произведения искусства являются незаменимым средством формирования духовного мира учащегося, нравственной культуры, делают его способным тоньше и глубже чувствовать, сопереживать, сострадать, стать частью творения и мысли автора.

       «Искусство существует не для того,  чтобы только образовываться, а и для того, чтобы знать какими мы становимся»         (Оскар Уальд)


Список литературы

1. Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В. Теория музыкального: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Академия, 2004. - 336 с.

2. Алиев Ю.Б. “Настольная книга школьного учителя-музыканта” М.,2000

3. Апраксина О.А. “Музыкальное воспитание в школе” М.,1985 г.

4. Апраксина О.А. “Музыкальное воспитание в школе” Сборник статей. М.,1974 г.

5. Арчажникова Л.Г. “Профессия-учитель музыки” М.,1984 г.

6. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пос. для студ. муз. фак. педвузов.

7. Брунер Джером. Культура образования [пер. Л.В. Трубицыной, А.В.Соловьева]. – М.: Просвещение, 2006.

8. Вендрова Т.Е ; Пигарёва И.В. “Воспитание музыкой” М.,1980 г.

9.  Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». – Вел. Новгород, 2000.10.

10.Ветлугина Н.А. Структура музыкальности и пути ее исследования/                                /Н.А.Ветлугина. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1986.

11. Гродзенская Н.Л. “Школьники слушают музыку” М.,1969 г.

12. “Искусство в школе” №4 М.,2000 г.

13. “Искусство в школе” №3 М.,2000 г.

14. “Искусство в школе” №6 М.,1999 г.

15. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/Сост. О.А.Апраксина.-М.:Просвещение, 1990г.

16. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы / Д.Б. Кабалевский

17. Кабалевский Д.Б. “Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-3 классы” М.,1980 г.

18. Кабалевский Д.Б. “Как рассказывать детям о музыке” М.,1982г.

19. Концепция Федеральных государственных стандартов общего образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.-М.:Просвещение, 2010г.

20. Лебедева, О.В. Развивающее музыкальное образование / О.В. Лебедева. - Кострома: КГУ, 2001. - 69 с.

21. Методические рекомендации к урокам музыки общеобразовательной школы. М.,1971.

22. Медушевский, В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства / В.В. Медушевский // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). - 2001. - №6. - С. 12-20.

23. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7классы. Искусство. 8-9 классы./Авторы: Е.Д.Критская, И.Э.Кашекова, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.-М.,2010

24. Примерные программы начального образования. В 2ч-(Стандарты второго поколения).- М.: Просвещение,2008

25. Сергеева Г.П. «Актуальные проблемы преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях» - М.:ГОУ Педагогическая академия, 2010-172с

26.Тельчарова Р.А. “Уроки музыкальной культуры” М.,1991 г.

27. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова.-М.:Просвещение,2010

28. Халабуздарь П.В..Попов В.С. “Теория и методика музыкального воспитания” Санкт-Петербург 2000 г.

29.Холопова, В.Н. Теория музыки: Мелодика, ритмика, фактура, тематизм / В.Н. Холопова. - М.: Лань, 2002. - 368 с.

30. Хрестоматия по методике музыкального воспитания. /Сост.О.А. Апраксина М.,1987 г.

31. Школяр Л.В., Красильникова М.С. Теория и методика музыкального образования детей. М.,1999 г.

32. Школяр Л.В. ”Музыкальное образование в школе” М.,2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа по теме: «Применение нетрадиционных техник на уроках ИЗО в развитии творческой одаренности учащихся».

С самого раннего возраста  дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один ...

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, мои педагогические находки"

В проекте реформы образования одним из основных предметов заявлен английский язык. Поэтому на современной школе лежит большая ответственность в подготовке выпускников школ к сдаче ЕГЭ по английскому я...

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"...

Творческая работа "Развитие творческих способностей".

В работе рассматриваются уровни развития творческих способностей обучающихся....

Слайдовая презентация "Фотоальбом творческих работ педагога и учащихся творческого объединения "Мягкая игрушка"

В альбом включена часть творческих работ. Альбом составлен для презентации на областном конкурсе педагогического мастерства "Мастер года" 2011 год....

Творческий проект педагога с детьми «Моя синяя птица» самостоятельная творческая работа детей (подготовительной группы), выполненная под руководством педагога

Аннотация.  В творческом проекте «Моя синяя птица» представлена самостоятельная работа детей, выполненная под руководством педагога.  Работа направлена на формирование у воспитан...

Творческий проект педагога с детьми «Любимые герои сказки Воробей Воробеич, Ерш Ершович» самостоятельная творческая работа детей (подготовительной группы), выполненная под руководством педагога

Аннотация.  В творческом проекте «Любимые герои сказки Воробей Воробеич, Ерш Ершович» представлена самостоятельная работа детей из подготовительных групп, выполненная под руководством...