предметные недели по музыке
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Хисамова Резеда Мансуровна

как провести неделю музыки в школе?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmetnye_nedeli_publikatsiya.doc88.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТНЫЕ НЕДЕЛИ

Хисамова Резеда Мансуровна

МБОУ « Старочечкабская  общеобразовательная  школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»,

с.Старые Чечкабы

Урок музыки является основной формой организации музыкального воспитания в школе. И хотя имеются еще и музыкальные кружки, факультативы, студии, но урок музыки, охватывающий всех детей, никогда не потеряет своей актуальности.   Чтобы повысить интерес учащихся к предмету можно проводить в школе тематические вечера, внеклассные мероприятия, а также недели музыки и искусства. Предлагаю свой вариант проведения  мероприятий  на неделе музыки. По желанию учителя дни можно  перераспределить.

День первый: «Аукцион знаний»

День второй:  «Музыкальный ринг»

День третий: «Музыкальная угадай-ка»

День четвертый: «Слабое звено»

День пятый: Тематический вечер или познавательная беседа о музыке

День шестой: Концерт  силами учащихся школы, филиала детской школы искусств

День первый

«Аукцион знаний»

На мероприятии могут присутствовать и участвовать  все  желающие учащиеся с 1 по 9 классы. Для ведущего (учителя)  заранее подобрать помощника. За каждый правильный ответ участник получает жетон в виде ноты.  В конце  вечера объявляется победитель, получивший наибольшее количество жетонов.

Вопросы.

1. Чем отличается композиторская музыка от народной?

(Композиторскую сочиняет человек, который профессионально занимается музыкой)

2. Назовите основные группы инструментов в оркестре.

(Струнная группа, деревянно- духовая, медно-духовая, ударная)

3. Назовите музыкальные профессии, специальности.

(Композитор, дирижер, пианист, музыкант, певец…)

4.Что такое балет?

(Музыкально-хореографический спектакль, в котором сочетается музыка, танец, драматическое действие, элементы изобразительного искусства)

5. Что такое опера?

(Вид театрального искусства, в котором  сценическое действие слито с вокальной и оркестровой музыкой, а исполнители- актеры не говорят, а поют)

6. Какие бывают звуки

(музыкальные, шумовые, высокие, низкие)

7. Что называют концертом?

(Музыкальное произведение для солиста и оркестра, публичное исполнение музыкальных произведений)

8. Назовите три музыкальные основы, три кита музыки

(Песня, Марш, танец)

9. Что характеризуют слова:  тихо, громко, затихая, усиливая звучания?

(динамику)

10. Пьеса  для пения без слов.

(вокализ)

11. Учебное заведение,  где обучают музыке детей.(Музыкальная школа)

12. Струнный щипковый инструмент, известный в эпоху средневековья?

(гитара)

13. Ансамбль из четырех исполнителей-певцов или музыкантов?

(квартет)

14. Назовите самый большой ансамбль

(Хор, Оркестр)

15. Что характеризуют слова: высокий, средний, низкий?

(регистр)

16.Исполнение без музыкального сопровождения(a cappella)

17. Назовите имя композитора, который известен своими вальсами, мазурками, полонезами?

(Фредерик Шопен)

18. Высшее музыкальное учебное заведение

(Консерватория)

19. Здание, в котором мы можем увидеть и услышать музыкальное представление.

(Здание театра)

20.Ансамбль из пяти исполнителей-певцов  или музыкантов

(квинтет)

21. Самый маленький ансамбль

(дуэт)

22. Низкий мужской голос

(бас)

23.Автор балета «Лебединое озеро»

(П. Чайковский)

24.Инструмент, который имеет две клавиатуры: кнопочную и фортепианную

(Аккордеон)

25. Ударный инструмент с неопределенной высотой звука, который в оркестре  выполняет ритмическую и шумовую роль

(барабан)

26. Высокий женский голос

(сопрано)

27. Автор произведений «Рондо в турецком стиле», «Реквием», «Симфония №40 соль минор»

(В.Моцарт)

28.какая нота находится в скрипичном ключе  на второй линейке?

(соль)

29.Каким ключом открывается нотный стан?

(Скрипичным  или басовым)

30. Кто автор слов  гимна (Татарстана)

(Рамазан Байтимеров)

31. Автор первого татарского  национального балета. Название балета.

(Фарит Яруллин «Шурале»)

32. Что такое либретто?

(Литературное содержание балета или оперы)

33. Кто автор либретто оперы «Алтынчэч»?

(Муса Джалиль)

34.Самый большой музыкальный инструмент?

(орган)

35. Какой инструмент называют «королевой оркестра»

(скрипка)

36. Излюбленный музыкальный инструмент Фредерика Шопена?

(фортепиано)

37. Кому посвящено произведение Л.Бетховена «Лунная соната»

(Графине Джульетте Гвиччарди)

38. Назовите лишнюю фамилию в ряду: Бетховен, Садыйкова, Бах, Шопен

39. Музыка какого композитора звучит в ЗАГСЕ? (Мендельсона)

40. Назовите лишний инструмент в ряду: барабан, тарелки, скрипка, треугольник, литавры.

День второй

Игра «Музыкальный ринг»

Цель игры: Вызвать интерес учащихся к музыке, вида музыкального искусства.

Задачи: Воспитание любви к предмету, развитие внимания учащихся, мыслительной деятельности, смекалки, сообразительности, пробуждение художественно-образного мышления.

В игре участвует две команды по 7 человек (учащиеся с 1-по 7 классы)

К игре команды заранее готовятся: выбирается командир, девиз, песня, эмблема команды..

Ведущий  выбирает для себя помощника из зрителей. Ответы записываются  командой на 1 листе! Жюри ведет подсчет очков (каждый ответ 1балл)

 Каждый зритель может участвовать в игре. Первый кто поднимает руку на вопрос ведущего и правильно отвечает на него, получает жетон в виде  музыкального знака. В конце подводятся итоги и среди  зрителей, принявших активное участие в игре.

 Приветствие команд.

Каждая команда представляет свое название, девиз. На школьных формах участников эмблемы команд.

Задание № 1  

За 1 минуту написать как можно больше музыкальных инструментов.

Задание №2

Музыкальный  эксперимент

Представим себе на минуту такую ситуацию… С помощью машины времени мы очутились далеко-далеко, на острове,  где живет племя дикарей…Им неведомы  ни культура, ни  опыт, приобретенный человечеством…  .А вам так хочется  рассказать о музыкальных достижениях, при помощи компьютера (Айфона). Но у компьютера села батарейка, а подключиться, как вы понимаете -  не к чему.

 1 КОМАНДА  обыгрывает «дикарей», ее задача показать свой «нрав». 2 КОМАНДА обыгрывает музыкантов. Задача команды: объяснить дикарям, что такое музыка…

Задание№3

-Все мы с вами немножко музыканты, и знаем что в музыке всего…. 7 нот

Задание: за 1 минуту придумать слова, в которые входят названия этих нот. (например СИла, МИнор и т.д.)

Задание№4

За 1-2 минуты

Придумать сказку о музыкальном инструменте (Инструмент выбирается по жеребьевке)

Среди них:

Барабан, треугольник, пианино, аккордеон, скрипка.

Жюри учитывает связность, законченность, содержательность, объем, а также сюжетную линию сказки (рассказа)

.Задание №5

За 1 минуту   написать как можно больше фамилий композиторов (русских, зарубежных, татарских, др.)

Задание №6

Пантомимой рассказать содержание песни ( время для подготовки1-2минуты)

Пока команды готовятся,  звучит МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

Песни для обыгрывания: «Елочка», «В траве сидел кузнечик», «Ой мороз, мороз»,

«Песня Красной шапочки», «Улыбка» и другие…

Задание №7

-Какие музыкальные заведения знаете?

-Знаете ли  вы что такое КОНСЕРВАТОРИЯ? То, что это высшая музыкальная школа знает каждый. В 16 веке в Италии консерваториями называли городские детские приюты, где воспитывали сирот и беспризорных. В одной из таких консерваторий позже преподавал композитор Антонио Вивальди. Сохраняя жизнь детям, им давали  и какие-либо трудовые навыки, обучали ремеслам. Одной из профессий была музыка, певческое искусство. Из них готовили певчих хоров. Постепенно такая специализация стала основной, и таким образом, консерватории превратились в музыкальные учебные заведения.

Из слова КОНСЕРВАТОРИЯ составить множество слов. (например, рот, торс и т.д)

Задание №8

Обеим командам раздаются карточки с заданиями по теории музыки.

Соединить стрелками  понятия.

Например:

Реприза

громко

Пауза

Сила звучания

Бекар

Знак повышения звука на пол тона

Диез

Знак повторения

Динамика

Знак понижения звука на пол тона

Форте

Знак остановки в музыке

тембр

Многоголосие в музыке

темп

Скорость в музыке

полифония

Окраска звука

вокализ

Ключ соль

Скрипичный ключ

Ключ фа

Басовый ключ

Произведение для пения без слов

дуэт

Коллектив певцов

хор

Ансамбль из двух музыкантов

оркестр

Коллектив музыкантов

Альт

Певческий голос

 Подведение итогов, награждение активных зрителей, участников игры.

День третий

Музыкальная викторина

Цель: привитие учащимся интереса  к урокам музыки

Развитие мыслительной деятельности, скорости реакции на узнаваемые мелодии,

Расширение рамок школьной предметной программы.

Учащиеся выбирают 1 из предложенных 3 вариантов ответов

Произведения для музыкальной угадайки

1.а) А.И.ХАЧАТУРЯН «Танец с саблями»

б) В.А.Моцарт «Рондо в турецком стиле»

в) Э.Григ «Пер Гюнт»

2) П.Чайковский «Танец маленьких лебедей»

б) Э.ГРИГ «Утро»

в) А.Гречанинов «Моя лошадка»

3. С.Рахманинов «Итальянская полька»

б) П.Чайковский «Масленица»

в) Д.Шостакович «Вальс-шутка»

4. а) С.Прокофьев «Ромео и Джульетта»

б) Ф.Шопен «вальс до-диез минор»

в) П.Чайковский «Октябрь»

5. а) А.Вивальди «Весна»

б) П.Чайковский «Песня жаворонка»

в) Р.Паульс «Колыбельная»

6.а) Н.Жиганов «Алтынчэч»

б) С.Сайдашев «Марш Советской Армии»

в) Р.Яхин. Концерт для фортепиано с оркестром

7.а) Р.Халитов «Полька»

б) Ф.Ахметов «Сэгэт»

в) «Ай былбылым» т.х.ж

8.а) Моцарт.Симфония №40

Б) И.Бах «Шутка»

в)А.Вивальди «Весна»

9.а) С.Прокофьев «Петя и волк»

б) Н.А.Римский – Корсаков «Шехеразада»

в) Э.Григ «В пещере горного короля»

10.а) Р.Яхин «Вальс-экспрмт»

б) Н.Жиганов «Алтынчэч»

в) А.Монасыйпов «Симфония №2»

11.а) С.Прокофьев «Петя и волк»

б) А.Гречанинов «Моя лошадка»

в) Л.Бетховен «Лунная соната»

12.а) Л.Бетховен Симфония №5

б)Л.Бетховен «Лунная соната»

в) Л.Бетховен « К Элизе»

13.а) Э.Григ «Песня Сольвейг»

б) Л.Бетховен «К Элизе»

в) П.Чайковский «Осень»

14. а) Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля»

б) В.Моцарт «Турецкое рондо»

в) А.Ключарев «Горная Быль»

15.а)  В.Глюк «Орфей»

б) К.Сен-Санс «Лебедь»

в)  А. Грибоедов «Вальс ми минор»

16.а) Н.Жиганов «Алтынчэч»

б) М.Глинка «Я помню чудное мгновение»

в) С.Сайдашев «Зэнгэр шэл»

17. а)П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

б) С.Сайдашев «Марш Советской Армии»

в) Ж.Бизе «Марш Тореодора»

18. а) Р.Калимуллин «Поезд Франкт-Фурт-Люксембург»

б) Л.Батыр-Булгари «Жырлап узган жэй»

в) Р.Шуман «Смелый наездник»

День четвертый

Игра «Слабое звено»

Цель: развитие познавательного интереса  учащихся к предмету, обобщение, закрепление и систематизация знаний, полученных на уроках музыки.

К игре необходимо заранее подготовиться:

1) выбрать  7 учащихся (5-7 классов) для игры и одного в роли помощника

2) оформить зал, повесить плакат «Слабое звено»

3) организовать рабочее место для жюри.

4) заранее объявить систему  оценивания.

Каждый верный ответ - одно очко (в виде ноты)

После каждого тура участник, набравший наименьшее количество очков выбывает из игры.

1 тур (все ответы на букву «М»)

1. Знаменитый австрийский композитор, начавший  свою концертную деятельность в 6 лет; его называли чудо-ребенком. ( Моцарт)

2.Музыкальный лад, вызывающий радостные эмоции (мажор)

3. Человек,  профессионально занимающийся каким – либо видом музыкальной деятельности (музыкант)

4. Музыка энергичного характера для сопровождения военных парадов, походов (марш)

5.Польский народный танец (мазурка)

6. Название ноты на  1 линейке скрипичного ключа (ми)

7. Название пьесы из альбома П.Чайковского «Времена года» (Масленица)

«Р»

1. Нота в скрипичном ключе под 1 линейкой (ре)

2. Имя автора музыки  гимна Республики Татарстан (Рустем)

3. Разновидность фортепиано (рояль)

4. Музыкально-поэтическое сочинение для голоса  в сопровождении аккомпанирующего инструмента (романс)

5.Имя немецкого композитора Шумана (Роберт)

6. Музыкальная форма, в переводе с французского, обозначающая круг (рондо)

7. Знак повторения в музыке (реприза)

«П»

1.Имя русского композитора, написавшего балет, «Лебединое озеро» (Петр Чайковский)

2. Название произведения норвежского композитора , которое начинается с части , под названием  «Утро»(«Пер Гюнт»)

3.Автор симфонической  сказки «Петя и волк» (Прокофьев)

4. Повторяющаяся часть в песне (припев)

5. Знак остановки, молчания в музыке (пауза)

6. Чешский народный танец в двухдольном размере (полька)

7. Композитор Шопен по национальности (поляк)

«Ч»

1.Фамилия композитора, автора балета «Щелкунчик» (Чайковский)

2. Венгерский танец, в переводе  означает «трактир» (Чардаш)

3. Количество музыкантов в квартете (Четыре)

4. Как называют короткую веселую песенку (Частушка)

5. Город в Республике Татарстан, где проводится конкурс пианистов «Камская мозаика» (Чистополь)

6.Клавишно-ударный инструмент, звук которого  напоминает колокольчик (челеста)

7. В каком советском фильме звучит песня Е.Крылатова «Песенка о снежинке» («Чародеи»)

2 тур

«С»

1.Название греческого танца (Сиртаки)

2.Имя композитора, автора «Итальянская полька» (Сергей Рахманинов)

3.Название ключа, название ноты (соль)

4. Произведение для симфонического оркестра, чаще всего состоит из 3-4 частей (симфония)

5.Татарский композитор, автор «Марша Советской Армии» (Сайдашев)

6.Отрывистое исполнение в музыке (стаккато)

«Т»

1.Скорость исполнения музыки (темп)

2.Ансамбль из трех исполнителей (трио)

3.Высокий мужско голос (тенор)

4. И инструмент в оркестре, и предмет на кухне (тарелки)

5. И геометрическая фигура и инструмент в оркестре (треугольник)

6.Один из трех жанров в музыке (танец)

«А»

1.И низкий женский голос и инструмент в оркестре (альт)

2.Опера Н.Жиганова  («Алтынчэч»)

3. Перерыв между действиями в опере (антракт)

4.Старинный щипковый инструмент, входящий в состав симфонического оркестра,  у которого может быть от  46 струн (арфа)

5.Сольный номер в опере (ария)

6.Музыкальный инструмент, одна клавиатура у которого баянная, вторая фортепианная.(аккордеон)

«Б»

1.Мужской голос, Средний между басом и тенором (баритон)

2. Ударный инструмент (барабан)

3. Прдолжить фамилию композитор Людвиг ван… (Бетховен)

4.Музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют (балет)

5.Известный русский певец Федор Шаляпин обладатель этого голоса (бас)

6. В переводе с немецкого языка фамилия этого композитора переводится как «ручей»

3 тур

«Ф»

1.Инструмент симфонического оркестра, характеризующий дедушку из симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк» (фагот)

2. Имя польского композитора, излюбленным инструментом которого был рояль-фортепиано (Фредерик)

3. Громкое звучание в музыке (форте)

4. Заключительная часть симфонии, концерта или другого музыкального произведения (финал)

5. Нота в Факеле ( Фа)

«Г»

1. Шестиструнный или семиструнный музыкальный инструмент (гитара)

2.О каком композиторе идет речь в рассказе К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

(Григ)

3. Композитор, написавший оперу «Иван Сусанин» (Глинка)

4.Главная песня  страны или республики (гимн)

5.Музыкальный инструмент, который всегда носим с собой ( голос)

«Л»

1. Произведение К.Сен-Санса из «Карнавала животных» («Лебедь»)

2. Литературное содержание оперы или балета (Либретто)

3. Ударный инструмент в виде большого казана (Литавры)

4. Нота между 2и 3 линейкой скрипичного ключа (ля)

5.белорусский народный танец (Лявониха)

4 тур

«Ш»

1.Симфоническая сюита Н.А.Римского-Корсакова, написанная после кругосветного плавания на клипере «Алмаз» («Шахерезада»)

2.Композитор, написавший вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (Шуберт)

3.Долгоиграющий инструмент (Шарманка)

4.Польский композитор, известный своими вальсами, полонезами, мазурками, этюдами (Шопен)

«В»

1. Медно-духовой  инструмент в виде улитки (алторна)

2. Пьеса для пения без слов (вокализ)

3. Парный танец в трехдольном размере (вальс)

4. С чего начинается «Времена года» Вивальди (весна)

«З»

1.Родной город В.А. Моцарта (Зальцбург)

2. Имя татарской оперной певицы Сунгатуллиной (Зиля)

3. Стаккато, легато, нон легато – это приемы…(звуковедения)

4. Балет С.С. Прокофьева («Золушка)

5 тур

«Д»

1. Самый маленький ансамбль (дуэт)

2. Сила звука (динамика)

3. Имя советского композитора Шостаковича (Дмитрий)

«Ж»

1.Имя французского композитора,  автора оперы «Кармен» (Жорж)

2. Старинный русский инструмент (жалейка)

3. Первоначальное название оперы М.Глинки «Иван Сусанин»  («Жизнь за царя»)

«И»

1. Имя немецкого композитора, автора «Органной прелюдии и фуги ре минор» (Иоганн)

2. Автор слов песни «Катюша» (Исаковский)

3. Непосредственный процесс творчества без всякой подготовки (импровизация)

6 тур

(задается 10-12 вопросов, игрок, набравший наибольшее количество жетонов, становится победителем)

1. Ансамбль из 4 исполнителей (квартет)

2.  О каком композиторе идет речь в рассказе К.Паустовского «старый повар» (Моцарт)

1. как называется комплекс упражнений перед пением (распевка)

2. Кто автор  оперы «Алтынчэч» (Жиганов)

1. Вступительная часть к опере (увертюра)

2. Родоначальник русской оперы (Михаил Глинка)

1. И первоцвет, и музыкальный инструмент (колокольчик)

2. Популярная песенка (шлягер)

1. переложение музыкального произведения в другую тональность (Транспонирование)

2. Французская писательница, подруга польского композитора Ф.Шопена ( Жорж Санд)

День пятый

Тематические беседы (вечера)

1. Певческий голос.

2.Типы хоров.

3.В мире музыкальных инструментов.

4. Эти разные оркестры…

5. Танцевальные жанры.

6. Вальс, вальс, вальс…

7. Цветочный рай.

8. Говорящие имена.

9. Великий Бах.

10. Музыка о детях.

11. Музыка нас связала…

12. Во саду ли в огороде…

13. Эти дороги позабыть нельзя

И др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме:"Организация предметной недели - на примере недели географии"

Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме: "Организация предметной недели- на примере недели географии"...

Методическая разработка мероприятия: Торжественное открытие предметной недели музыки "Маленькие виртуозы"

·        Познакомить обучающихся с разнообразием музыкальных инструментов.·        Развивать творческие способности учащихся.·...

Праздник музыки (1-4 классы) в рамках Предметной Недели (2012 год)

МБОУ СОШ №7 г.о. Кохма Ивановской области                 «ПРАЗДНИК МУЗЫКИ» для учащихся 1 - 4-х к...

Предметная неделя изобразительного искусства, музыки, технологии, ОБЖ и физической культуры

План-конспект предметной тематической недели приуроченной к празднованию Масленичной недели. Работа посвящена русской народной тематике: декоративно-прикладное искусство, русское народное творчес...

Отчет о проведении предметной недели русского, иностранных языков, литературы, музыки и изобразительного искусства.

В средней школе поселка Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области с 23  по 30 января 2017 года  прошла предметная неделя русского и  иностранных языков, литературы, му...

ПЛАН проведения предметной недели методического объединения музыка, изобразительное искусство, технология «Дни открытых дверей» с 29.01 по 03.02 2018г.

ПЛАНпроведения предметной недели МБОУ "СОШ №1"п Пуровск, Пуровского района методического объединениямузыка, изобразительное искусство, технология 2017-2018 учебный год...