Методика изучения хорового сочинения
учебно-методический материал по музыке по теме

Процесс обучения дирижированию, то есть умению передать системой жестов содержание музыки, обязательно должен опи­раться на прочное знание учащимися исполняемых произведе­ний. Дирижирование за пультом — последний этап большой предварительной работы, итог тщательного изучения произве­дения, воплощение в жесты глубоко продуманной и прочувст­вованной музыки. Педагог должен стараться пробудить настоя­щую любовь и подлинное уважение к музыке, приучить дока­зывать свое отношение к ней не пустыми фразами, а делом, повседневным трудом, добросовестным отношением к изучае­мым произведениям. С первых шагов учащемуся нужно вну­шить правило, что он не имеет права дирижировать с листа или представляя произведение только в общих чертах. Педагогу следует проявить настойчивость в этом отношении, не допу­скать никаких поблажек. В противном случае дирижирование теряет свой смысл, превращается в гимнастические упражне­ния под музыку, а это, в конечном счете, приводит к полной дискредитации предмета, воспитанию у учащегося уверенности, что быть дирижером очень легко и просто.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_izucheniya_khorovogo_sochineniya.doc40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Методика изучения хорового сочинения

Процесс обучения дирижированию, то есть умению передать системой жестов содержание музыки, обязательно должен опираться на прочное знание учащимися исполняемых произведений. Дирижирование за пультом — последний этап большой предварительной работы, итог тщательного изучения произведения, воплощение в жесты глубоко продуманной и прочувствованной музыки. Педагог должен стараться пробудить настоящую любовь и подлинное уважение к музыке, приучить доказывать свое отношение к ней не пустыми фразами, а делом, повседневным трудом, добросовестным отношением к изучаемым произведениям. С первых шагов учащемуся нужно внушить правило, что он не имеет права дирижировать с листа или представляя произведение только в общих чертах. Педагогу следует проявить настойчивость в этом отношении, не допускать никаких поблажек. В противном случае дирижирование теряет свой смысл, превращается в гимнастические упражнения под музыку, а это, в конечном счете, приводит к полной дискредитации предмета, воспитанию у учащегося уверенности, что быть дирижером очень легко и просто.

 Изучением хорового сочинения учащийся занимается в классе под руководством педагога и в домашних условиях самостоятельно. Его работа над партитурой вне класса может быть результативной только в том случае, если она проводится очень систематично и по определённому плану. Этот план домашней работы педагог предлагает учащемуся на первых уроках по дирижированию.

Работа над партитурой подразумевает тщательное изучение произведения, всесторонний анализ его и воплощение в жесте, то есть дирижирование.

 Приступая к работе над произведением, необходимо прежде всего обдумать его содержание (основную идею, характеристики образов), отметить особенности поэтического языка. Затем следует выучить наизусть литературный текст, читать его выразительно, эмоционально.

 

Далее партитура тщательно изучается за фортепиано. При этом рекомендуется идти от общего к частному, то есть сначала проиграть партитуру целиком, чтобы составить представление о ней, а затем учить по частям. Если партитура очень сложная, можно разучивать ее по группам голосов (отдельно мужские и женские). Сочинение следует закреплять в памяти и пальцах не путем «вдалбливания», бесконечного повторения от начала до конца, а сознательно, выбирая наиболее трудные места и прорабатывая их более тщательно. Главное в этой работе — следование звуковому идеалу, созданному на основе внутреннего слуха, выразительная передача на инструменте партитуры со всеми особенностями ее фразировки и нюансировки

 

Для максимального приближения звучания инструмента к хоровой звучности следует играть партитуру глубже, компактнее, предельно связывая звуки. Опираясь на звучание басовой партии, стараться равноценно «подать» и другие голоса, чтобы звучали аккорды, подчеркивать особенности тембров различной манерой игры. Особенно строго нужно следить за соблюдением цезур, правильным исполнением дыхания (как в хоре). Весьма желательно, чтобы учащийся имел возможность прослушать изучаемое в классе произведение в живом исполнении или в записи. Это очень поможет ему в ознакомлении с сочинением, в осмыслении его содержания и будет способствовать более сознательному и выразительному исполнению на фортепиано.

 

Разучивание произведения включает в себя и пение всех голосов партитуры наизусть, сольфеджируя и с текстом. Голоса нужно петь в различных вариантах: один голос от начала до конца, переходить с одного голоса на другой, (по мере их вступления или по фразам), петь один голос партитуры с одновременным исполнением других на фортепиано (играется альт — поется сопрано), в хоровом аккорде одну партию исполнять голосом, другие — на фортепиано, петь аккорды по вертикали.

 На первом курсе по вертикали поются лишь отдельные моменты (начальный и заключительный аккорды, начало частей, кульминация, яркие кадансовые обороты и т. д.). С каждым годом этот навык усложняется, и на четвертом курсе учащийся должен уметь пропеть любой аккорд сочинения независимо от его местоположения. При пении голосов и аккордов партитуры обязательно требуется точная интонация при сольфеджировании и пении с текстом, нетерпимое отношение к фальши, непрерывное тактирование схемы одной рукой, умение чередовать исполнение голосов и аккордов вслух; и «про себя» (при помощи внутреннего слуха), навык пения голосов партитуры без поддержки на инструменте.

 После того как произведение продумано и выучено, можно Приступить к его письменному анализу по определенному плану.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения написанию сочинения-рассуждения.

В соответствии с требованиями к ЕГЭ последних лет в экзаменационном сочинении-рассуждении должны присутствовать следующие обязательные содержательные разделы:1. Общая характеристика темы и проблематик...

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ-РАССУЖДЕНИЕМ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

В статье рассматриваются методически продуктивные приемы, дающие возможность организовать на уроках русского языка поэтапную работу над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему с опорой н...

Методика работы над сочинением в формате ЕГЭ.

Рекомендации по подготовке к выполнению задания части С в ЕГЭ....

Методика работы над сочинением на лингвистическую тему (С.2). Презентация

Данная презентация рекомендована для подготовки обучающихся девятых классов к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему....

Методика изучения уровня воспитанности учащихся по методике Капустина

Данная методика позволяет классному руководителю выявить у учащихся уровень воспитанности - сформированности таких качеств, как бережное отношение к природе, школе, любознательность, прилежание, эстет...

Компьютерная обработка теста "Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД)"

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»(Личностные УУД)Цель:...

Проект по методике обучения физике Методика изучения темы « Электрические явления » в 8 классе

Раздел «Электрические явления» является одним из важнейших при изучении физики  в основной школе. На него отводится треть учебных занятий в 8 классе. Закладываются основные знания, ум...