Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению.
статья по музыке по теме

Дурнева Татьяна Геннадиевна

Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению.

 

Музыкальный слух – способность воспринимать ладовые и звуковысотные соотношения. Он формируется в процессе музыкальной деятельности ребенка на основе имеющихся у него задатков. Оттого, насколько благоприятны условия для их развития, зависит успешность  формирования музыкального слуха.

По определению психолога Б.М. Теплова, главными компонентами музыкального слуха являются:

- звуковысотный слух;

- тембровый;

- гармонический;

- мелодический;

- динамический.

Важнейшее проявление музыкального слуха – это восприятие высоты звука. Формирование музыкального слуха – это процесс его первоначального становления. Он отличается от процесса развития музыкального слуха, так как развивать можно только то, что уже имеется. Развитие слуха зависит и от многих немузыкальных факторов. Например, от состояния умственных способностей, наличие здорового или больного голосового аппарата, даже от состояния здоровья ребенка.

Обучая детей пению, мы направляем процесс воспроизведения детьми звука путем подстраивания  воспроизводимой высоты к заданной. Ребенок при помощи педагога находит нужную высоту. Наступает момент восприятия. Затем ребенок воспроизводит мелодию, однако скорее неосознанно, физиологически ощущая унисон. Мы помогаем этому процессу, поощряя ребенка, который получает удовольствие от достижения цели. В его мозгу образуется связь между окончаниями двигательного и слухового анализаторов. Конечно, в первое время эта связь очень хрупкая, она быстро нарушается. Закрепляется она только путем неоднократного повторения подстраивания певческого голоса ребенка к данной высоте мелодии.

Формируя  музыкальный слух, мы всегда помним о том, что имеются три фактора, тормозящие этот процесс:

- болезненное состояние голосового и слухового аппарата;

- ослабленное общее физическое состояние организма;

- неспособность мозга к образованию нервных связей и их закреплению.

В процессе формирования музыкального слуха мы обязательно выясняем, что именно мешает тому или иному ребенку достичь должных результатов.

Для того чтобы дети правильно воспроизводили звуки, мы формируем и закрепляем в их памяти слуховое представление об унисоне, занимается расширением диапазона голоса, развиваем его гибкость и пластичность.

Практические рекомендации по данному вопросу.

1.Для того чтобы сформировать у ребенка представление об унисоне, педагогу необходимо подбирать материал с учетом тех звуков, которые есть в его диапазоне.

2.Определить диапазон голоса каждого ребенка. Начинать петь на тех звуках, которые воспроизводятся детьми легко. Для этого подобрать нужные попевки (например, «Гуси шли домой») и транспонировать их в удобную для голоса тональность (ми мажор, ре мажор). Активизировать процесс дыхания (активный, но бесшумный вдох, - постепенный выдох).

3.Расширять диапазон голоса ребенка путем пения по полутонам вверх.

4.Если ребенок остановился на определенном звуке, то следует сразу взять более высокий звук.

5.Бывают случаи, когда ребенок соло поет верно, а в хоре неверно. Тогда необходимо с ним индивидуально работать на каждом занятии в течение нескольких секунд, проводить как бы индивидуальную подстройку.

Согласно исследованию педагога-музыканта И.П. Гейнрихса, в группах детского сада всегда есть дети:

- которые    могут   спеть   чисто   данный  звук  (конечно,  в  объеме  их

диапазона);

- большинство звуков поют правильно, а отдельные звуки неверно;

- поют то интонационно точно, то фальшиво;

- все звуки поют неверно;

- верхние и нижние звуки поют фальшиво, а средние – интонационно точно;

- поют в широком диапазоне, не вне всякой связи с заданными звуками.

В последних четырех случаях имеет место несформированный музыкальный слух. Мы обязательно проверяем с этой точки зрения каждого ребенка, выделяем детей с несформированным музыкальным слухом и начинаем с ними работу.

Учеными-физиологами (Е.И. Алмазовым, М.П. Блиновым, А.М. Егоровым, Е.А. Мальцевой, В.П. Морозовым, М.С. Эрбштейн), использовавшими в своих исследованиях специальную аппаратуру, доказано, что как у детей, так и у взрослых при восприятии музыки наблюдается движение голосовых связок. Они являются в некотором роде органом восприятия. На первом этапе формирования у ребенка музыкального слуха главным условием восприятия звука является воспроизведение их голосом, т.е. двигательное отражение звука. Если дети с низкими голосами – «гудящие», у которых нарушена координация слуха и голоса, адекватно воспримут звуки,- они их воспроизведут.

Следовательно, процесс восприятия определяется как рефлекторное установление временных нервных связей в коре головного мозга ребенком, его слуховых и двигательных сферах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_muzykalnogo_slukha.doc34.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению.

Музыкальный слух – способность воспринимать ладовые и звуковысотные соотношения. Он формируется в процессе музыкальной деятельности ребенка на основе имеющихся у него задатков. Оттого, насколько благоприятны условия для их развития, зависит успешность  формирования музыкального слуха.

По определению психолога Б.М. Теплова, главными компонентами музыкального слуха являются:

- звуковысотный слух;

- тембровый;

- гармонический;

- мелодический;

- динамический.

Важнейшее проявление музыкального слуха – это восприятие высоты звука. Формирование музыкального слуха – это процесс его первоначального становления. Он отличается от процесса развития музыкального слуха, так как развивать можно только то, что уже имеется. Развитие слуха зависит и от многих немузыкальных факторов. Например, от состояния умственных способностей, наличие здорового или больного голосового аппарата, даже от состояния здоровья ребенка.

Обучая детей пению, мы направляем процесс воспроизведения детьми звука путем подстраивания  воспроизводимой высоты к заданной. Ребенок при помощи педагога находит нужную высоту. Наступает момент восприятия. Затем ребенок воспроизводит мелодию, однако скорее неосознанно, физиологически ощущая унисон. Мы помогаем этому процессу, поощряя ребенка, который получает удовольствие от достижения цели. В его мозгу образуется связь между окончаниями двигательного и слухового анализаторов. Конечно, в первое время эта связь очень хрупкая, она быстро нарушается. Закрепляется она только путем неоднократного повторения подстраивания певческого голоса ребенка к данной высоте мелодии.

Формируя  музыкальный слух, мы всегда помним о том, что имеются три фактора, тормозящие этот процесс:

- болезненное состояние голосового и слухового аппарата;

- ослабленное общее физическое состояние организма;

- неспособность мозга к образованию нервных связей и их закреплению.

В процессе формирования музыкального слуха мы обязательно выясняем, что именно мешает тому или иному ребенку достичь должных результатов.

Для того чтобы дети правильно воспроизводили звуки, мы формируем и закрепляем в их памяти слуховое представление об унисоне, занимается расширением диапазона голоса, развиваем его гибкость и пластичность.

Практические рекомендации по данному вопросу.

1.Для того чтобы сформировать у ребенка представление об унисоне, педагогу необходимо подбирать материал с учетом тех звуков, которые есть в его диапазоне.

2.Определить диапазон голоса каждого ребенка. Начинать петь на тех звуках, которые воспроизводятся детьми легко. Для этого подобрать нужные попевки (например, «Гуси шли домой») и транспонировать их в удобную для голоса тональность (ми мажор, ре мажор). Активизировать процесс дыхания (активный, но бесшумный вдох, - постепенный выдох).

3.Расширять диапазон голоса ребенка путем пения по полутонам вверх.

4.Если ребенок остановился на определенном звуке, то следует сразу взять более высокий звук.

5.Бывают случаи, когда ребенок соло поет верно, а в хоре неверно. Тогда необходимо с ним индивидуально работать на каждом занятии в течение нескольких секунд, проводить как бы индивидуальную подстройку.

Согласно исследованию педагога-музыканта И.П. Гейнрихса, в группах детского сада всегда есть дети:

- которые    могут   спеть   чисто   данный  звук  (конечно,  в  объеме  их

диапазона);

- большинство звуков поют правильно, а отдельные звуки неверно;

- поют то интонационно точно, то фальшиво;

- все звуки поют неверно;

- верхние и нижние звуки поют фальшиво, а средние – интонационно точно;

- поют в широком диапазоне, не вне всякой связи с заданными звуками.

В последних четырех случаях имеет место несформированный музыкальный слух. Мы обязательно проверяем с этой точки зрения каждого ребенка, выделяем детей с несформированным музыкальным слухом и начинаем с ними работу.

Учеными-физиологами (Е.И. Алмазовым, М.П. Блиновым, А.М. Егоровым, Е.А. Мальцевой, В.П. Морозовым, М.С. Эрбштейн), использовавшими в своих исследованиях специальную аппаратуру, доказано, что как у детей, так и у взрослых при восприятии музыки наблюдается движение голосовых связок. Они являются в некотором роде органом восприятия. На первом этапе формирования у ребенка музыкального слуха главным условием восприятия звука является воспроизведение их голосом, т.е. двигательное отражение звука. Если дети с низкими голосами – «гудящие», у которых нарушена координация слуха и голоса, адекватно воспримут звуки,- они их воспроизведут.

Следовательно, процесс восприятия определяется как рефлекторное установление временных нервных связей в коре головного мозга ребенком, его слуховых и двигательных сферах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение : "Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано"

Эта  работа  посвящена  развитию  слуха  у  учащихся  в классе  специального  фортепиано....

Развитие навыка игры по слуху в процессе обучения и профессиональной деятельности концертмейстера

Метдическая разработка, адресованная профессиональным концертмейстерам и всем любителям музыки.Я надеюсь, что моя работа будет интересна всем, кто хочет научиться играть по слуху....

"Роль музыкально-игровой деятельности в процессе обучения детей пению дошкольного возраста"

Музыкально-игровая деятельность является не маловажной формой  организации детей дошкольного возраста на занятиях музыки....

Выпускная квалификационная работа: " Развитие музыкального слуха и ритма у детей"

Предмет сольфеджио является практической дисциплиной и направлен на развитие музыкальных способностей. Он вырабатывает у учащихся определенную систему знаний и навыков, необходимых для их последующей ...

Использование разных форм речи в процессе обучения детей с нарушением слуха.

Использование  разных  форм  речи  в  процессе  обучения детей с нарушением слуха....

Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано.

Ребенок впервые знакомится с музыкой, получает первые музыкальные представления. В это время он начинает не только осознавать простейшие музыкальные явления, но и активно, по мере своих детских возмож...

Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя при обучении детей пению..

Согласованность  в  деятельности  музыкального  руководителя  и  воспитателя  обеспечивает последовательность  и преемственность  педагогического  про...


 

Комментарии

Репная Светлана Николаевна

Полезная информация! Большое спасибо! Творческих идей и успехов в работе!