«Проникновение классической формы в эстрадную, джазовую музыку»
элективный курс (музыка, 8 класс) по теме

Ширяева Татьяна Михайловна_60

Программа элективного курса для 9 класса

 

Пояснительная записка

 

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому воспитанию и образованию, что осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин как «Музыка», «Мировая художественная культура» и т.д., а также с помощью занятий в кружках по изучению искусства и воспитанию толерантности личности, как носителя национальных культурных традиций. Знание основ классической формы музыки – зарождение нового жанра – «образцовый» и его проникновения в эстрадную и джазовую музыку играет особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.

В той или иной форме подростки сталкиваются с современной музыкой, где узнают знакомую классическую музыку в эстрадной музыке и джазовой.

Классицизм (лат. образцовый) – стиль и направление в музыке XVII-XIX в. Подъем классицизма в XVIII столетии связан с эпохой Просвещения.

Конец XX в. – это еще рок-музыка со всеми ее разновидностями и направлениями. Стали развиваться и исполняться с огромным успехом рок-оперы «Юнона и Авось», «Иисус – суперзвезда», «Жизнь и смерть Хоакина Мурьеты». Появилась электронная, компьютерная музыка. Музыка стала сочиняться в студиях. Изобретались новые инструменты, к классическим инструментам присоединяются и технические средства. Новый подход к аранжировке привел к авангардному джазу.

Джаз – это сложная форма музыки, которая родилась в Соединенных Штатах в конце XIX века. В 1865 году закончилась Гражданская война, военные марши звучали вместе с антильской музыкой креолов и духовными песнопениями негритянского населения, потомков рабов, вывезенных из Восточной Африки. Из этого смешения в конце века возник новый музыкальный стиль – рэгтайм, музыка, исполняющаяся в синкопированной манере.

Все эти традиции впитал джаз. Возникали джазовые группы и клубы, а в 30-е годы появились великие джазовые вокалисты, такие как Элла Фицджеральд, Билли Холидей, Фрэнк Синатра. До 40-х годов молодые негритянские музыканты, уставшие от формализма, решили перейти к новому стилю, где была бы свобода ритма и гармонии.

Джаз сегодня – это импровизация – основа музыкального развития. Одним из основных жанров, с которыми объединился джаз, был рок, особенно в творениях такого музыканта, как Фрэнк Заппа. В последние десятилетия XX века джаз пережил процесс параллельный процессам в классической музыке и превратился в культовый жанр.

Оригинальное начало рок-н-ролла отметил Билл Хейли в кинофильме в 1954 г., без сомнения тем, кто стал самым символом жанра, был Элвис Пресли и т.д.

Что же характерно для джазовой музыки? Джаз отличается не только составом инструментов, а манерой и приемами исполнения и, прежде всего, своим репертуаром.

В основе развития хорошего музыкального вкуса лежит изучение великих классиков. Это все наиболее прочно связано с жизнью и бытом человека. А главная и основная задача музыкального образования, сверхзадача – связь музыки с жизнью.

В состав классических оркестров вводят электронные инструменты. Новые звучания появляются в синтезе народной музыки с джазовой, с классической.

Великий музыкант Мстислав Ростропович говорил: «Современную музыку исполнителю донести до слушателя несравнимо трудней, нежели классическую. Ее драматургия стала намного сложнее, эмоциональнее, интеллектуальнее».

 

Элективный курс изучения проникновения классической формы в джазовую и эстрадную музыку начинается со знакомства:

1.    Что такое классицизм?

2.    Музыка на рубеже XX века.

3.    Появление джаза (родина джаза, истоки джаза).

4.    Джаз XXI века.

5.    Значение и усиление ритма в современной музыке.

6.    Использование джазовой стилистики в классической музыке.

 

Специфика данного курса в том, что освоение знаний, умений и навыков обучающимися происходит в тесной взаимосвязи теоретической работы и слушания музыкальных примеров – эстрадной и джазовой музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа элективных курсов по музыкальному искусству

«Проникновение классической формы в эстрадную, джазовую музыку»

для профильного обучения

Автор программы: Ширяева Т.М. – учитель МОУ СОШ № 21

учителя музыки

высшей категории

МОУ СОШ № 21 с углубленным изучением отдельных предметов.

Ворошиловского района г. Волгограда

Ширяевой Татьяны Михайловны

Волгоград 2014г.


Программа элективного курса для 9 класса

Пояснительная записка

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому воспитанию и образованию, что осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин как «Музыка», «Мировая художественная культура» и т.д., а также с помощью занятий в кружках по изучению искусства и воспитанию толерантности личности, как носителя национальных культурных традиций. Знание основ классической формы музыки – зарождение нового жанра – «образцовый» и его проникновения в эстрадную и джазовую музыку играет особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.

В той или иной форме подростки сталкиваются с современной музыкой, где узнают знакомую классическую музыку в эстрадной музыке и джазовой.

Классицизм (лат. образцовый) – стиль и направление в музыке XVII-XIX в. Подъем классицизма в XVIII столетии связан с эпохой Просвещения.

Конец XX в. – это еще рок-музыка со всеми ее разновидностями и направлениями. Стали развиваться и исполняться с огромным успехом рок-оперы «Юнона и Авось», «Иисус – суперзвезда», «Жизнь и смерть Хоакина Мурьеты». Появилась электронная, компьютерная музыка. Музыка стала сочиняться в студиях. Изобретались новые инструменты, к классическим инструментам присоединяются и технические средства. Новый подход к аранжировке привел к авангардному джазу.

Джаз – это сложная форма музыки, которая родилась в Соединенных Штатах в конце XIX века. В 1865 году закончилась Гражданская война, военные марши звучали вместе с антильской музыкой креолов и духовными песнопениями негритянского населения, потомков рабов, вывезенных из Восточной Африки. Из этого смешения в конце века возник новый музыкальный стиль – рэгтайм, музыка, исполняющаяся в синкопированной манере.

Все эти традиции впитал джаз. Возникали джазовые группы и клубы, а в 30-е годы появились великие джазовые вокалисты, такие как Элла Фицджеральд, Билли Холидей, Фрэнк Синатра. До 40-х годов молодые негритянские музыканты, уставшие от формализма, решили перейти к новому стилю, где была бы свобода ритма и гармонии.

Джаз сегодня – это импровизация – основа музыкального развития. Одним из основных жанров, с которыми объединился джаз, был рок, особенно в творениях такого музыканта, как Фрэнк Заппа. В последние десятилетия XX века джаз пережил процесс параллельный процессам в классической музыке и превратился в культовый жанр.

Оригинальное начало рок-н-ролла отметил Билл Хейли в кинофильме в 1954 г., без сомнения тем, кто стал самым символом жанра, был Элвис Пресли и т.д.

Что же характерно для джазовой музыки? Джаз отличается не только составом инструментов, а манерой и приемами исполнения и, прежде всего, своим репертуаром.

В основе развития хорошего музыкального вкуса лежит изучение великих классиков. Это все наиболее прочно связано с жизнью и бытом человека. А главная и основная задача музыкального образования, сверхзадача – связь музыки с жизнью.

В состав классических оркестров вводят электронные инструменты. Новые звучания появляются в синтезе народной музыки с джазовой, с классической.

Великий музыкант Мстислав Ростропович говорил: «Современную музыку исполнителю донести до слушателя несравнимо трудней, нежели классическую. Ее драматургия стала намного сложнее, эмоциональнее, интеллектуальнее».

Элективный курс изучения проникновения классической формы в джазовую и эстрадную музыку начинается со знакомства:

  1. Что такое классицизм?
  2. Музыка на рубеже XX века.
  3. Появление джаза (родина джаза, истоки джаза).
  4. Джаз XXI века.
  5. Значение и усиление ритма в современной музыке.
  6. Использование джазовой стилистики в классической музыке.

Специфика данного курса в том, что освоение знаний, умений и навыков обучающимися происходит в тесной взаимосвязи теоретической работы и слушания музыкальных примеров – эстрадной и джазовой музыки.

Курс рассчитан на 16 часов.

Наиболее важным результатом занятий по курсу должно стать осознание себя каждым учащимся, как уникальной личности, приобщившейся к истокам классицизма, воспитания хорошего вкуса. Все это оказывает влияние для благоприятной среды – самоутверждения, самовыражения, самоактуализации, самосовершенствования.

Этот элективный курс вызывает интерес у окружающих; поможет учащимся чувствовать себя увереннее в жизни.

Цели:

  1. Ознакомить обучающихся с музыкой на рубеже XX века (краткий обзор). Формирование у них основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание музыки разных народов.
  2. Воспитание способности осмысления появления джаза, истоки джаза.
  3. Самопознание обучающимися своей личности и своих творческих способностей и возможностей.
  4. Представлении е обучающимся возможности личностно саморазвиваться осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также многополярность мира, в котором они живут.
  5. Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории музыки и музыкальных традиций других народов, доброжелательного приятия обычаев и музыкального искусства других народов и осознание себя частью единого целого в системе ценностей культуры мира.

Оборудование и материалы:

  1. Магнитофон, проигрыватель, диски, пластинки.
  2. Музыкальные иллюстрации с группами «Арго», «Метаморфозы», «Свинги», «Сингерс» и т.д.

Возможно использование аудио- и видеоматериалов, демонстрирующих музыкальные группы, исполняющие джазовую, классическую, эстрадную музыку.

Форма занятий и подведение итогов:

Предполагается использование на занятиях различных методов обучения (объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, метод поисковых решений, метод слушания и т.п.).

Почти каждое занятие включает теоретическую часть, слушание, импровизацию и оценку результатов обучения. Работа по определению на слух – цель укрепления музыкальной памяти джазовой и эстрадной музыки.

Предполагается:

  1. Написание рефератов на тему джаза и т.д.
  2. Обсуждение темы за круглым столом.

Учебно-тематический план

№№

п/п

Основное содержание

Всего уроков

В том числе

Презентация

Практикум

1

Введение

1

2

Тема 1.

Что такое классическая форма? Музыка на рубеже XX века

3

Тема 2

Джаз в России. Поиски нового в музыкальном искусстве XX века

4

Тема 3

Значение и усиление ритма в современной музыке

5

Тема 4

Использование джазовой стилистики в классической музыке

6

Тема 5

Эстрадная музыка 50-х годов. Возникновение рока

7

Тема 6

Появление электроники в музыке. Произведения классиков в «новом» звучании (сопоставление и анализ)

8

Тема 7

Слияние джаза и рока. Проникновение классической формы в эстрадную и джазовую музыку

Итого

16

4

4


Содержание программы

Введение

Тема 1. Что такое классическая форма? Музыка на рубеже XX века.

Тема 2. Джаз в России. Поиски нового в музыкальном искусстве XX века.

Тема 3. Значение и усиление ритма в современной музыке.

Тема 4. Использование джазовой стилистики в классической музыке.

Тема 5. Эстрадная музыка 50-х годов. Возникновение рока.

Тема 6. Появление электроники в музыке. Произведения классиков в «новом» звучании (сопоставление и анализ)

Тема 7. Слияние джаза и рока. Проникновение классической формы в эстрадную и джазовую музыку.


Рекомендуемая литература

  1. Баташев А. Советский джаз. Исторический очерк. – М., 1972
  2. Баташев А. Становление джаза. – М., 1984
  3. Браславский Д. Аранжировки для эстрадных ансамблей и оркестров. – М., 1974
  4. Конева В. Блюзы XX века
  5. Конен В. Рождение джаза. – М., 1984
  6. Конников А. Мир эстрады. – М., 1980
  7. Переверзев Л. От джаза к рок-музыке. – М., 1977
  8. Россихина В. Беседы о классической музыке. – М., 1980
  9. Симоненоко В. Мелодия джаза. – Киев, 1984
  10. Способин И. Музыкальная форма. – М., 1960
  11. Феофанов О. Рок-музыка вчера и сегодня. – М., 1978
  12. Шушкина З. Ритмика. – М., 1976

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстрадно-джазовое искусство как сфера проявления творческих способностей

Доклад преп. Ивановой Ю.А. по работе преп. МГУКИ В. Г. Ивановой «Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных коллективов»...

Образовательная программа "Эстрадно-джазовый вокал"

Образовательная программа  "Эстрадно-джазовый вокал" для  педагогов дополнительного образования. Программа расчитана на 3 года обучения....

Модифицированная программа "Эстрадно-джазовое сольфеджио"

Может идти как отдельный предмет, или как дополнение к программе "Школьный ВИА"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общекультурной направленности «Эстрадно-джазовый вокал»

Рабочая программапо курсувнеурочной деятельностиобщекультурной направленности «Эстрадно-джазовый вокал»...

Сценарий отчетного концерта вокального объединения эстрадно-джазового вокала "Детский парк"

Сценарий отчетного концерта вокального объединения эстрадно-джазового вокала "Детский парк" г. Курск, Дворец пионеров и школьноков....

Методическая разработка открытого занятия в образцовом театре танца «Талисман» по теме: «Работа над правильностью, чистотой и выразительностью выполнения комбинаций эстрадно-джазового станка и хореографических постановок»

Данная методическая разработка открытого занятия по современной хореографии предназначена для учащихся десятого года обучения (14 – 15 лет). Данная методическая разработка базируется на принципа...