Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общекультурной направленности «Эстрадно-джазовый вокал»
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему

Апанасенко Сюзанна Борисовна

Рабочая программа

по курсу

внеурочной деятельности

общекультурной направленности

«Эстрадно-джазовый вокал»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

гимназия №2 г. Ярославль

                    «Согласовано»:                                                «Утверждаю»:

      Заместитель директора по ВР:                               Директор МОУ гимназии №2

       ___________ Ярушкина Г.В.                                  __________ Маслеников Н.В.

     «____» __________ 2015 г.                                         приказ № ____  от________2015 г.

Рабочая программа

по курсу

внеурочной деятельности

общекультурной направленности

«Эстрадно-джазовый вокал»

                                                                                  Разработана Апанасенко С.Б.

учителем музыки первой

квалификационной категории

2015-2016   учебный год

Пояснительная записка.

Нормативно-методическое обеспечение: Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общекультурной направленности «Эстрадно-джазовый вокал» создана на основе:

  • Закона «Об образовании в РФ»  от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  •  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011г. № 19644).
  •  Основной образовательной программы основного общего образования гимназии №2.    
  • Авторской программы «Палитра детских голосов» вокальной студии «ОНИКС» Черлакской средней  общеобразовательной школы № 1, 2011-12 учебного года.

Актуальность программы

В Муниципально общеобразовательном учреждении гимназия №2  традиционно обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться петь. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа курса «Эстрадно-джазового вокала», направленная на духовное развитие обучающихся. В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • Формирование устойчивого интереса к пению.
  • Обучение выразительному пению.
  • Обучение певческим навыкам.
  • Развитие слуха и голоса детей.
  • Формирование голосового аппарата.
  • Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
  • Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
  • Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
  • Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

Возраст обучающихся. 

Программа рассчитана на 3 года обучения: первый год обучения – дети 10–12 лет, второй год обучения – дети 13–14 лет, третий год обучения – дети 15-17 лет.

Форма и режим занятий. 

Занятия 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Всего в году – 34 занятий, 102 часов. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. В этом возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося. Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.

Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами (ансамблями), дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе (ансамбле). Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие –  концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

Общая характеристика учебного курса.

Программа позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство». Она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности. Включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой. Применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами). Использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность. Песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Принципы педагогического процесса:

-принцип единства художественного и технического развития пения;

- принцип гармонического воспитания личности;

- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

- принцип успешности;

- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья      ребенка;

- принцип творческого развития;

- принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности.

В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

- технология развивающего обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- личностно-ориентированная технология;

- компетентностного и деятельностного подхода.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

наглядно-слуховой;

– наглядно-зрительный;

– репродуктивный;

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.

Практическое занятие строится по схеме:

настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения;

– распевание;

– пение вокализов;

– работа над произведением;

– анализ занятия;

– задание на дом.

Место курса в ООП.

Курс решает задачи общекультурного направления в рамках Программы воспитания и социализации.

Личностные, метапредметные, учебные результаты освоения курса.
Личностные результаты (второй уровень):
 

  • освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
  • уважение к культурным и историческим памятникам;
  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  • готовность и способность к участию в школьных и внешкольных мероприятиях.
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

 

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • планировать пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • основам коммуникативной рефлексии;

Учебные результаты.

  • понимать основные типы голосов;  
  • определять жанры вокальной музыки;
  • пользоваться разными типами дыхания;
  • правилам поведения певца до выхода на сцену и во время концерта;
  • правилам реабилитации при простудных заболеваниях;
  • понимать особенности многоголосого пения;
  • петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
  • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
  • исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
  • принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.

Содержание курса.

Первый года обучения

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

     1.1. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

     1.2. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

     1.3. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

     1.4. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. 

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Тема II. Разучивание и исполнение песен.

      2.1. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

 Тема III. Формирование детского голоса.

        3.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

         3.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

        3.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.

        3.4. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.

Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

Упражнения первого уровня  формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

Тема IV. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.

4.1. Сценические движения и художественный образ песен. Знакомство с элементами хореографии.

         4.2.  Соотношение движения и пения. Актерское мастерство. Учиться передавать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни.

Тема V. Концертная деятельность. Выступление солистов.

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Календарно-тематическое планирование.

 (1-й год обучения, 10-12 лет)

Цель:  раскрыть певческий голос ребенка   через   основы вокала.

Разделы, название темы

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся

аудиторные

внеаудиторные

I.

Пение как вид музыкальной деятельности.

1

Диагностика. Прослушивание детских голосов. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

1

Выполнять упражнения на дыхание.

Подбор репертуара.

2

Правила охраны детского голоса. Вокально-певческая установка.

1

Пение вокально-тренировочных упражнений.

II.

Разучивание и  исполнение песен.

1

Произведения современных отечественных композиторов.

4

Разучивание песни.

III.

Формирование детского голоса, вокальные навыки.

1

Звукообразование.

4

Звуковысотное интонирование мелодии.

2

Певческое дыхание.

4

Контроль над дыханием во время пения.

3

Дикция и артикуляция.

4

Артикуляционные упражнения.

4

Вокальные упражнения.

4

Пение без инструментального сопровождения.

IV.

Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.

1

Сценические движения и художественный образ песен.

3

Создание сценического образа.

2

Соотношение движения и пения.

3

Подбор движений к песне.

V.

Концертно-исполнительская деятельность

1

Репетиции

3

Исполнение песни на сцене.

2

Выступления, концерты.

3

Выступление, исполнение песни.

Итого

34

Учебные результаты.

К концу первого года:

Будет знать:

• строение артикуляционного аппарата;

• особенности и возможности певческого голоса;

• гигиену певческого голоса;

• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

  ученик научится

• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• петь короткие фразы на одном дыхании;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

• петь легким звуком, без напряжения;

• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное

звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

Содержание курса.

Второй года обучения

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.

1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.

Тема II. Работа над певческим репертуаром.

2.1. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

 Тема III. Совершенствование вокальных навыков. 

3.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.

3.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня  закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

3.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.

3.4. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.

Тема IV. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.

4.1. Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды.

4.2. Виды, типы сценического движения. Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения.

4.3. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.

  Тема V. Концертная деятельность. Выступление солистов.

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Календарно-тематическое планирование.

 (2-й год обучения, 13-14 лет)

Цель:  сформировать у обучающихся  основы вокальных умений и  навыков  через  усложнение репертуара, ритма и метра, использование голосовых импровизаций, пунктирного ритма.

Разделы, название темы

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся

аудиторные

внеаудиторные

I.

Пение как вид музыкальной деятельности

1

Вокально-певческая установка.

1

Исполнение специальных упражнений, закрепляющих навыки певческой установки.

2

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

1

Пение с пластическими движениями.

II.

Разучивание и  исполнение песен.

1

Произведения современных отечественных композиторов.

4

Разучивание песен.

III.

Совершенствование вокальных навыков

1

Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

4

Звуковысотное интонирование мелодии. Слуховой контроль над интонированием.

2

Вокальные упражнения.

4

Усиление резонирования звука.

3

Артикуляционный аппарат.

3

Единое формирование гласных и согласных звуков при пении.

4

Дыхание, опора дыхания.

3

 «Опора»  звука на дыхание в процессе пения.

IV.

Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.

1

Сценическое движение и художественный образ песни.

3

Создание сценического образа.

2

Виды, типы сценического движения.

3

Нахождение связи различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения.

3

Соотношение движения и пения

2

Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.

V.

Концертно-исполнительская деятельность

1

Репетиции

3

Исполнение песни на сцене.

2

Выступления, концерты.

3

Выступление на концерте.

Итого

34

Учебные результаты.

К концу второго года:

Будут знать:

• соблюдать певческую установку;

• жанры вокальной музыки;

• основные типы голосов;

• типы дыхания;

Ученики научатся

• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• точно повторить заданный звук;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

• петь чисто и слаженно в унисон;

• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

• дать критическую оценку своему исполнению;

• использовать элементы ритмики и движения под музыку;

• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.

Содержание курса.

Третий год обучения

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Певческая установка должна стать привычной. Сохранение певческой установки при хореографических движениях в разных темпах.

Тема II. Работа над певческим репертуаром.

2.1. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Знать элементы стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

 Тема III. Совершенствование вокальных навыков. 

3.1. Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся. Упражнения второго уровня – совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf. Собственная манера исполнения вокального произведения.

3.2. Артикуляционный аппарат. Речевые упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Исполнение упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами.

3.3. Дыхательных функций в пении. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник», «Шаги», «Перекаты», «Ушки», «Повороты головы». Певческая позиция, отработка полученных навыков.

Тема IV. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.

4.1. Сценическое движение и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды.

4.2. Виды, типы сценического движения. Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения.

4.3. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.

Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

5.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещение театров, музеев, концертов. Продолжение работы по формированию основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширению их кругозора. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей.

Тема VI. Концертная деятельность. Репетиции на сцене и выступление ансамбля и солистов.

Календарно-тематическое планирование.

 (3-й год обучения 15-18 лет)

Цель: через исполнение популярных произведений с обязательной  голосовой импровизацией способствовать формированию  позиции обучающегося в мире искусства и вокала,   совершенствованию  исполнительского мастерства.

Разделы, название темы

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся

аудиторные

внеаудиторные

I.

Пение как вид музыкальной деятельности

1

Вокально-певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

1

Сохранение певческой установки при хореографических движениях в разных темпах.

II.

Разучивание и  исполнение песен.

1

Произведения современных отечественных композиторов.

4

Разучивание и исполнение песен.

III.

Совершенствование вокальных навыков

1

Вокальные упражнения.

4

Собственная манера исполнения вокального произведения.

2

Артикуляционный аппарат.

4

Расширение диапазона.

3

Дыхание, опора дыхания.

4

Контролировать дыхание во фразах и в произведении целиком при пении.

IV.

Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.

1

Сценическое движение и художественный образ песни.

3

Создание художественного образа.

2

Виды, типы сценического движения.

3

Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения песни.

3

Соотношение движения и пения

3

Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки.

V. 

Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

1.

Путь к успеху.

2

Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей.

VI.

Концертно-исполнительская деятельность

1

Репетиции

3

Исполнение песен на сцене.

2

Выступления, концерты.

3

Исполнение песен на концертах.

Итого

34

Учебные результаты

К концу третьего года:

Будут знать:

     - основные типы голосов;  

    - жанры вокальной музыки;

     - типы дыхания;

     - поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

     - реабилитация при простудных заболеваниях;

     - особенности многоголосого пения;

     - обоснованность сценического образа.

Ученики научатся:

     - петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

    - петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

    - исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

    - принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.

Поурочное планирование.

(1-й год обучения, 10-12 лет).

Урока

Содержание урока

I. 1.

Пение как вид музыкальной деятельности.

Прослушивание детских голосов. Упражнения на дыхание. Подбор репертуара.

2.

Правила охраны детского голоса. Вокально-певческая установка. Пение вокально-тренировочных упражнений.

II. 3.

Разучивание песни «Белые лебеди».

III. 4.

Формирование детского голоса. Звукообразование.  Звуковысотное интонирование мелодии.

5.

Певческое дыхание. Дыхание во фразах «Белые лебеди».

6.

Дикция и артикуляция. Дикционная чёткость в песне.

7.

Вокальные упражнения. Пение без инструментального сопровождения.

IV. 8.

Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. Сценические движения.

9.

Создание сценического образа.

II. 10.

Разучивание песни «Песенка эскимоса».

III. 11.

Формирование детского голоса. Звукообразование.  Звуковысотное интонирование мелодии.

12.

Певческое дыхание. Дыхание во фразах «Песенка эскимоса».

13.

Дикция и артикуляция. Дикционная чёткость в песне.

14.

Вокальные упражнения. Пение без инструментального сопровождения.

IV. 15.

Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. Сценические движения.

16.

Создание сценического образа.

V. 17.

Концертно-исполнительская деятельность. Репетиция на сцене.

18.

Выступление солистов.

II. 19.

Разучивание песни «Город мечты».

III. 20.

Формирование детского голоса. Звукообразование.  Звуковысотное интонирование мелодии.

21.

Певческое дыхание. Дыхание во фразах «Город мечты».

22.

Дикция и артикуляция. Дикционная чёткость в песне.

23.

Вокальные упражнения. Пение без инструментального сопровождения.

IV. 24.

Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. Сценические движения.

25.

Создание сценического образа.

II. 26.

Разучивание песни «Дотянись до неба».

III. 27.

Формирование детского голоса. Звукообразование.  Звуковысотное интонирование мелодии.

28.

Певческое дыхание. Дыхание во фразах «Дотянись до неба».

29.

Дикция и артикуляция. Дикционная чёткость в песне.

30.

Вокальные упражнения. Пение без инструментального сопровождения.

IV. 31.

Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. Сценические движения.

32.

Создание сценического образа.

33-34.

Концертно-исполнительская деятельность. Репетиция на сцене. Концерт, открытый урок – концерт.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Учебно-методическое:

  • Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс] - Ермакова, О.Н. Артикуляционная гимнастика. Тренинг речевых мышц. статья/ - Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/artikulyacionnaya-gimnastika-trening-rechevyh-myshc /
  • Школа природного голоса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.goloslogos.ru/
  • Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой [Текст] / М.Н. Щетинин. - М.: Метафора, 2007. - 128 с.
  • Соло-студио [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://solo-st.ru/93-kak-nauchitsya-pet-uprazhneniya.html
  • Юсан А.И. «Методика развития и постановки голоса для занятий вокалом».Методические материалы.- Полярный: МБОУ ДОД ДДТ.-2012.- 40с.
  • Багрунов В. Азбука владения голосом. Изд.:АООТ "Типография «Правда»" , 2002 - 140с.
  • Дмитриев Л.Б.Основы вокальной методики.,Москва:изд. «Музыка»,1968-675с.

Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетиционного зала (сцена).

3. Фортепиано, сентизатор.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Звуковая аппаратура (микрофоны, микшерный пульт, усилитель звука, звуковые колонки).

7. Зеркало.

8. Нотный материал, подборка репертуара.

9. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

10. Записи выступлений, концертов.

Мониторинг реализации программы внеурочной деятельности.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

2 уровень достижения результатов – выступления на школьных мероприятиях, на городских фестивалях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общекультурной направленности «Хоровое пение»

Рабочая программапо курсувнеурочной деятельностиобщекультурной направленности «Хоровое пение»...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Культура речи» общекультурного направления для 5-6 классов

Программа внеурочной деятельности «Культура речи» способствует осознанию роли речи и  разнообразия речевых ситуаций в жизни людей,  приобретению обучающимися навыков культуры общ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность на краеведческом материале»

Рабочая программа курса «Исследовательская деятельность на краеведческом материале» предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы и осуществляется в рамках вн...