Конспект урока музыки в 6 классе "Великий Бах - ты, музыка Вселенной!"
план-конспект урока (музыка, 6 класс) по теме

Винокурова Екатерина Александровна

Урок направлен на знакомство учащихся с биографией и творчеством великого композитора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bakh.doc68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 337

Невский район, г. Санкт-Петербург


Урок музыки в 6-м классе

по теме

«Великий Бах, ты – музыка Вселенной!»

        

                                                                            Выполнила:

                                             учитель музыки

                                               Винокурова Е.А.

                                                                 

г. Санкт-Петербург

2014г.

Цель урока: рассказ ученикам о жизни и творчестве И. С. Баха.

Задачи урока:

  • Знакомство учащихся с биографией великого композитора;
  • ознакомление с самыми популярными и известными произведениями Иоганна Себастьяна Баха, посредством прослушивания музыкальных отрывков и пояснений учителя;
  • прививать учащимся любовь к музыке; способствовать осознанию связи времен, различных культур, воспитывать музыкально-эстетический вкус учащихся; развивать умение учеников понимать и чувствовать логику, силу выразительности и красоту музыки в её историческом  развитии;
  • формировать интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, аналитический.

Материально-дидактическое оснащение урока: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft PowerPoint.

План урока:

  1. Организационный момент. Краткий обзор урока.
  2. Музыка Иоганна Себастьяна Баха.
  3. Бах. Начало.
  4. Город Веймар. Органный период.
  5. Полифония. Рассказ о некоторых музыкальных терминах.
  6. Город Кётен. Инструментальный период.
  7. Лейпциг. Кантатно-ораториальный период.
  8. Признание.
  9. Итог урока. Запись в тетрадь. (Вопросы. Домашнее задание.)

Ход урока    

  1. Организационный момент. Краткий обзор урока.

- Создадим друг другу хорошее настроение.
- Улыбнулись друг другу.
- Пожелали получить «5».
- Крепко обняли себя и сказали: «У меня сегодня все получится!»

- Объявление темы урока.  

- Учитель рассказывает кратко как будет проходить урок. Что и в каком порядке будет изучаться по теме урока (задается проблема урока конкретно по жизненному пути и музыке Баха).

Учитель:

- Сегодня нам предстоит узнать о жизни великого германского композитора, приобщиться к миру прекрасной классической музыки И. С. Баха.

II.         Музыка Иоганна Себастьяна Баха.

В миллионах километрах от нашей планеты летит космический корабль «Вояджер».Он был запущен с Земли в 1977 году. На своем борту он несёт диск с музыкой Иоганна Себастьяна Баха. Звуками, представляющими человечество, будет «Брандербургский концерт №2»

(прослушивание отрывка)

III.        Бах. Начало.

Иоганн Себастьян Бах родился в Германии, в городе Эйзенахе.

Написал более 1000 произведений (можно разделить на 3 основных сферы):

  • Органная музыка.
  • Вокально-драматическая музыка.
  • Инструментальная музыка.

Слайд 7

IV.        Город Веймар. Органный период.

В Веймаре (1708 – 1717) Бах служил городским органистом.

 Годы жизни здесь стали временем интенсивного творчества, в котором основное место принадлежало сочинениям для органа.

Прелюдии, фуги, хоралы, арии

(прослушивание отрывка)

  1. Полифо́ния. Рассказ о некоторых музыкальных терминах.

Полифо́ния –  (от греч. - многочисленный звук)

 склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких фактурно равноправных мелодий (голосов).

Токката и фуга ре минор.

Токката ( прикосновение)– это полифоническая пьеса виртуозного характера.

Фуга (бег)  - это высшая форма полифонической музыки, в которой одна музыкальная тема звучит последовательно в разных голосах, «разговор голосов».

(прослушивание отрывка)

  1. Город Кётен. Инструментальный период.

В Кётене (1717 – 1723) Бах служил капельмейстером при дворе принца Кётенского, где не было органа. Поэтому Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку.

В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавире.

Без труда, справляясь со своими обязанностями, Бах всё свободное время отдавал творчеству

Инструментальная музыка:

Сюиты, концерты, ХТК

Сюита – это несколько пьес, объединенных общим содержанием

Концерт (состязание) – это музыкальное произведение для солиста и оркестра, в котором солист как бы соревнуется с оркестром

ХТК – Хорошо темперированный клавир – сборник пьес для клавира

Скерцо  -шутка, легкая, виртуозная пьеса

(прослушивание отрывка)

  1. Лейпциг. Кантатно-ораториальный период.

В Лейпциге (1723 – 1750) Бах занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви Св. Фомы.

Бах был обязан обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки.

В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции: кантаты, оратории.

Вокально-драматическая музыка:

мессы, оратории, кантаты, страсти - это произведения для хора, солистов и органа,

звучащие во время  церковных служб и  на праздниках (Рождество, Пасха).

(прослушивание отрывка)

  1. Признание.

Талант Баха не ограничивался только областью композиции. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойдённым. Это вынуждены были признать даже его соперники.

М Анчаров, Баллада об органисте ??? Тут надо музыку какую-то? Выкинуть к черту!

Играет Бах

Осенний воздух музыкой пропах,

Глотает мир оранжевое зелье,

А над землей, а над землей

Играет Бах, играет Бах, играет Бах,

И звуки музыки его, как листья желтые,

Летят, летят на землю.

Гудит орган, разносит в пух и прах

Всё то, что в нас ненужно и нестойко,

И ни престолов, и ни плах,

А только Бах, всего лишь Бах, один лишь Бах,

Одна лишь музыка,- и только.

И если там, в заоблачных клубах,

Царит Господь, не ведающий страха,

В его распахнутых глазах

Мерцает Бах, сверкает Бах, бушует Бах,

И даже Богу в небесах нет ни пощады,

Ни прощения от Баха.

…Осенний воздух музыкой пропах

Глотает мир оранжевое зелье,

А над землей, а над землей

Играет Бах, играет Бах, играет Бах,

И звуки музыки его, как листья желтые,

                Летят, летят на землю…                            Вадим Егоров

Бах в переводе с немецкого – «ручей»

О Бахе говорили, что он не ручей,  а море-океан!

 «Иоганн Себастьян Бах»

Мне дорог Бах…

                  Ну как бы вам сказать,

не то чтоб нынче музыки не стало,

но вот такого чистого кристалла

еще нам не являлась благодать.

Какое равновесие страстей,

какая всеобъемлющая совесть,

какая удивительная повесть

о брошенной

в века

душе моей!                                                             Н.Н. Ушаков

  1. Итог урока. Запись в тетрадь. (Вопросы. Домашнее задание.)

Вопросы:  

1. Что такое полифония?

2. Сколько основных периодов в музыкальном творчестве Баха?

3. Сколько музыкальных произведений написал Бах?

4. В чем состоял талант Баха?

Домашнее задание (на выбор):

  • Узнать интересные факты из жизни Баха.
  • Составить кроссворд о жизни и творчестве Баха.
  • Нарисовать свои впечатления от прослушанной на уроке музыки.
  • Слушать музыку Баха.

Литература.

  1. http://classic.chubrik.ru/Bach/WTC1_Richter.html;
  2. http://bach.su/tags/;
  3. http://www.melomans.ru
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki
  5. БСЭ. (В 30 томах). 3-е изд. М., «Советская Энциклопедия», 1970. Том 3.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока в 9 классе по теме "Музыка вокруг нас" + презентация

Данный урок предназначен для отработки лексического, грамматического, страноведческого материала в разделе "Музыка". В ходе урока учащиеся тренируются во всех видах речевой деятельности: чтении, аудир...

конспект урока для 9 класса по теме "Музыка"

конспект урока по теме музыка для 9 класса  по УМК Кузовлева В.П....

конспект урока для 9 класса по теме "Музыка"

конспект урока для 9 класса по теме "Музыка" по УМК Кузовлева В.П....

Конспект урока по английскому языку "В мире музыки"

Урок на котором учащиеся знакомятся с некоторыми направлениями популярной музыки...

Конспект урока "Маршевость в вокальной и инструментальной музыке". 2 класс.

Сформировать у учащихся представление о маршевом характере музыки в вокальных и инструментальных произведениях разных жанров. На основе эмоционального многопланового восприятия музыки (слушание, пласт...

Сценарий Открытого урока музыки с физкультурой "В ритме музыки и движения". Авторы: учитель музыки Азизова А.И. и учитель физической культуры Мокрушина Ж.В.

В нашей школе прошла неделя открытых уроков. Показали совмещенный урок музыки и физкультуры во вторых классах: "В ритме музыки и движения"....

Конспект урока для 5 класса "Фольклор в музыке русских композиторов"

Развернутый конспект урока для 5 класса по программе по музыке автора Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева по теме:"Фольклор в музыке русских композиторов"...