План-конспект открытого урока
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

Целью урока является активизация творческого потенциала учащихся с помощью освоения музыкально-технических навыков на основе ансамблевого музицирования.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

 АДМИНИСТРАЦИИ    НОГИНСКОГО   МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«КУПАВИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

142450, Московская область, Ногинский район, г. Старая  Купавна, ул. Кирова д. 18,

т. 8 (496) 512-57-22

План-конспект открытого урока

Преподаватель: Меркурьева Людмила Анатольевна

Предмет:            Фортепианный ансамбль

Тип занятия: комбинированный

Класс: четвёртый класс, Подколзина Алина и Процек Татьяна

Тема: Ансамблевое музицирование как важная составляющая в развитии учащихся фортепианного класса.

Дата проведения: «23» апреля 2013-2014 учебного года.

Цель урока: Активизировать творческий потенциал учащихся с помощью освоения музыкально-технических навыков на основе ансамблевого музицирования.

Задачи урока для преподавателя:        

Образовательные: 

- формирование  у обучающихся комплекса исполнительских навыков,

необходимых для ансамблевого музицирования;

- развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;

Воспитательные: 

-  воспитание устойчивого интереса к коллективному исполнительству;

- формирование  готовности к поиску творческих решений;

-  воспитание  коммуникативных  отношений.

Обучающие:

развитие  музыкальных способностей: слух, ритм, память;

- развитие  фантазии, образного мышления;

- обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

- расширение  музыкального кругозора учащихся;

- формирование сценической культуры.

Задачи урока для учащихся:

Образовательные: 

- приобретение  теоретических знаний;

- развитие комплекса исполнительских навыков, необходимых для  ансамблевого музицирования.

Воспитательные:

-воспитание нравственно-волевых качеств.

Обучающие:

         - развитие способностей учащихся: технических навыков, музыкального слуха,

           чувства  ритма, памяти, мышления, воображения.

- развитие музыкально – исполнительской  культуры.

Зрительный ряд: ноты, портреты композиторов А. Аренского и К. Хачатуряна, фотографии постановок балета «Чиполлино».

Материалы и оборудование: фортепиано, ноутбук, интерактивная доска.

План урока:

I.  Организационный этап.

а) приветствие, представление темы и учеников;

б) сообщение  цели урока и хода работы на уроке.

II. Основная часть занятия.

Содержание: А.С. Аренский «Вальс» соч. 34 №34, Карэн Хачатурян «Тарантелла» из балета «Чиполлино».

1. Анализ формы произведения:

1) Мотивы, фразы, предложения, повторы, кульминация.

2) Форма: количество частей.

2. Работа над произведениями:

а) Определение характера,  содержания и образного  строя произведения, выбор тембровых красок и способов  звукоизвлечения.

б) Анализ фактуры, работа над исполнением мелодической линии и аккомпанемента, работа над звуковым балансом –распределением звука между партиями и руками.

в) Совместная работа над штрихами и динамикой произведения.

г) Работа над фразировкой и единством формы (целостность исполнения).

III. Заключительный этап.

1. Домашнее задание.

2.  Подведение итогов.

Ход урока:

I.  Организационный этап.

Ансамблевое  музицирование  способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся, развивает способность к художественному переживанию, воспитывает навыки совместного  музицирования, повышает уровень музыкально-исполнительского мастерства. Ансамблевая игра развивает чувство ритма, совершенствует технические навыки. Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.

II. Основная   часть .

Антон  Степанович Аренский (показ портрета композитора) - русский композитор, пианист, дирижёр, педагог. Автор оперной, симфонической, вокальной и инструментальной музыки. Был профессором  Московской консерватории и управляющим Придворной певческой капеллой в Петербурге. Сочинения Аренского отличаются искренностью, простотой выражения, мастерством, изяществом и тонкостью фактуры.

Исполнение «Вальса» А. Аренского соч. 34 №34.

Форма произведения трёхчастная. Первая часть состоит из  чередования  двух тем, первая тема сначала звучит в основной тональности (F-Dur), а второй раз – в  cубдоминантовой  тональности (B – Dur). Образный строй  тем первой части – лирический, романтический, близок образам А.С. Пушкина.

Музыка средней части более торжественная, напоминает звучание духового оркестра. Первая тема звучит сначала в низком регистре у второй партии, а потом её подхватывает первая партия. Вторая тема средней части более изящная, напевная,  звучит на органном пункте «соль». Форма средней части построена на чередовании этих тем.

Третья часть – реприза.

Ход работы.

1. Первая часть.

Работа над звукоизвлеченим по партиям, добиваясь  более чуткого прикосновения пальцев к клавишам; отработка штрихов; выразительное интонирование.

Звуковой баланс  мелодии и сопровождения. Поэтапная работа над  мелодией и аккомпанементом, синхронностью звучания. Проработка  линии баса, выстраивая гармонический план.  Выработка единого динамического плана.

2. Средняя часть.

Работа над звукоизвлечением.  Подбор  тембровых красок.  Приём игры аккордов, используя вес руки. Работа над кульминацией. Динамический  и  образный контраст тем.

3. Реприза. Работа над единством формы произведения.

Карэн Хачатурян (показ портрет композитора)- российский композитор и педагог. Автор симфонической, вокальной и инструментальной музыки.  Племянник Арама Хачатуряна, крупнейшего армянского композитора. Балет «Чиполлино» принёс композитору мировую известность. Автор  либретто  Геннадий  Рыхлов услышал музыку к мультфильму «Чиполлино» и решил написать балет для детей. Он «собирался» из разных фрагментов, ранее сочинённых композитором. Премьера балета состоялась в 1973 году и имела большой успех. Постановка балета идёт в двадцати российских театрах и  во многих театрах мира.

Показ фотографий различных постановок балета «Чиполлино».

Исполнение «Тарантеллы» из балета «Чиполлино» Карэна Хачатуряна.

 Форма произведения трёхчастная, со вступлением. Тарантелла – итальянский народный танец, размер 6/8, темп тарантеллы быстрый, стремительный. Сопровождается игрой на гитаре, ударами тамбурина, кастаньет. Тарантелла Карэна Хачатуряна яркая, темпераментная,  жизнерадостная, ритмически активная, используется красивая гармония с   многочисленными  модуляциями.

Ход работы.

1. Вступление. Оркестровка – звучит оркестровое тутти. Отработка приёма игры аккордов, используя вес руки, ощущение пятого пальца. Синхронное исполнение аккордов.

2. Первая часть. Характер темы жизнерадостный, искромётный. Работа над мелодической линией и аккомпанементом, точно исполняя ритмический рисунок.  Отработка приёма игры репетиций в аккомпанементе. Выстраивание единой динамики.

 3. Средняя часть. Услышать смену тональности (A- Dur на A -Dur). Характер мелодии более певучий, напевный. Работа над звукоизвлечением - звук певучий, выразительное интонирование. Подбор тембровых красок. Аккомпанировать  штрихом пиццикато, услышать смену гармоний тоники и доминанты. Педаль прямая, короткая. Отработка шестнадцатых различными штрихами, добиваясь хорошей артикуляции. Выстраивание динамического плана. Небольшой «драматический  эпизод» - разработка, основанная на секвенционном  развитии фрагмента темы. Работа над звуком и артикуляцией. В кульминации использовать вес руки и корпуса для достижения плотного звучания.

4. Третья часть. Реприза.  Работа над кульминацией, ритмически синхронным исполнением.

III. Заключительный этап.

Ученицы получили домашнее задание: отработать технические приёмы игры для достижения отображения музыкальных образов в «Вальсе» А. Аренского и «Тарантелле» К. Хачатуряна.

Цель урока была достигнута. Ученицы совместными усилиями создавали трактовку музыкальных произведений, учились слушать друг друга, развивая чувство партнёрства при игре в ансамбле.  У учениц  сформировался   комплекс исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования, они артистично и музыкально исполнили произведения. В результате использования наглядных материалов расширился музыкальный кругозор учащихся, они приобрели опыт публичного выступления.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку

В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»

Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....

План –конспект конкурсного открытого урока

laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...

План –конспект конкурсного открытого урока

laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...