Программа дополнительного образования "Русский фольклор"
рабочая программа по музыке на тему

Кизина Ольга Владимировна

Расчитана на 4 года обучения (прилагается каленарно- тематическое планирование)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_russkiy_folklor_4_goda.doc196.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №12

с углубленным изучением отдельных предметов

Образовательная программа

по музыке

«Русский фольклор»

4 года обучения

                                                                                       Педагог:

                                                                                       О.В.Кизина

                                                                                                                                                                       

                                                    г.Волжский  2010г.

Пояснительная записка.

        

      Современная педагогика призвана пробуждать в детях интерес к народной

культуре, приобщать их к творчеству, учить дорожить драгоценнейшим

состоянием, оставленным нам предшествующими поколениями; нести

родниковую чистоту народного искусства и творчества во имя духовного

возрождения России. 

       Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков

новым поколениям. В новом, III тысячелетии задача передачи духовных

ценностей человечества приобретает все большее значение. Технический

прогресс – бесспорный в материальном плане, в то же время сопровождается

снижением духовности. В культуре появились новые взгляды, идеи, мысли,

чувства, сказывается иностранное влияние, возросшее за последние

десятилетия.

Сознание человека не успевает в своем внутреннем развитии за внешним

потоком информации. В личностной системе происходит подмена ценностей,

мироощущение утрачивает сопротивляемость по отношению к нравам,

традициям, субкультуре, не свойственным исконно русской культуре.

Положение осложняется утратой значительной части культурных традиций,

памятников, ценностей в результате искусственного отторжения от истоков

родной культуры массы людей в начале XX века.

   

  Современное развитие российского общества, обостряющее процессы поиска человеком смысла своего существования и места в нем, выдвигает нравственно - эстетическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Система образования в России, разрабатывая программы развития воспитания различных уровней на ближайшие годы, предусматривает духовно - нравственное становление детей и молодежи, подготовку их к самостоятельной жизни как важнейшую составляющую развития общества, государства.

   

 Такой подход закреплен Законом РФ «Об образовании», где говорится о защите системой образования культур и региональных традиций в условиях многонационального государства. Это обстоятельство носит социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями.

     Задачу передачи накопленного духовного опыта, ценностей, воспитания и

обучения конструктивно мыслящей личности, допускающей множество истин, уважающей взгляды и позиции другого, можно решить через приобщение детей к духовному наследию человечества, усвоение русской народной культуры как

части общечеловеческой культуры.

     

  Музыкальный фольклор - уникальная, самобытная культура наших предков

осознается современным обществом как значительный фактор духовности,

преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным

истокам.

Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач

нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей

подрастающего поколения.

   

 Обучение в рамках программы «Русский фольклор» носит

воспитывающий, развивающий и системный характер. Освоение доступного

фольклорного материала формирует представления ребенка о народном

музыкально - поэтическом языке, его образно - смысловом строе. Благодаря

естественности звуковой организации народных попевок,   у детей достаточно

быстро может быть налажена координация голоса и слуха, что

незамедлительно скажется на чистоте интонирования. Элементы движения,

включаемые в исполнение, не только развивают необходимую координацию

движений, но и позволяют точнее передать, а следовательно, и освоить

национальную народную характерность самовыражения.

   

 Системность обучения по программе находит свое выражение в

различных аспектах:

-система знаний о фольклоре русского народа: песни, игры, танцы, обычаи,

традиции;

-система умений:  воспринимать и включатся в исполнение и творчески

воспроизводить доступный фольклорный материал.

 

  Игровой и детский фольклор.

 Естественный переход от разговорной речи к пению. Сохранить яркость,

выразительность, образность слова. Исполнять потешки, прибаутки, детские

песенки, участвовать в играх, и простых танцах.

     Переход к выработке единой вокально - хоровой манеры. Умение петь в

хоре, эмоционально и выразительно исполнять несложный фольклорный

материал: календарные (обрядовые) и хороводные песни.

   

 Органичное единство слова, напева, игры, танца, инструментальной музыки.

Творчески воспроизводит фольклорный материал: лирические, бытовые,

малые  лирические, календарные, детские игровые, хороводные, плясовые

жанры фольклора.

             В комплексной программе «Русский фольклор» детям представляется возможность почувствовать целостность мира культуры русского народа, в котором невозможно разделить духовную и материальную культуру, разорвать цепь времен и поколений.

     Эстетическое воспитание, в данном случае, рассматривается как более широкое понятие по отношению к художественному воспитанию. Художественное воспитание входит в его состав, как целенаправленный педагогический процесс формирования у детей способности, воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать свои художественно-творческие способности в процессе творческой деятельности.  

   Решая задачи эстетического воспитания и образования, программа «Русский фольклор» способствует также решению других задач духовно -  нравственного развития личности, т.е. осуществляет комплексный подход к становлению личности ребенка.

     В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предлагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.

     1. Цель программы: Гармоническое развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно - творческих умений; духовно - нравственное становления.

                        Цель может быть достигнута при решении ряда задач:  

Обучающие:

  • освоение певческой установки;
  • получение начальных знаний по традиционной народной культуре.

Развивающие:

  • творческое воспроизведение фольклорного материала,  вариативность в движениях.

Воспитательные:

  • формирование духовно-нравственных качеств личности, внутренней культуры;
  • уважительное отношение к истокам национальной культуры и национальных
    традиций.

Мотивационные:

Создать мотивацию к самосовершенствованию.

     Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства, традиционных музыкальных форм, развить полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научится анализировать и понимать органическую целостность народной культуры, оценивать ее значения в выработке своих жизненных ориентиров в современной действительности. Кроме того, воспитанники получают дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам   (литературе, истории, экологии, музыке, изо, труду, физкультуре и т.д).

   

  Программа авторизированная. В основе программы лежат образовательные программа «Русский фольклор» (Куприянова Л.Л.); «Народная культура» (Казаковой И.Ю.); «Народный календарь и дети» (СВ. Черноскутова).

2. Формы и методы работы.

     В дополнительном образовании приоритетной формой обучения является учебное занятие. Занятие может быть теоретическим, практическим или смешанного типа. Наряду с этим существуют и другие формы обучения. При нашей специфике это: экскурсии, праздники, занятие форме занятие - игра, занятие - исторический экскурс и др. Организация работы с коллективом детей также имеет свои формы и подразделяется на групповую, подгрупповую и индивидуальную.

При реализации программы используются различные методы:

Теоретические:   направленные  на  знакомство  с  жанрами  музыкального

                  фольклора.

  • словесные: беседы, рассказы, объяснение, описание.

            - наглядные: пособие, репродукции, таблицы, просмотр видео

             

              выступлений,   праздников; слушание фольклорных записей,

             

             традиционной русской  музыки; просмотр репродукций музыкальных

                   

                  инструментов.

Практические: Вокально - хоровая работа, народная хореография   - игра, танец,

  изучение   вокальных   и   хореографических   произведений,

  народных игр и обрядов.

3 Формы организации деятельности на занятии:

Коллективные - хоровое пение, народная хореография, игра.

Групповые - ансамблевое пение, народная хореография.

4 Прогнозируемый результат: По окончании курса ребенок должен

Знать: разнообразие жанров музыкального фольклора. 

Уметь: петь чисто и слаженно в унисон, артистично и выразительно выступать на праздниках.

 Научиться: ансамблевому пению, коллективному творчеству, элементам    

  народной хореографии, самостоятельно провести народную игру,

  ориентироваться в   пространстве (пластика).

5. В результате освоения программы «Русский фольклор».

воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определенные

навыки. К концу  года они должны:

  1. уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
  2. воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь; чувство собственного достоинства, уверенность;
  3. овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке;
  4. ориентироваться в традициях народной культуры, знать календарные и семейные обряды, обычаи, их символику и семантику, народный и православный календари;
  5. научиться, использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;
  6. приобрести комплекс специальных знаний и навыков: в музыкальном фольклоре, приемах народного вокала, в вокально-постановочной работе.

6. Формы контроля за результатами обучения.

*  выступление на общешкольных праздниках;

* проведение праздников и мероприятий с привлечением родителей.

7. Краткие сведения о коллективе.

Программа «Русский фольклор» рассчитана на работу с детьми 1 класс на  

34 занятия. В группе занимается 20 - 25 человек. Состав групп постоянный.

                                       Учебный план на год.

Разделы

Количество часов

1

Вводное занятие

1 час

2

Народный календарь

 9 часов

 

3

Музыкальный фольклор

Вокально- хоровые навыки

10 часов

Теория музыкального фольклора

 5  часов

4.

Народная хореография

 9  часов

5.

Всего

 34 часа

                                           

Учебно-тематический план 1 года обучения.

Тема

Теория

Практика

Кол-во часов

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Игровой фольклор

1

1

2

3.

Роль сказок в жизни детей

1

1

2

4.

Дыхание – неотъемлемая часть  правильного исполнения песни

1

1

2

5.

Попевочный букварь: малообъемные песни (1, 2, 3, 4 звука)

-

10

10

6.

Дикция. Артикуляция. Их значение при пении

1

9

10

7.

Шумовые инструменты

-

6

6

8.

Итоговое занятие

-

1

1

ИТОГО:

5

29

34

  1. Вводное занятие.

Знакомство с программой, основными темами, режимом работы, правилами техники безопасности, санитарии, гигиены.

  1. Игровой фольклор.

        Роль и значение. Разновидность и варианты игры. Ход проведения игры. Значение считалок. Разучивание считалок: «Заяц белый», «Ехала телега», «Катилась торба», «Катилось яблоко», «Конь ретивый», «Аты-баты».

Разучивание игр: «Горелки», «Фанты», «Ручеек», «Гуси-лебеди и волк», «Шли кони», «Селезень и утка», «У медведя во бору», «Дрёма», «Ходит Ваня», «Море волнуется», «Где был, Иванушка», «Тетёра», «Домашний зоопарк».

  1. Роль сказок в жизни детей.

        Что такое сказка? Воспитательная и поучительная функция сказок. Их разновидность и разнохарактерность.

Разучивание сказок: «Яичко», «Теремок», «Волк и коза», «Петушок – золотой гребешок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Бобовое зёрнышко», «Лиса, заяц и петух», «Звери в яме», «Лиса и рак», «Лиса и кувшин», «Журавель и цапля», «Лиса и тетерев», «Медведь», «Морозко», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», докучные.

Постановка сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок».

  1. Дыхание – неотъемлемая часть  правильного исполнения песни.

Роль и значение. Необходимые условия для правильного дыхания. Упражнения на дыхание: «Насос», «Бокс», «Шарик», элементы подражательных звуков: «Ку-ку», «Вой ветра», «Гудение шмеля», «Тушение свечи».

  1.  Попевочный букварь: малообъемные песни (1, 2, 3, 4 звука).

        Определение звуков по высоте. Унисонное повторение звука. Восходящее и нисходящее движение мелодии по ступеням (от примы до кварты). Развитие музыкального воображения. Разучивание попевок, прибауток: «Лиса», «Ай, ду-ду», «Андрей-воробей», «Петушок», «Ходит зайка по саду», «Барашеньки-крутороженьки», «Сорока», «Зайчик», «Скок-поскок», «Солнышко».

  1. Дикция. Артикуляция. Их значение.

        Что такое дикция. Роль и значение. Необходимые условия для исполнения народных песен. Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Упражнения и твердые согласные для мышц языка и губ. Работа над считалками с учётом предыдущих упражнений, проговаривание их нараспев, следя за артикуляцией и положением аппарата соответственно разговорному. Работа над дикцией в играх: «Домашний зоопарк», «Ходит Ваня», «Тетёра», в попевках.

  1. Шумовые инструменты.

        Что такое звук. Разновидность звука (шумовой, музыкальный). Особенности шумового звука. Краткая характеристика шумовых инструментов: ложки, трещотка, треугольник, пандейра, маракас, колотушка, рубель, коробочка. Отстукивание слов считалок и попевок на шумовых инструментах. Повтор ритмичного рисунка на инструменте.

  1.  Итоговое занятие.

        Анализ работы. Отчётный концерт.

Учебно-тематический план 2 года обучения.

Тема

Теория

Практика

Кол-во часов

1.

Длительность – средство музыкальной выразительности

1

2

3

2.

Драматизированная игра

1

5

6

3.

Потешный фольклор

1

2

3

4.

Потешка, пестушка

1

2

3

5.

Попевочный букварь (до сексты)

-

10

10

6.

Скороговорки, загадки

1

2

3

7.

Колыбельные песни

1

2

3

8.

Цепное дыхание

1

2

3

ИТОГО:

7

27

34

  1. Длительность – средство музыкальной выразительности.

        Что такое длительность. Знакомство с ритмом: целая, половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая. Значение длительности в музыке. Умение простучать ритм нот, различных по длительности (в ладоши, ногами, на шумовых инструментах). Упражнение на развитие ритмической памяти.

  1. Драматизированная игра.

        Что такое драматизированная игра, её условия. Изображение телом движений и повадок различных животных (под звучащую музыку или без музыки): «Жук жужжит», «Пчёлка летает», «Медведь ходит», «Лиса крадётся», «Идёт кисонька», «Ловля кузнечика».

  1. Потешный фольклор.

        Что такое потешный фольклор. Дразнилки. Небылицы. Прибаутки. Игры-песни. Разучивание дразнилки «Казачок», небылиц: «Долгоногий журавель», «Девица», «Ты Назар», «У нашего Данилы», «Вы, послушайте, ребята», «Скок-поскок», «Уж и где же, это видано», «Рано утром вечерком» и т.д. Игры-песни: «Дуб над водою», «Тетёра», «Несу батажок», «Мороз», «Домашний зоопарк», «Ходит Ваня».

  1. Потешка, пестушка.

        Что такое потешка, пестушка. Их значение. Разновидность пестушек. Разучивание потешек: «Ножками ходушечки», «Ах, поёт»; пестушки: «Потягунюшки», «Ножки», «Тяни холсты», «Тоню тяну», «Ехала барыня», «Скок-поскок!», «Идёт коза», «Ладушки», «Сорока» и т.д.

  1. Попевочный букварь (до сексты).

        Расширение попевочного букваря до объёма сексты, поступенное движение вверх и вниз, квартовые ходы, трихорд, унисонное повторение звука. Разучивание распевок с диапазоном до сексты: «На зелёном лугу», «Ай, лёли, лёли», «Не летай, соловей», «Ой, кулики, жаворонушки», «Соловей, соловушка»

    6.Скороговорки, загадки.

        Их значение для детей. Разнохарактерность загадок. Чтение скороговорок: «Мы перебегали берега», «Пришёл Прокоп», «У быка», «На дворе трава», «А изкожи сапожки», «Говорили про Проколукорпечко», «Маланья болтунья», «Вот те гребень» и т.д. Загадывание загадок. Пение скороговорок: «Мы перебегали берега», «Тень, потетень».

  1. Колыбельные песни.

        Характер исполнения, разновидность. Чтение колыбельных  песен. Разучивание колыбельных песен. «Котя, котенька, котёнок», «Баю, баюшки-баю».

  1. Цепное дыхание.

                     Что такое цепное дыхание. Необходимые условия, значения. Пение попевок с учётом цепного дыхания («Лиса», «Ай, ду-ду», «Андрей-воробей», «Петушок», «Ходит зайка по саду»).

II ступень «Детский музыкальный фольклор».

        Образовательный уровень – поисково-зондирующий. Основа – практическая

деятельность. Уровень коммуникации – репродуктивный. Накапливается опыт

исполнительской деятельности, связанный с совершенствованием, развитием и

углублением мастерства в выбранном направлении, закреплением мотивации,

вида деятельности и форм её организации.

Учебно-тематический план  3 года обучения.

Тема

Теория

Практика

Кол-во часов

1.

Динамика – средство музыкальной выразительности

1

2

3

2.

Язык русского танца

1

5

6

3.

Ритм в фольклоре

1

2

3

4.

Хоровод – один из основных жанров русского народного танца

1

10

11

5.

Попевочный букварь (до октавы)

-

6

6

6.

«Святки» (обряд колядования)

1

4

5

ИТОГО:

5

29

34

  1. Динамика – средство музыкальной выразительности.

        Роль и значение в музыке. f , mf, p, mp – разновидность динамики. Пение скороговорок, попевок, распевок на различные виды динамики. Упражнения на динамику, слабые и сильные доли такта.

  1. Язык русского танца.

                Многообразие русского народного танца. Язык, лексика танца – элементы, выражающие характер русского народа. Значение танца в жизни людей. Умение ходить под музыку, держать прямо голову и спину. Работа над движениями рук.

  1. Ритм в фольклоре.

        Что такое ритм. Значение его в музыке. Простейшие ритмические структуры, характерные для хороводов, игровых и плясовых песен. Развитие навыков ритмического воспроизведения на шумовых инструментах, ладонями, ногами.

  1. Хоровод – один из основных жанров русского народного танца.

        Виды хороводов. Основные фигуры хоровода: «круг», «круг в круге», «стенка» (линии). Разучивание хоровода «Я по травушке шла», «На горе», «Горница», «Стой, мой милый хоровод», «В хороводе были мы», «Во стеклянном городе», «Не летай, соловей».

  1. Попевочный букварь (до октавы).

        Расширение попевочного букваря до объёма октавы, постепенное движение вверх и вниз, квартовые ходы, квинтовые ходы, скачкообразное движение на любой интервал. Разучивание распевок с диапазоном в октаву: «Кони  у нас запряжены».

  1. «Святки».

        Участие в подготовке обрядового праздника. Пословицы, поговорки, загадки про снег, вьюгу, зиму. Святочный обряд колядования. Святочные игры, песни.

Учебно-тематический план 4 года обучения.

Тема

Теория

Практика

Кол-во часов

1.

Что такое фольклор

1

5

6

2.

Попевочный букварь

-

10

10

3.

Колядки

1

5

6

4.

«Святки» (обрядовый праздник)

1

5

6

5.

Роль календарного фольклора в русских народных сказках

1

1

2

6.

Заклички и приговорки

1

3

4

ИТОГО:

5

29

34

  1. Что такое фольклор.

        Понятие о фольклоре. Жанры фольклора. Краткое описание каждого жанра. Пение попевок: «Лиса», «Ай, ду-ду», «Андрей-воробей», «Петушок», «Ходит зайка по саду»; колыбельная песня «Котя, котенька, котёнок», «Баю, баюшки-баю». Народные игры, считалки, потешки, скороговорки.

  1. Попевочный букварь.

        Закрепление попевочного букваря до объёма октавы и выше (голосовые возможности ребёнка). Поступенное движение вверх и вниз, скачки на сексту, сентиму, октаву, ходы на квинту. Развитие навыков двухголосного пения: двухголосие на терцию, сексту, в сочетании с унисоном. Упражнения на скачкообразные ходы (квинта, секста, сентима). Разучивание двухголосных распевок: «А мы землю пахали», «Селезень ловил утицу», «Ай, лёли-лёли», «А я молода».

     3.Колядки.

        Определение колядок. Их вариативность и многообразие. Эмоциональность и индивидуальность исполнения. Колядка – мини-спектакль. Разучивание колядок: «Тетенька добренька», «Авсень», «Дай Бог», «Приходила колядка», «Коляда-моляда», «По улице, да широкой», «Христос Спаситель», «Как ходила коляда», «Благослови-ка ты нас, Бог», «Мать Мария по полю ходила».

4 «Святки» (обрядовый праздник).

        Знакомство с обрядовым действием. Роль и значение этого праздника в жизни людей. Распределение ролей. Работа над дикцией и эмоциональностью персонажей праздника. Разучивание и работа над святочными песнями. Соединение постановки и песен праздника. Подготовка атрибутов и реквизита. Показ обрядового действия.

5.Роль календарного фольклора в русских народных сказках.

        Разбор и чтение календарных сказок: «Два Мороза», «Ермилка и лесной Боров», «Как Весна Зиму поборола», «Марья и ведьма», «Два мужика», «Золотые серпы», «Утушка», «Золотой венок».

6.Заклички и приговорки.

        Определение заклички и приговорки. Их характеристика и предназначение. Значение в календарном фольклоре. Разучивание и разбор закличек весне, дождю, солнцу, радуге. Разучивание и разбор приговорок воде, животным, птицам, растениям и т.д. «Весна – красна!», «Солнце обогрело», «Божья коровка», «У нас дождь-дождём», «Уродися репка».

                                     

                                   

                                        ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Развитие личности обучающихся, её духовной и эстетической направленности, творческих способностей и индивидуальных дарований обеспечивается содержанием программы и той разнообразной художественной деятельностью, в которую они включены. К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов: творческие достижения обучающихся (результаты участия в конкурсах, фестивалях и пр.); тестирование; отчётные концерты; сохранность контингента обучающихся; спрос на концертную деятельность; поступление выпускников в учебные заведения по профилю обучения и т.д.

                При оценке знаний, умений и навыков учитываются следующие показатели:

  • основные показатели личностного развития учащихся:
  • развитие образного мышления;
  • развитие эмоциональной восприимчивости;
  • креативная направленность интересов;
  • развитие оценочных навыков;

  • основные показатели общекультурного развития:
  • формирование зрительского, слушательского опыта, визуальной культуры;
  • знакомство с лучшими образцами традиционной народной культуры;
  • формирование критериев оценки и анализа музыкальных произведений, готовность к изложению собственной позиции;

  • основные показатели развития специальных знаний, умений и навыков, творческого роста:
  • знакомство со звучанием старинных музыкальных инструментов;
  • выразительность исполнения;
  • чистота звучания;
  • ощущение чувства формы и ритма;
  • владение музыкальными терминами;
  • приобретение исполнительского и слушательского опыта и дальнейшее применение его в практической творческой деятельности;
  • развитие музыкального слуха;
  • активное участие в различных творческих конкурсах.

Реализация данной программы позволяет решать актуальные проблемы в воспитании подрастающего поколения, создавать реальную здоровую альтернативу асоциальным явлениям, имеющим место в жизни современной молодёжи, а также формирует гражданское самосознание, любовь к родине, знание истории и культуры своего народа, преданность отечеству.

        

                      В результате освоения программы дети должны:

Содержание программы

Ожидаемые результаты

I ступень

II ступень

III ступень

IV ступень

Знать

- детский игровой фольклор;

- устройство и принципы работы голосового аппарата;

- основы музы-кальной грамоты;

- принципы уст-ройства и звучания шумовых инструментов;

- скороговорки, загадки, потешки.

- приёмы звуко-ведения;

- основные жанры русского на-родного танца;

- жанры фольк-лора.

- историю русского народного костюма

- традиционные народные пра-здники и обычаи, связь с ними;

- календарно-обрядовую поэзию.

- традиционные жанры народной песни;

- особенности исполнения русских народных песен;

- творчество профессиональ-ных русских на-родных хоров.

Уметь

- правильно брать дыхание;

- исполнять ма-лообъемные пес-ни;

- слушать произ-ведения, определять их жанр и характер.

- петь в простых и сложных размерах;

- воспроизводить простейшие ритмические структуры;

- развивать навыки двухголосного пения;

- закреплять на-выки ансамблевого пения.

- владеть всеми видами звуко-ведения;

- петь в сложных и сложносоставных размерах;

- слышать свои ошибки и ис-правлять их;

- владеть навыками сценической культуры;

- владеть навыками трёхголосного пения.

-владеть вокально-певческими навыками;

- петь произ-ведения а сареlla;

- слышать свой голос в хоровой вертикали;

- владеть навы-ками  двухголосного, трёхголосного пения.

Воспиты-вать

в себе

- умение видеть прекрасное в на-родном творчестве;

- бережное отно-шение к народной песне;

- нормы поведения в быту и обществе;

- культуру общения.

- адекватную са-мооценку;

- высокий уровень познавательной активности;

- стремление к самовыражению через творчество;

- умение отстаи-вать собственную точку зрения;

- уверенность в собственных силах.

- профессио-нальное отношение к костюму, сценическому реквизиту;

- устойчивый интерес к песен-ному творчеству;

- социальную во-стребованность;

- коммуника-бельность.

- толерантность как навык куль-туры общения;

- осознанное са-моопределение в профессио-нальном выборе;

- осознание своей значимости;

- способность к поиску новых источников ин-формации по интересующим вопросам.

                                    Условия реализации программы

        Данная программа может быть эффективно реализована при взаимодействии нескольких факторов.

Методический:                - специальная литература по направлениям деятельности;

         - видеоматериалы;

                 - картотека адресов по обмену опытом;

    - сценарные разработки праздников, игровых программ и

      т.д.;

    - возможность повышения уровня профессионального   мас-

       терства через участие педагогов и обучающихся в курсах, семинарах, конкурсах, фестивалях;

    - наличие дидактического материала.

Кадровый:         - педагог (руководитель ансамбля);

                - концертмейстер;

                - хореограф;

                - костюмер.

Материально-технический:

                                        - кабинет для занятий;

- зал для проведения репетиций, массовых мероприятий и  

  концертов;

                                - аудио-теле-видеоаппаратура;

                                - игровой инвентарь;

                                - музыкальные инструменты;

                                - фотоаппарат, видеокамера;

                                - концертные костюмы (сценические);

                                - транспорт.

                                                 

                                                        РЕПЕРТУАР

        Репертуарный список не является исчерпывающим. Педагог может и должен по своему усмотрению, учитывая уровень подготовки ансамбля, пополнять предлагаемый список новыми произведениями.

I год обучения

  1. «Заинька»
  2. «А чучу, чучу, чучу…» (прибаутка-потешка Белгородской обл.)
  3. «А я по лугу»
  4. «Посмотрите, как у нас-то в мастерской» (плясовая Московской обл.)
  5. «Ёж - сапожник» (музыка А. Мистюкова, слова Е. Дьяченко)
  6. «На горе, на солнышке» (музыка А. Мистюкова, слова А.Прокофьева)
  7. «Тетёра - шла» (песня-игра)
  8. «Ходит Ваня» (песня-игра)
  9. «Домашний зоопарк» (песня-игра)
  10. «Сорока» (пестушка)
  11. «Барашеньки-крутороженьки» (прибаутка)
  12. «Лиса» (попевка)
  13. «Андрей-воробей» (прибаутка)
  14. «Ай, ду-ду» (прибаутка)
  15. «Петушок» (попевка)
  16. Ходит зайка по саду (попевка)
  17. «Зайчик» (попевка)
  18. «Скок-поскок» (пестушка)
  19. «Солнышко» (прибаутка)

II год обучения

  1. «Не летай, соловей»
  2. «Ой, кулики, жаворонушки»
  3. «Соловей, соловеюшка»
  4. «Баю, баюшки-баю» (колыбельная Новгородской обл.)
  5. «Вы послушайте, ребята» (небылица)
  6. «Все мы песни перепели»
  7. «Коровушка»
  8. «Как у наших у ворот»
  9. «Колобок»
  10. «Пошла, млада за водой»
  11. «Разнесчастный воробей» (шуточная Ивановской обл.)
  12. «Уж и где же это видано» (небылица)
  13. «Уж вы, кумушки, вы, голубушки»
  14. «Как пошли наши подружки».

III год обучения

  1. «Я по травушке шла»
  2. «На горе»
  3. «Жил у бабушки козёл»
  4. «Кони у нас запряжены» (свадебная Кировоградской обл.)
  5. «Как под наши ворота»
  6. «Ой, дули, вагда дули» (частушки)
  7. «По городу гуляет»
  8. «Перед весной»
  9. «Прялица»
  10. «Сею-вею снежок» (масленичная)
  11. «Снежок сею-посеваю» (святочная)
  12. «Цвели цветики»

IV год обучения

  1. «Вдоль по улице молодчик идёт»
  2. «В тёмном лесе» (Воронежская обл.)
  3. «Возле саду, саду» (игровая на святках)
  4. «Во горнице во новой»
  5. «Как задумал наш Дунай»
  6. «Ой, встала я ранёшенько» (Воронежская обл.)
  7. «Я гнала гусей домой»
  8. «А мы землю пахали» (приговорка)
  9. «Селезень ловил утицу» (приговорка)
  10. «Тётенька добренька» (колядка)
  11. «Авсень» (колядка)
  12. «Приходила коляда» (колядка)
  13. «Богослови-ка ты нас, Бог» (новогодняя поздравительная песня)
  14. «Мать Мария по полю ходила» (новогодняя поздравительная песня)
  15. «По улице, да широкой» (колядка)

                                                   

                                                ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аксёнова Н.Г.  Песни и музыкальные обработки А. Мистюкова. Выпуск №6 - Липецк, 2005.
  2. Аксёнова Н., Постников С., Карпий Н., Мистюков А. Жизнь в творчестве. Вып. 2 - Липецк, 1993.
  3. Аникин В. Русский фольклор. – М.: Художественная литература, 1986.
  4. Анухина И.В. Детям к Рождеству. - Санкт-Петербург: Композитор, 1994.
  5. Бандина А.Г., Попов В.С., Тихеева Л.В. Школа хорового пения. Вып. 1. – М., 1981.
  6. Бенина Е., Ломова Т., Соловкина Е.  Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1983.
  7. Вершинина Е.Б. Напевы Липецкого края (сборник народных песен). - Липецк, 2004.
  8. Вьётся, вьётся хоровод: Русские народные заклички, приговорки, календарные песни / Собрал и пересказал Г. Науменко, рис. Ю. Смольникова. – М.: Дет. лит., 1983.
  9. Жили-были…: Произведения устного народного творчества для детей / сост., предисл. и коммент. В. Калугина. – М.: Молодая гвардия, 1988.
  10. Из фольклора Поволжья / Сост. Т.А. Золотова. – М.: Сов. Россия, 1990. (б-ка «В помощь худож. самодеятельности», № 20)
  11. Кравцов Н.И., Кулагина А.В. Славянский фольклор. М.: Издательство Московского государственного университета, 1987.
  12. Купалась зоренька // Сост. В.П. Голиков. – М.: Сов. Россия, 1990. (б-ка «В помощь худож. самодеятельности», № 2)
  13. Куприянова Л.Л. Русский фольклор в школе - М.: Мнемозина, 2002.
  14. Маканина Л. Хрестоматия русской народной песни. – М.: Музыка, 1991.
  15. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М., 1986.
  16. Науменко Г. Русские народные детские песенки - М.: Музыка, 1976.
  17. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. - М.: Linka-Press, 2000.
  18. Науменко Г. Чудесный короб. - М.: Детская литература, 1988.
  19. Народные песни Воронежской области (справочник).
  20. Народные песни Воронежской области. / Под ред. С.Г. Лазутина. Изд-во Воронежского ун-та, Воронеж – 1974.
  21. Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. – М., 1989.
  22. Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество. – М.: Музыка.
  23. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений: Музыкальный фольклор. -  М.: Просвещение, 1992.
  24. Русская народная песня в Москве XIX – XX веков / Сост. А.А. Сладкопевцев. – М.: Сов. Россия, 1990. (б-ка «В помощь худож. самодеятельности», № 12)
  25. Русские народные песни // под ред. В. Бекетова - М., «Музыка», 1982 .
  26. Русские народные песни. Мелодии и тексты. Москва «Музыка», 1982.
  27. Рыбников П.Н. Русские народные былины, песни. Ч. II. – М.: Сов. Россия, 1990. (б-ка «В помощь худож. самодеятельности», № 24)
  28. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1988.
  29. Серия РОСТ, 2003, № 19, Центр развития дополнительного образования ГОУ СПб ГДТЮ.
  30. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. – М., 1988.
  31. Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. – М.: Возрождение, 1990.
  32. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – Л., 1991.
  33. Толстых И.А., Скопинцева Л.С. Концепция деятельности. Модель учреждения. Программа развития. Опыт системного подхода в решении педагогических задач. – Липецк, ЦРТДиЮ "Советский", 1998.
  34. Уланова Л.С. Русский свадебный обряд (праздник в школе). - М.: Творческий центр, 2002.
  35. Учите детей петь: (Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет). Пособие для воспитателя и муз. руководителей / Сост. Т.М. Орлова, С.И. Белкина. – М.: Просвещение, 1986.
  36. Фольклор в школе: Русские песни Западной России, часть II. / Под общей редакцией профессора Шаниной Л. –  М., 1993.
  37. Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания. – СПб., 2000.
  38. Шацкая В. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., 1984.
  39. Широков А. Музыка русского народного танца. - М.: Советский композитор, 1988.
  40. Широков А. Русские народные песни и частушки. - М.: Композитор, 2002.
  41. Школа русского фольклора: обучение в младших классах / Под общей редакцией профессора Картавцевой М.Т. – М., 1994.
  42. Энциклопедический словарь юного музыканта. – М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование занятий образовательной программы дополнительного образования детей «Немецкая поэзия: песни, литература, фольклор»

Образовательная программа дополнительного образования детей«Немецкая поэзия. Песни, литература, фольклор»   Возраст:11-12 летСрок реализации-1 годКоличество часов в неделю-2В год-...

Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования для учащихся 5 – 7 классов), специальная (коррекционная) школа, VIII вид

Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования  для учащихся 5 – 7 классов)...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Программа внеурочной деятельности "Фольклор нашего края"

Программа внеурочной деятельности по изучению краеведения...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Татарский фольклор"

Программа кружка дополнительного образования детей  "Татарский фольклор"...