Свирель поёт...
статья по музыке на тему

Подтёп Светлана Анатольевна

        В статье рассказывается об опыте работы по обучению игре на свирелях и блокфлейтах. Основная цель в работе по приобщению детей к музицированию – раскрыть перед детьми прекрасный и удивительный мир звуков, возродить интерес к русской национальной культуре, включиться с первых минут в общение с музыкальным инструментом. Научиться игре на свирелях и блокфлейтах могут даже дети с ограниченными природными способностями. Кроме того, на начальном этапе обучения игре на свирели возможно использовать методику Эдельвены Яковлевны Смеловой, позволяющую детям исполнять музыкальные произведения, даже не зная нотной грамоты, в которой знакомство с нотами происходит после того, как ребёнок научился играть по слуху, а так же «с рук» (наблюдая за руками учителя).Обучение игре на свирели – это здоровьесберегающие технологии. При игре происходит  дыхательный тренинг, который для ребенка проходит увлекательно и незаметно, в процессе выучивания простейших песенок.

       Занятия в ансамбле свирелей и блокфлейт благотворно влияют не только на развитие школьников, но и на их общее воспитание: учащиеся начинают лучше учиться, заметно повышается их дисциплина, часто встречаясь на занятиях с младшими школьниками, выступая на школьных мероприятиях вместе, старшие ребята начинают опекать младших.

        С самых первых занятий дети начинают приобщаться к русской национальной культуре. Знание родной культуры позволяет воспитывать нравственно здоровую личность.

Следующим этапом обучения после освоения игры на свирели становится обучение игре на блокфлейтах

Играть на блокфлейте может научиться любой – начиная со школьника, и, заканчивая взрослыми. И не нужно ни больших рук, как на фортепиано, ни сильных длинных пальцев, как на гитаре, ни идеального слуха, без которого не научиться игре на скрипке. Инструмент относительно дешёвый.В то же время, на блокфлейте можно сыграть любую мелодию. 

          Деятельность по освоению игры на инструментах на уроке музыки и во внеурочное время в общеобразовательной школе – это непростая задача, требующая от учителя системной, творческой и кропотливой работы. Мне кажется, что умение играть на простейших музыкальных инструментах приносит огромную пользу детям в развитии интеллекта, творческих способностей и умений, которые принесут огромную пользу в их будущей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon О свирелях50.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Свирель поёт…

Несколько лет назад совершенно случайно, на курсах повышения квалификации,  услышала звучание свирели. Меня поразило, что на такой маленькой детской игрушке можно что-то исполнить, но когда  сама взяла её в руки и попробовала поиграть – влюбилась в этот инструмент. Он способен исполнять мелодию. Занятия с детьми предполагают развитие творческих способностей через обучение на русском народном музыкальном инструменте. И у меня появилось огромное желание научиться играть на свирели самой, а затем научить этому детей, помочь им погрузиться в мир звуков, познать этот неведомый и прекрасный мир музыки.

Сначала я обратилась к истории этого замечательного инструмента. Нежный звук свирели раньше хорошо знали на Руси. Так же, как на рожке или жалейке, на ней играли пастухи, собирая стадо. Помните пастушка Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»? Его песни сопровождаются звучанием флейты, имитирующей свирельный наигрыш.

Свирель – это название, которое существовало испокон веков у русского, украинского и белорусского народов, обозначая музыкальный инструмент типа флейты по звукообразованию. Инструмент, похожий на нашу свирель в литературе называют сопель или дудка, пыжатка, по существу она представляет собой продольную свистковую флейту.

Основная цель в работе по приобщению детей к музицированию – раскрыть перед детьми прекрасный и удивительный мир звуков, возродить интерес к русской национальной культуре, включиться с первых минут в общение с музыкальным инструментом.

Научиться игре на свирелях и блокфлейтах могут даже дети с ограниченными природными способностями. Занимаясь с самыми обычными детьми, которые не посещают музыкальную школу, я поняла, что лучше всего начинать  музыкальные занятия не с обучения игре на фортепиано, баяне или скрипке, а с музицирования на самом простом, лёгком и, что немаловажно, дешёвом музыкальном инструменте – свирели. Многие дети после этих занятий поступают учиться в музыкальные школы, и что интересно – на отделение духовых инструментов.

Кроме того, на начальном этапе обучения игре на свирели возможно использовать методику Эдельвены Яковлевны Смеловой, позволяющую детям исполнять музыкальные произведения, даже не зная нотной грамоты, в которой знакомство с нотами происходит после того, как ребёнок научился играть по слуху, а так же «с рук» (наблюдая за руками учителя).

В своей работе я выделяю три задачи:

1. Оздоровление.

2. Общение.

3. Познание

ОЗДОРОВЛЕНИЕ

Обучение игре на свирели – это здоровьесберегающие технологии. При игре происходит  дыхательный тренинг, который для ребенка проходит увлекательно и незаметно, в процессе выучивания простейших песенок. В ходе обучения игре на свирели, ребенок овладевает приемами регуляции глубины и продолжительности вдоха и выдоха непроизвольно, в игровой форме. К тому же, игра на музыкальном инструменте позволяет контролировать процесс правильного или неправильного дыхания: силы выдоха (звук получится очень громким или изменяется его высота), длины выдоха (длительность извлекаемого звука, или длина исполняемой фразы (для старших детей)).

Работа со свирелью способствует вентиляции легких и гипервентиляции мозга. Являясь духовым инструментом, свирель одновременно может решать вопрос дыхательных упражнений, став оздоровительным моментом, т.к. правильным типом дыхания при игре на духовых инструментах является диафрагмальное дыхание, при котором «диафрагма работает наподобие поршня и массирует внутренние органы полости живота – желудок, печень, почки, кишечник», что является эффективным средством очищения организма.

Игра на свирели как активная дыхательная гимнастика способствует оздоровлению всего детского организма. Развитие мелкой моторики и координации пальцев, массаж их окончаний приводит к улучшению речи ребенка, более свободному чтению, улучшению почерка, грамотному письму, лечению дисграфии.

ОБЩЕНИЕ

Научившись игре на свирели, ребёнок хочет показать своё умение всем. В результате повышается самооценка, дети, с каждым разом выступая на сцене, чувствуют себя спокойнее и увереннее. Появляется возможность показывать своё мастерство на других площадках. Дети реже болеют, стараются не пропускать занятия, так как им хочется научиться играть то, что умеет учитель и старшие товарищи. Ребята обмениваются опытом, а это и есть стремление к общению.

ПОЗНАНИЕ

Исполняя музыкальные произведения ребёнок приучается творить,  у него формируется музыкальный вкус. За короткий срок есть возможность создать определённый репертуар из 15 – 20 наиболее полюбившихся детьми произведений: русских народных, популярных, классических. Ни один музыкальный инструмент не обеспечивает такого расширения музыкального кругозора учащихся за относительно кроткое время.

Занятия в ансамбле свирелей и блокфлейт благотворно влияют не только на развитие школьников, но и на их общее воспитание: учащиеся начинают лучше учиться, заметно повышается их дисциплина, часто встречаясь на занятиях с младшими школьниками, выступая на школьных мероприятиях вместе, старшие ребята начинают опекать младших.

          С самых первых занятий дети начинают приобщаться к русской национальной культуре. Ребятам нравится исполнять маленькие народные  песенки, попевки, частушки, заклички, которые мы и поём и играем, и это вызывает огромную радость и эмоциональный подъём. Знание родной культуры позволяет воспитывать нравственно здоровую личность.

На занятиях кроме произведений русского фольклора дети изучают фольклор различных народов мира, это приучает детей к художественному творчеству многих народностей, к национальной культуре народов мира.

Одним из немногих недостатков свирели является то, что инструмент ограничен как в диапазоне, так и в своем звуковом составе. К примеру, на свирели вообще нет до-диеза, а самый высокий звук, который можно извлечь красиво – “ми” второй октавы. Поэтому,  следующим этапом обучения после освоения игры на свирели становится обучение игре на блокфлейтах.

Блокфлейта – это разновидность продольной флейты, духовой деревянный музыкальный инструмент из семейства свистковых духовых инструментов. Отличается от других инструментов своего семейства наличием 7 пальцевых отверстий на лицевой стороне и одного на тыльной, — так называемого октавного клапана.

         Умение играть на блокфлейте – это неплохое хобби для будущей жизни. Как приятно подыграть, когда кто-то исполняет любимую песню, на вечеринке или в кругу друзей, на фестивале или у костра. Играть на блокфлейте может научиться любой – начиная со школьника, и, заканчивая взрослыми. И не нужно ни больших рук, как на фортепиано, ни сильных длинных пальцев, как на гитаре, ни идеального слуха, без которого не научиться игре на скрипке. Инструмент относительно дешёвый. Кроме других плюсов, можно брать её в любой поход, поездку, не говоря уже о перемещении по городу. В то же время, на блокфлейте можно сыграть любую мелодию. А для того, чтобы сыграть что-то под гитару, вставить инструментальный проигрыш в песню – блокфлейта подходит идеально. В сольном варианте блокфлейта тоже звучит очень неплохо.

На основе изученного материала и накопленного опыта я составила программу «Обучение игре на свирелях и блокфлейтах».

Построение программы идёт по спиральной структуре, по принципу постепенного расширения знаний. Получив навык игры на свирелях, владея элементарной музыкальной грамотой, дети способны переходить к обучению на более сложных инструментах – блокфлейтах, на которых появляются большие исполнительские возможности.

           Программа  игры на свирелях рассчитана на один год обучения для детей 6 – 8 лет. Второй этап программы – обучение игре на блокфлейтах, для детей 9 – 13 лет, на два года обучения.

Основной принцип прохождения материала: от простого - к более сложному, с использованием закрепления и повторения пройденного. На занятиях,  кроме непосредственной работы со свирелью, я использую вокально-хоровую работу, работу над певческим и исполнительским  дыханием, работу по развитию чувства ритма,  так как всё это пригодится для развития навыков игры. Для разучивания музыкальных произведений на уроках и во внеурочое время использую элементы музыкальной грамоты, основанные на структуре музыкального инструмента в облегчённом варианте, доступном детям, не обучающимся  в музыкальных школах. Дети читают ноты по ритмической записи и цифровым обозначениям звуков, соответствующих отверстиям свирели.

В ходе первого этапа работы по овладению навыками игры на свирели и блокфлейте дети узнают, как надо правильно пользоваться инструментом, как за ним ухаживать и правильно держать во время исполнения. Ученики знакомятся с правилами певческого дыхания и учатся им грамотно пользоваться. Они овладевают цифровой записью мелодий, учатся исполнять мелодии красивым и напевным звуком.

На следующем этапе программы – обучение игре на блокфлейте, дети овладевают более сложными приемами звукоизвлечения, учатся играть “каноном”, осваивают  навык кантиленной игры,  учатся играть «в ансамбле», расширяют репертуар произведениями классической, народной, джазовой и популярной музыки. На занятиях дети исполняют двух и трёхголосные произведения, учатся подбирать знакомые мелодии, импровизировать, овладевают нотной грамотой.

Больше 10 лет я провожу работу по обучению игре на простейших духовых инструментах (свирели и блокфлейте). За это время интерес моих учеников к занятиям не уменьшился. Эти занятия способствуют сплочению детей в коллективе, созданию обстановки доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи среди детей. Ребята становятся увереннее в себе на уроках. В целом, у учащихся, посещающих занятия игры на свирели,   стала гораздо чище вокальная интонация. Благодаря занятиям устанавливаются прочные отношения творческого сотрудничества между учителем и учениками.

Основной формой подведения итогов работы в моей программе являются фестивали, конкурсы, концерты, на которых учащиеся очень любят выступать. Ребята с большим удовольствием занимаются этим увлекательным делом и своими выступлениями дарят радость другим людям.

Несомненно, что вся работа по освоению этих инструментов и развития навыков игры на них направлена на развитие личности ребенка, формированию его музыкальной культуры. Не  удивительно, что дети, используя все то, чему научились на занятиях, начинают проявлять творческую самостоятельность: они на слух подбирают любимые произведения, перенимают друг от друга музыкальный материал, с удовольствием учатся импровизировать.

Деятельность по освоению игры на инструментах на уроке музыки и во внеурочное время в общеобразовательной школе – это непростая задача, требующая от учителя системной, творческой и кропотливой работы. Мне кажется, что умение играть на простейших музыкальных инструментах приносит огромную пользу детям в развитии интеллекта, творческих способностей и умений, которые принесут огромную пользу в их будущей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение общешкольного школьного конкурса "Две звезды, или Душа моя поёт"

Общешкольный конкурс "Две звезды, или Душа моя поёт". Тематика программы ежегодно меняется в зависимости от темы года. Конкурсные номера (песни) готовятся от каждого класса. Выступающие-конкурсан...

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

С. Есенин "Поёт зима-аукает..."

Бинарный урок по чтению и развитию речи и музыке...

О чём поёт Сольвейг

Нравственное воспитание школьников через приобретения к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности....

Мастер-класс "Игра на свирели. Развитие певческого дыхания через обучение игре на свирели" Лебедева Л.И.

Мастер-класс "Игра на свирели. Развитие певческого дыхания через обучение игре на свирели"  Лебедева Л.И....