Предпосылки развития способностей и творчества.
статья на тему

Александрова Наталья Константиновна

В данной статье раскрываются предпосылки развития способностей и творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predposylki_razvitiya_sposobnostey_i_tvorchestva.doc33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Предпосылки развития способностей и творчества.

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками. Различия между людьми в задатках заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Между задатками и способностями огромная дистанция, «между одними и другими – весь путь развития личности»[1]. Задатки многозначны и могут развиваться в различных направлениях. Задатки  - это предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются «все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в котором задатки входят как исходный момент, как предпосылка»1. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т.е. преобразуются и изменяются.

Доказательством наследования способностей указывает факт существования семейств, в которых несколько поколений проявляли однородную по своей направленности одаренность. Так, в семье И.С.Баха в пяти поколениях насчитывалось 18 значительных музыкальных дарований. Здесь необходимо учитывать то, что отец не только генетически передавал музыкальные способности, но и оказывал влияние на развитие детей.

Не смотря на то, что наследственность включается в качестве одного из условий развития человека, все-таки его способности являются не прямой функцией его наследственности. Во-первых, наследственное и приобретенное в конкретных особенностях личности образуют неразложимое единство. Во-вторых, наследственными могут быть не сами психические способности в их конкретном психологическом содержании, а лишь органические предпосылки их развития. «Органические предпосылки развития способностей человека обуславливают, но не предопределяют одаренности человека и возможностей его развития».1 

Несомненно, что люди разняться не только по врожденным задаткам, но и  по своим способностям: как по их степени, так и по характеру. Эти различия в способностях находятся в ходе развития личности. Способность развивается на основе различных психофизических функций и психических процессов.

При развитии способностей в процессе деятельности  следует различать способности и умения. Освоение знаниями, умениями предполагает наличие способностей с одной стороны и с другой – само формирование способности к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней умений, знаний. Пока знания, умения не освоены, они остаются чем-то внешним для способности человека. По мере их освоения, превращаются в личное достояние и ведут к развитию способностей.

Способность закрепляется в личности как достояние и исходит от требований деятельности. Именно в деятельности способность и формируется.

В условиях творческой деятельности – писателя, художника, музыканта –  человек в процессе деятельности формирует специфические способности. Если речь идет о музыкальном творчестве, то деятельность воображения предполагает, с одной стороны, наличие ярких, богатых ощущений и представлений, с другой – эта деятельности требует специфической техники, которая формируется и развивается на основе исторического развития музыки. «Конкретная музыкальная способность к композиции – это целый комплекс различных качеств, которые в процессе деятельности, взаимодействуя друг с другом, образуют единое целое»[2].

Итак, «способность – это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности».2 Деятельность рассматривается как трудовая деятельность, посредством которой человек в процессе исторического развития, изменяя природу, создает материальную и духовную культуру. «Все специальные способности человека – это в конце концов различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению. Способности человека – это проявления, стороны его способности к обучении и к труду» 2.

  Способность человека в обучении и труде формируются и развиваются. Существует связь между способностями человека и продуктами его деятельности.

Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека – продукт истории. Природа человека формируется и изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности человека. Интеллектуальные способности формировались по мере того, как изменяя природу, человек познавал ее; художественные – изобразительные, музыкальные и т.п. - формировались вместе с развитием различных видов искусства. Развитие реальной личности совершается в конкретных условиях. Отношение между общей одаренностью и специальными способностями не являются, таким образом, каким-то статистическим отношением двух внешних сущностей, а изменившимся результатом развития.

В процессе развития возникает свой уровень и своя равномерная дифференциация или специализация способностей. Развитие специальных способностей – выражение индивидуального пути развития. Само развитие является сложным процессом, в котором значительную роль играет и время выявления способностей, и дальнейшее их развитие. Примерами очень раннего проявления музыкального творчества могут служить трехлетний В.А.Моцарт, четырехлетний Ф.Й.Гайдн, пятилетний Я.Л.Ф.Мендельсон, С.С.Прокофьев, выступивший в качестве композитора в 8 лет. В пластических искусствах призвание и способность к творчеству проявляются позже – в среднем около 14 лет. У С.Рафаэля – в 8 лет, у Ван Дейка – в 10 лет, у Б.Микеланджело – в 13. В области поэзии склонность к стихосложению проявляется очень рано, но поэтическое творчество, имеющее художественную ценность, обнаруживается позже.

Вне области искусства, где творчество проявляется позже, чем в музыке, наиболее ранним является техническое изобретательство. Ж.В.Понселе в 9-летнем возрасте разобрал часы, а потом их собрал заново. В научной области творчество проявляется значительно позже, обычно после 20 лет. Раньше других дарований выявляются математические: Б.Паскаль, Г.В.Лейбниц, И.Ньютон, К.Ф.Гаусс, Э.Галуа...

С расширением сфер трудовой деятельности и проявлением все новых видов ее у человека формировались и новые способности.


[1] Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии», СПб, 1999 г., с. 536.

[2] Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии», с.538.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации занятий в технике «квиллинг», направленных на развитие способности к моделированию и декоративно-прикладному творчеству

Методические рекомендации по организации занятий в технике "квиллинг", направленные на развитие способностей к моделированию и декоративно-прикладному творчеству...

Сочинение математической сказки - путь развития способности к творчеству

Одной их форм творческой деятельности человека, которая развивает воображение, фантазию, гармонирует процесс рпаильного понимания "картины мира" является процесс сочинения сказки. В статье предл...

Рабочая программа по развитию у учащихся способностей к творчеству

        Программа курса «Волшебный лоскуток» рассчитана на учащихся, занимающихся на дому в старших классах, имеющих способности к творческой деятельности....

Развитие способностей к техническому творчеству на уроках геометрии.

Развитие технического творчества детей — одно из важнейших направлений деятельности системы образования региона. С 2012 года в результате конкурсного отбора Челябинская область приобрела статус ...

Развитие способностей к техническому творчеству на уроках геометрии.

Развитие способностей к техническому творчеству составляет важную составляющую общего развития человека и формируется на основе общешкольного образования (изучения предметов естественнонаучного цикла)...

Методические рекомендации для учителей иностранного языка «Развитие способностей обучающихся к научному творчеству в рамках урока иностранного языка и неаудиторной деятельности школьников»

Методические рекомендации будут интересны учителям иностранных языков, которые стремятся заинтересовать своих учеников исследовательской деятельностью. В методической разработке содержатся приемы рабо...