Главные вкладки

    Рабочая программа по музыке (6 класс) по теме:
    Рабочая программа по музыке 6 класс 2014-2015

    Калинина Елена Аркадьевна

    Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение программы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_muzyke_6_kl._2014-2015.doc150 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Пояснительная записка

    1.1. Нормативные документы

    Рабочая программа по музыке   разработана на основе документов:

    1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

    2.Об объявлении в Российской Федерации Года культуры / Указ Президента РФ от    22.04.2013 г. № 375

    3.О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548

    4.Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047

    5.Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)

    6.Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

    7.Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)

    8.Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

    9.Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях/ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011г. № 19993).

    10. Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089

    12. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

    13. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.

    14.Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.

    15.О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839

     16.Положение «О рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» МОУ № 43.

    1.2. Место предмета «Музыка»

    Широкое культурологическое пространство программы позволяет осуществлять выходы за пределы музыкального искусства, включать в контекст уроков музыки сведения из истории, произведения литературы, изобразительного искусства, которые способствуют общему и музыкальному развитию учащихся, формированию их ассоциативно-образного мышления, познавательных интересов, становлению творческих способностей развивающейся личности.

    1.3. Цели обучения

      Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

      Развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.

      Освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизни.

      Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), и инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений.

      Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской  и исполнительской культуры учащихся.

    1.4. Соответствие рабочей программы примерной, авторской программам.

    Рабочая программа составлена на основе примерной  и авторской программы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Музыка.5-7 классы. Примерные программы по учебным предметам. Музыка. 5 – 7 классы. М.: Просвещение, 2010.

     Выбранная программа полностью соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного  стандарта (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047) и  является завершенной предметной линией. Учебники имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» и включены в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год. Программа предусматривает изучение предмета на основной общей ступени образования. В рабочую программу включается национально-региональный компонент в объеме 10%.  

    1.5. Учебно – тематический план:

    №п.п.

    Тема

    Кличество часов

    По прог рамме

    По плану

    Региональный компонент

    1

    Разнообразие вокальной и вокально-инструментальной музыки.

    12

    12

    2

    1

    Основные жанры камерной инструментальной и симфонической музыки.

    11

    11

    1

    2

    Музыкальный образ и музыкальная драматургия.

    12

    12

    1

    35

    35

    4

    1.6. Межпредметные связи:

    Музыка как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами средней школы.

    Окружающий мир  – линия «Природа и музыка» дает возможность ребенку понять неразрывное единство человека с природой.

    Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов  речевой деятельности и основных типов  учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической   деятельности.

    Литературное чтение – работа с текстами для  создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.

    Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности.

    1.7.  Особенности организации учебного процесса по  музыке:    

      Основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система.

    1.8. Контроль уровня обученности:

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • Певческого и инструментального музицирования  дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
    • Размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
    • Музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей прослушивание музыкальных радио – и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий;

    Определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности

    1.9. Специальные способы деятельности по учебному предмету:

    Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

    • хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
    • инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
    • пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

    Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у  школьников универсальные учебные действия.

    1.10. Особенности обучающихся в специальных (коррекционных) классах:

    По рекомендации ПМПК  класс составлен из учащихся с ЗПР психического генеза. Это дети с низкими учебными возможностями, с низким уровнем развития познавательных процессов, с недостаточно сформированной мыслительной деятельностью, что отражается на качестве усвоения математических и обще-учебных умений. Каждый ребенок этого класса требует индивидуального подхода с учетом его проблем, возможностей и перспектив развития.

    Условно можно поделить детей на две группы:

    Группа А. Дети, которые понимают инструкцию к работе с первого раза, могут самостоятельно выполнять посильные задания, сохраняют работоспособность в течение урока, достаточно легко включаются в учебную деятельность, более объективны к оценке результатов своей деятельности . Особенности психического развития данной категории детей обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие вычислительных навыков, развитие математической речи, развитие логического мышления.

    Группа Б. Дети, которые затрудняются устанавливать причинно- следственные связи, произвольное внимание неустойчивое. Этим детям требуется постоянная направляющая помощь при выполнении заданий, они не уверены в своих знаниях, быстро утомляются и с трудом включаются в работу. Особенности психического развития этих детей обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие произвольного внимания, создание условий для понимания поставленной учебной задачи, формирование приоритетных  в музыке обще-учебных умений и навыков.

    1.11. Требования к уровню подготовки учащихся:

    Знать/понимать

    • Специфику музыки как вид искусства;
    • Значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
    • Возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
    • Основные жанры народной и профессиональной музыки;
    • Многообразие музыкальных образов и способов их развития;
    • Основные формы музыки;
    • Характерные черты и образы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
    • Виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
    • Имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

    Уметь

    • Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
    •  Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
    • Выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
    • Исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
    • Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
    • Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
    • Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
    • Различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
    • Устанавливать взаимосвязи между разными  видами искусства на уровне общности идей, тем художественных образов;

    1.12. Реализация национально-регионального компонента

          Национально-региональный компонент реализуется в количестве 10% учебного времени на 7 уроках, что соответствует требованиям ОБУП.

    Включение содержания НРК обогащает образовательные цели и выступает важным средством воспитания и обучения учащихся. Является источником разносторонних знаний о жизни региона и все: страны, традициях и обрядах своего народа. Это позволяет учащимся получить реальную возможность применения полученных знаний и умений на практике.        

    № П/П

    Тема

    № урока.

    1

    Музыкальный фольклор России. Е.Родыгин «Уральская рябинушка».

    3

    2

    Авторские песни урала, О.Митяев.

    11

    3

    Музыкальная жизнь Урала. А.Д.Кривошей.

    23

    4

    Е.Родыгин «А мне все кажется» из к/ф «Во власти золота».

    35

    2. Календарно-тематическое планирование

    6 класс

    Название раздела. Тема.

    Кол-во

    Дата

    Корр-ка

    Федеральный компонент государственного стандарта

    НРК

    п/п

    часов

    даты

    Обязательный минимум

    содержания образования

    Требования к уровню подготовки учащихся

    Формы контроля

    Разнообразие вокальной и вокально-инструментальной музыки (12ч)

    1

    Специфика русской народной музыкальной культуры

    1

     

     

    наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни

    Понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

    Ответ на уроке

     

    2

    Основные жанры русской народной музыкальной культуры

    1

     

     

    былины, лирические песни, частушки

    Ответ на уроке

     

    3

    Образцы песенной и инструментальной народной музыки

    1

     

     

     

    Иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.

    Музыкальная викторина

    Музыкальный фольклор России "Уральская рябинушка" Е.Родыгин

    4

    Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт, всенощная, литургия

    1

     

    хоровой концерт, всенощная, литургия

    Знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.

    Ответ на уроке

     

    5

    Жанры светской музыки: вокальная музыка (романс)

    1

     

     

    музыкальная речь, поэтическая речь

    Ответ на уроке

     

    6

    Жанры светской музыки: вокальная музыка (романс) С.В. Рахманинов романс "Сирень"

    1

     

     

    Уметь по характерным признакам определять принадлежность

    Ответ на уроке

     

    7

    Жанры светской музыки: вокальная музыка (романс) Ф.Шуберт

    1

     

     

     

    Ответ на уроке

     

     музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю

    Ответ на уроке

    8

    Выдающиеся российские исполнители: Ф.И. Шаляпин

    1

     

     

     

    Ввладеть навыками музицирования

    Ответ на уроке

     

    9

    Выдающиеся зарубежные исполнители.

    1

     

     

     Э Карузо, М.Каллас, В.Горовиц

    Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

    Ответ на уроке

     

    10

    Международный музыкальный конкурс имени П.И.Чайковского

    1

     

     

    Раскрывать образный строй музыкальных  произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.

    Подготовка презентации на тему «Лауреаты конкурса им.П.И.Чайковского»

     

    11

    Творчество отечественых композиторов-песенников, ставшего "музыкальным символом" своего времени

    1

     

     

    И.О.Дунаевский, А.В.Александров

    Ответ на уроке

    Авторские песни урала, О. Митяев

    12

     Спиричуэл, блюз.

    1

     

     

    Э.Фицджеральд

     

    Ответ на уроке

     

    Основные жанры камерной инструментальной и симфонической музыки (11ч)

    13

    Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах

    1

     

     

    двухчастная, трехчастная, рондо

    Развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности.

    Ответ на уроке

     

    14

    Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах

    1

     

     

    сюита, сонатно-симфонический цикл

    Совершенствовать умения и навыки самообразования.

    Ответ на уроке

     

    15

    Жанры светской музыки: камерная инструментальная

    1

     

     

    этюд, прелюдия, ноктюрн, баллада, вальс, мазурка, полонез

     

    Ответ на уроке

     

    16

    Жанры светской музыки: камерная инструментальная, Ф.Шопен

    1

     

     

     

    Ответ на уроке

    17

    Жанры светской музыки: соната,  концерт, симфония

    1

     

     

    концерт, концертная симфония

    Ответ на уроке

     

    18

    Жанры светской музыки. А.Вивальди "Времена года", "Итальянский концерт"

    1

     

     

    программная музыка

    Ответ на уроке

     

    19

    Жанры светской музыки. Свиридов Музыкальные иллюстрации "Метель"

    1

     

     

     

    Ответ на уроке

     

    20

    Жанры светской музыки. Л.Бетховен "Эгмонт"

    1

     

     

    увертюра

    Ответ на уроке

     

    21

    Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности XX века. А.Г. Шнитке

    1

     

     

    сюита

    Пополнение личной фонотеки

    22

    Знакомство с наиболее яркими произведениями зарубежных композиторов XX века. К.Орф, М.Равель

    1

     

     

     

    Пополнение личной фонотеки

     

    23

    Обобщение и повторение материала

    1

     

     

    Реферативные работы на тему «Разнообразие вокальной и инструментальной музыки»

    Музыкальная жизнь Урала Анатолий Давидович Кривошей

     

    Музыкальный образ и музыкальная драматургия (12ч)

    24

    Образы духовной музыки: реквием

     

     

     

     

    Ответ на уроке

     

    25

    Жанры светской музыки: опера, балет

    1

     

     

    драматургия, конфликт

    Сообщение на тему «Опера и балет в творчестве русских композиторов»

     

    26

    Оперный жанр в творчестве композиторов 19 века.  Ж.Бизе, Д.Верди

    1

     

     

    инструментальная музыка, вокальная музыка

    Музыкальная викторина

     

    27

    Жанры светской музыки: опера. Чайковский "Ромео и Джульетта"

    1

     

     

    инструментальная музыка, вокальная музыка

    Ответ на уроке

     

    28

    Жанры светской музыки: балет. Прокофьев "Ромео и Джульетта"

    1

     

     

     

    Ответ на уроке

     

    29

    Взаимопроникновение "легкой" и "серьезной" музыки. (Л.Бернстайн "Вестсайдская история". Мюзикл)

    1

     

     

    выразительность, изобразительность

    Ответ на уроке

     

    30

    Взаимопроникновение "легкой" и "серьезной" музыки. ( Н.Рота муз. к к/ф "Ромео и Джульетта")

    1

     

     

    выразительность, изобразительность

    Ответ на уроке

     

    31

    Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Глюк "Орфей и Эвридика". Опера

    1

     

     

    образ-портрет, образ-пейзаж

    Ответ на уроке

     

    32

    Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Журбин "Орфей и Эвридика".Рок-опера

    1

     

     

    образ-портрет, образ-пейзаж

    Ответ на уроке

     

    33

    Певческие голоса, хоры, оркестры

    1

     

     

     

    Пополннение  личной фонотеки

     

    34

    Всемирно известные театры оперы и балета

    1

     

     

    "Ла-Скала" (Италия,Милан), "Гранд-опера" (Франция, Париж), "Ковент-Гарден" (Англия, Лондон), "Метрополитен-опера" (США, Нью-Йорк)

    Реферативные работы на тему «Музыкальный образ и музыкальная драматургия»

     

    35

    Обобщение и повторение материала

     

     

     

     

    Ответ на уроке

    Е.Родыгин  "А мне все кажется" из к/ф "Во власти золота"


    3. Учебно-методическое обеспечение программы

    Программа

    Учебник

    Учебная дополнительная литература для учащихся

    Учебно – методическая литература для учителя

    Инструментарий для проверки знаний учащихся

    Примерные программы по учебным предметам. Музыка. 5 – 7 классы. М.: Просвещение, 2010.

    Программы общеобразовательных учреждений: Музыка. 5-7 классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011

    Сергеева Г.П.

    Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

    Сергеева Г.П. Музыка: Творческая тетрадь. 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010.

    Фонохрестоматия к учебнику «Музыка 6 класс»./Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.-М.: Просвещение

    ина, Е.А.

    Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания./ Е.А. Смолина. Ярославль: Академия развития, 2006.

    Сергеева Г.П. Музыка: Творческая тетрадь. 6 класс Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по музыке 7 класс 2014-2015

    Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение программы....

    рабочая программа по алгебре 10 класс 2014-2015 год

    Алгебра – наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира. Без алгебраической подготовки невозможна постановка образования современного человека. Алгебра позволяет успешно решать пр...

    рабочая программа по математике 5 класс 2014-2015 год

    Математика играет важную роль в формировании у школьников умения учиться.Обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сра...

    Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

    Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

    Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

    Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...