Эмпатия в музыке и музыкальной педагогике.
статья по музыке на тему

Статья содержит общую информацию с опорой на научную литературу.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                              Эмпатия в музыке и музыкальной педагогике.

Эмпатия - способность к сопереживанию, адекватному пониманию движений души ребенка. Эту способность можно определить как социально-психологический феномен, обеспечивающий на всех этапах музыкально-педагогического общения высокую творческую мобильность и продуктивность. Х X век показал, что проблема эмпатии - способности к сопереживанию, сочувствию,- стала одной из центральных и в психологии, и в педагогике. Эмпатия является противопоставлением отчужденности, эгоизму, черствости души -может быть  самым распространенным болезням нашего времени. Русская музыкальная культура во все свои времена отличалась ярко выраженной способностью к состраданию. «Я всеми силами души хотел бы, -признавался  П.И. Чайковский,- чтобы моя музыка служила людям подпорой и утешением  ».Это творческое и мировоззренческое кредо великого композитора может в полной мере стать эпиграфом деятельности и личности педагога - музыканта, ибо музыкальное искусство по своей природе призвано вызывать эмпатию и развивать ее.

Музыка способна раскрыть перед юным существом самые тончайшие чувства и образы, и искусство педагога состоит в том, чтобы помочь детям душевно откликнутся на них, вызвать желание быть причастным к миру Добра и Красоты.  В музыкознании и музыкальной педагогике эмпатия рассматривается в форме эмоциональной отзывчивости на музыку. Это объясняется  тем, что основные закономерности возникновения эмоционального отклика, сопереживания и сочувствия в человеческом общении и в процессе художественного восприятия в целом совпадают.

Однако считается весьма поверхностным сведение эмпатии в восприятии и исполнении музыки к эмоциональному заражению или эмоциональному отклику. Уже само опосредование этого отклика личностным опытом индивида, подключенностью мыслительных операций, памяти, экспрессии, ассоциативного пространства свидетельствует о неоднозначности отклика на содержание музыки и не допускает выделения в нем какого-либо одного компонента в качестве главного.  В работах Б.М. Теплова, И.А.Ветлугиной эмоциональная отзывчивость трактуется как общая музыкальная способность, как « центр музыкальности»,  «главнейший показатель музыкальности».Основу музыкальной отзывчивости, по Б.М.Теплову, составляют ладовое и музыкально-ритмическое чувства, имеющие эмоциональную природу и представляющие собой способность эмоционально откликаться на звуковысотные и ритмические движения в музыке.  Поскольку эмоциональная отзывчивость есть лишь часть эмпатии, а часть никогда не больше целого, то и в ее основе лежит глубинная человеческая потребность участия в процессе жизни, ее осознания и созидания, потребность в добре-истине-красоте, вместилищем коих и является музыка.  Откликаться на музыку, переживать и постигать ее, проявлять эмпатию в сфере музыкального - значит переживать и постигать миф, творимый музыкой, ее тайну. И миф и музыка не идеальные понятия, не абстракция и не формула. И миф и музыка-сама жизнь, реальная во всех своих гранях от повседневности до мечты, творимая и становящаяся, вещественная и телесная. И миф и музыка интуитивны во взаимоотношениях с миром выявляя и связывая дискретное и отъединенное в живое целое. И в мифе и в музыке отвлеченные понятия одухотворяются и проживаются, воспринимаются живыми, становятся личностной формой осознания бытия. Так, во время педагогической практики одна из студенток музыкально-педагогического факультета предложила учащимся исполнить их самую любимую песню. Каково же было ее удивление ,когда этой песней оказалась… «Священная война»А.Александрова. Но еще больше удивило исполнение восьмилетними детьми этой отнюдь не детской музыки: самозабвенно и отрешенно, с полной отдачей трагизму и высокому пафосу, в медленном темпе, стоя пели они о том, чего не было в их жизни, но что было жизнью для них в этой песне. Она послужила тем мифом, тем символом, который в образной форме обобщил их опыт(так как это были воспитанники интерната, и большинство из них счастливого детства не знали).И в тоже время музыка вывела их переживания на высокий уровень общечеловеческого смысла. И здесь уже не имело значения фактическое знание ужасов войны. Опознанный символ был прожит.Это был акт эмпатии в самом широком и глубоком понимании, где произошло воссоздание целостности и единства духовной реальности в субъективном и идеальном планах. Это воссоздание целостности способствовало обретению детьми их собственного»я».В акте эмпатии, как и в постижении музыки, задействовано все внутреннее богатство человека - его чувства, ум, ощущения, фантазия и память, интуиция. К ним же подключаются и экспрессивно-моторные реакции. Именно вся сложная система духовного мира человека переводит слышимое звучание в переживание и наделяет смыслом, и дальше -выводит изолированность индивидуального опыта в слияние с безмерной протяженностью жизни, простирая пережитое в музыкальном звучании за его временные рамки.  В переживании музыки, в музыкальном бытии нет разделения на субъект и объект. Наше  «я» выходит за свои пределы, и мы ощущаем, что мир и мы - одно целое, что нет ничего отъединенного от нас, и все предметы живут с нами одной жизнью.  «Музыка делает человека другим, меняет его природу; человек выходит из себя, пьянеет. И в этом опьянении какая-то древняя и новая, вечная, трезвая мудрость, самое точное познание каких-то новых возможностей, как будто музыка под обыкновенное, ограниченное человеческое, настоящее «я» подставляет другое -чуждое, безграничное, нечеловеческое настоящее, но, может быть прошлое и будущее, вечное и истинное. Это вообще самое глубокое опьянение какое только есть у людей».(Д.С.Мережковский) Этот эффект «переноса доминанты»,проникновения в самую суть становления жизни-другой жизни - и отождествления с ней, и означает проявление эмпатии. Более того, без эмпатии музыка как феномен лишается смысла, дыхания. Эмпатия имманентна музыке, а музыкальность имманентна эмпатии.

 Список литературы:

1.КаганМ.С. Музыка в мире искусства-Сн-П,1996г

2. Петровский А.В.,ЯрошевскийН.Г. Психология-М.-2002г.

3. БрушлинскийА.В. Проблемы психологии субьекта-М,1994г  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкальной педагогики в гармоническом развитии ребенка

Важнейшая тенденция передовой музыкальной педагогики может быть характеризована как стремление достичьсовместно с общей педагогикой гармонического воспитания личности....

Музыкальная педагогика

Глубокое познание музыкальной истории и культуры имеет большое значение для формирования духовного облика новых поколений. В процессе становления мировой музыкальной культуры складываются общезначимые...

Хоровое пение в общеобразовательной школе как одно из направлений музыкальной педагогики оздоровления

Данная статья раскрывает проблему ухудшения здоровья обучающихся и приводит примеры использования здоровьесберегающих технологий на уроке. Автор показывает, что с помощью здоровьесберегающих технологи...

«Принципы развивающего обучения в современной музыкальной педагогике»

Практическая деятельность ведущих преподавателей-методистов страны внесла весомый вклад в развитие музыкально-педагогической науки. Изданная методическая литература по обучению игре на музыкальных инс...

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных инструментах. Закрепление интереса к музыкальному искусству.

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, му...

Статья "Русская музыкальная педагогика. История и современность"

Статья о о становлении музыкальной педагогики на Руси...

Исследование уровня эмпатии у студентов факультета специальной педагогики

В данной работе раскрывается суть понятия  эмпатии,   как  одной из составляющих нравственности человека. Описаны результаты эмпирического исследования, которые позволили установит...