Исследование уровня эмпатии у студентов факультета специальной педагогики
статья по психологии

В данной работе раскрывается суть понятия  эмпатии,   как  одной из составляющих нравственности человека. Описаны результаты эмпирического исследования, которые позволили установить, что у студентов отмечается высокий и нормальный уровень эмпатии, что свидетельствует  об  их готовности к осуществлению деятельности специального психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slipchenko_e.s.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Слипченко Елизавета Сергеевна

Ставропольский государственный педагогический институт,

Ставрополь

Научный руководитель: Шаповаленко З.И.,канд. психол. н., доцент  

Исследование уровня эмпатии у студентов факультета специальной педагогики

Аннотация: В данной работе раскрывается суть понятия  эмпатии,   как  одной из составляющих нравственности человека. Описаны результаты эмпирического исследования, которые позволили установить, что у студентов отмечается высокий и нормальный уровень эмпатии, что свидетельствует  об  их готовности к осуществлению деятельности специального психолога.

Ключевые слова: эмпатия, эмпатические реакции, студенты, специальный психолог, способности.

На современном этапе развития общества, в связи с резким увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья, появляется необходимость в подготовке специалистов по направлению «Специальное дефектологическое образование». Немаловажное значение кроме профессиональной подготовки для будущих представителей данной профессии играют и личностные качества самого человека. Особое внимание  при изучении личности будущего специалиста  необходимо обратить на исследование эмпатии.

На наш взгляд, необходимо уделять особое внимание эмпатии у студентов, чья будущая профессия тесно связана с взаимодействием  с людьми и потребностью быть эмпатийным. Именно специальный психолог, играющий важную роль в коррекции и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья,   должен подходить с пониманием к каждому, кому требуется коррекционная работа,   и оказывать адекватную помощь. От  уровня  развития эмпатии  во многом зависит успешность его работы,  процесс    дальнейшей социализации и абилитации детей с особыми образовательными потребностями.

Так как в современной психологической науке эмпатия изучается в разных аспектах и направлениях, то не существует единой трактовки данного понятия. Е.В. Зинченко и И.М. Юсупов утверждали, что эмпатией называют проникновение, вчувствование в переживания другого человека, а также это осознание и понимание специфических особенностей его эмоционального состояния [2].

Большинство ученых характеризуют эмпатию, как положительное отношение к другому,  хотя есть и противоположные мнения, например, В.В. Знаков говорил о том, что эмпатическое отношение может включать негативную или нейтральную реакцию человека на те чувства и эмоции, которые переживает кто-то другой. [3]

А.К. Бохарт провел анализ представлений об эмпатии, которые были представлены разными психотерапевтическими школами и в результате пришел к выводу, что термином «эмпатия» обозначается группа понятий, в которых особое внимание уделяется отношению к другим людям.

Ю.А. Менджерицкая определила следующие способности, которые включает в себя эмпатия  как свойство личности: способность реагировать на чувства и эмоции окружающих, способность дифференциации эмоциональные состояния людей, способность правильного выбора и использования тех способов и приемов взаимодействия, которые наиболее позитивно отражались на отношениях и состоянии человека, которому нужна помощь. [4]

П. Фресс один из первых обнаружил, что чаще всего эмпатические реакции вызывают не посторонние, а близкие и родные люди, то есть те, с кем есть нежные отношения, привязанность или даже любовь. Также он отметил, что чаще всего мы помогаем именно тем, кто похож на нас или тем, от кого больше всего зависимы. Эти факты подтверждают, что эмпатические реакции обладают таким свойством, как избирательность. [5]

Всё вышеперечисленное дает основание сделать вывод, что эмпатия – это совокупность отношений признания, помощи, теплоты, понимания, близости, безусловной позитивности в адрес партнера по общению.

С целью изучения уровня эмпатии,  как одной из составляющих нравственности будущего специального психолога,  на базе ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» было проведено эмпирическое исследование. В эксперименте принимали участие студенты факультета специальной педагогики направления «Специальное (дефектологическое) образование»  с 1 по 4 курс, выборку составили 65 человек.

Для определения уровня эмпатии студентов-дефектологов использовались следующие методики: методика «Диагностика уровня эмпатии» (И.М. Юсупов);  методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян,  Н. Эпштейн).

Таблица 1

Показатели уровня эмпатии по методике «Диагностика уровня эмпатии» (И.М. Юсупов),

№ курса

Очень высокий уровень

Высокий уровень

Нормальный уровень

Низкий уровень

Очень низкий уровень

Проц.

Кол.

Проц.

Кол.

Проц.

Кол.

Проц.

Кол.

Проц.

Кол.

1

-

-

17 %

 3чел.

77 %

14чел.

5 %

1  чел.

-

-

2

-

-

11 %

2 чел.

89 %

16чел.

-

-

-

-

3

-

-

13%

2 чел.

80 %

12чел.

7%

1 чел

-

-

4

-

-

20%

3 чел.

73 %

11чел.

7%

1 чел.

-

-

На основе данных, отраженных в таблице 1, можно отметить, что в не зависимости от возраста результаты в процентном соотношении  не сильно расходятся. Высокий уровень эмпатии (не более 17%) был представлен в меньшинстве во всех группах. Для  испытуемых, показавших этот уровень,  характерна эмоциональная отзывчивость, избегание конфликтов, в большей степени они  придают значение  своим чувствам, а не аналитическим выводам.

Большинство студентов в каждой группе имеют нормальный уровень эмпатии (более 80%). Для респондентов, показавших этот уровень,  характерным является то, что в межличностных отношениях  они делают выводы о человеке обращая внимания на их поступки, в большинстве случаев контролируют свои эмоциональные проявления,  предпочитают деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. Именно таким  студентам будет легче взаимодействовать с лицами,  имеющими ограниченные возможности здоровья.  

Испытуемые, продемонстрировавшие низкий уровень эмпатии,  испытывают трудности в установлении контакта с окружающими, они склоны к  более точным формулировкам и логичным решениям.  Очень высокий и очень низкий уровень эмпатии не был определен ни у одного студента, что свидетельствует о том, что испытуемые, связывающие свою работу с людьми,  не могут быть нетерпимыми к обществу. Но будущие специальные психологи понимают необходимость сдерживать те или иные эмоции, особенно при работе детьми с ограниченными возможностями здоровья, ведь иногда эмоции могут негативно сказаться на коррекционной работе.

Таблица 2

Показатели уровня эмпатии по методике «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян,  Н. Эпштейн)

№ курса

Очень высокий уровень

Высокий уровень

Нормальный уровень

Низкий уровень

Очень низкий уровень

Проц.

Кол.

Проц.

Кол.

Проц.

Кол.

Проц.

Кол.

Проц.

Кол.

1

22 %

4 чел.

61%

11чел.

17%

3 чел.

-

-

-

-

2

18%

3 чел.

61%

11чел.

24%

4 чел.

-

-

-

-

-3

20%

3 чел.

80 %

12чел.

-

-

-

-

-

-

4

-

-

60 %

9 чел.

40%

6 чел.

-

-

-

-

Из таблицы 2 видно, что студенты 3 курса выделяются более высоким процентом людей с высоким уровнем эмпатии. Интересным фактом является то, что среди студентов 4 курса нет людей с очень высоким уровнем эмпатии по сравнению с младшими группами.

Мы можем предположить, что это свидетельствует о том, что с приобретением профессионального опыта,  связанного с взаимодействием с лицами,  имеющими ограниченные возможности здоровья, появляется разделение студентов на две категории. К первой относятся те, которые не могут эмоционально сдерживаться в некоторых моментах работы с лицами с  особыми  образовательными потребностями. Ко второй категории относятся те студенты, которые предпочитают сдерживать свои эмоциональные проявления, но это не обозначает, что они не смогут оказывать адекватную психологическую помощь тем, кому это необходимо.

При сравнении полученных данных разных методик, была отмечена разница показателей уровня эмпатии, которая заключается в том, что при использовании методики «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян,  Н. Эпштейн) были получены более высокие показатели уровня эмпатии у студентов всех курсов. Это может говорить об использовании более дифференцированных вопросов и точности подсчёта  эмпатийных проявлений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом у студентов факультета специальной педагогики направления «Специальное (дефектологическое) образование»  отмечен высокий и нормальный уровень эмпатии, что свидетельствует о том, что они в личностном плане готовы к оказанию помощи людям,  имеющим в этом потребность. Но также были отмечены единичные случаи, когда у человека был выявлен низкий уровень эмпатии, это может говорить о том, что студент выбрал профессию не учитывая свои личностные черты, что может привести к разочарованию в выборе своей профессии.

В результате нашей работы можно констатировать, что тот или иной уровень эмпатии отражает во многом успешность в профессиональной деятельности специального психолога, поэтому было бы правильно проводить подобное исследование до выбора места обучения и специальности.

Список литературы:

  1. Бохард, А.К. Эмпатия в клиент-ориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я-психологии / А.К. Бохард // Иностранная психология. – 1993. – № 1. – С. 27-29
  2. Зинченко Е.В., Юсупов И.М. Эмпатия // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ.ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. – С. 150–151
  3. Знаков, В. В. Понимание в познании и общении / В.В. Знаков – М. : Изд-во Инта психологии РАН, 1994. – 240 с.
  4. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии у субъектов затрудненного общения // Психологический вестник, 1998. - № 3. – С. 240– 252.
  5. Фресс П. Эмоции // Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология эмоций. – Вып. 5. – М.: Прогресс, 1975. – С. 111–195.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная и специальная педагогика На тему «Этапы и методы профилактики в социальной работе»

Принятые на основе диагностики решения и рекомендации реализуются через различные процедуры технологии социальной работы. Одной из таких процедур является социальная профилактика.Под профилактик...

методическая разработка для проведения семинарских занятий по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для специальности 05711 "Социальная педагогика"

Материал содержит методические указания по проведению семинарских уроков по темам: "Педагогическая помощь детям с нарушениями речи", "Развитие психики аномальных детей", "Проблемы и причины школьной н...

Портфолио по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для студентов, обучающихся по специальности 050711 "Социальная педагогика"

В методической разработке отражены разделы портфолио по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика"...

Лекция для студентов. Понятие о педагогике как науке

Данная лекция раскрывает понятие о педагогике, объект и предмет педагогики,функции ее и задачи....

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по дисциплине "Педагогика"

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Педагогика". Специальности 050146 Преподавание в начальных классах углубленной подготовки...

Эмпатия в музыке и музыкальной педагогике.

Статья содержит общую информацию с опорой на научную литературу....