Тема I четверти «Что стало с музыкой, если бы не было литературы». Тема урока: Опера
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Усачева Винера Ралифовна

 Предлагается урок музыки в 5 классе общеобразовательной школы по программе “Музыка" под редакцией Д.Б. Кабалевского. Объяснение материала строится по дедуктивному принципу. Мысль учащихся совершает движение от общего к частному. : повторение особенности оперного жанра, возникающего  на основе литературного произведения как источника либретто. Затем  отдельные элементы рассматриваются на  примере оперы Н.А. Римского-Корсакова “Садко”. Это позволяет, с одной стороны, обратить более целенаправленное внимание учащихся на новый для них музыкальный материал, а с другой стороны, обощить  теоретические знания элементов оперного спектакля. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н.А. Римский -Корсаков Опера-былина в 7-ми картинах Либретто композитора и В.И. Бельского Действующие лица: Садко, гусляр и певец в Новгороде (тенор) Волхова – царевна прекрасная, любимая дочь царя морского (сопрано) … (17 героев, хор)

Слайд 2

Рождение оперы Либретто Партитура ОПЕРА СЛУШАТЕЛЬ

Слайд 4

Вступление к опере «Садко» «Океан-море синее»

Слайд 5

М.А.Врубель. Царевна Волхова. Н.И.Забела-Врубель в роли Волховы в опере Н.А.Римского-Корсакова "Садко". (акв.; 1898)

Слайд 6

Финал оперы



Предварительный просмотр:

Тема I четверти «Что стало с музыкой, если бы не было литературы»

Тема урока: Опера

Цель урока: формирование представления об опере на примере «Садко» Н.А. Римского – Корсакова.

Задачи урока:

Образовательные: повторить особенности оперного жанра, возникающего  на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, с исполнителями на примере оперы Н.А.Римского - Корсакова «Садко».

Развивающие: развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы, формировать музыкальный вкус.

Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к вокальному искусству

Тип урока: Углубление знаний. Обобщение.

Оборудование: мультимедийный проектор, фонохрестоматия музыкального материала «Ой, ты тёмная дубровушка», «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы»,  раздаточный материал со словами песен "Ой, ты тёмная дубровушка", "Заиграйте, мои гусельки", "Колыбельная Волховы", таблицы для характеристики главных героев оперы, программка музыкально спектакля, отрывки стихотворений из художественной литературы.

Методы:

•        Повторение пройденного методом устного опроса.

•        Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки).

•        Работа с учащимися с наглядными пособиями (программка музыкально спектакля, отрывки стихотворений из художественной литературы)

•        Анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы.

•        Хоровое исполнение песен («Музыкальный урок», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»).

•        Применения приема пластического интонирования на вступление к опере «Океан. Море – синее».

Ход урока.

1.        Начало урока.

Исполнение попевки «Музыкальный урок»

2.        Афиша. Погружение в урок.

В классе висят афиши.

У. На что сегодня вы обратили внимание, придя на урок?

У. С какой целью люди придумали афиши? (Слайд №1)

У. Давайте на нашей афиши посмотрим, куда она приглашает, о чем сообщает и что рассказывает?

У. Куда мы с вами сегодня отправимся на уроке? (в театр) (Слайд №2)

У. Чтобы познакомиться с  оперой. Вспомним, что же такое опера? (музыкальный – драматический спектакль, в котором действующие лица не говорят, а поют)

Что лежит в  основе оперы? Без чего не может написать композитор музыку к опере?  

(Либретто (итал. libretto, буквально — книжечка ) - Литературная основа музыкально-драматического произведения — оперы, а также краткое изложение содержания оперы).

3.        Рождение оперы.

 (Беседа)(Слайд №3)

У. Композитор написал партитуру,  принес ее в театр,  кому он может показать?

У. Кто принимает участие в постановке оперного спектакля?

 4.        Представление нового материала.

У. Мы с вами в  оперном  театре. Погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию звука.

У. На столе у вас лежат программки музыкально спектакля.

У. Для чего нужны программки в театре? (Чтобы познакомиться с сюжетом, с действующими героями и описанием музыки)

Откройте программки.

Теперь узнаем самое главное – имя композитора, сочинившего оперу. (Н.А. Римский – Корсаков)

5.        Объявление темы урока, установление связи ее с темой четверти.

У. Тема урока: Опера  на примере оперы «Садко» Н.А.Римского – Корсакова.

Краткие сведения о композиторе.

У. Что мы можем узнать из программки о композиторе?

Д. - Н.А. Римский-Корсаков сочинил 15 опер. Из них девять созданы на сказочные сюжеты. Друзья называли его композитором-“сказочником”.

У. Почему музыку композитора называют «сказочной»?

Ответ мы можем узнать из программки, которые лежат у вас на парте.

Д. Читают: «Для меня мир народных преданий, сказок, былин, мир сказок А.С.      Пушкина до конца жизни останется неисчерпаемым источником вдохновения».

Вывод – сказки и былины – источник вдохновения композитора.

Одной из любимейших опер Римского-Корсакова была опера-былина «Садко».

Много общего у композитора с его любимым героем. Оба они родом из Новгородской земли, музыканты и мореплаватели. Римский-Корсаков окончил Морской корпус в Петербурге и  совершил кругосветное путешествие.

6.        Вступление к опере «Садко» композитор назвал «Океан – море синее».

У. Римский – Корсаков много путешествовал  – правдиво изобразил  могущественный и грозный океан.

У. В опере «Садко»  образы моря занимают значительное место.

 Давайте закроем глаза и представим картину моря.

-Какую картину вы увидели, опишите словами.

-Какой образ, картину моря возникает в вашем воображении?

У. Опера открывается вступлением Вступление «Океан – море синее»

Творческое задание

Во время звучания вступления вы подберите отрывок из литературного произведения  созвучное настроению музыке.

1.        На синем море сходилась погода сильная,

Застоялись черлёны корабли на синем море:

А волной-то бьёт, паруса рвёт,

Ломает кораблики черлёные;

А корабли нейдут с места на синем море.

2.Как хорошо ты, о море ночное, —

Здесь лучезарно, там сизо-темно...

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно..

3… «Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь…

Звучит вступление к опере «Садко»  «Океан – море синее»

Обучающиеся останавливают свой выбор стихотворения, который по их мнению соответствует музыке вступления.

Можно прочитать вслух выразительно отрывок стихотворения.

У. Для чего создает композитор вступление?

Д. Вступление настраивает слушателя на весь оперный спектакль.

Слушатель понимает по настроению и характеру музыки будущий ход событий.

У. Как вы думаете, легка ли будет судьба Садко?

Д. Нет, музыка вступления тревожная. Герою придется нелегко.

Повторное слушание. (показ слайдов)

Предлагаю еще   раз прослушать  и представьте себя в роли «дирижера». (пластическое интонирование)

7.        Рассказ учителя о содержании оперы с применением средств визуальной наглядности (показом слайдов).

На парте лежат Программки

У. Слушатели могут познакомиться с сюжетом оперы в программке.

 Могуч ты, град Великий Новгород. Не к тебе ли стремился люд русский? Слава о тебе неслась по всей Руси великой. Гусляр Садко пришел сюда, мечтая о путешествиях морских, чтобы еще больше приумножить богатство Новгорода. Купцы новгородские посмеялись над ним. Не дали Садко ни товаров своих, ни кораблей. И пошел Садко на берег Ильмень-озера, чтобы поведать озеру свою обиду. Речкам светлым песни складывать, да заповедные думы сказывать.

Перед нами предстает образ Садко.

•        Слушание песни “Ой ты, темная дубравушка”. (видео слайд)

У. К какому виду сольных оперных номеров относится прозвучавший фрагмент, что вы сейчас услышали?

Д. Ария.

У. Но композитор назвал этот номер не арией, а песней. Как вы думаете, почему?

Д. Может быть, потому, что ария по звучанию напоминает русскую народную песню?

У. Правильно, Садко – человек из народа, что и подчеркивает характер песни. Какой голос ее исполняет?

Д. Тенор – высокий мужской голос.

У. Ария – это музыкальный портрет человека, каким перед нами предстает Садко в этот момент?

Д. Грустным, печальным.

У. Какую роль играет оркестр в опере?

Д. Оркестр сопровождает пению героям, поясняет звуками картину происходящего. В оркестре слышим мелодии в исполнении старинного русского инструмента – гусли.

        Обращаемся к сюжету былины «Садко»

Услышав песню Садко, морская царевна Волхова помогла ему разбогатеть, обзавестись товарами и кораблями для заморских путешествий. Двенадцать лет путешествовал Садко. Да во время бури попал он на дно морское к самому царю подводному.

У. В опере «Садко», как в любой сказке, много чудес. Своими песнями и музыкой сумел Садко развеселить морского царя.  Но самое большое чудо сотворило искусство человека.

Оно превратило фантастическое существо, бездушную красавицу Волхову в чудесного доброго человека, которая горячо любит и готова отдать свою жизнь во имя счастья людей.

•        Звучит мелодия Колыбельной Волховы.

У.  Как вы думаете, кому из героев в опере принадлежит эта мелодия?

У. Какой предстает перед нами Волхова – фантастической или человечной?

У. Если в музыке «Колыбельной Волховы» необычные, волшебные интонации? Где их лучше слышно – в мелодии или в аккомпанементе?

Вспомните колыбельную песню Волховы, которую мы с вами разучивали на прошлых уроках.

У. С каким чувством мы будем исполнять  это произведение?

Д. Ласково, нежно, тепло.

        Исполнение “Колыбельной Волховы”.

У. Что сближает мелодию «Колыбельной Волховы» с русской народной песней?

Д. Напевная, бесконечно нежная, словно из старинных напевов.

У. Эта мелодия грустно и трогательно плывет над замершим озером, словно вся природа заслушалась и растворилась в ней.

8.        Вывод.

У. Итак, ребята, что нового мы сегодня  узнали на уроке?

Вспомним еще раз, какую музыку мы сегодня слушали и исполняли?

Д. Мы слушали музыку из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Вступление «Океан – море синее» в исполнении оркестра.

Песню Садко «Ой ты, темная дубравушка». Сами исполнили «Колыбельную Волховы» из оперы «Садко»

Д. Мы узнали, что многие оперы написаны композитором по сказкам.

9.        Задание на дом .

Домашнее задание.

У. Как вы считаете, на какие сказки, можно написать оперу (подумайте об этом дома, поясните, почему вы так считаете?)

У. Мог ли композитор сочинить оперу, если бы не было былины  о Садко?

Д. Нет, не мог.

У. Мог бы существовать в музыке такой замечательный жанр, как опера, если бы литература не предлагала композиторам интересных и занимательных историй?

Д. Нет!

У.Чем заканчивается любой спектакль? (аплодисментами)

10.        Рефлексия.

Давайте и мы закончим наш урок – аплодисментами, себе, за то, что мы хорошо, творчески поработали.

И чем продуктивнее вы лично работали, тем громче будут ваши аплодисменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VII классе. Тема урока: Опера - яркий драматургический жанр. Обобщение по теме.

VIIкласс. Тема урока: Опера - яркий драматургический жанр. Обобщение по теме.Тип урока:урок-закрепление, комбинированный.Цель:Достижение способности видеть материализованную в произведении позицию авт...

План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»

Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100»  авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...

Что стало бы с музыкой если бы не ыло литературы?

Конспекты уроков 1 четверти по музыке 5 класс по програме Науменко-Алеев...

презентация "Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы"

Презентация к уроку музыки в 5 классе, где рассматривается взаимосвязь двух искусств - музыки и литературы...

конспект урока "Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы"

Урок "Что стало бы с музыкой , если бы не было литературы" даёт учащимся представление о том, что в рассказах музыка также является "главным действующим лицом" (рассказ К. Паустовского "Старый повар")...

5 КЛАСС. УРОК №14 Тема раздела учебного раздела: «Музыка и литература» Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

5 КЛАСС.УРОК №14Тема раздела учебного раздела: «Музыка и литература»Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет....