конспект урока "Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Кристинкова Светлана Васильевна

Урок "Что стало бы с музыкой , если бы не было литературы" даёт учащимся представление о том, что в рассказах музыка также является "главным действующим лицом" (рассказ К. Паустовского "Старый повар") Знакомство с творчеством В. А. Моцарта...

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель:  Дать учащимся представления о том, что в рассказах музыка тоже является «главным действующим лицом» (рассказ Паустовского «Старый повар»); познакомить детей с творчеством австрийского композитора В. А. Моцарта, его последней симфонией «Юпитер» (отрывок из 2-ой части).

Задачи:  Продолжать работу по восприятию музыки, совершенствовать певческие навыки учащихся; воспитывать любовь к музыке, доброе отношение к человеку и окружающему миру; дать представление о музыке как об одном из художественно- выразительных средств  в  литературных произведениях.

Ход урока:

 1.- Здравствуйте, ребята!  (Здравствуйте. Учитель!)

      Тихо-тихо рядом сядем

       Входит музыка в наш дом,

        В удивительном наряде,

       В разноцветном, расписном…

    Я очень рада новой встрече с вами .Вы уже поняли, что на нашем уроке сегодня много гостей…Это учителя нашей школы…Давайте поприветствуем их…Повернёмся к ним…улыбнёмся им… И опять ко мне вернёмся… На прошлом уроке мы беседовали о том, что музыка и литература очень тесно взаимосвязаны. На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без неё не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата.

 Эпиграфом для нашего урока я  взяла  вот эти строки:  Ничто не напоминает так прошлого, как музыка; она не только напоминает его, и, подобно теням тех, кто дорог нам, оно появляется, окутанное таинственной и меланхолической дымкой.

- В конце урока вы мне скажете, почему я выбрала именно такой эпиграф?

И так…Я предлагаю вам послушать фрагмент музыки гениального композитора и хочу услышать от вас  ответ на такие вопросы  - 1.Знакома ли вам эта музыка?

                                               2.         Кто её написал?

  Прозвучало  несколько вариантов ответов, но я не буду сразу раскрывать секрет и говорить, кто был прав….потому что правильный ответ (имя этого композитора) мы услышим   уже в другом  произведении- в рассказе К. Паустовского «Старый повар» Музыка будет выступать главным действующим лицом.И не только музыка, но и композитор, который сочинил эти произведения… Вам , наверное, хочется поскорее уже  узнать-кто он? И так приготовились слушать… (рассказ, звучит музыка)

 – Вот старая Вена, где жил тот старик,  вот клавесин, а в ушах все звенит то имя – Вольфганг Амадей Моцарт.

– Ребята, ответьте, пожалуйста, какова роль музыки в этом рассказе, что сотворила музыка, в чем её сила? (Ответы детей)  Какое значение она имела для старого повара? Как она помогла увидеть старику свою жену Марту?    

– Музыка буквально заколдовала всех вокруг, включая самого исполнителя. Про такое  говорят: «остановилось время, и лишь недуг напомнил о себе ...»

 – Какие чувства и настроение вызывает эта музыка?

 – Как вы думаете, что объединяет творчество В.А. Моцарта и П.И. Чайковского – композиторов, которые жили в разное время и в разных странах? Вспомните слова П.И.Чайковского: «Я хотел бы всеми силами души, чтобы музыка моя приносила людям утешение  и опору».

 – Итак, сегодня мы послушали рассказ, главным героем которого стала музыка.

 Но мы с вами убедились в том, что музыка не может появиться сама по себе, без музыканта

 Перед вами портрет австрийского композитора XVIII века Вольфганга Амадея Моцарта. И мы сейчас   сами  расскажем  друг другу о жизни и творчестве  этого композитора…

В. А Моцарт-великий австрийский композитор. Он родился 250 лет назад. Семья его жила в старинном городе Зальцбурге, где главным хозяином был архиепископ. У этого архиепископа

состоял на службе его отец-Леопольд  Моцарт.  Он  был скрипачом в придворной капелле и в свободное  от работы  время давал уроки музыки  детям  богатых  горожан.

 У будущего композитора была старшая сестра-Нанерль. Когда  Нанерли исполнилось 7 лет, отец начал серьёзно с ней заниматься музыкой. Девочка проявила редкие музыкальные способности и очень быстро научилась играть на клавесине. Маленький Вольфганг, как только сестра садилась за инструмент, становился рядом и не на минуту не отходил от неё до конца занятий. Вольфгангу тогда было 3 года. А на четвёртом -отец  стал понемногу учить играть его  на клавесине нетрудные вещи. С первых же занятий отец был потрясён способностями мальчика: ребёнок разучивал новые вещи с быстротой, которая была редко доступна  даже взрослому человеку. Скоро весь Зальцбург знал-в доме Моцарта растёт «чудо-ребёнок»

Слава к Моцарту пришла рано. Уже в 6 лет он давал концерты -в Зальцбурге, Мюнхене, Вене. Игра мальчика приводила в полный восторг знатных дам и господ. Играет всё, что хочет отец или всякий другой. Играет, когда отец накрывает клавиши тканью, фантазирует на заданную тему.Когда мальчику исполняется 8 лет, он сочиняет своё первое произведение.

Повзрослев, Моцарт как и его отец, получил место  музыканта при дворе архиепископа. Сначала он радовался-у него появилось много заказов.Но умер старый епископ,на его место пришёл новый хозяин, он был жесток, несправедлив и капризен.

 Моцарту были запрещены выезды из Зальцбурга. Когда ему исполнился 21 год, отцу удалось выпросить отпуск для Вольфганга. Путь его лежал в Париж, через крупные города Германии. Однако знатные господа встретили его с холодом: «чудо-ребёнок» вырос,сочинения же юного композитора были непонятны  публике.Измученная поездками и неудачами, умирает мать. Моцарт убитый горем, возвращается в Зальцбург. Единственная радость-творчество.Не выдержав издевательств архиепископа-Моцарт подаёт ему просьбу об уходе.Никто из слуг никогда не осмеливался добровольно отказываться от службы при дворе архиепископа.

Дорогой ценой заплатил композитор за свободу.Жизненый путь Моцарта был несправедливо труден. Он жил в постоянной нужде, преодолевал трудности. И всё-таки на этом пути родились бессмертные  оперы Моцарта-«Свадьба Фигаро»,  «Дон-Жуан»,  «Волшебная флейта».Только в одном 1788 году композитор написал три великие симфонии. Среди них сороковая симфония и симфония «Юпитер» (-которые мы услышали сегодня на уроке.-говорю я)

Наследие композитора

15 опер

41 симфония

7 концертов для скрипки с оркестром

27 концертов для фортепиано с оркестром

42 скрипичные сонаты

19 фортепианных сонаты

15 месс

Песни, менуэты, рондо

Реквием

2.Итак, продолжая тему « музыка и  литература, их взаимосвязь я ещё раз напомню, что если б не было литературы, мы бы с вами не спели б ни одной песни на уроке…всё бы сошлось к тому, что мы исполняли б мелодии на звуки-а, о….как мы обычно распеваемся, разогреваем горлышки… Давайте вспомним, как бы назывались такие песни на звуки, без слов…Правильно-вокализы..

Распоёмся, разогреем горлышки:

1)а-о-у-(до-ми-соль-ми-до)

2)споём 3 нотки-до, до, ре, до, до, ре, ми, ре, до(мелодия поднимается всё выше и выше)

3) звуки музыки-поём распевку про все 7 нот…

    Песни-Мальчики и девочки

                   Чёрный кот

                    1, 2, 3, 4, 5

Искусство обладает удивительным свойством: оно помогает человеку прикоснуться к чувствам, мыслям и переживаниям тех людей, которые жили много веков назад, лучше понять самого себя и своих современников, а также представить, каким будет человек нового времени 

VI. Итог урока. Оценивание детей. Рефлексия.

Игра-тест  «Верите ли вы, что…» 

Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами «Верите ли вы что…», а вы должны будете ответить: «Да» или «Нет».

  Верите ли вы, что  музыка и литература связаны между собой? …да

- Верители вы, что В. А. Моцарт-немецкий композитор?...нет

- Верите ли вы, что когда Моцарту было 6 лет-он  выступал  с концертами по странам Европы …да….

-Верите ли вы, что к умирающему повару пришёл композитор-В.А. Моцарт?....да..

- Верите , ли вы, что в рассказе «Старый повар» прозвучала музыка из 40 симфонии……нет

- Верите ли вы, что в песне объединились несколько видов искусства?

(Да, поэзия и музыка)….да….

 Ребята, на доске  смайлики, передающих разные настроения: улыбающийся, серьёзный и грустный. Я прошу вас оценить свою работу на уроке, нарисовав на листочке одно из этих настроений.

 Музыкальное прощание.

Учитель: до свидания, спасибо за урок;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если бы я была депутатом

творческая работа ученика по правовой тематике...

"Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?", "Музыкальные сказки"

Программа по музыке  Д.Б.Кабалевского, 5 класс, II четверть. Тема четверти:  "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?" . Тема урока: "Музыкальные сказки". Представлен конспект и ...

«ЕСЛИ БЫ Я БЫЛА ПОЛИТИКОМ, ТО ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ СДЕЛАЛА БЫ…»

Все критикуют образование, а что сделали мы, чтобы образование наше было также почитаемо миром?...

Что стало бы с музыкой если бы не ыло литературы?

Конспекты уроков 1 четверти по музыке 5 класс по програме Науменко-Алеев...

презентация "Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы"

Презентация к уроку музыки в 5 классе, где рассматривается взаимосвязь двух искусств - музыки и литературы...

Тема I четверти «Что стало с музыкой, если бы не было литературы». Тема урока: Опера

Предлагается урок музыки в 5 классе общеобразовательной школы по программе “Музыка" под редакцией Д.Б. Кабалевского. Объяснение материала строится по дедуктивному принципу. Мысль учащихся соверш...