Главные вкладки

    Рабочая программа по музыке 1 класс
    рабочая программа по музыке на тему

    Баранова Ольга Владимировна

    Программа по музыке разработана на основе авторской программы «Музыка»  (Сергеева Г.П., Критская Е.Д, Шмагина Т.С.),2011. Содержание программы базируется на художественно-об­разном,  нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального ис­кусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произве­дений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1_klass_muzyka.docx62.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУЗЫКА 1 КЛАСС

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по музыке разработана на основе авторской программы «Музыка»  (Сергеева Г.П., Критская Е.Д, Шмагина Т.С.),2011, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:

    • Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1;
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
    • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.02.2012г № 23290);
    • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

    При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

    Содержание программы базируется на художественно-образном,  нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника   России   Б.М.   Неменского,   в   мир   культуры  других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров,  народных обрядов,  обычаев  и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

        Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.    Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I—IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа — во II—IV классах).

        Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная  ценность  музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

        Основными   методическими    принципами    программы

    являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

        Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

        Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

        Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

        В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

        Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.

        В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, соответствующие знания и умения, проявляющиеся в различных видах музыкально-творческой деятельности.

        Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных

    занятий.

        Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.    Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

        Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

    Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Пе-сенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

    Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

        Основные  закономерности   музыкального  искусства.

    Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительносгь в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

    Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

    Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

    Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

    Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.

        Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио-и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

    Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

    Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

        Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

        Задачи музыкального образования младших школьников:

    •  воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

    •  воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

    •  развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

    •  накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирова- ния, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

    Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.

    Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся.

    Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

    Ритмотерапия. Движение под музыку является одним из приемов освоения и закрепления ключевых и частных знаний музыкального искусства, а также одним из приемов контроля этого освоения. Музыкально-ритмические движения активизируют деятельность обучающихся на уроках музыки, влияют на личность ребенка, давая выход к самовыражению, помогают добиться эмоциональной разрядки.

    Терапия творчеством. Выполнение творческих заданий на уроке музыки является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. В процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.

    Сказкотерапия. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты - предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей.

    Улыбкотерапия. Медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ученика. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.

    Музыкатерапия.Музыка издавна используется в терапевтической практике. Еще Гиппократ и Пифагор “прописывали” своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов. Трудно назвать эпоху или страну, где музыка не использовалась бы в качестве одного из эффективных средств терапии. Человеку свойственно попадать под мощное телесное и духовное влияние музыки, так как он сам по своей природе является глубоко “ музыкальным” существом.

    Таблица контроля

    Четверть

    Контрольное

    пение

    Музыкальный

    анализ

    Музыкальная викторина

    I

    Урок № 3, №6, №8

    Урок № 2

    Урок № 4

    II

    Урок № 3, №7

    Урок № 2

    Урок № 4

    III

    Урок № 3, № 6, № 9

    Урок № 2

    Урок № 4

    IV

    Урок № 3, №6, №8

    Урок № 2

    Урок № 4

    Содержание тем

    1 класс (33 ч)

     Музыка вокруг нас (16 ч)

    И муза вечная со мной! Хоровод муз. Повсюду музыка слышна.

    Душа музыки — мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна... Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты.

    Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор — исполнитель — слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Образы осенней природы в музыке. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

     «Садко» (из русского былинного сказа). Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Разыграй песню. Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы.

    Раскрываются следующие содержательные линии. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

    Примерный музыкальный материал

    Щелкунчик. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

    Детский альбом. П. Чайковский.

    Октябрь (Осенняя песня). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

    Колыбельная Волховы, песня Садко «Заиграйте, мои гусельки». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

    Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

    Гусляр Садко. В. Кикта.

    Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (1-я часть «Орнамент»). В. Кикта.

    Звезда покатилась. В. Кикта, слова В. Тата-ринова.

    Мелодия.    Из    оперы    «Орфей    и    Эвридика» К.-В. Глюк.

    Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.

    Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести

    A.   Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Пастушеская  песенка.   На тему  из  5-й  части

    Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой; Капельки. В. Павленко, слова Э. Богдановой; Скворушка прощается. Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; Осень, русская народная песня, и др.

    Азбука. А. Островский, слова 3. Петровой; Алфавит. Р. Паулс, слова И. Резника; Домисолька. О. Юдахина, слова В. Ключникова; Семь подружек.

    B.   Дроцевич, слова В. Сергеева; Песня о школе. Д. Кабалевский, слова В. Викторова, и др. Дудочка, русская народная песня; Дудочка, белорусская народная песня; Пастушья, французская народная песня; Дударики-дудари, белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; Веселый пастушок, финская народная песня, русский текст В. Гурьяна. Почему медведь зимой спит. Л. Книппер, слова А. Ко-валенкова.     Зимняя     сказка.     Музыка    и    слова

    C.  Крылова. Рождественские колядки и рождественские песни народов мира. Край, в котором ты живёшь.

    Музыка и ты (17 ч)

    Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. Разыграй сказку (Баба-Яга. Русская сказка). У каждого свой музыкальный инструмент. Музы не молчали. Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Чудесная лютня (по алжирской сказке). Звучащие картины.

    Раскрываются следующие содержательные линии: Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова — краски — звуки). Образы защитников Отечества в музыке. Музыкальные поздравления. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Былины и сказки о воздействующей силе музыки.

    Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера-сказка. Ничего на свете лучше нету... Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик.

    Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера.

    Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей.

    Примерный музыкальный материал

    Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.

    Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

    Добрый день. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Утро. А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина; Солнце, грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.

    Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Наигрыш. А. Шнитке; Утро в лесу. В. Салманов; Доброе утро. Из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.

    Вечерняя. Из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина). В. Гаврилин; Вечер. Из «Детской музыки». С. Прокофьев; Вечер. В. Салманов; Вечерняя сказка. А. Хачатурян. 

    Менуэт. Л.-А. Моцарт.

    Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.

    Баба Яга. Детская народная игра.

    У каждого свой музыкальный инструмент, эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.

    Симфония № 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин.

    Солдатушки, бравы ребятушки, русская народная песня; Песня о маленьком трубаче. С. Никитин, слова С. Крылова; Учил Суворов. А. Новиков, слова М. Левашова.

    Волынка. И.-С. Бах.

    Колыбельная. М. Кажлаев; Колыбельная. Ген. Гладков.

    Золотые рыбки. Из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.

    Кукушка. К. Дакен.

    Спасибо. И. Арсеев, слова 3. Петровой; Праздник бабушек и мам. М. Славкин, слова Е. Каргановой.

    Выходной марш; Колыбельная (слова В. Лебедева-Кумача). Из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский; Клоуны. Д. Кабалевский.

    Семеро козлят. Заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.

    Заключительный хор. Из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.

    Добрые слоны. А. Журбин, слова В. Шленского; Мы катаемся на пони. Г. Крылов, слова М. Садовского; Слон и скрипочка. В. Кикта, слова В. Татари-нова; Бубенчики, американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова; Ты откуда, музыка? Я. Дубравин, слова В. Суслова.

    Бременские музыканты. Из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Ген. Гладков, слова Ю. Энтина.

    Требования к уровню подготовки учащихся

    Выпускник научится:
    ·воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
    ·ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
    ·воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
    ^ Выпускник получит возможность научиться:
    · реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
    · организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать.

    соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
    ·наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
    · общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

        Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I—IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа — во II—IV классах).

    Учебно – тематический план

    № п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Тип урока

    Элементы содержания

    Требования

    к уровню подготовки

    обучающихся

    Вид контроля, измерители

    Элементы дополнительного содержания

    Домашнее задание

    Дата

    план

    факт

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    Музыка вокруг нас

    1

    «И Муза вечная со мной!»

    1

    Вводный

    Муза, композитор, исполнитель, слушатель, оркестр, дирижер, звуки музыкальные и шумовые

    Гимн школы

    разучивание

    Знать: понятия: композитор, исполнитель, слушатель

    Слушание музыки. Хоровое пение. Звуковая «Угадай-ка!»

    Выучить полученные на уроке знания

    2

    Хоровод муз

    1

    Сообщение и усвоение новых знаний

    Хор, хоровод, танцы разных народов мира

    Чему учат в школе

    разучивание

    Знать: понятия: хор, хоровод

    Слушание музыки, хоровое пение. Музыкально-ритмические движения

    Роль и место пляски в жизни  разных народов Плясовые песни

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    3

    «Повсюду музыка слышна...»

    1

    Закрепление знаний, выработка умений и навыков

    Композитор, импровизация учащихся на тексты русских народных песенок

    В сказочном замке

    разучивание

    Знать: понятие композитор.

    Уметь: сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст

    Ролевая игра «Играем в композитора»

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    4

    Душа музыки -мелодия

    1

    Сообщение и усвоение новых знаний

    Мелодия, марш, танец, песня, образ, характер, настроение

    Мамины песни

    Знать: понятия: мелодия, марш, танец, песня

    Слушание музыки. Пластические импровизации. Хоровое пение

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    5

    Музыка осени

    1

    Интегрированный

    Образцы поэзии, рисунков художников, музыкальных произведений об осени

    Уметь: определять настроение стихотворений, музыкальных произведений

    Слушание музыки. Чтение стихов. Разучивание песен

    Музыкальные краски: мажор, минор; куплетная форма песни

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    6

    Сочини мелодию

    1

    Закрепление знаний, выработка умений и навыков

    Импровизации учащихся на стихотворения А. Барто, Н. Михайловой

    Мамины песни

    Знать: понятия: мелодия, аккомпанемент. Уметь: сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст

    Ролевая игра «Играем в композитора»

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    7

    «Азбука, азбука

    каждому нужна!»

    1

    Расширение

    и углубление

    знании

    Путешествие в школь

    ную страну

    Чему учат в школе

    Пусть бегут неуклюже

    Знать: понятия: азбука,

    куплетная форма

    Разучивание новых

    и повторение ранее

    изученных песен

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    8

    Музыкальная азбука

    1

    Сообщение и усвоение новых знаний

    Музыкальная азбука: ноты, звукоряд, нотный стан, скрипичный ключ

    Знать: понятия: ноты, звуки, звукоряд, нотный стан, или нотоносец, скрипичный ключ

    Хоровое пение

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    9

    Музыка вокруг

    нас

    1

    Повторение

    и обобщение

    полученных

    знаний

    Закрепление понятий,

    изученных в I четверти

    Знать: понятия: мело-

    дия, аккомпанемент; композитор, исполнитель, слушатель; звукоряд, нотный стан, скрипичный ключ

    Фронтальный опрос,

    слушание музыки, хоровое пение

    Музыкаль-

    ные краски:

    мажор,

    минор

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    10

    Музыкальные инструменты

    1

    Сообщение и усвоение

    новых знаний

    Знакомство с народной музыкой и инст-

    рументами. «Садко» (из русского былинного сказа)

    Знать: понятие народная музыка.

    Уметь: определять на слух звучание свирели, рожка, гуслей

    Слушание музыки. Хоровое пение. Ро-

    левая игра «Играем в композитора»

    Песенка друзей

    Знакомство с татарским народным инстр.  курае

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    11

    Музыкальные инструменты

    1

    Сообщение и усвоение новых знаний

    Знакомство с понятием профессиональная музыка, с музыкальными инструментами

    Знать: понятие: музыка авторская (композиторская).

    Уметь: определять на слух звучание флейты, арфы, фортепиано

    Слушание музыки. Хоровое пение

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    12

    Звучащие картины

    1

    Повторение и обобщение полученных знаний

    Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления. Инструменты, на которых играют музыканты

    Знать: отличия народной от профессиональной музыки. Уметь::

    -приводить примеры;

    -отвечать на проблем
    ные вопросы

    Определение «звучания» в картинах народной или профессиональной музыки. Слушание музыки, хоровое пение

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    13

    Разыграй песню

    1

    Расширение и углубление знаний, выработка умений и навыков

    Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни; составление исполнительского плана песни

    Если с книгой дружишь ты

    Уметь::

    -выразительно испол
    нять песню;

    -составлять исполни
    тельское развитие во
    кального сочинения ис
    ходя из сюжета стихо
    творного текста

    Выразительное исполнение песни «Почему медведь зимой спит» Л. К. Книппер, А. Коваленковой

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    14

    «Пришло Рождество, начинается торжество»

    1

    Сообщение и усвоение новых знаний

    Народные праздники, духовная жизнь людей; рождественские песни

    Русские народные песни

    Знать: понятия: народные праздники, рождественские песни

    Выразительное исполнение рождественских песен

    Праздник

    «Рождество

    Христово»

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    15

    Родной обычай старины

    1

    Расширение и углубление знаний

    Праздник «Рождество Христово»; колядки

    Новогодние песни

    Уметь: выразительно исполнять колядки

    Сольное и хоровое выразительное исполнение рождественских колядок

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    16

    Добрый праздник среди зимы

    1

    Закрепление знаний, выработка умений и навыков

    Любимый праздник детей - Новый год. Сказка Т. Гофмана и музыка из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»

    Маленькой ёлочке

    Новогодние песни

    Уметь:

    -определять настрое
    ние, характер музыки;

    -посильным образом
    участвовать в ее испол
    нении

    Слушание музыки. Музицирование. Пластическое интонирование музыки. Интонационно-образный анализ

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    Музыка и ты

    17

    Край, в котором ты живешь

    1

    Сообщение и усвоение новых знаний

    Родина, родной край (малая родина), родная природа, народ

    Знать: понятия: родина, малая родина.

    Уметь: объяснять их

    Слушание музыки. Исполнение песен о Родине

    Малая Родина

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    18

    Художник, поэт, композитор

    1

    Интегрированный

    Искусство имеет общую основу - саму жизнь, но у каждого вида искусства свой язык

    Творчество татарских композиторов

    Уметь: находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже

    Образный анализ картины. Интонационно-образный анализ музыки. Пластический этюд стихотворения. Хоровое пение

    Творчество Яруллина Ф.З.

    Балет Шурале

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    19

    Музыка утра

    1

    Расширение и углубление знаний, выработка умений и навыков

    Музыкальный пейзаж. Фортепианное и оркестровое исполнение музыки

    Уметь: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение)

    Слушание и интонационно-образный анализ музыки. Пластическое интонирование музыки. Хоровое пение

    .

    Выполнение рисунков «Картина утра», «Настроение вечера»

    20

    Музыка вечера

    1

    21

    Музыкальные портреты

    1

    Сообщение и усвоение новых знаний

    Музыкальные портреты. Инструментальная и вокальная музыка

    Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений

    Слушание и анализ музыки. Пластическое интонирование «Менуэта»

    «Разыграй сказку»: народная игра «Баба-Яга»

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    22

    «Музы не

     молчали."

    1

    Сообщение

    и усвоение

    новых знаний

    Отечество, подвиг.

    память, памятник.

    Симфония. Солист

    и хор. Пссенность

    и маршевость

    Знать понятия: солист,

    хор.

    Уметь:

    объяснять понятия:

    отечество, подвиг, па-

    мять;

    выразительно испол-

    нять песни

    Слушание и анализ

     Выразительное исполнение песен. Музыкально-

    ритмические дви-

    жения

    произведе-

    ния о под-

    вигах рус-

    ских людей

    в годы

    войны

    23

    Музыкальные

    инструменты

    1

    Расширение

    и углубление

    знании

    Звуками фортепиано

    можно выразить чув-

    ства человека и изо-

    бразить голоса разных

    музыкальных инстру-

    ментов

    Уметь:

    - проводить интонаци-

    онно-образный анализ

    музыкальных сочинений;

    - обобщать, формули-

    ровать выводы

    Слушание и анализ

    музыки. Пластиче-

    ское интонирование.

    Хоровое пение

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    24

    Мамин праздник

    1

    Сообщение

    и усвоение

    новых знании

    8 Марта - мамин

    праздник. Музыка

    и песни о маме

    Уметь:

    — анализировать музы-

    кальные сочинения;

    - импровизировать

    на музыкальных инст-

    рументах;

    — выразительно испол-

    нять песни

    Слушание и анализ

    музыки. Пластиче-

    ское интонирование.

    Импровизация на

    музыкальных инст-

    рументах. Вырази-

    тельное исполнение

    песен

    Навруз -нац. праздник

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    25

    Музыкальные

    инструменты

    1

    Расширение

    и углубление

    шаний

    Общее и различное

    в старинных и совре-

    менных музыкальных

    инструментах

    Знать понятия: ста-

    ринные, современные

    инструменты.

    Уметь на слух опреде-

    лять звучание лютни

    и гитары, клавесина

    и фортепиано

    Слушание и анализ

    музыки. Анализ ху-

    дожественных обра-

    зов (картин)

    Знакомство с татарским народным инстр.  курае

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    26

    музыка в цирке

    1

    Сообщение

    и усвоение

    новых знании

    Музыка, сопровож-

    дающая цирковое

    представление

    Уметь проводить ин-

    тонационно-образный

    анализ музыкальных

    сочинений

    Слушание и анализ

    музыки. Хоровое

    пение. Пластическое

    интонирование

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    27

    Дом, который звучит

    1

    Сообщение и усвоение новых знаний

    Детский музыкальный театр. Опера. Балет

    Знать:: что такое балет и опера.

    Уметь: различать в музыке песенность, мар-шевость, танцеваль-ность

    Музыкальная «Угадай-ка!». Слушание и анализ музыки. Хоровое пение

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    28

    Опера-сказка

    1

    Закрепление знаний, выработка умений и навыков

    Знакомство с детскими операми: «Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-Цокотуха» М. Красева

    Знать: понятие опера. Уметь: выразительно исполнять фрагменты из опер

    Слушание и анализ музыки. Выразительное исполнение фрагментов из опер

    Алтынчач-опера  Н. Жиганова

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    29

    «Ничего на свете лучше нету...»

    1

    Сообщение и усвоение новых знаний

    Познакомить учащихся с музыкой Г. Гладкова, написанной для мультфильма «Бре-менские музыканты»

    Уметь: выразительно исполнять фрагменты из музыки к мультфильму

    Слушание и выразительное исполнение фрагментов из музыки к мультфильму

    Составление и красочное оформление программы концерта

    30

    Афиша.

    Программа

    1

    Повторение и обобщение знаний

    Закрепление понятий и впечатлений, полученных в 1 классе

    Знать: понятия: композитор, исполнитель, слушатель; музыкальная азбука; основные жанры; мелодия, аккомпанемент; старинные и современные музыкальные инструменты; народная и композиторская музыка; музыка изобразительная и выразительная

    Слушание и выразительное исполнение музыки, хоровых произведений, больше всего понравившихся учащимся

    . Народные

    татарские

    национальные праздники

    Навруз

    Сабантуй

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    31

    Музыка вокруг нас.

    Музыка и  ты

    3

    Урок-концерт

    Музыкальные произведения, наиболее понравившиеся учащимся

    Праздник плуга- Сабантуй

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    32

    Музыка вокруг нас.

    Музыка и  ты

    3

    Урок-концерт

    Музыкальные произведения, наиболее понравившиеся учащимся

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    33

    Музыка вокруг нас.

    Музыка и  ты

    3

    Урок-концерт

    Музыкальные произведения, наиболее понравившиеся учащимся

    Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

    Перечень учебно-методическогообеспечения

    Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

    На  основе  « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007.

    • «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2004г.
    • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс», М., Просвещение, 2001г.
    • фонохрестоматия для 1 класса СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.
    • учебник-тетрадь «Музыка 1 класс», М., Просвещение, 2012г.

    Список литературы

        Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят издания авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

    Учебники

    «Музыка. 1 класс», «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс».

    Пособия для учащихся

    «Музыка. Рабочая тетрадь. 1 класс», «Музыка. Рабочая тетрадь. 2 класс», «Музыка. Рабочая тетрадь. 3 класс», «Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс».

    Пособия для учителей

    «Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс»

    1. Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
    2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
    3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
    4. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
    5. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
    6. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
    7. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
    8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
    9. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
    10. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
    11. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
    12. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
    13. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
    14. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
    15. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
    16. Бакланова Т.И. «Обучение в 1 классе», М., Астрель, 2005г.
    17. Тузлаева Г.С. «Поурочные планы по учебнику Г.С.Ригиной 1 класс», Волгоград, Учитель,2006г.
    18. Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 1 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г.
    19. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
    20. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
    21. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
    22. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
    23.  Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с
    24. Песенные сборники.
    25. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.

    Материально- техническое оснащение

    Ноутбук, проектор, экран, синтезатор.

    Приложения к программе

    Итоговый тест 1 класс

    1 полугодие

    Тема раздела: « Музыка вокруг нас»

    1. Найдите лишнее:

    Три «кита» в музыке – это…

    а) Песня

    б) Танец

    в) Вальс

    г) Марш

    1. Выберите верное утверждение:

          а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.

          б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.

          в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает  и понимает музыку.

          3. Выберите верное утверждение:

          а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.

          б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.

          в) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает  и понимает музыку.

    1.  Найдите лишнее:

    Народные инструменты – это…

    а) флейта

    б) гусли

    в) дудка

    Симфонические инструменты – это…

    а) флейта

    б) гусли

    в) арфа

    1. Найдите лишнее:

    Народные праздники – это…

    а) Новый год

    б) Рождество

    в) 1 сентября


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по музыке 1 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

    Пояснительная запискаСодержание программыТематическое планированиеКалендарно – тематическое планирование...

    Рабочая программа по музыке 1 класс ФГОС

    Настоящая рабочая программа данного курса «Музыка» для 1 класса  первой ступени обучения составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального  общего образования по ис...

    Рабочая программа по музыке. 1 класс.

    Данная рабочая программа предназначена для работы в 1- классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной  "Музыка". Включает в себя: пояснительную записку, структуру учебного к...

    Рабочая программа по музыке 1 класс

    Рабочая программа по  музыке  разработана и составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального  общего образования 2009 года, на основе ...

    Рабочая программа по музыке 1 класс

    Рабочая программа по музыке 1 класс  Кабалевский ФГОС...

    Рабочая программа по музыке 1 класс по ФГОС

    рабочая программа по музыке 1 класс по ФГОС...

    Рабочая программа по музыке 1 класс по программе Т.В.Челышевой, В.В.Кузнецовой

    Рабочая образовательная программа по музыке для 1 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образов...