Рабочая программа по музыке 7 класс
рабочая программа по музыке (7 класс) по теме

Дёмина Наталья Геннадьевна

Данная программа по музыке в 7 классе расчитана на 34 часа. Содержит пояснительную записку, тематическое  планирование, график прохождения практической части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr._prog.7_klass_muzyka-2_-_kopiya.doc122 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, авторской  учебной программы  Сергевой  Г.П., Критской Е.Д. «Музыка» и учебного плана  на 2013-2014 учебный год.

             Согласно  учебному плану на предмет «Искусство (Музыка)» отводится 34 часа (1 ч. в неделю). Авторская программа рассчитана на 34 часа. Количество часов по авторской  программе и  учебному плану школы совпадают.

            Данная программа ведется в рамках концепции основного (общего) музыкального  образования  Д.Б. Кабалевского с применением методик Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. Боровик.

            В данном варианте программы соединены программа для  V – VII классов Д.Б. Кабалевского.  

Общая характеристика предмета. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы —  формирование основ музыкальной культуры учащихся.

Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию  у  учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.

Изучение предмета в основной школе «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления,  творческого воображения певческого голоса;

освоение музыки и знаний о музыке, ее  интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

воспитание устойчивого интереса к музыке,  музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Задачи музыкального образования школьников 7 класса формулируются на основе целевой установки:

     —    ввести учащихся в мир большого музыкального искусства;

     —    научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров;

     —    воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры

Особое приоритетное значение на второй ступени обучения приобретают знания о музыке, раскрывающие интонационную, жанровую, стилевую основы музыкального искусства, многогранность связей различных видов искусств и музыки. В число музыкальных знаний входят также знания о творчестве композиторов, исполнителей, о способах овладения различными видами музыкальной деятельности, о нотной грамоте.

В программе выделяется и группа музыкально-исторических знаний, а также знаний о преобразующей силе музыки, ее воздействии на личность и общество, о музыкальной жизни нашей страны и других стран мира.  

  Данная  программа предусматривает освоение учащимися музыкальных умений, присущих основным видам музыкальной деятельности и отвечающих их природе.

В слушательской деятельности это умения:

воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;

характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;

дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т.д.) характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей.

В исполнительских видах музыкальной деятельности обозначаются умения,  связанные с воплощением произведения в собственном исполнении (в пении, в пластическом интонировании). На первый план выступают умения представлять, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле.

Наряду с умениями в программе очерчивается круг музыкальных
навыков, формируемых в исполнительских видах музыкальной деятельности (пение), а также в музыкально - слушательской деятельности.

В певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, хорового строя и ансамбля (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением).  

В слушательской деятельности формируются навыки, связанные прежде всего с дифференцированным слышанием  на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия, узнавания музыкального произведения и композитора.

    В процессе драматизации музыкальных произведений накопление творческого опыта осуществляется при создании художественного замысла и воплощении эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов сценического воплощения детских и мюзиклов (фрагментов), концертных номеров и программ.  

  Музыкальное самообразование реализуется в программе в виде содержательных дидактических единиц (предусматривающих самостоятельную творческую по характеру работу учащихся по обогащению того материала, который имел место на музыкальных занятиях под руководством учителя) и в виде требований к уровню подготовки учащихся, направленных на приобретение ими знаний, умений и навыков самостоятельной работы в области музыкального самообразования.

Основные сквозные учебные темы:

В  соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в  содержании и в архитектонике учебной программы по музыке для 7 классов основной школы выделяются две  сквозные учебные темы:

«Музыка как вид искусства»

 Учебный материал в сквозной учебной теме «Представления о музыкальной жизни России и других стран» — выстраивается в следующем виде.

Концептуальное «ядро» — это представления учащихся о богатстве и многообразии музыкальной жизни своей страны, выдающихся отечественных исполнителях и исполнительских коллективах, о всемирно известных музыкальных театрах России. Дальнейшее расширение и углубление учебного материала осуществляется путем обогащения полученных учащимися представлений о музыкальной жизни своей страны, а также других стран мира. При этом на всех этапах изучения предусматривается непосредственная связь уроков музыки с музыкальной жизнью школы, своего родного края, страны и мира в целом.  

Обогащение опыта музыкально-творческой деятельности происходит во всех видах музыкальной деятельности. Оно осуществляется за счет расширения и усложнения предлагаемого учебного материала, расширения знаний о способах овладения тем или иным видов музыкальной деятельности,  применения полученных знаний и умений в повседневной жизни (участия в школьных и внешкольных музыкальных мероприятиях, праздниках и др.).

Особое место в данной программе программ по музыке уделено  различными видами музыкальной деятельности. В отличие от начальной школы, в 5-7 классах предусматривается постепенное увеличение количества учебного времени, отводимого на слушание музыки, но при этом сохраняется вокально-исполнительская деятельность, ритмопластическая, и сценический выход.

«Представления о музыкальной жизни России и других стран»

  Учебный материал в сквозной учебной теме «Представления о музыкальной жизни России и других стран» — выстраивается в следующем виде.

Характерные черты русской и западноевропейской музыки.  

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал. Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Своеобразие западноевропейской профессиональной композиторской музыки эпохи Возрождения.  Особенности западноевропейской музыки эпохи барокко. Музыка И.С. Баха как  вечно живое искусство, возвышающее душу человека (знакомство с творчеством композитора на примере жанров прелюдии, фуги, мессы).

Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками (на примере  музыкальных произведений И. Гайдна, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена; Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Шуберта,  Э. Грига).  

Отечественная музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы. Роль фольклора как основы профессионального музыкального творчества. Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору других народов. Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные свойства русской классической школы.

 Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет. Духовная музыка русских композиторов. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы (на примере творчества   М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского). Развитие традиций русской классической музыкальной школы в творчестве С.В. Рахманинова.

Ознакомление с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей на основе прослушивания аудио- и видеозаписей:  Ф. Шаляпина, Э.Карузо, М. Каллас, Р. Тибальди; С. Рахманинова, С. Рихтера, Д. Ойстраха, Е.Мравинского, Е.Светланова, А.Свешникова, Г. фон. Караян, А. Тосканини; Русского народного академического хора им. М.Е. Пятницкого и др.

При формировании представлений о характерных чертах русской и западноевропейской музыки обогащение  опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе:

личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений  отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности в слушательской деятельности;

исполнения образцов вокальной музыки русских и зарубежных композиторов;

выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.

При формировании представлений о «Музыкальной жизни России и других стран» обогащение  опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе:

высказывания своего отношения к прослушанным дома музыкальным теле-радио передачами и к ним;

создания собственной коллекции музыкальных аудио-, видеозаписей;

изучения популярной литературы, посвященной различным сторонам музыкальной жизни страны и мира;

поиска и отбора музыкальных произведений в сети Интернет для самостоятельного ознакомления с ними;

приобретения и применения знаний, умений и навыков в области музыкального самообразования.

           Формы занятий с учащимися сочетают групповую и индивидуальную работу, теоретико-практическую подачу материала, диалоговый стиль обучения, игровые элементы.

            В процессе преподавания предмета используются ТСО, видео-аудио-материалы, репродукции художественных произведений, фотографии, творческие работы детей (рисунки.)

            Промежуточный итоговый контроль производится в виде фронтальной беседы, творческих заданий, экспресс - опроса, индивидуального зачета, тестов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА « ИСКУССТВО (МУЗЫКА)»

Количество часов  на 2013 – 2014 учебный год

всего часов

34

часов в неделю

1

Сводная ведомость часов за год

Учебные четверти

Количество часов

по программе

1 четверть

9

2 четверть

7

3 четверть

10

4 четверть

8

Год

34

Распределение часов по разделам предмета (курса)

п/п

Наименование разделов

Всего часов

1.

 «Музыка как вид искусства»

15

2.

«Представления о музыкальной жизни России и других стран»

19

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

№ урока

четверть

Наименование  тем

Кол-во час.

по теме

Дата

Коррекц.

причина

1чет

«Музыка как вид искусства»

15

    1.

Что такое музыкальное содержание.

Л. Бетховен. Соната для фортепиано № 14 «Лунная» (1 часть)

1 ч.

05.09

2.

Каким бывает музыкальное содержание. Музыкальный пейзаж.

П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года».

1ч.

13.09

3.

Каким бывает музыкальное содержание. Симфоническая сюита.

Н. Римский-Корсаков. Шехеразада. Симфоническая сюита (1 часть, фрагмент).

1ч.

20.09

4.

Каким бывает музыкальное содержание. Этюд.

А. Скрябин. Этюд, сочинение 8 № 12.

1ч.

27.09

5.

Лирические образы в музыке

С. Рахманинов. Прелюдия, сочинение 32 № 12.

1ч.

04.10

6.

Драматические образы в музыке.

Ф. Шуберт. Лесной царь. Слова И. В. Гёте. Перевод В. Жуковского.

1ч.

11.10

7.

Эпические образы в музыке.

Н. Римский- Корсаков. Окиан-море синее.

1ч.

18.10

8.9

О чём «рассказывает» музыкальный жанр.

 «Память жанра».

Ф. Шопен. Полонез № 6, сочинение 53 (фрагмент).

1 ч.

25.10

01.11

2чет10.

Народные песни в произведениях классиков.

Во поле берёза стояла. Русская народная песня.

П. Чайковский. Симфония № 4 (4 часть, фрагмент)

1ч.

15.11

11.

Такие разные марши…

П. Чайковский. Марш. Из балета «Щелкунчик».

Ж. Бизе. Марш Тореадора. Из оперы «Кармен».

1ч.

22.11

12.

Я помню вальса звук прелестный…

П. Чайковский. Вальс. Из оперы «Евгений Онегин» (2 действие, фрагмент).

Ф. Шопен. Вальс № 10, сочинение 69 № 2 (фрагмент).

1ч.

29.11

13.

Содержание и форма в музыке

В. А. Моцарт Реквием.

1ч.

06.12

14.

Трудный путь воплощения замысла в форму.

 В. А. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба

Фигаро» (фрагмент).

Ф. Шуберт. Шарманщик. Слова В. Мюллера. Перевод С. Заяицкого

1ч.

13.12

15.

Какой бывает музыкальная композиция.

Л. Бетховен. Симфония № 5 (1 часть, фрагмент)

1ч.

20.12

16.

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период).Ф. Шопен. Прелюдия, сочинение 28 № 7.Тест.

1ч.

27.12

«Представления о музыкальной жизни России и других стран»

19

17.

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма).

1ч.

17.01

18.

Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки.

М. Глинка. Я здесь, Инезилья… Слова А. Пушкина.

1ч.

24.01

19.

Форма рондо.

А. Бородин. Спящая княжна. Романс.

1ч.

01.02

20.

Многомерность образа в форме рондо.

С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта».

1ч.

31.01

21.

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации)

Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская» (1 часть, фрагмент).

1ч.

17.02

22.

Форма вариаций в современной инструментальной музыке.

1ч.

14.02

23.

Форма вариаций в современной инструментальной музыке

1ч.

21.02

24.

Обобщение по теме «Музыкальная композиция».

1ч.

07.02

25.

Музыкальная драматургия. Музыка в развитии.

М. Мусоргский. Старый замок

1ч.

14.03

26.

Музыкальный порыв.

 Шуман. Порыв. Из фортепианного цикла «Фантастические пьесы

1ч.

21.03

4 четв.27.

Музыкальный порыв.

 Шуман. Порыв. Из фортепианного цикла «Фантастические пьесы».

1ч.

04.04

28.

Движение образов и персонажей в оперной драматургии.

А. Бородин. Хор «Слава». Из оперы «Князь Игорь».

1ч.

11.04

29.

И покоряясь музыке, ожили лики древних…

А. Бородин. Хор бояр «Мужайся, княгиня». Из оперы «Князь Игорь».

1ч.

18.04

30.

Образ князя Игоря в арии «О дайте, дайте мне свободу»

А. Бородин. Ария князя Игоря. Из оперы «Князь Игорь».

1ч.

25.04

31.

Образ хана Кончака в опере

А. Бородина «Князь Игорь»

Ария хана Кончака. Из оперы «Князь Игорь».

1ч.

2.04

32.

Образ Ярославны в опере

А. Бородина. опера «Князь Игорь»

 Плач Ярославны.

1ч.

09.05

33.

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

В. А. Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер» (4 часть). Тест.

1ч.

23.05

34.

Обобщающий урок по теме: «Представления о музыкальной жизни России и других стран».

1ч.

30.05

График прохождения практической части программного материала по предмету «Искусство (Музыка)»

№ п/п

Наименование темы работы

Форма проведения

Дата проведения

Корректировка, причина

1.

«Музыка как вид искусства»

Тест

27.12

2.

«Представления о музыкальной жизни России и других стран».

Тест

23.05

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

               Словесно-содержательная оценка на уроке музыки носит комплексный характер. Ее количественная и качественная составляющие должны быть соотнесены с требованиями к подготовке учащихся, содержащимися в образовательном стандарте по учебному предмету «Музыка». Количественная составляющая оценки позволяет информировать учащихся о наличии у них представлений, об уровне развития их умений и навыков в таких видах музыкальной деятельности, как слушание музыки, пение, инструментальное музицирование и др. Качественная составляющая содержательной оценки дает возможность информировать учащихся о развитии их мышления, внимания, воли, музыкальных способностей, коммуникативных умений и навыков. Кроме того, она позволяет выявить отношение учащихся к учебному предмету «Музыка» в целом и к отдельным видам музыкальной деятельности в частности. Целостная содержательная оценка в словесной форме дает наиболее полную картину музыкального развития учащихся с учетом их  индивидуальных возможностей.

              При оценке результатов деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных, несущественных.

К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основ нотной грамоты, не имеет представления об элементах музыкальной речи, основных музыкальных формах, не знает средств музыкальной выразительности, не умеет использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности.

           К категории несущественных ошибок относятся незначительные отклонения от указанных в нотном тексте темпа и динамики, погрешности звукоизвлечения, звуковедения, дикции, артикуляции.

  «3» - Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой. Распознавание основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой.

«4» - Различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.

Различение основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой.

«5» - Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, выраженного в музыке. Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования по памяти (по слуху), без использования нотной записи. Фрагментарное воспроизведение музыкального материала, предусмотренного учебной программой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...