сценарий музыкально-литературной композиции
материал по музыке на тему

Алешина Елена Владимировна

сценарий посвящен дню снятия блокады Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_literaturno.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкальная композиции, посвященной снятию блокады Ленинграда и Ленинградской области 27 января 1944 года.

Город над вольной Невой

Ведущий  1 : Петербург — один из красивейших городов мира. Недаром его называют Северной Венецией.

Ведущий 2Но у этого города есть и другое имя — Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ стойкости, непокорённости.

На сцену выходят юноша и девушка.

Девушка:   Когда я приезжаю в Ленинград,

                     Перед закатом солнца чайки стонут.

                     Ночь. Звёзды прямо в душу мне глядят,

                     Плывут в Неве и никогда не тонут.

Юноша:     Из неба, из воды они глядят,

                     Напоминая мне и Ленинграду,

                     Что эти звёзды — слава всех солдат,  

                     Прорвавших  ненавистную блокаду.

Ведущий 1:  1941 год.  22 июня Мирный Ленинград готовится к выпускным вечерам. Выпускники старательно разучивают самый модный танец вальс-бостон.

Катя: Страна росла, трудилась неустанно

……И вдруг тревожный голос Левитана

Война. Товарищи. война

  Звучит песня Александрова  «Вставай, страна огромная!». На экране плакат Тоидзе «Родина -мать зовёт».

Чтец 2:   На землю нашу грозно враг ломился

                 Под орудийный грозовой раскат...

                 И ученик солдатом становился

                 И воевал бесстрашно, как солдат.

Ведущий 1:  Враг рвался к Ленинграду. В конце августа к городу подошли лучшие части гитлеровской армии, ещё не знавшей в то время поражений.

Ведущий 2:  8 сентября 1941 года врагу удалось сомкнуть кольцо. Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня.

Ведущий 1:  Но ленинградцы не собирались сдаваться врагу. Из радиопередачи: «Говорит Ленинград», сентябрь 1941 года:

Ведущий 2:  «Мы, Ленинградцы, будем биться с врагом так, чтобы наши дети могли гордиться делами своих отцов, которые не только строили и украшали свой город, но и защитили его смело и отважно, жертвуя всем на благо Родины. Мы победим, ибо хотим жизни, свободы, счастья».

Ведущий 1: Надвигались холода. Остановился транспорт, не было топлива и электричества. Замёрз водопровод. Но главным врагом ленинградцев стал голод.

Ведущий 2: Ввиду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания.  Размер продовольственного пайка составлял:

Рабочим  — 250 граммов хлеба в сутки;

Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;

Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов — 300 граммов

Войскам первой линии — 500 граммов

Ведущий 1:  «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам», — писала поэтесса Ольга Берггольц, находясь в осажденном городе. Просто выжить в блокадном городе уже было подвигом.

Пискаревские плиты

Чтец 2:   В осеннем тумане, в январском снегу

                Стоит Ленинград на морском берегу.

                С дворцами и парками, строг и красив,

                Как будто всплывает в широкий залив.

                В блокадные дни под обстрелом, в снегу,

                Не сдался, не сдался наш город врагу.

Чтец 1:   Наш Ленинград стоит, к победе кличет,

                И все слова бессильны и пусты,

                Чтобы потомкам передать величье

                Его неповторимой красоты.

Ведущий 1:  В январе 1942 г. Красная армия предприняла первую попытку прорыва блокады. Войска двух фронтов − Ленинградского и Волховского − в районе Ладожского озера разделяло всего 12 км. Однако немцы сумели создать на этом участке непроходимую оборону.

Ведущий 2: Советские войска понесли огромные потери, но так и не сумели продвинуться вперёд. Солдаты, которые прорывали кольцо блокады со стороны Ленинграда, были сильно истощены. В течение 1942 года были предпринято пять попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными.

Ведущий 1: Печальным символом блокадного Ленинграда стал звук метронома.

Стихи

Ведущий 1:  «Дорога жизни» — название ледовой дороги через Ладогу зимой 1941−1943 гг., после достижения толщины льда, допускающей транспортировку грузов любого веса. Дорога жизни, фактически, была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землей.

Ведущий 2: Работа водителей на этой дороге была исключительно опасной; дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбёжкой немецкой артиллерии и авиации. Тем не менее, каждый день по дороге перевозилось в оба конца примерно 6000 тонн грузов.

На экране кадры из фильма о «Дороге жизни».

Чтец 1:   Сквозь штормы, бури через все преграды

Ты песнь о Ладоге лети

Дорога здесь пробита сквозь блокаду

Родней дороги не найти

Чтец 2:   Зимой машины шли здесь вереницей

                И лёд на Ладоге трещал:

                Возили хлеб для северной столицы,

                И радостно нас Ленинград встречал.  

Ведущий 1: Наряду со взрослыми участниками обороны ленинграда стали и дети. Тысячи подростков вставали к станкам, дежурили ночью на крышах домов, тушили пожары,спасали раненых. Теряли родных и погибали сами.

Ленинградские мальчишки

: Многие ребята в осажденном городе вели свои дневники. Из дневника Юры Рябинина:

 «Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетый, слегка прополаскиваю утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. Я живу в голоде, холоде, среди блох...»

Следующая запись:

 «Эх, как хочется спать, спать, есть... А что еще человеку надо? А будет человек сыт и здоров — ему захочется чего-нибудь еще... Месяц тому назад я мечтал о хлебе с маслом, с колбасой, а вот теперь уже об одном хлебе».

Ещё одна запись:

 «Боюсь, что и дневник-то этот мне не придется закончить, чтобы на последней странице поставить слово «конец». Уже кто-то другой допишет его словом «смерть»».

Ведущий 1:  Так и случилось. Юра Рябинин навсегда остался в Ленинграде...

Ведущий 2: Дневник маленькой ленинградки Тани Савичевой известен всему миру. Он стал одним из обвинительных документов против преступлений нацизма на Нюрнбергском процессе.

         Ведущий 1:   Таня Савичева жила на 3-й линии Васильевского Острова, а школьница младших классов Валя Тонск жила все 900 дней Ленинградской блокады на 5-й линии Васильевского  острова.

Ведущий 2:  Валентина Гавриловна Тонск выжила в блокадном Ленинграде, впервые её рисуки мир увидел спустя 65 лет

Ведущий 1: Посмотрите и вы на эти простые искренние рисунки маленькой девочки. Здесь и кусок хлеба, ровно такой, какой выдавали, чтобы выжить и многочисленные трупы на улицах, крысы, море крыс..

Ведущий 2: . Даже зоопарк, с умирающими в нем животными..
Но жизнь в городе не прекращалась. Мы ходили в школу, помогали чем могли родителям..Главное нашей задачей-было просто выжить.."

Ведущий 1: на этом рисунке Впервые, выйдя из аптеки, мы увидели первых покойников, зашитых в простыни. Это было в конце ноября 1941.

Ведущий 2: Зимой 1941 от голода умирает отец. Мы с матерью решили сделать для него хороший гроб. Приходим, а его не взяли, мы отдали тело, а из гробов рабочие делали большой костер и так грелись..Тут у меня навернулись слезы и я стала плакать..мама, мама,когда же все это закончится...!"
.

Ведущий 1: , здесь новогодняя елка, вокруг которой много-много детей. Подарили нам печенье и конфеты..Но никто из детей не стали есть это сами, все побежали домой делиться со своими выжившими родственниками..


Еще рисунок-бабушка и внук, как она говорит, давно умершие.."Из их квартиры перестали мы слышать шум, зашли к ним, а они умерли.

 Бабушка и внук. Перед смертью они ели солому из матраца

Еще один рисунок:баня, где мылись все и взрослые и дети.. "Да, так и было, мы так хотели помытья, что было все равно, кто рядом с тобой мужчина или женщина...Уж очень мы загрязнились за эту блокаду.

Ведущий 2: И самый дорогой рисунок - «27 января. Полное снятие блокады». фейерверк на набережной..

Как же все-таки переданы в этих рисунках переживания этой девочки, совсем еще юной. Ближе к концу блокады ее определили в приют, где была она на повышенном питании..НЕ перестаешь удивляться, как такая юная девочка находила в себе силы рисовать, да еще и в такое тяжелое время

Ведущий 2: В результате мощного наступления войск Ленинградского фронта немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60—100 км и через 872 дня после начала блокада закончилась.Это произошло 27 января 1944года

Медаль за оборону Ленинграда (посл. куплет)

Чтец 1:    У дороги жизни шепчутся берёзы,

                  Седину лохматит дерзкий ветерок.

                  Не стыдитесь, люди, и не прячьте слёзы:

                  Плачет вместе с вами каменный цветок.

Чтец 2:    Сколько их погибло, юных ленинградцев?

                 Сколько не услышит громамирных гроз?

                 Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться,

                 Чтобы всех оплакать, нам не хватит слёз!

Ведущий 1:  За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1 миллиона человек. Только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода.

Ведущий 2:  За время битвы за Ленинград погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за всё время войны.

Юноша:    Чтобы снова на земной планете

                    Не повторилось той зимы,

                    Нам нужно, чтобы наши дети

                    Об этом помнили, как мы.

Девушка:  Нам наше прошлое свято и дорого.

                    Гордость победами - горечь утрат...

                    Вечная память защитникам города,

Слава тебе – дорогой Ленинград!

Гимн городу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-литературной композиции Памяти павших будьте достойны!

Использованный музыкальный материал: « Победный марш»слова и музыка Е.Никоновой,« Священная война» муз. А Александрова, сл.. В. Лебедева-Кумача, «Русь непокорная» муз.,слова В. Шурака, «Сини...

Сценарий музыкально-литературной композиции

Музыкально – литературная композиция.        В композицию включены песни, стихотворение Б.Ш.Окуджавы, фрагменты из поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»....

Сценарий музыкально-литературной композиции"День Победы"

Музыкально-литературная композиция "День Победы",...

Сценарий музыкально-литературной композиции на тему "Музыканты и поэты-участники войны 1812года"

Посвящается знаменитым музыкантам и поэтам-А.Алябьеву, А.Грибоедову, Д.Давыдову....

Сценарий музыкально-литературной композиции «Суд над войной»

Автор сценария Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог – организатор ЦДТ «Царицыно» Музыкально - литературная композиция «Суд  над войной» -  массовое меропри...

Сценарий музыкально - литературной композиции, посвященный ко Дню Победы "Поклонимся великим тем годам" для учащихся 6-8 классов

Сценарий музыкально - литературной композиции, посвященный ко Дню Победы "Поклонимся великим тем годам" для учащихся 6-8 классов...