Методическая разработка по теме: "Симфонические поэмы" Листа
методическая разработка по музыке на тему

Попсуйко Наталья Викторовна

Работа о симфонических поэмах Листа, о  форме,принципах  формообразования данных произведений.  Здесь отражены образы,из которых родился новый музыкальный жанр,подробное изучение различных симфонических поэм,их история создания,идея,особенность жанровых и изобразительных моментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simfonicheskie_poemy_lista.docx19.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Симфонические поэмы Листа.

Симфонические произведения Листа составляют второй основной раздел в музыкальном наследии Листа. В основе подавляющего числа листовских симфонических произведений лежит программность.  Избранный сюжет произведений подсказывал новые выразительные средства, вдохновлял на смелые искания в области формы и оркестровски, которая всегда отмечена у Листа блестящей звучностью, красочностью. Композитор обычно четко выделял три основные группы оркестра-струнные, деревянные, духовые и медные и изобретательно использовал солирующие голоса.

 В tutti оркестр звучит у него гармонично и уравновешенно, а в моментах кульминации, подобно Вагнеру, он часто применял мощные унисоны медных на фоне фигураций струнных. Лист вошёл в историю музыки как создатель нового романтического жанра - «симфонической поэмы»:так впервые им были названы 9 произведений, законченных к 1854г и изданных в 1856-1857гг; позже были написаны ещё 4 поэмы.

Симфонические поэмы - это крупные программные сочинения в свободной одночастной форме (лишь последняя симфоническая поэма «От колыбели до могилы» (1882)- делится на 3 небольшие части, которые идут без перерыва), где нередко сочетаются различные принципы формообразования (сонатный, вариационный, рондо); иногда эта одночастность вбирает в себя элементы 4-х частного симфонического цикла. Возникновение данного жанра было подготовлено всем ходом развития романтического симфонизма.

 С одной стороны, проявлялось тяготение к единству многочастного цикла, объединение его сквозными темами, слияние частей («Шотландская симфония» Мендельсона, симфония Шумана d-moll и др.). С другой стороны, предшественницей симфонической поэмы явилась программная концертная увертюра, свободно трактующая сонатную форму (увертюры Мендельсона,а ранее –«Леонора» №2 и «Кориолан» Бетховена). Подчёркивая это родство, Лист многие свои будущие симфонические поэмы в первых вариантах называл концертными увертюрами. Подготовили рождение нового жанра и крупные произведения для фортепиано, лишенные развёрнутой программы – фантазии, баллады и.т.п. (Шуберта, Шумана, Шопена).

 Круг образов, воплощённых листом в симфонических поэмах, очень широк. Его вдохновляла мировая литнратура вмех веков и народов – от античного мифа. («Орфей, «Прометей»), английских и немнцких трагедий 17-18 вв. («Гамлет», «Шекспира», «Тассо» Гёте) до поэм французских и венгерских современников («Что слышно на горе» и «Мазепа» Гюго, «Прелюды» Ламартина» , « Ф. Листу» Вёрешмарти).

 Как и в фортепианном творчестве, Лист в своих поэмах нередко воплощал образы живописи («Битва гуннов» по картине немецкого художника Каульбаха, «От колыбели до могилы» по рисунку венгерского художника Зичи и т. д.)

Но среди пестрого разнообразия сюжетов отчётливо проступает тяготение к героической тематике. Листа привлекал образ мужественного прометея и судьба юного Мазепы – человека, преодолевшего неслыханные страдания. Лист предпосылает партитуре развернутое изложение сюжета, но в отличие от Берлиоза, трактует подобную программу обобщённо, не передавая музыкой последовательного развития сюжета. Он обычно стремится создать яркий образ центрального героя и на его переживаниях сосредоточить всё внимание слушателя.

Лист использует ряд музыкально – выразительных средств. Большую роль играет обобщение через жанр: Лист использует определённые исторически сложившиеся жанры марша, хорала, менуэта, пасторали и др., которые способствуют концентрации музыкальных образов и облегчают их восприятие. Нередко он применяет изобразительные приемы для создания картин бури, битвы, скачки. Главенство центрального образа порождает принцип монотематизма  – все произведение основывается на видоизменении одной, ведущей темы.

Так построены многие героические поэмы Листа («Тассо», «Прелюды», «Мазепа»). Монотематизм является дальнейшим развитием вариационного принципа: вместо постепенного раскрытия возможностей темы дается непосредственное сопоставление далеких по характеру, часто контрастных её вариантов. В зависимости от той конкретной обстановки, в которой действует герой, меняется и склад его темы.

 В то же время лист часто обращается к закономерностям сонатного allegro. Такое взаимообогащение монотематизма и сонатности создает большие возможности для воплощения острого драматизма, напряженной борьбы и столкновений при единстве выражения и господства одной идеи.

Прелюды – одна из лучших симфонических поэм Листа. Музыка была задумана в 1844 как увертюра к 4-м мужским хорам на текст стихотворения французского поэта Жозефа Отрана «Четыре стихии» («Земля», «Ветры», «Волны», «Звезды»); в 1848 г. Увертюра была завершена, но не издана; неоднократно перерабатывалась в 1850 – 1854 гг. Тогда же Лист обратился к стихотворению Ламантина «Прелюды» (из цикла «Новые поэтические размышления») в качестве программы для своей симфонической поэмы. В музыке «Прелюдов», в противоположность программе, основная идея выражена с большой ясностью и образной конкретностью, Что достигается широким использованием жанровых (марш, пастораль) и изобразительных моментов (буря, битва, трубные сигналы, пастушьи наигрыши). Различные картины, заимствованные из литературного первоисточника воплощены в контрастных разделах, сменяющих друг друга внезапно, без переходов, что при общности тем создает яркость сопоставлений. Некоторые из этих разделов как бы вобрали в себя отдельные части сонатно – симфонического цикла (маршевый эпизод разработки напоминающий о скерцо, пасторальный - о медленной части, торжественная главная партия в репризе – финале). Всё это заключено в стройную форму сонатного allegro с зеркальной репризой. Поэма завершается не лирическими, а героическими образами главной партии.

 Иное композиционное решение дано в другой героической поэме Листа «Тассо», носящей подзаголовок «Жалоба и триумф». Подобно «Прелюдам», которая была исполнена в Веймарском театре в 1849 г. На празднестве в честь столетия со дня рождения Гёте. В 1850 – 1854 гг. музыка была расширена и переработана. Лист подчеркивает, что его вдохновила на создание поэмы не столько драма Гете, повесть о жизни великого итальянского поэта 16 в. при дворе в феврале и его несчастной любви к сестре герцога, сколько стихотворение Байрона, рисующее Тассо в темнице, где он томился долгие годы по приказу герцога.

 Здесь наиболее последовательно воплощен принцип монотематизма. Музыкальное развитие основано на одной теме, которая трансформируется, обрисовывая разнообразные ситуации и эмоциональные состояния. Чередования этих вариаций напоминает последовательность частей сонатно – симфонического цикла: вступления и Allegro, медленная песенная часть, менуэт, торжественный маршевый финал.

 В 1840 г. Лист написал для фортепиано «Героический марш в венгерском стиле». Спустя 14 лет на этой основе родилась симфоническая поэма «Венгрия» ( в качестве программы приводились 3 строфы из стихотворения Вёрешмарти «К Ф. Листу»). «Венгрия» по образному содержанию близка к рапсодиям, по мелодии её не столь ярки и контрастны: она страдает известным однообразием тематизма и недостаточной связностью формы.

 Форма «Венгрии» - сонатное allegro с вступлением и развитой кодой. Важную роль играет интонационное единство тем. Хотя принцип монотематизма выдержан не до конца: во вступлении заложен зародыш группы тем связующей партии; различно трактованная тема марша служит основой и главной, и побочной партий.

  В симфониях Листа «Данте» (в 2х частях: «Ад», «Чистилище») и «Фауст» - принципы построения остаются теми же, что и в симфонических поэмах.

В «Фауст – симфонии» особенно ясно проявляется отличие листовской программности от программности Берлиоза. Берлиоза интересовало в равной мере и душевные переживания главных героев, и картины природы, образы быта, фантастики – всё это выписано подробно и широко. Лист же трактует сюжет предельно обобщенно, подчёркивая это уже в названии: «Фауст – симфония в 3х характерных картинах». («Фауст», «Гретхен», «Мифистофель»). Эти 3 портрета предстают изолированными от широкого жизненного фона. В образе Фауста Лист искал вечное стремление, мятежный порыв, неустаннон стремление к идеалу. Маргарита – воплощение душевной чистоты, ясности, покоя.по которому томится герой. Мефистофель – символ отрицания, неверия, издевки над благороднейшими порывами человека.

Воплощения саркастических, злых образов привлекло внимание Листа и в других сочинениях: примерно 1860 г. он написал для оркестра «Два эпизода из «Фауста» Ленау – «Ночное шествие» и «Танец в деревенском кабачке» («Мефисто – вальс»). Через 12 лет он создал «Второй Мефисто – вальс») и незадолго до смерти «третий Мефисто – вальс» и «Мефисто – польку» (для фортепиано).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по музыке во 2 классе по теме:"Симфонический оркестр. Оркестр русских народных инструментов".

Данный тест по музыке во 2 классе предназначен для проверки уровня усвоения материала о симфоническом оркестре, и оркестре русских народных инструментов....

Урок музыки на тему "Симфоническая сказка Петя и Волк"

Цель:научить ребят анализировать различать тембр инструментов симфонического оркестра...

Методическая разработка урока музыки в 1 классе по теме: " Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и Волк".

Цель этого урока: продолжить знакомство ребят с инструментами симфонического оркестра и жанром симфонической сказки.              ...

Контроль знаний к теме "Симфонический оркестр"

Данное пособие предназначено для проверки знаний....

Презентация на тему "Симфоническая сказка С.С.Прокофьева "Петя и волк"

Презентация позволяет детям глубже усвоить содержание сказки "Петя и волк", познакомиться с инструментами симфонического оркестра...

Конспект урока музыки во 2 классе по теме Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк».

Конспект урока музыки 2 класс. Симфоническая сказка С. Прокофьева "Петя и волк".  Учителям музыки....

Учебно-методический материал к уроку музыки.4 класс. 4 четверть. Тема "Симфонический оркестр". Программа В.В. Алеев.

Здесь представлена технологическая карта. презентация, аудио-файлы к  уроку музыки в 4 классе. 4 четверть. Тема "Симфонический оркестр". Данный материал ориентирован на работу с учебник...