Календарно-тематическое планирование по музыке 1-8 классы.
календарно-тематическое планирование по музыке на тему
В связи с переходом московских школ на новый эл. жкрнал МРКО, планирование загружается только в опредилённой программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.5 КБ |
![]() | 31.5 КБ |
![]() | 31.5 КБ |
![]() | 32 КБ |
![]() | 150.5 КБ |
![]() | 31 КБ |
![]() | 30.5 КБ |
![]() | 30.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, Примерной программы общего образования по музыке (базовый уровень), рекомендованной письмом МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» и содержания программы «Музыка. 5-8 классы» авторов В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.Кичак
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения
учебного предмета «Музыка», всего - 34 часа, в том числе 1 обобщающий урок в конце года.
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов В.В. Алеев. Т.И. Науменко, Т.Н.Кичак включающим программу по предмету «Музыка» для 5-8 классов образовательных учреждений, учебник «Музыка. 5 класс» (М.:, Дрофа,.2006), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию (М.: Дрофа, 2006).
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение
к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование
у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.
В содержание рабочей программы для 5 класса введен кадетский компонент
в следующих темах: «Музыка объединяет людей», «О чем рассказывает музыкальный ритм», «Вокальная музыка»; «В чём сила музыки».
При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
- различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
- передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Обучение музыкальному искусству в 5 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.
№ | Наименование раздела программы | Колчасов | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню | Вид контроля | Элементы доп. содержания | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
5-1-1 | Музыка рассказывает обо всем. | 1 | Музыка рассказывает обо всем | Вводный. Разучивание распевок, песни «Гимн России». Исполнение хором и по группам. Слушание песни « Маленький принц». Обсуждение летних музыкальных впечатлений. | Восприятие мира через музыку как вид искусства. 1. Определение возможностей выразительных средств музыки, литературы и живописи. 2. Развитие интонационного слуха. 3. Воспитание слушательской культуры. | Умение внимательно слушать музыку. Образно рассказывать о с своих впечатлениях. Воспринимать музыкальную интонацию через средства музыкальной выразительности. Находить различие между двумя типами песен. Правильно воспроизводить заданную мелодию. | Наблюдение за правильной певческой посадкой, дыханием. | |||
5-1-2 | Древний союз 3 часа | (1) | Истоки. | Сообщение новых знаний.
| Определение различных видов искусств. 1. Представление о природе возникновения разных видов искусств. 2. Общее и различное в искусствах. 3. Воспитание правильной певческой установки. Слушание музыки П.И Чайковского «Осенняя песнь». Определение средств муз. выразительности. Знакомство с историей цикла «Времена года» и его связи с природными явлениями и литературой. Определение специфических распевок в тексте Гимна. Работа над интонацией. | Познакомить с разными видами искусств на одну тему. Выявить общее различное между произведениями на одну тему. Соотносить собственное исполнение с услышанным. | Слуховой контроль исполнения Гимна России. | А. Вивальди «Осень». | ||
5-1-3 | 1 | Искусство открывает мир. | Комбинированный. Закрепление пройденного материала по вокалу: артикуляция текста Гимна, доучивание распевных слогов, работа над единым темпом. Ознакомление с новой песней К. Кельми «Замыкая круг». | Восприятие мира через различные виды искусства. 1. Выразительные возможности музыки, литературы и живописи. 2. Понятие, что искусство и доброта образуют неразрывную связь. 3. Развитие воображения Слушание иллюстративного материала Шуман «Первая утрата». Определение средств музыкальной выразительности: тембра, лада, темпа. у обучающихся. | Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности: чисто интонировать Гимн России, правильно распределять дыхание. Найти взаимосвязь между мелодией и содержанием песни «Замыкая круг». Эмоционально реагировать на музыку Шумана «Первая утрата». | Проследить за точностью выполнения дирижерского жеста во время пения Гимна: вступление, конец фразы, заключение. | Найти стихи о музыке. | |||
5-1-4 | 1 | Искусства различны, тема едина. | Применение знаний и умений.
Слушание музыкальных фрагментов «Концерт №1» Чайковского, «Я помню чудное мгновенье» Глинки. Работа над вокальными упражнениями: цепное дыхание, четкое произношение звука «Р». Освоение синкопы в песне «Замыкая круг» Кельми. | Осмысление единства выразительных средств разных видов искусств. 1. Воздействие литературы на музыку. 2. Единство литературных и музыкальных жанров. 3. Формирование понятия о единстве выразительных средств в разных видах искусств. | Освоить систему знаний о жанрах музыки: концерт и романс. Находить общие средства выразительности в разных видах искусства (поэзия, музыка) на основе произведений Чайковского и Глинки. Выявлять рифму, ритм, динамику в пьесах «Концерт №1» и «Я помню чудное мгновенье». Освоить новую ритмическую пульсацию при вокализации песни «Замыкая круг». | Слуховой контроль за исполнением вокальных упражнений и интонации песни «Замыкая круг». определение повторов и акцентов. | Самостоятельный подбор текстов для предполагаемого романса. | |||
5-1-5 | Слово и музыка. 3 часа | (1) | Два великих начала искусства. | Сообщение новых знаний. Слушание музыки композитора Р.Шумана «Первая утрата», М.Таривердиева «Маленький принц». Разучивание вокальных упражнений на расширение диапазона голоса, закрепление песни «Замыкая круг». Работа над выразительностью исполнения. | Ознакомление детей с возможностями музыки возрождать к жизни поэтические произведения. 1. Музыкально-художественное восприятие человеческой речи. 2. Выбор поэтических жанров при создании музыкальных произведений. 3. Развитие эмоциональной отзывчивости обучающихся. | Уметь анализировать музыкальный и литературный материал «Ave Maria» и «В путь» Шуберта и «Кот Матрос» Мусоргского. Уметь говорить образно, ярким языком. Уметь исполнять песню «Замыкая круг» с разными видами аккомпанемента, использовать в речи эмоциональные, яркие выражения. | Контролировать соответствие интонации и аккомпанемента при исполнении песни «Замыкая круг». Самостоятельная работа по теме «Музыка как вид искусства» | Подбор стихов для создания детской песенки. | ||
5-1-6 | 1 | Стань музыкою слово. | Систематизация знаний. . Определение общности речи и музыки на примере басни Крылова «Квартет».У.Н.П. «Веснянка», П.И.Чайковский «Концерт № 1 для фортепиано с оркестром». Выявление интонационного ядра в этих произведениях. Интонирование распевок, канона, исполнение сольно Гимна России. | Формирование системы знаний, нацеленных на осмысление музыкальных произведений через интонационное ядро. 1. Развитие интонационного слуха. 2. Осмысление индивидуального стиля композитора на основе сравнения и сопоставления музыкального материала. | Научить воспринимать музыкальную интонацию как главный смысл художественного произведения на примере «Шествия гномов» Грига и «Квартета» Крылова. Проявлять навыки вокально-хорового исполнительства при исполнении Гимна России и песни «Замыкая круг». Точно исполнять пунктирный ритм мелодии. | Зачет по индивидуальному исполнению Гимна России. | ||||
5-1-7 | 1 | Музыка «дружит» не только с поэзией. | Проверка ЗУН. Слушание фрагментов Ф Шуберта «В путь», в.а.Моцарта «Симфония №1». Разучивание скороговорочных интонаций «Веники». Повторение песни «Замыкая круг» Кельми. Ознакомление с песней «Переменка». | Взаимопроникновение музыкальных и речевых интонаций. 1. Дифференцированное слышание отдельных компонентов музыкальной ткани. 2. Определение на слух различных жанров музыки. 3. Развитие вокально-хоровых навыков, расширение певческого диапазона. | Уметь дать определение характеру интонаций через анализ и выявление общности речи и музыки в песнях Ф.Шуберта и композиторских инструментальных произведениях. | Тест на определение вокальной и инструментальной музыки. | Импровизация | |||
5-1-8 | Песня 3 часа. | 1 | Песня – верный спутник человека. | Вводный. Работа над вокальными упражнениями: звуки «а», «и», «е» в пении. Разучивание и исполнение по группам песни «Переменка». Слушание песен Баснер «С чего начинается Родина», Р.н.п. «Среди долины ровныя» Прослеживание процесса интонационного развития и тембровой окраски. | Расширение знания об интонационной основе музыки. 1. Содействие развитию внимательного отношения к вокальным упражнениям. 2. Закреплен6ие умения индивидуального исполнительства. 3. Воспитание эмоциональной отзывчивости к музыкальным явлениям. | Уметь слышать и правильно воспроизводить голосом гласные «и», «а», «е» при пении. Уметь перестраиваться при исполнении песни «Переменка» с одной интонации на другую, выдерживать заданный темп и следить за артикуляцией, слышать и определять особенности звучания лирики в вокальной музыке, выделять наиболее яркие средства музыкальной выразительности. | Слуховой контроль за исполнением песни «Переменка» и вокальных упражнений. | |||
5-1-9 | 1 | Урок-концерт. | Закрепление ЗУН. Слушание фрагментов оперы Римского-Корсакова «Золотой Петушок» и «Карнавала животных» Сен-Санса. Сравнение выразительных и изобразительных интонаций. Исполнение вокальных упражнений «Хохотательная гимнастика». Повторение и закрепление «Переменки», слушание и разучивание песни Дунаевского «Веселый ветер». | Осмысление многообразия жанров в литературе и музыке. 1. Обобщение сходных и различных интонаций в литературе и музыке. 2. Особенности звучания изобразительных интонаций. 3. Закрепление певческих установок. | Владеть умением исполнять сольно «переменку» по цепочке. Иметь представление о характере песни «Веселый ветер». Систематизировать знания о вокальной музыке. | Следить за точным интонированием мелодии «Переменки», умением держать темп и четко произносит слова в скороговорке. Определить в музыкальной викторине предложенные музыкальные фрагменты песен. | Найти поэтические примеры изобразительных и выразителях интонаций. | |||
5-2-10 | Вокальная музыка. 7 часов. | 1 | «Мир русской песни». | Вводный. Разучивание и исполнение вокальных упражнений на унисонное звучание. Слушание, разучивание и исполнение песни Баснера «С чего начинается Родина». Слушание р.н.п: «Ах ты степь широкая», «Вечерний звон», «Среди долины ровныя». | Восприятие народного песенного творчества, как целостного образа страны. 1. познакомить с возможностями народной песни в воспитании любви к Родине. 2. приобщать детей к традиционному народному песенному творчеству, научить понимать народную мудрость. 3. продолжать работу по развитию вокальных навыков. | Умение самостоятельно исполнять песню «С чего начинается Родина» с поддержкой аккомпанемента. Воспроизведение элементов песен: мелодии, ритма, темпа, характера в произведениях «Вечерний звон», «Ах ты степь широкая». Владение навыком распевов в р.н.п. Знание особенностей национальных песен. | Работа с карточками средств выразительности. Слуховой контроль исполнения народны песен a capella. Опрос по теме «Песня». | |||
5-2-11. | 1. | «Песни народов мира». | Углубление ЗУН. Закрепление вокальных упражнений на унисонное исполнение. Исполнение песни Баснера «С чего начинается Родина». Разучивание песни Таривердиева «Маленький принц». Слушание польской н.п. «Висла», «Песни без слов» Ф. Мендельсона, «В путь» Шуберта. | Формировать диалогическую культуру школьников, умение делать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни. 1. активизировать внимание, ассоциативное мышление. 2. расширение знаний о жанре «песня». 3. развитие интереса к музыкальной культуре своего народа и других стран. | Знать правила исполнения песен в хоре. Уметь слушать и оценивать критически собственное вокальное творчество на примере песен «»С чего начинается Родина» и «Маленький принц». Сопоставлять и анализировать характер произведений: «В путь» Шуберта и «Песни без слов» Мендельсона. | Устный опрос исходных знаний по теме «Песня». Самоконтроль вокального исполнительства. | ||||
5-2-12. | 1. | «Романса трепетные звуки». | Расширение ЗУН. Использование упражнений на укрепление дыхания. Закрепление и исполнение песни «Маленький принц». Знакомство с особенностями жанра «романа». Слушание романсов «Жаворонок» Глинки, «Островок» Рахманинова, «В сияньи теплых майских дней» Шумана, Гете. | Самостоятельное приобретение знаний, применение их в размышлениях о музыке романса. 1. определение романса как жанра музыкальной миниатюры. 2. осознание смысла собственной деятельности. 3. развитие воображения, фантазии, умения активно и самостоятельно воплощать свой творческий замысел в художественной деятельности. | Уметь контролировать собственное дыхание во время пения. Находить самостоятельно наиболее выразительные исполнительские средства на примере песни «Маленький принц» Таривердиева. Выявить отличительные черты песни и романса. Определить роль аккомпанемента в романсах: «Жаворонок», «Островок», «В сияньи теплых майских дней». | Слуховой контроль исполнения песен. Устный опрос по анализу музыкальных произведений. | ||||
5-2-13. | 1. | «Мир человеческих чувств». | Систематизация знаний. Продолжение работы по развитию вокальных навыков: упражнения на совершенствование чувства ритма. Исполнение песни «Маленький принц» Таривердиева. Разучивание и исполнение песни Львовского «В стихах ничего невожможного нет». Слушание романсов С.Рахманинова «Весенние воды» и «Ночь печальна». | Формирование осознанного отношения к жизни, природе человеческих чувств на основе восприятия музыки романса. 1. Восприятие природы в романсе сквозь призму человеческого настроения. 2. Прививать чувство любви к природе посредством восприятия жанра романса. 3. Развивать чувство ритма. | Понимать разницу между темпом и ритмом. Уметь передавать ритмическую пульсацию в пластике. Выразительно исполнять песню «Маленький принц». Ощущать разницу темпов в песне «В стихах ничего невозможного нет» припева и запева. Осмысленно и эмоционально воспринимать понятия «темп», «тембр», «ритм» как средство музыкальной выразительности на примере романсов Рахманинова «Весенние воды» и «Ночь печальна». | Музыкальная викторина по теме «Романс».Взаимоконтроль исполнения песни «Маленький принц». | Подобрать стихотворение для предполагаемого романса о природе. | |||
5-2-14. | 1. | Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. | Расширение ЗУН.
Исполнение песни «В стихах ничего невозможного нет». Разучивание песни Львовского «Отчего и почему».Беседа о жанре хорового пения. Слушание муз. произведений с различным составом голосов:П.И.Чайковский «Отче наш», Д.Бортнянский «Многолетие»; Кант XVIII в. «Музы согласно», Р.н.п. «Есть на волге утес». | Осознание особенностей хоровой музыкальной культуры. 1. Показать изобразительные и выразительные возможности хора. 2. Расширить круг знаний о православной и католической храмовой музыке. 3. Развивать эмоциональную культуру обучающихся. | Уметь исполнять песню «В стихах ничего невозможного нет» в сопровождении оркестровой фонограммы. Правильно интонировать мелодию песни «Отчего и почему». Иметь представление о разновидностях хоров и составе голосов на примере Р.н.п.»Есть на Волге утес», «Многолетие», «Отче наш». Понимать разницу в исполнении православной и католической хоровой музыки. | Проконтролировать интонирование и выразительность исполнения песен. Провести музыкальную викторину по составу хоров. | ||||
5-2-15. | 1. | Что может изображать хоровая музыка. | Комбинированный. Закрепление и исполнение песни Львовского «Отчего и почему». Повторение Гимна России. Получение знаний о жанре «Кантата», вокальном творчестве Г.Свиридова. Слушание музыки из кантаты «Поэмы памяти Сергея Есенина» «Поет зима». | Осознание хорового пения как стремление людей к единению. 1. Понятие роли слова и музыки в хоровом пении. 2. Осмысление образа природы в произведении Свиридова. 3. Выявление выразительных возможностей хора в кантате. | Выразительно и точно артикулируя исполнять песню «Отчего и почему». Осознавать хор как жанр в музыкальном искусстве, его роль в кантате, виды хоров, голосов и их возможности. Иметь понятие о русском профессиональном хоровом творчестве на примере кантаты Свиридова. | Контроль за исполнением песни «Отчего и почему». Устный фронтальный опрос по теме «кантата». | ||||
5-2-16. | 1. | Заключительный урок. | Применение ЗУН. Урок-концерт. Исполнение любимых песен из репертуара полугодия. Выполнение заданий по тесту, кроссворду и музыкальной викторине. | Систематизация знаний по темам «Песня» и Хоровая музыка». 1. Определение отличий песни от романса. 2. Осмысление выразительных возможностей вокальной музыки. 3.Создание условий для формирования мыслительной деятельности. 4. Дать возможность самовыражения через вокальную творческую деятельность. | Уметь исполнять песни свободно, без напряжения в хоре и индивидуально по желанию обучающихся. Знать песенный репертуар I полугодия. Показать умение проводить обобщение полученных знаний по темам «Песня» и «Хоровая музыка». Применять знания о композиторах: Чайковском, Свиридове, Глинке, Рахманинове, Бортнянском в размышлениях о музыке. | Музыкальная викторина, тест, музыкальный кроссворд. Самоконтроль исполнения любимых песен. | П.Н.П. «Висла» | |||
5-3-17 | Опера (2 часа) | 1 | Самый значительный жанр вокальной музыки. | Вводный. Вокальные упражнения на расширение певческого диапазона голоса. Разучивание песни Беседа о голосах, составе хора. Римский-Корсаков «Снегурочка, М.Глинка финальный хор «Славься!» из оперы «Жизнь за царя2. | Воспитание положительных эмоций по отношению к русской народной песни. 1. Значение обрядовых песен в жизни русского народа. 2. Разновидности обрядовых песен в зависимости от времени года и деятельности людей. 3. Формирование исполнительской вокальной культуры. | Уметь петь легко и непринужденно, четко выговаривая текст песни.Иметь понятие, что в опере смысл передается через словесно-музыкальный синтез. | Контроль интонирования народных песен. Устный опрос по теме «Опера». | Видео фрагменты оперы «Снегурочка». | ||
5-3-18 | 1 | Из чего состоит опера. | Обобщение и систематизация ЗУН. Вокальные упражнения на экономное использования дыхания на длинных звуках. М.Глинка увертюра из оперы «Руслан и Людмила», с.Баневич финал оперы «Кай и Герда». | Приобщение детей к традиционному песенному народному творчеству. 1. Воспитание самостоятельности, желания проявлять себя в пении, плясовых движениях. 2. Определение роли трудовых песен в бытовании. 3. Развитие ансамблевого чувства исполнительства. | Знать и называть имена композиторов, авторов опер. Составляющие жанра оперы, роль литературы в опере, роль инструментальной музыки в опере. | Устный опрос. Самоконтроль исполнения. Тест по теме «Опера». | ||||
5-3-19 | Балет 2 часа. | 1 | Единство музыки и танца. | Сообщение новых знаний. Выравнивание звучания середины певческого диапазона. М.Глинки Мазурка из оперы «Жизнь за царя», 2 действие. И.Стравинский «Русская» из балета «Петрушка». | Знакомство детей с музыкальной культурой русского народа и своего края. 1. Формирование устойчивого интереса к музыкальной культуре своего народа через изучение жанра былины. 2. Приобщение к исполнительству былинных распевов. 3. Образы природы, истории, сказок в былинах. | Умение высказывать свои мысли о музыке (определять характер основных интонаций) на примере балета. Развитие умения анализировать музыкальный материал. | Слуховой контроль исполнения песен, ответы на вопросы. | П.Чайковский «Вальс цветов»- аккомпанемент на шумовых инструментах | ||
5-3-20 | 1 | «Русские сезоны» в Париже. | Образование понятий. Вокальные упражнения канонического движения на материале народных песен «Во поле береза стояла», «На горе то калина». Слушание П.И.Чайковский балет «Щелкунчик» -Вариации, Ф.Шопен «Мазурка ля минор». | Образная природа лирической народной песни. 1. Своеобразие исполнения лирических народных песен. Распевы. 2. Проявление самостоятельных вокальных навыков. 3. Тембры симфонического оркестра. | Уметь исполнять выразительно лирические народные песни с распевами на гласных и ритмическим аккомпанементом. Определение национальных мотивов. Знание тембров инструментов симфонического оркестра. | Фронтальный опрос. Контроль исполнения песен. | ||||
5-3-21 | Музыка звучит в литературе. 2 часа. | 1 | Музыкальность слова. | Актуализация ЗУН. Вокальные упражнения на развитие интонационного слуха. М.Яковлев, А.С.Пушкин «Зимний вечер», К.Глюк «Жалоба Эвридики» и оперы «Орфей и Эвридика». | Видение поэзии как самой музыкальной из форм литературы. Понять мелодичность поэзии А.С.Пушкина. | Уметь исполнять различные по характеру исторические песни. Определять самые яркие средства музыкальной выразительности. Знание стихов А.Пушкина. | Контроль исполнительства исторических песен. | |||
5-3-22 | 1 | Музыкальные сюжеты в литературе. | Коррекция ЗУН. Совершенствование ЗУН. Вокальные упражнения на расширение диапазона голоса. Разучивание и исполнение песни Варламова «Травушка». Слушание песни | Задушевность и искренность лирического самовыражения в «новой российской песне». 1. Соединение танцевально-инструментальной музыки западного образца и русского песенно-лирического канта в городской песне. 2. Связь русской поэзии с музыкой в городской песне. 3. Расширение слушательской и исполнительской копилки личных музыкальных предпочтений. | Уметь исполнять песню Варламова «Травушка» выразительно, выдерживать темп и динамику. Определение возможностей взаимопронекновения различных видов искусства. | Заполнять карточки жанров народных песен и исполнителей самостоятельно. | ||||
5-3-23 | Образы живописи в музыке. 2 часа. | 1 | Живописность искусства. | Комбинированный. Совершенствование и закрепление ЗУН. Лассо «Эхо», М.Мусоргский Картинки с выставки «Два еврея, богатый и бедный». Разучивание песни Г.Струве «Веселое эхо». | Самостоятельный анализ отдельных фрагментов музыкальной живописи. Сравнивать и анализировать музыкальную ткань. | Уметь исполнять частушки, опираясь на знание интонации, выдерживать темп, ритм, артикуляцию. Знание жанров в музыке, средств выразительности. | Самостоятельная работа. Тест. | |||
5-3-24 | 1 | Музыка – сестра живописи. | Закрепление ЗУН. . Вокальные упражнения на развитие ансамблевого слуха. Разучивание и исполнение р.н.п. «Здравствуй, гостья зима». П.Чайковский «Концерт №1 для фортепиано с оркестром К.Дебюсси «Паруса». | Восприятие музыкального искусства как части жизни человека. 1. Музицирование как способ самовыражения. 2. Отражение в музицировании всего спектра человеческих чувств. 3. Развитие импровизационного чувства. | Уметь четко и выразительно передавать характер песни «Здравствуй, гостья зима», понимать, что исполнение музыки для себя, в себе – один из способов проявления человеческих чувств. | Самоанализ вокализации. | Введение специальной музыкальной терминологии, их использование при анализе. | |||
5-3-25 | Музыкальный портрет. 1 час. | 1 | Может ли музыка выразить характер человека? | Изучение нового материала. Г.Гладков «Песня о картинах» - разучивание. Слушание М.Мусоргский опера «Борис Годунов», «Песня Варлаама». М.Мусоргский «Гном» | Музыкальная детская игра как средство познания окружающего мира. .. Развитие эмоциональной сферы через вокал и драматизацию. Формирование новых понятий. | Принимать участие в коллективном музыкальном творчестве. Проявлять инициативу в детских музыкальных играх, оказывать поддержку товарищам. Уметь эмоционально передавать характер мелодии, текстов, движений на примере игр «А мы просо сеяли», «Бояре, | Слуховой контроль исполнения детских игр-песен. Музыкальная викторина. | |||
5-3-26 | Пейзаж в музыке. 2 часа. | 1 | Образы природы в творчестве музыкантов. | Совершенствование ЗУН. Повторение песен четверти по желанию детей. Разучивание народной плясовой песни «А я по лугу»,П.Чайковский «Времена года» «Подснежник». | Соревновательно-игровое общение в развитии коммуникативных способностей детей. 1. Игровое общение и соревнование как способ осознания окружающего мира. 2. Развитие физических и эмоциональных данных обучающихся. 3. Расширение знаний о жанрах в музыке и живописи. | Уметь исполнять народные песни эмоционально, с движением, с аккомпанементом и без него. Использовать приобретенные знания движений, интонаций в игровых соревновательных ситуациях на примерах песен «А я по лугу», «Патока с имбирем» и «Журавль». | Взаимоконтроль участия в соревновательных играх-песнях. | подобрать поэтический эпиграф к музыке Чайковского. | ||
5-3-27 | 1 | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. | Обобщение ЗУН. Исполнение народных песен и репертуара четверти. Проведение музыкальных игр-хороводов, игр-плясок, игр-К.Дебюсси «Облака».М.Равель «Игра воды».соревнований. | Систематизация знаний по жанрам инструментальной музыки. 1Строение программной музыки.. 2. Развитие артистизма, фантазии, музыкального слуха. | Знать основные разновидности музыкальных жанров народной музыки. Называть и напевать песни разного характера. Уметь эмоционально рассказывать о характере, способах передачи музыкальных образов. Обобщать сведения о песнях, средствах музыкальной выразительности на примерах музыкальных фрагментов четверти. | Слуховой контроль исполнительства. Тест. Музыкальная викторина. | ||||
5-4-28 | Музыкальная живопись сказок и былин. 3 часа. | 1 | Волшебная красочность музыкальных сказок. | Вводный. | . Развитие вокально- хоровых навыков.Разучивание и исполнение песни Е.Адлера «Песня менуэта». Роль сказочной темы в искусстве. Римский –корсаков «Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко». | Точно интонировать мелодию песни «Песня менуэта» по дирижерскому жесту. Понимать и анализировать средства музыкальной выразительности в пьесе «Пляска…» | Слуховой контроль исполнения песни. | |||
5-4-29 | 1 | Сказочные герои в музыке. | Расширение ЗУН. | Цитирование как способ использования композиторами народной музыки в своем творчестве. . Повторение и закрепление песни Е.Адлера «Песня менуэта». Разучивание песни Львовского «Отчего и почему». Мусоргский «Избушка на курьих ножках», И. Сстравинский «Заколдованный сад Кощея» из балета «Жар-птица» | Уметь четко и ясно произносить скороговорочный текст песни «Отчего и почему», точно вступать после пауз и остановок. Эмоциональный отклик на музыку. Возможности музыки живописные. | Тест. Слуховой контроль исполнения песни. | ||||
5-4-30 | 1 | Тема богатырей в музыке. | Расширение и закрепление ЗУН. . | Исполнение песни «Отчего и почему». А.Бородин Симфония №2 «Богатырская», М.Мусоргский «Богатырские ворота»., «Былина о Добрыне Никитиче». Творчество Н.Римского-Корсакова. | Точно артикулировать текст песни «Отчего и почему», выдерживая заданный темп. Исполнять в группах и сольно фрагменты народных песен, знать приемы развития музыки варьирование, его особенности. Приводить примеры из музыки и других жанров искусства, где используется варьирование. Называть средства музыкальной выразительности, используемые в Музыкальных произведениях. | Самоконтроль исполнения песен, ответы на вопросы по теме урока. | ||||
5-4-31 | Музыка в произведениях изобразительного искусства. 2 часа. | 1 | «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». | Сообщение новых знаний. | . Развитие ансамблевых и вокальных навыков . детей. Разучивание песни Цветкова «Планета детства» Взаимодействие двух видов искусств. Чайковский Концерт №1 для фортепиано с оркестром. 1 часть. | Уметь точно интонировать мелодию песни «Планета детства». Знать состав оркестра народных инструментов: название инструментов, способы извлечения звука, внешний вид инструментов. . | Слуховой контроль.. | |||
5-4-32 | 1 | Хорошая живопись- это музыка, это мелодия. | Совершенствование ЗУН. Разучивание и исполнение песни Семенова «Звездная река». | Приобщение детей к традиционному песенно-инструментальному творчеству. Чюрленис «Соната моря». Творчество выдающихся портретистов. | Умение исполнять песню легким, полетным звуком, без нажима. Называть солирующие инструменты в музыкальных фрагментах и наиболее яркие средства музыкальной выразительности. | Самоконтроль вокализации. Самостоятельная работа. Музыкальная викторина. | ||||
5-4-33. | Подводим итоги. | 1 | Уроки -концерты | Совершенствование ЗУН. | . Создание условий для формирования мыслительных операций: выделение главного, умение вслушиваться в мелодическую ткань произведения. Повторение и закрепление песни Семенова «Звездная река». | Уметь исполнять сольно и в группах песню «Звездная река». Понимать своеобразие танцевальной музыки, основанной на фольклоре. Называть русские танцы и танцы других народов мира. Называть имена композиторов и исполнителей-инструменталистов. Уметь выделять из мелодии танца ритм-интонацию и исполнять ее. Сравнивать танцевальную музыку России и народов мира. | Устный опрос. Слуховой контроль исполнения песни. | |||
5-4-34 | 1 | Подводим итоги | Обобщение и систематизация знаний.
Исполнение песен года по желанию детей. Слушание фрагментов музыки четверти в музыкальной викторине. Ответы на вопросы по теме четверти. | Использование накопленных знаний в выстраивании собственной системы музыкальных предпочтений. 1. Выявление характерных особенностей музыки разных народов мира при сравнении ее с русской музыкой. 2. Усвоение определенных знаний о музыке: композиторах, исполнителях, инструментах, жанрах, средствах музыкальной выразительности. 3. Вооружение обучающихся системой опорных знаний о способах деятельности, которые обеспечат базу для самостоятельного общения с музыкой. | Уметь анализировать музыкальный материал; делать сравнение и обобщение средств музыкальной выразительности. Отличать русский фольклор от фольклора других народов мира. Называть фамилии русских и зарубежных композиторов, использовавших фольклор в своем творчестве. Знать названия музыкальных жанров народной музыки. Петь любимые песни, используя навыки, полученные в течение года. | Устный опрос. Самоконтроль исполнения. Музыкальная викторина. Тест. |
Составитель: Новодворская Н. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по музыке для 1 класса с учетом ФГОС
Календарно-тематическое планирование по музыке для 1 класса с УУД по программе Г.С.Ригиной...

Календарно - тематическое планирование по музыке для 5 класса
Календарно - тематическое планирование по предмету "Музыка", программа "Школа -2100" с учетом ФГОС....

Календарно - тематическое планирование по музыке для 6 класса
Календарно - тематическое планирование по предмету "Музыка" , программа "Школа-2100" с учетом ФГОС....
Календарно-тематическое планирование по музыке 5-7 класс
Календарно-тематическое планирование по музыке 5-7 класс Сергеевой, Критской....

Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 3 классе
Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов...

Календарно - тематическое планирование по музыке ФГОС 5 класс
В календарно - тематическом планировании два раздела: "Музыка и литература", "Музыка и изобразительное искусство"...

Календарно-тематическое планирование по музыке для 2 класса по программе Т.В.Челышевой, В.В.Кузнецовой
Календарно-тематическое планирование по музыке для 2 класса составлено на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством обра...