Примерная рабочая программа "Вокальный кружок"начального и общего образования
статья по музыке на тему

Ващенко Наталья Александровна

Программа «Вокальный ансамбль» посвящена развитию интереса к во-кальному исполнительскому искусству и овладению техники исполнения. Актуальность программы заключается в стимулировании творческой активности детей, их музыкально-эстетическом воспитании. Настоящая программа явилась результатом обобщения нескольких методических разработок: Н.Калугин «Методика работы с хором», Л.Д. Назарова «Фольклорная арттерапия» и личного опыта работы в вокальном жанре. Новизна программы позволяет гармонизовать отношения человеческой личности с окружающим миром. А также: - музыкальные занятия не только часть учебно-воспитательного процесса, но и источник творческой деятельности; - использование песенного репертуара «с целью излечения недугов душев-ных или для расширения границ самопознания»; - не обучение вокальной культуре, а приобщение к ней; - песенный репертуар - это соединение трех ипостасей - обучения, воспита-ния и психотерапевтирования. Отличия от существующих программ: - Углубляется педагогическая направленность музыкального образования, демонстрирующего единство музыкальной, вокальной, танцевальной, двигательной, изобразительной и драматической составляющих; - Формирование ориентации на успех, творческому подходу к обучению; - В репертуар введены народные песни разных регионов России и народа Коми. Учебный курс программы «Вокальный ансамбль» охватывает следую-щие образовательные области: Словесность - правильное произношение и написание названий музыкальных инструментов, терминов, определений; Культурная антропология - понятие об истории народных промыслов и ремесел России и Коми края, об истоках традиционных русских про-мыслов; Искусство - понятие о народных традициях в музыкальном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве, этике быта. Психологическая культура - понятие о способностях людей, личные качества характера, обеспечивающие успех в творческой деятельности: тренинги на выявление и формирование тех или иных качеств обучающе-гося; Физическая культура - понятие о здоровом образе жизни, профилак-тика нарушения зрения и осанки посредством тренировочных упражнений и разминок. Данная программа ориентирована на приобщение детей и подростков к музыкальному творчеству и имеет образовательный характер. Она разработана в соответствии с «Типовым положением об учреждениях дополнительного образования детей» (утверждено Министерством образования Российской Федерации от 03.06.2003 г.), которое дополняет и углубляет общеобразовательные школьные программы по предмету «Музыка».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                            Пояснительная записка

        Во внеклассной и внешкольной работе пение в вокальном ансамбле занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Такие занятия вносят свой специфический вклад в дело воспитания подрастающего поколения. Они являются одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Этот вид музыкальной деятельности имеет ряд особенностей:

    - музыкальный инструмент – голосовой аппарат – орган речи и пения;

    - коллективная природа пения;

Правильное обучение пению с детства есть массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата, развитие музыкального слуха.

Особенности работы с вокальным ансамблем обусловлены возрастными возможностями детей в восприятии и воспроизведении музыки. Знание этих возможностей – одно из условий правильной организации работы в коллективе, помогающий выбрать посильный для освоения музыкальный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься пением, определить стиль отношений.

Сохранить интерес на протяжении всего занятия и решить задачи музыкального развития поможет чередование различных форм работы при разучивании и исполнении произведений:

                - сольфеджирование;

- показ рукой движения мелодии;

- транспонирование отдельных фрагментов;

- пение с сопровождением или а капелла;

Работа по сольфеджированию начинается с показа рукой направления  движения мелодии вверх, вниз или на месте.

При пении песен без сопровождения обостряются слуховые ощущения, достигается ровность звучания, выработка красивого тембра, унисона, чувства ритма, воспроизведение  динамических оттенков.

        В занятия можно включать следующие виды деятельности:

                        - слушание музыки;

- движение под музыку;

- изучение музыкальной грамоты;

- певческая импровизация;

Можно проводить индивидуальные прослушивания учащихся с целью проверки типа голоса, диапазона, слуха, качества звукообразования, дыхания, музыкальной памяти.

 Обязательное условие – соблюдение певческой установки: прямое положение корпуса, плечи развёрнуты и опущены, живот немного втянут, мягкая атака при звукообразовании, большое значение имеет работа над дикцией.

В вокальном кружке может заниматься любой желающий ребенок, не зависимо от его музыкальных способностей. Но для участия в концертной деятельности дети должны иметь следующие данные:

-        Музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память;

-        Голос, имеющий яркий, светлый тембр;

-        Наличие эмоциональности, чувственности, интеллекта и воли;

-        Способность к сопереживанию и воображению;

-        Хорошо развитые ассоциативные центры мозга и логическое понимание.
Репертуар подбирается по трем жанровым направлениям:

-        вокальный фольклор;

-        композиторская песня ;

-        классика;

        Программа «Вокальный ансамбль» посвящена развитию интереса к вокальному исполнительскому искусству и овладению техники исполнения.

Актуальность программы заключается в стимулировании творческой активности  детей, их музыкально-эстетическом воспитании.

Настоящая программа явилась результатом обобщения нескольких методических разработок: Н.Калугин «Методика работы с хором», Л.Д. Назарова

«Фольклорная арттерапия» и личного опыта работы в вокальном жанре.

Новизна программы позволяет гармонизовать отношения человеческой личности с окружающим миром. А также:

-     музыкальные занятия не только часть учебно-воспитательного процесса, но и источник творческой деятельности;

-     использование песенного репертуара «с целью излечения недугов душевных или для расширения границ самопознания»;

-   не обучение вокальной культуре, а приобщение к ней;

-    песенный репертуар - это соединение трех ипостасей - обучения, воспитания и психотерапевтирования.

        Отличия от существующих программ:

- Углубляется педагогическая направленность музыкального образования,  демонстрирующего единство музыкальной, вокальной, танцевальной, двигательной, изобразительной и драматической составляющих;

-    Формирование ориентации на успех, творческому подходу к обучению;

- В репертуар введены народные песни разных регионов России и народа Коми.

Учебный курс программы «Вокальный ансамбль» охватывает следующие образовательные области:

Словесность - правильное произношение и написание названий музыкальных инструментов, терминов, определений;

Культурная антропология - понятие об истории народных промыслов и ремесел России и Коми края, об истоках традиционных русских промыслов;

Искусство - понятие о народных традициях в музыкальном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве, этике быта.

Психологическая культура - понятие о способностях людей, личные качества характера, обеспечивающие успех в творческой деятельности: тренинги на выявление и формирование тех или иных качеств обучающегося;

Физическая культура - понятие о здоровом образе жизни, профилактика нарушения зрения и осанки посредством тренировочных упражнений и разминок.

Данная программа ориентирована на приобщение детей и подростков к музыкальному творчеству и имеет образовательный характер. Она разработана в соответствии с «Типовым положением об учреждениях дополнительного образования детей» (утверждено Министерством образования Российской Федерации от 03.06.2003 г.), которое дополняет и углубляет общеобразовательные школьные программы по предмету «Музыка».

        Цели и задачи программы

 Цели:

-    Создание условий для развития творчества детей и реализации творческого потенциала;

- Стимулирование творческой активности ребенка и образно-эмоционального восприятия окружающего мира, развитие индивидуальных задатков и способностей;

-    Приобщение ребенка к основам музыкальной культуры на лучших образцах народного творчества, произведениях русских композиторов, а также Коми композиторов через формирование разносторонних умений и навыков грамотного пения;

-     Использовать в своей будущей деятельности полученные знания, умения и навыки.

Задачи:

Музыкально-образовательные, содержащие сведения общего характера, воспитательные, формирующие, личностные качества ребенка, специальные, связанные с образовательным процессом.

Обучающие:

  1. научить   грамотно   и   выразительно   исполнять   произведения   различной тематики;
  2. научить теоретическим и практическим знаниям;
  3. научить применять полученные знания на практике - поведение на сцене, работа с микрофоном, пение под фонограмму.

Воспитывающие:

  1. воспитать уважение к культуре родного края,  к языку и национальным
    ценностям страны, в которой он проживает;
  2. воспитать чувство любви и гордости к своей Родине;
  3. воспитать        ответственность,        дисциплинированность,       трудолюбие, коммуникабельность

Развивающие:

1       развить музыкальный гармонический слух, ритм и память,

  1.  развить голосовые возможности, диапазон и исполнительские навыки;
  2.  развить творческие способности и художественные вкус.

Организационно - педагогические основы обучения

Программа рассчитана на 3 года. Группа формируется из всех желающих.

Занятия проводятся на базе МОУ «СОШ №13» после общеобразовательных уроков. Продолжительность каждого занятия - 40 минут с перерывом 10 минут.

Формы проведения занятий - групповая и индивидуальная. Индивидуальная работа проводится как с одаренными детьми, так и с детьми, испытывающими затруднения, но с большим желанием заниматься народным вокалом.

  1. год обучения - 4 раза в неделю.   Группа формируется из 10-15 человек.(5-7 классы);
  2. год обучения - 4 раза в неделю. Группа состоит из 10-15 человек

 (5-7 классы);

  1. год обучения -4 раза в неделю. Группа состоит из 10-15 человек (5-7 классы).

Программа учитывает уровень музыкального развития учащегося. Также кроме групповых и индивидуальных форм проведения занятий предусматривает сводные репетиции, на которых присутствуют все участники коллектива. Ведется подготовительная работа к концертной деятельности, вводятся дополнительные репетиции. Дети участвуют в городских фестивалях, школьных концертах, а также выезжают с концертами за пределы школы.

Программа предусматривает посещение концертов вокальных коллективов городского уровня и коллективов, гастролирующих из других городов.

Продолжительность образовательного процесса

Год обучения

Количество часов в неделю

Всего за год

1

4

140

2

4

140

3

4

140

Рекомендуемое расписание

ПН

ВТ

СР

ЧТ

ПТ

СБ

группы

13:00-13:40

13:00-13:40

13:00-13:40

12:50-13:30

I

всем

всем

индивид.

  сводная

составом

составом

работа

Репетиция

Методическое обеспечение

Образовательная программа по вокальному творчеству предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся.

Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всей группе обучающихся. При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень развития музыкальных способностей обучающихся. В ходе таких занятий учащиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объему задания.

Индивидуальная форма используется, как правило, в работе с сильными и слабыми учащимися; предполагает оказание помощи педагога, которая позволит, не уменьшая активности обучающегося, содействовать выработке различных певческих навыков.

Групповая работа позволяет обучающимся перенимать друг у друга различные певческие навыки, подстраиваться друг под друга, уравновешиваться в силе звука с остальными исполнителями. Такая форма работы помогает развитию самооценки обучающегося.

Формы учебных занятий

Образовательная программа предполагает использование классических и нетрадиционных форм занятий

Типы классических занятий, используемых в процессе обучения:

  1. Вводное занятие;
  2. Изучение и первичное закрепление нового материала;
  3. Оценка и проверка, коррекция знаний;
  4. Комплексное применение знаний, умений и навыков;
  5. Обобщение и систематизация знаний;
  6. Комбинированное занятие.

Нетрадиционные формы проведения занятий в процессе обучения:

-    Занятие-игра;

-    Занятие-путешествие;

-    Занятие-конкурс;

-    Занятие-фантазирование.

В процессе реализации образовательной программы «Вокальная студия» используются следующие технологии обучения и воспитания:

<§> Технология коллективного взаимообучения. Основные принципы данной системы: коллективизм, самостоятельность и коммуникабельность - все учат каждого и каждый учит всех. Применение этой технологии позволяет развивать у обучающихся мышление и память, тренировать все виды памяти, чувствовать себя эмоционально раскованно, комфортно:

<§> Технология коллективного творческого воспитания. Способствует воспитанию общественно активной творческой личности, мотивом деятельности которой является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию.

<§> Технология адаптивной системы. Способствует обучению приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, а также приему исследовательской деятельности; помогает в создании дифференцированных условий для усвоения учебного материала обучающимися: одаренные развивают свои способности, слабые получают помощь,

<§>Технология разноуровневого обучения. Позволяет определить время обучения, соответствующее личным способностям и возможностям обучающихся;

<§> Технология игрового обучения. Предполагает использование в процессе разнообразных игр: сюжетно-ролевых, состязательных и др., в ходе которых обязательным является: самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей обучающегося, познавательных и творческих навыков, применение знаний на практике;

<§> Личностно ориентированная технология. Главным принципом является гуманистическая направленность. Основной задачей личностно ориентированной технологии является оказание содействия человеку в определении и коррекции отношения к самому себе, окружающему миру, другим людям. Таким образом,  существуют две позиции, представляющие новый взгляд на личность:

  -   Каждый ребенок талантлив;

 -  Приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство и т.д.).

Методика работы с детскими коллективами подчиняется основным принципам дидактики, которые выражаются в следующих категориях:

-  Соответствие  содержания   методики   обучения   и   воспитания   детей   уровню общественного развития;

--  Связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;

-        Комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;

-        Постоянство требований и систематическое повторение действий;

-        Сочетание единства требований и уважение к личности каждого воспитанника,

-        Увлеченность и интерес;

-   Активность, сознательность и самостоятельность обучающихся.

 - учет реальных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Данная методика выдвигает собственные принципы:

-     Единство эмоционального и сознательного;

-     Единство художественного и технического;

  -       Единство     развития     коллективных     свойств     в     области     музыкального исполнительства и личностной индивидуальности каждого ребенка.

Дидактические закономерности обучения с учетом специфики работы с детьми характеризуются такими качествами, как:

- Зависимость результатов обучения от регулярности и систематичности занятий;

- Осознание целей обучения;

-  Значимость для детей усваемого репертуара;

- Сложность произведений,

- Профессионализм преподавателя.

Методика   работы   с  детскими   коллективами   подразумевает  также   и   другие закономерности обучения:

- Психологические - зависимость результатов обучения от интереса к занятиям, возрастных особенностей детей, стойкости внимания, уровня развития памяти;

- Социологические - зависимость каждого обучающегося от всего коллектива;

- Коммуникативные - зависимость успешной деятельности коллектива от взаимодействия его с руководителем;

- Организационные - зависимость результатов от работоспособности занимающихся в коллективе, состоянии здоровья, расписания, времени суток, погодных условий

Личностно-ориентированные     технологии      развивающего      обучения

подразумевают вовлечение детей в различные виды активной деятельности, методы сочетания рационального и эмоционального. Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности ребенка и их реализацию.

Необходимо отметить тесную связь вышеперечисленных принципов между собой и взаимное проникновение их друг в друга.

Дидактический материал

 - Карточки: «Жанры в музыке», «Различие тембра в музыке», «Музыкальные термины», «Нотная грамота», «Музыкальная викторина»;

- Стенды: «Симфонический оркестр», «Коми народные инструменты», «Русские народные инструменты», «Музыкальные термины». «Портреты композиторов»,

 -  Стихи  и  загадки;       

    - Видеоматериалы с записью выступлений артистов-вокалистов и собственными выступлениями обучающихся;

-   Аудио записи с песнями различных жанров.

Характеристика программы

Тип - дополнительная;

Направленность - художественно-эстетическая;

Вид - модифицированная;

Классификация - по признаку: общепрофессиональная - специализированная;

По характеру деятельности - развивающая художественную одаренность;

По возрастному принципу - разновозрастная;

По масштабу действия - учрежденческая:

По срокам реализации - 3 года.

                                    Ожидаемые результаты

После окончания первого года обучения обучающийся должен  

ЗНАТЬ:

Средства музыкальной выразительности - мелодия, гармония, лад, темп, ритм, динамика, размер.

                                                                                    УМЕТЬ:

-   исполнять одноголосные хоровые песни; малообъемные песни;

-  петь естественным звуком, чисто интонируя, в унисон;

-  петь в ансамбле;        

    По окончании второго года обучения обучающийся должен

 ЗНАТЬ:

-  различные    жанры   песни:    плясовая,    хороводная,    лирическая, трудовая, частушка, обрядовые песни;

-  известных вокалистов;

УМЕТЬ:

- исполнять двухголосие;

- владеть дикцией, артикуляцией;

- петь а capella;

- владеть цепным дыханием;

По окончании третьего  года обучения обучающийся должен  

ЗНАТЬ:

- аккордно-гармонический строй песни;

-основы развития грудного и головного регистра;

- певческие голоса;

УМЕТЬ:

- импровизировать сценический образ;

- сочетать движение с пением;

- использовать полученные навыки во время выступления на сцене.

Модель выпускника

   Ученик, прошедший курс обучения по дополнительной программе «Вокальный ансамбль» должен

ЗНАТЬ:

- жанры вокальной музыки;

- средства музыкальной выразительности;

- музыкальные формы;

- известных исполнителей и исполнительские коллективы;

- вокальное творчество народов разных регионов России, коми народа;

УМЕТЬ:

- петь естественно, мягко, прикрытым звуком, с хорошей дикцией;

- петь с сопровождением музыкальных инструментов, а capella, под фонограмму, выразительно  передавая образ;

- импровизировать индивидуально и в ансамбле;

- на сцене артистично исполнять вокальные произведения, пользоваться микрофоном.

                                      Форма подведения итогов

Формой подведения итогов является концертная деятельность: участие в городских фестивалях и конкурсах, а также открытые занятия и школьные концертные мероприятия.

                                    Условия реализации программы

Для успешного усвоения дополнительной образовательной программы «Вокальный ансамбль» помимо методических пособий и дидактических материалов необходим учебный кабинет, оборудованный рабочими местами, имеющий естественное и искусственное освещение. соответствующее санитарно-эпидемиологическим нормативам; оснащенный учебной доской и. желательно:

1.      инструменты: фортепиано, синтезатор;

2.      пюпитр;

3.        музыкальный центр с основными функциями: аудио, СD , МРЗ и т.д.

4        видеомагнитофон;

  1. литература методическая, нотная;
  2. носители - аудио, видео, СD и т.д.;
  3. усилитель;
  4. колонки;
  5. микрофоны:

                   

     Учебно-тематический план

I. Первый год обучения

Наименование разделов и тем

Всего часов

часов

теория

практика

Вокально-хоровая работа

1.

Пение произведений

90

90

Народная песня

10

5

5

Композиторская песня

20

5

15

Классика

10

5

5

1.2

Пение учебно –тренировочного материала

20

10

10

1.3.

Пение импровизаций

10

-

10

1.4.

Индивидуальная работа по постановке дыхания и голоса

20

-

20

2

Слушание музыки

10

5

5

3

Музыкальная грамота

10

10

-

4.

Воспитательная работа

20

10

10

5

Работа с родителями

10

-

10

Всего:

140

50

90

II. Второй год обучения

Вокально-хоровая работа

6.

Пение произведений

90

90

Народная песня

10

5

5

Композиторская песня

20

5

15

Классика

10

5

5

6.2

Пение учебно –тренировочного материала

20

10

10

6.3

Пение импровизаций

10

-

10

6.4

Индивидуальная работа по постановке дыхания и голоса

20

-

20

7.

Слушание музыки

10

5

5

8.

Музыкальная грамота

10

10

-

9.

Воспитательная работа

20

10

10

10.

Работа с родителями

10

-

10

Всего:

140

50

90

III. Третий год обучения

Вокально-хоровая работа

11.

Пение произведений

90

90

Народная песня

10

5

5

Композиторская песня

20

5

15

Классика

10

5

5

11.1

Пение учебно –тренировочного материала

20

10

10

11.2

Пение импровизаций

10

-

10

11.3

Индивидуальная работа по постановке дыхания и голоса

20

-

20

12.

Слушание музыки

10

5

5

13

Музыкальная грамота

10

10

-

 14.

Воспитательная работа

20

10

10

15

Работа с родителями

10

-

10

Всего:

140

50

90

 

           Содержание программы первого года обучения

Раздел 1  Вокально - хоровая работа (90 час)

-Ознакомление с правилами пения и охраны голоса,

- развитие музыкально- певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, мышления, памяти, эмоциональности;

- обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку;

    1.1 Пение произведений

        Народная песня. (10 часов)

-раскрытие значения народной песни как выразительницы

 исторического прошлого народа, его труда, быта, дум, чаяний;

        Композиторская песня (20 часов)

- раскрытие содержания музыки и текста,  актуальности песни;

- разбор замысла интерпретации исполнения песни;

         Классика (10 часов)

- образная беседа об  исторической эпохе, в которую жил и творил композитор;

   1.2.Пение учебно-тренировочного материала(20 часов)

- образное доступное раскрытие каждого нового упражнения и его роли для музыкально-певческого развития каждого ребёнка

   1.3.Пение импровизаций (10 часов)

-показ возможных вариантов певческих импровизаций;

 - импровизации на короткие стихотворные тексты;

   1.4.Индивидуальная работа по постановке дыхания и голоса (20 часов)

- развитие голосовых данных, распевки, умение управлять голосовым аппаратом;

- умение эмоционально и выразительно преподнести исполняемый материал;

                        Раздел.2.Слушание музыки (10 часов)

- слушание вокально-хоровых и инструментальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку;

- формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального произведения, введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариации;

- краткий рассказ о музыкальном произведении и его авторе;

- прослушивание произведения;

- анализ музыкально-выразительных средств данного произведения;

                        Раздел 3. Музыкальная грамота (10 часов)

- ознакомление с основными средствами музыкальной выразительности: мелодией, гармонией, ладом, темпом, ритмом, размером, динамикой;

- связь музыкальной грамоты с пением учебно-тренировочного материала;

- формирование слуховых представлений, связанных с ощущением лада;

- обучение пению по нотам с показом направления движения;

             

                            Раздел 4.Воспитатеьная работа (20 часов)

               -  подготовка и проведение праздников;

           -  выездные занятия;

               - участие в школьных мероприятиях, шефских концертах, городских фестивалях;

                      Раздел 5. Работа с родителями.(10 часов)

        - родительские собрания;

        - частные беседы с родителями отдельных учеников;

        - участие родителей в подготовке мероприятий;

        

         

                 Содержание программы второго года обучения

Раздел 1  Вокально - хоровая работа (90 час)

    1.1 Пение произведений

        Народная песня. (10 часов)

- использование народной песни для формирование у учащихся партиотизма и интернационализма;

        Композиторская песня (20 часов)

- раскрытие содержания музыки и текста,  актуальности песни;

- разбор замысла интерпретации исполнения песни;

          Классика (10 часов)

- анализ произведения и его интерпретация;

- образная беседа об  исторической эпохе, в которую жил и творил композитор;

   1.2.Пение учебно-тренировочного материала(20 часов)

- распевания и упражнения для развития дыхания, гибкости голоса, ровности звучания по тембру;

   1.3.Пение импровизаций (10 часов)

- показ возможных вариантов:

   обучение импровизации в процессе пения, импровизация  « цепочкой»

   1.4.Индивидуальная работа по постановке дыхания и голоса (20 часов)

- - развитие голосовых данных, распевки, умение управлять голосовым аппаратом;

- умение эмоционально и выразительно преподнести исполняемый материал;

- работа над артикуляцией;

                        Раздел.2.Слушание музыки (10 часов)

- привлечение нового музыкального материала (вокальной и инструментальной  музыки);

- формирование слушательской культуры учащихся;

                        Раздел 3. Музыкальная грамота(10 часов)

- закрепление навыков, умений, навыков, полученных на предыдущих занятиях;

        

                       Раздел 4..Воспитатеьная работа.

       Подготовка и проведение праздников. (20 часов)

          -выездные занятия;

             - участие в школьных мероприятиях, шефских концертах, городских фестивалях;

                      Раздел 5. Работа с родителями.(10 часов)

        - родительские собрания;

        - частные беседы с родителями отдельных учеников;

        - участие родителей в подготовке мероприятий;

 

           Содержание программы третьего года обучения

Раздел 1  Вокально - хоровая работа (90 час)

    1.1 Пение произведений

        Народная песня. (10 часов)

- раскрытие особенностей народной песни (лада, метроритма, голосоведения, содержания, структуры);

- использование народной песни для формирование у учащихся партиотизма и интернационализма;

        Композиторская песня (20 часов)

- раскрытие содержания музыки и текста,  актуальности песни;

- разбор замысла интерпретации исполнения песни

       Классика (10 часов)

- образная беседа об  исторической эпохе, в которую жил и творил композитор;

- анализ произведения и его интерпретация;

    1.2.Пение учебно - тренировочного материала(20 часов)

- разучивание и впевание упражнений;

- индивидуальные и групповые проверки;

- формирование самоконтроля;

   1.3.Пение импровизаций (10 часов)

    - сочинение подголосков к теме;

   1.4.Индивидуальная работа по постановке дыхания и голоса (20 часов)

- развитие навыков исполнения песни под фонограмму;

- развитие индивидуальных голосовых данных;

                        Раздел.2.Слушание музыки (10 часов)

- формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения;

- прослушивания музыкальных  произведений с использованием иллюстраций к ним из области изобразительного искусства и литературы;

                        Раздел 3. Музыкальная грамота (10 часов)

- чтение нот в любых тональностях;

- свободная ориентация в нотных текстах;

                         Раздел 4. Воспитатеьная работа

       Подготовка и проведение праздников (20 часов)

        - выездные занятия,

            - участие в школьных мероприятиях, шефских концертах, городских фестивалях;

                      Раздел 5. Работа с родителями (10 часов)

        - родительские собрания;

        - частные беседы с родителями отдельных учеников;

        - участие родителей в подготовке мероприятий;

Оценка качества учебно-воспитательного процесса

Оценка проводится в конце каждого учебного года и фиксируется в диагностической карте, в которой отмечаются итоги всех срезов знаний, проведенных во время промежуточного контроля, а также личностный потенциал обучающегося.

Диагностическая карта учебно-воспитательного процесса - 3 года обучения - содержит следующие показатели:

  • уровень обученности по окончании 1-го и 2-го года обучения;
  • оценка приобретенных знаний, умений и навыков;
  • творческие достижения.
  • личностный потенциал обучающихся.

Личностный потенциал обучающихся в свою очередь включает в себя сформированность:

^        отношения к труду;

^        отношения к сверстникам;

^        коммуникабельности.

^        дисциплинированности;

^        воспитанности.

Целью педагогического контроля является оценка состояния учебно-воспитательного процесса в соответствии с планируемым; коррекция процесса и выстраивания индивидуальной линии развития каждого обучающегося

Диагностика

Воспитательная работа

Необходимым условием в формировании и развитии личности являются умеренные трудности в сфере жизнедеятельности. Занятия музыкой при правильной организации учебно-воспитательного процесса способны развить у ребенка чувство долга и ответственности, волевую устремленность, уважение к своим товарищам. Длительное проявление этих качеств делает их стойкими чертами характера человека.

Занимаясь сценической деятельностью, ребенок приобретает:

  • навыки коммуникативного общения;
  • навыки саморегуляции.
  • самопрезентации.
  • уверенности в себе;

А также обучается приемам самовыражения, то есть учится выражать собственную индивидуальность

Работа с детским коллективом опирается на педагогику в определении методов, которые можно классифицировать по источнику информации и характеру деятельности - словесные, наглядные, практические, а также по назначению и дидактическим задачам - восприятие, приобретение знаний, формирование умений и навыков, запоминание, применение знаний, повторение, контроль. При этом критерий выбора методов в контексте специфики работы с детским коллективом основан на особенностях учебного .материала (сложности и новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а также индивидуальности педагога.

Результат:

воспитание    организационных    качеств    личности    детей,    собранности    и ответственности;

обученность детей в плане овладения элементами исполнительской техники, навыкам игры (пения):

развитие  музыкально-эстетического  вкуса  обучающихся  и  их эстетического отношения к музыкальному искусству.

Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности обучающихся за качество исполнения собственной партии, достижения исполнительской точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, специфике

тембрового звучания, что спосооствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.

Воспитательная работа обучающихся проводится в процессе индивидуальных занятий, на концертах, на родительских собраниях с концертом или лекцией, фестивалях, конкурсах, при посещении выставок, театра.

Участие кружковцев совместно с родителями в мероприятиях, проводимых в кружках, факультативах:

«День именинника» - проводится 1 раз в четверть (конкурсы, игры, чаепитие); «Семейный праздник» - проводится 2 раза в год (конец декабря, конец апреля); подготовка к Новому году и 8 Марта; беседы этического характера, беседы о здоровом образе жизни;

В школе:

участие обучающихся в школьных концертах, КВН -ах;

участие в городских конкурсах и фестивалях;

посещение концертов, спектаклей, театрализованных представлений и концертов

с участием детей их других школ.

Работа с родителями

-  проведение   родительских   собраний   (сентябрь)   -   знакомство   с     работой, программой обучения;.  Проведение анкетирования для родителей:

       «Самодиагностика родительского отношения к детям» - для родителей

детей 1-го года обучения; «Мой ребенок занимается в кружке, факультативе» - для родителей детей 2-го и 3-го годов обучения,  проведение бесед с родителями с целью выявления некоторых особенностей в

развитии детей (ноябрь); проведение родительских собраний с целью           выявления проблем в обучении,

посещение занятий (январь),

проведение родительских собраний по итогам обучения детей (май);

проведение  консультаций  воспитательного  и учебного  характера (в течение года,

привлечение родителей к организации и проведению досуговых мероприятий, участие в подготовке к концертам.

Список используемой литературы для педагогов

  1. Алиев   Ю.Б.,    Белобородава    В.К.,    Ригина   Г.С.    «Музыкальное    восприятие школьников», М.,1954 г.;
  2. Илмазов Е.И., Орлова Н.Д. «О неточной интонации у школьников и путях ее исправления». Под ред. Румер М.А. М., 1960 г.Багадуров В.Л., Орлова Н.Д., Сергеев Л.Л. «Начальные приемы развития детского
    голоса». М., 1975 г.;
  3. «Большая книга тестов», М. «Росмэн», 2004 г.,
  4. Березина В.Е. «О работе в условиях дифференцированного и разноуровневог обучения», 2001 г.;
  5. «Внешкольник», журнал;
  6. «Вопросы системы обучения пению. Институт художественного воспитания». Под ред. Румер М.А. - «Известия Академии педагогических наук РСФСР», выпуск ПО. М., 1960 г.;
  7. «Вопросы вокальной педагогики». Журнал. Выпуск 1. М., 1962 г.;
  8. «Воспитание школьника», научно-методический журнал, М., «Школьная пресса»;
  9. «Детский голос. Экспериментальные исследования». Под ред. Шацкой В.Н. М., «Педагогика», 1970 г.;
  10. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». М., 1968 г.;
  11. Добровольская Н.Н.. Орлова Н.Д. «Что надо знать учителю о детском голосе». М.,1972 г.;
  12. «Дополнительное образование», журнал;

  1. Емельянов В.В. «Развитие голоса». СПб., 2000 г.;
  2. «Завуч», журнал;

  1. Калугин Н.В. «Методика работы с русским народным хором»;
  2. «Классный руководитель», журнал;
  3. Королева З.И. «100 графических тестов», М. «Эксмо», 2003 г.;
  4. Левидов ИИ. «Охрана и культура детского голоса». СПб, 1969 г.;
  5. Морозов В.П. «Вокальный слух и голос». М.-СПБ., 1965 г.;
  6. Морозов В.П. «Тайны вокальной речи». М.-Л., 1967 г.;
  7. Назаренко И.К. «Искусство пения». М., 1978 г.;
  8. Назарова Л.Д. «Фольклорная арттерапия»;
  9. «Народное творчество», журнал;
  10. «О детском голосе». Под ред. Орловой Н.Д. М., 1976 г.;
  11. «О детском голосе». Под ред. Орловой Н.Д. М., «Просвещение» 1966 г.;
  1. Орлова Н.Д. «Развитие голоса девочек. (О возрастных изменениях)». Москва,
    1960 г.;
  1. «Просвещение», научно-методический журнал;
  1. «Развивающие игры для младших школьников», Москва «Академия холдинг», 2002 г.;
  2. «Развитие  детского   голоса.   (Материалы   научной   конференции   по   вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи.)» Под ред. Шацкой В.Н. М., 1960 г.;
  3. Солодовникова  Р.В.   «Интеграция  развивающих  технологий  в  традиционную систему обучения». Москва «Учитель» Выпуск №6, 2006 г.;
  1. «Сценарии праздников хтя детей и взрослых», Москва ООО «Мир книги», 2002 г.;
  1. Шацкая В.Н. «Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества». М.,1975 г.
  2. Юдина     Е.И.     «Азбука     музыкально-творческого     саморазвития».     Москва «Аквариум», 1997 г.



Предварительный просмотр:

Диагностическая карта определения качества обучения для первого года обучения

(промежуточный контроль)

№ п\п

Ф.И. обучающегося

Параметры для определения оценки качества обучения на контрольном занятии

Основы физиологии пения и речи

Певческая установка

Дыхание

Дикция, артикуляция

Звукообразование

Звуковедение, фразировка

унисон

ансамбль

Исполнение вокальных упражнений

Выразительность исполнения

Показатель личных достижений

Результат

1.

2.

5 баллов – высокий уровень усвоения учебного материала;

4 балла – средний уровень усвоения учебного материала;

3 балла – низкий уровень усвоения учебного материала;

Общее количество баллов: 45 - 50  - высокий уровень усвоения программы;

                                     38  - 44 – средний уровень усвоения программы;

                                     37 и менее – низкий уровень усвоения программы;



Предварительный просмотр:

Диагностическая карта определения качества обучения для второго года обучения

(промежуточный контроль)

№ п\п

Ф.И. обучающегося

Параметры для определения оценки качества обучения на контрольном занятии

Дыхание

Дикция

Звукоизвлечение

Манера исполнения

Двухголосие

Звуковедение, фразировка

Соединение пения с движением

ансамбль

Исполнение вокальных упражнений

Показатель личных достижений

Результат

1.

2.

 

                 5 баллов – высокий уровень усвоения учебного материала;

                 4 балла – средний уровень усвоения учебного материала;

                 3 балла – низкий уровень усвоения учебного материала;

                        Общее количество баллов: 45 - 50  - высокий уровень усвоения программы;

                                                             38  - 44 – средний уровень усвоения программы;

                                                              37 и менее – низкий уровень усвоения программы;



Предварительный просмотр:

Диагностическая карта определения качества обучения для третьего года обучения

(промежуточный контроль)

№ п\п

Ф.И. обучающегося

Параметры для определения оценки качества обучения на контрольном занятии

Дыхание

Дикция

Пение а капелла

Манера исполнения

Многоголосие

Звуковедение, фразировка

Пение с фонограммой

ансамбль

Исполнение вокальных упражнений

Показатель личных достижений

Результат

1.

2.

5 баллов – высокий уровень усвоения учебного материала;

4 балла – средний уровень усвоения учебного материала;

3 балла – низкий уровень усвоения учебного материала;

Общее количество баллов: 45 - 50  - высокий уровень усвоения программы;

                                     38  - 44 – средний уровень усвоения программы;

                                     37 и менее – низкий уровень усвоения программы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Некоторые аспекты формирования УУД и их роль на начальной ступени общего образования»

Новый подход к обучению..Преемственность в обучении. Формирование умения учиться, как ключевой приоритет непрерывного образования Характеристики универсальных учебных действий младших школьников. Связ...

Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс

Рабочая программа  по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по  литературе для 9  класса к учебнику под...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Методическая разработка изучения запросов и образовательных потребностей родителей учащихся начальной ступени общего образования.

Методическая разработка изучения запросов и образовательных потребностей родителей учащихся начальной ступени общего образования....

Статья на тему: "Преемственность в рамках дифференциации между начальным и общим образованием".

Статья на тему: "Преемственность в рамках дифференциации между начальным и общим образованием"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Уровень общего образования: среднее общее образование 10-11 класс.

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ  Уровень общего образования:среднее общее образование  10-11 класс.Рабочая программа составлена на основе федерального государстве...