Статья на тему: "Преемственность в рамках дифференциации между начальным и общим образованием".
статья по теме

Статья на тему: "Преемственность в рамках дифференциации между начальным и общим образованием".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность в рамках дифференциации между начальным и общим образованием.

В основе ФГОС лежит принцип «Единство  преемственности и развития».

Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и  оценивать свои достижения – научить учиться.

Путь достижения этой цели – формирование  у учащихся  универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Цель начальное общего образования - учить ученика учиться.

Цель основного общего образования - учить ученика учиться в общении.

Преемственность  – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а  не  игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

Качества, которые должны быть у ребенка на выходе из школы для его успешности в современной жизни  

  • Умение ставить цель и добиваться ее
  •  Умение адаптироваться к ситуации
  • Умение общаться
  • Умение ориентироваться в мире
  • Самостоятельно добывать и применять знания
  • Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком
  •  Сохранить здоровье …

Для успешной адаптации необходимо:

  • учитывать психологические особенности 10-12 летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которой ребенок перешел в 5-й класс;
  • анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
  • создать педагогические условия, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать средства и способы действий, освоенные в  начальной школе.

Перед тем, как взять 5 класс я обязательно посещаю уроки в начальной школе с целью как можно глубже изучить детей.

На уроках математики с 5 класса я провожу следующие мероприятия:

  1. Создание ситуации успеха.

      Важно, как можно быстрее, запомнить имена детей. «Ничто не ласкает человеческих слух, как называние имени его», -считает американский психотерапевт Эрик Берн.

      Опора на похвалу, на одобрение, на ласковый тон. «Умница», «Молодец». Ведь подростковый период – это переплетение детскости и взрослости, обостренное чувство собственного достоинства.
     Нравятся детям задания  с взаимопроверкой. Дети решают задания затем проверяют друг у друга, выставляют оценки (критерии оценивания учитель заранее пишет на доске).
     2. Работа в группах (парах).

Кстати сказать, современная психология утверждает: эффективность обучения составляет 10% - если ученики только читают глазами; 26% - если слышат объяснение учителя; 30% - если видят наглядно представленный материал; 50% - если видят и слышат; 80% - если в работе опираются на личный опыт; 90% - если делают совместно; 95% - если обучают других.
           В процессе этой работы повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка; происходит обсуждение одной информации с несколькими детьми, тем самым обеспечивается более прочное усвоение знаний. В этой связи изменяется и моя роль, роль учителя, в учебном процессе. Моя задача состоит в том, чтобы организовать работу групп (пар) в нужном направлении, оказывая им помощь, если будет необходимость.
           Нельзя не отметить и другую сторону этой работы: умение общаться в процессе обучения переходит на общение детей в жизни, Такие виды работ формируют коммуникативные учебные действия: умение слушать и говорить, вступать в диалог, контактировать, корректировать действия партнера.

  1. Необычное начало уроков.

Хорошую привлекательность урокам, может стать необычное начало урока: небольшая викторина или занимательная задача.

  1. Дифференцированный подход.

Ни одному ученику не должен быть скучно на уроке! А скука возникает либо из - за непонимания материала, либо из - за его чрезмерной легкости. Понятие «легко» и «сложно» относительны и зависят от уровня общего развития учащихся. Значит, каждому ученику необходимо предоставить возможность работать в том темпе, который определяется его индивидуальными особенностями.

 При изучении новой темы я обычно стараюсь излагать материал предельно простым языком, максимально доступным всем учащимся, разбирать простейшие примеры и задачи. Но, как показывает опыт, в классе всегда найдутся учащиеся, не до конца разобравшиеся в материале. Для них учитель повторяет объяснение. А сильные учащиеся решают более сложные, нестандартные задачи по данной теме.

  1. Дифференцированное домашнее задание.

Домашнее задание не оставляем на самый конец урока,  его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению.

Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.

Таким образом, все перечисленное позволяет ребенку чувствовать себя не зажатым «от сих до сих», а получать возможность проявлять все ранее накопленные знания и на этой основе приобрести знание новое в результате самостоятельного мышления, поиска, решения. 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Некоторые аспекты формирования УУД и их роль на начальной ступени общего образования»

Новый подход к обучению..Преемственность в обучении. Формирование умения учиться, как ключевой приоритет непрерывного образования Характеристики универсальных учебных действий младших школьников. Связ...

Проблемы преемственности между начальным и основным образованием.

Педагоги,психологи,ученые довольно часто размышляют о проблемах преемственности. Обеспечение непрерывности в образовании, создание условий успешно адаптации учащихся при переходе от одной ступени обра...

Примерная рабочая программа "Вокальный кружок"начального и общего образования

Программа «Вокальный ансамбль» посвящена развитию интереса к во-кальному исполнительскому искусству и овладению техники исполнения. Актуальность программы заключается в стимулировании творческой актив...

Открытый урок в рамках преемственности между начальной и средней школой в 5 классе «Словосочетание. Строение словосочетания. Связь слов в словосочетании».

    В основе урока в соответствии с требованиями ФГОС лежит системно-деятельностный подход. В ходе изучения учебного материала создаются условия для возникновения потребности включени...

Статья "Преемственность в процессе преподавания русского языка между начальной школой и средним звеном"

Статья о важности преемственности между начальной школой и средним звеном...

Методическая статья на тему: "Преемственность в оценивании образовательных результатов и достижений обучающихся начальной и основной ступеней образования по предмету физическая культура."

В данной статье представлен материал по оцениванию на уроках физической культуры. Переход детей из одних педагогических рук в другие - сложный момент в жизни ребенка. Взаимодействие учителей нача...