Музыка Востока
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

Конспект урока с самоанализом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_muzyka_vostoka.docx24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: « Музыка Востока в  творчестве русского композитора»

Цель: проанализировать своеобразие музыкального языка. Выявить интонационно-ритмические особенности русской и восточной музыки. закрепить представления о поэтизации Востока русскими композиторами

Задачи:

1. Закрепить и расширить ранее полученные знания об особенностях музыкального языка народов России;

2. Выявить особенности претворения «восточной темы» в русской культуре 19 века.

3. Развивать навыки анализа музыкальных произведений; развивать ассоциативное мышление, устанавливать интонационно-образные связи музыки с литературой и изобразительным искусством; творческие навыки

4. Воспитывать уважение к различным мировым культурам.

Музыкальный материал:

1.      «Во поле береза стояла» - исполнение , анализ;

2.      «Восточная мелодия» - слушание, ритмопластическое  изображение  на  бумаге;

3.      Симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова Шехеразада (1часть, фрагмент, Шехеразады);

Оборудование:

портреты композитора  Н. Римского-Корсакова,

музыкальный центр,

компьютер,

медиа-проектор;

в ходе урока использован дидактический материал, представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP (слайды на тему "Василий Верещагин. Восток.”,  слайды "Дивный восток” на музыку, сочинённую ученицей и слайд "Особенности музыкального языка”).

ХОД УРОКА

I.  Организационный момент.

- Доброе утро, ребята.  Я принесла  вам необычный подарок  - это  книга, но она не простая. Она  хранит  много секретов. Нам предстоит прочесть и разгадать  много тайн и  загадок,  скрытых в этой  книге!

- Вы готовы отправиться  в  волшебный мир?

 - Скажите, пожалуйста, ребята,  как называется урок, на который  вы сегодня  все пришли – такие красивые и  очень внимательные? (МУЗЫКА.)

МУЗЫКА ___________  в творчестве ____________    _______________.

- Обратите внимание – вы открыли  первое  слово – нашей загадки. МУЗЫКА………..

- Ребята, а кто пишет музыку? (композиторы).

МУЗЫКА ___________  в творчестве ____________    КОМПОЗИТОРОВ.

II. Активизация ранее полученных знаний.    

- Я знаю, что  вы много путешествовали в этом году  по России. Расскажите,  с  какими жанрами русской музыки  вы познакомились?

(если  дети затрудняются ответить, то напеть  фрагменты  песен хороводных,  солдатских, частушек, колыбельных)

- Ребята, вы молодцы – много жанров русской музыки вы знаете и  помните. Я предлагаю  вам сейчас исполнить песню «Во поле  береза стояла», при этом исполнить  не  совсем обычно, так  как вам нужно будет петь, и  рисовать мелодию этой русской народной песни.

«Стоит Алена: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан»

- Ребята скажите , пожалуйста, как двигалась мелодия? ( сверху вниз, плавно, напевно ,протяжно, певуче, широко, …)

- Молодцы, правильно, русская мелодия протяжная и напевная, образ березы во многих книгах , олицетворяется с образом  русской девушки.

( достать из  книги стих  о  березе)

Березка, над рекой склонившись,

Слегка качает головой,

Как будто девушка, влюбившись,

Сидит в раздумьях пред зарей.

Ах, как красиво отражалась

На белом платьице заря

И как, играя, заряжались

Зеленой бодростью глаза!

- Но  сегодня из России мы отправляемся  очень далеко…. Мы полетим  на самолете.

- Прошу пристегнуть всех ремни безопасности. Наш самолет взлетает. Я попрошу  Вас сейчас проверить работу двигателя ( жужжим), турбин( гудим), Итак, мы взлетаем!

III. Углубление в тему

Достать билет из книги

- Вот Ваш билет, но чтобы прилететь в эту  страну, нужно внимательно  вслушаться в музыкальные  интонации.

- Я уверена , что сейчас вы  сами определите , куда мы прилетели. Для этого  я прошу  Вас взять маркеры, слушая музыку и не  отрывая  карандаша – рисовать направление мелодии.

Музыка востока и  фото -  восточного замка

- вы догадались   куда мы совершили приземление???

Почему  вы  так считаете??? Восток – дело тонкое – почему  так  говорят??? Знаете  ли вы  восточные сказки???

МУЗЫКА Востока  в творчестве ____________   КОМПОЗИТОРОВ.

- Охарактеризуйте, пожалуйста,   особенность мелодического рисунка этой темы. (Извилистый, волнистый, затейливый, вьётся тонким узором, орнаментальный, убаюкивающий, завораживающий)

ИЗВИЛИСТЫЙ

ВОЛНИСТЫЙ

ЗАТЕЙЛИВЫЙ

ВЬЕТСЯ ТОНКИМ УЗОРОМ

ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ

УБАЮКИВАЮЩИЙ

ЗАВОРАЖИВАЮЩИЙ

Этот чудный Восток – Небылицей прикрыто Былое,

 Где в дороге увидишь знакомый из сказок пейзаж…

 Здесь всё так же, как встарь… и волшебное в ранге простого…

 И сакральное… с кофе – для будней обычный пассаж…

–какой же настоящий Древний Восток.… Вспомнить Древний Восток нам поможет сборник арабских сказок "Тысяча и одна ночь”, который знаком и любим нами с детства.

– А почему эти сказки нам так нравятся? (много увлекательных приключений и т.д.)

 – Назовите героев сказок, которых вы помните? (Синдбад, Алладин, Али-баба и т.д.) Чем они так известны? (ответы детей)

– Представьте, что вы оказались среди этих героев. Каким вы себе представляете Древний Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен? (верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом, причудливая мозаика дворца султана…)открываем  страницу книги – с изображением  Восточной улиц, и параллельно слайды

Далее учитель дополняет ответы детей показом слайдов:

– серия живописных восточных картин (слайда),

– иллюстрации из восточных сказок (слайд)

– Сегодня мы с вами приоткрыли дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все времена. Примерно также, давным-давно, увлек Восток и русского композитора Николая Римского-Корсакова (показ портрета). Русский  композитор, юный юнга любил море, и путешествия.

- И мы теперь полностью раскрыли и можем прочесть  тему нашего урока.

МУЗЫКА Востока  в творчестве русских копозиторов.

- Он написал симфоническую сюиту "Шехеразада” в четырех частях всего лишь за два месяца.

– Трудно ли будет догадаться, что послужило источником создания сюиты? (сказки "Тысяча и одна ночь”)

– Эти сказки создавались многими поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами, турками. В России перевод сборника сказок появляется лишь в начале 19 века. Впервые прочитав его, Н. Римский-Корсаков, пораженный сказочным миром Востока, сразу же написал симфоническую сюиту "Шехеразада”.

– Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с "Русским Востоком”. В симфонической сюите "Шехеразада” можно услышать, представить и увидеть чудеса Востока. Свое сочинение Н. Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением (на доске появляется слайд):

Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая из ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.

IV. Слушание музыки

– Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты, который начинается с показа главных героев Шахриара и Шехеразады. Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают? (слушание)

– Каков нрав восточного повелителя? Каким вы его себе представляете? (грозный, могучий, злой, властный султан, который величаво лежит на подушках и раздает приказы…)

– Как вы это почувствовали? (воинственно и грозно звучат инструменты медной духовой группы…)

– А какую картину рисует в твоем воображении тема Шехеразады? (мягкая, нежная…) Учитель дополняет ответы детей, обращая их внимание на доску, – переворачиваем карточки и читаем вслух:

НЕЖНАЯ

ТОНКАЯ

ИЗЯЩНАЯ

ПЛЕНИТЕЛЬНАЯ

МЯГКАЯ

ЗАДУМЧИВАЯ

МЕЧТАТЕЛЬНАЯ

– Какой инструмент помог нам все это почувствовать? (скрипка и арфа)

– С чем можно сравнить здесь мелодический рисунок? (ответы детей)

– Скрипка и арфа поют нам пленительную мелодию: редкого обаяния напев вьется тонким, извилистым узором и умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтическая восточная мелодия в русской музыке.

V. Пение и пластическое интонирование (двигательная импровизация)

– Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями. Какими вы их видите? Как они двигаются? (мягкие, плавные движения; легкая одежда из шелка; загадочный, нежный взгляд…)

Роль исполнителей восточного танца – представьте, что вы находитесь в волшебном замке сцлтана и должны своим пением, движениями, взглядом поймать в свои сети путника.

Творческое задание с элементами импровизации на подбор подходящих к музыке движений.

- Исполнить  песню «Во поле  береза» на  восточный манер.

- Ребята, почему Римский –Корсаков  не изменил русскую музыку на восточный манер , а сочинил Восточную  мелодию?

- Что произошло с напевной и  широкой  мелодией – которая рисовала образ РУССКОЙ ДЕВУШКИ?

- Именно поэтому  русские композиторы не изменяли русские народные песни, а наоборот писали – музыку характерную для Восточной Страны, для этого они  изучали  мелодический строй и ритм  восточный народным мелодий.

VI. Работа в группах

- Ребята, нам пора  возвращаться домой. Но для того, чтобы  вернуться, нам нужно выполнить задания «Волшебной Книги».

- работа в группах

Команда «Знатоки Востока» и «Знатоки России»

1. Подобрать характеристики – для восточной музыки.

2. Из элементов сделать образ Восточной девушки.

3. украсить газету в восточном стиле

1. Подобрать характеристики русской музыки.

2. Из  элементов сделать образ русской девушки.

3. Украсить газету в русском стиле.

 

IV. Итог урока

Вывод по уроку:

В каждой стране, в культуре – свои интонации. Композиторы практически создали интонационно-географическую карту. Каждый музыкант воспринимал и перерабатывал эти интонации по-своему, создавая новые образы, обогащая тем самым культуру своей страны.

– Что помогает композиторам сочинять восточные темы? Обязательно ли для этого отправляться в путешествие на Восток?

– Раскрывая тему нашего урока, мы выяснили, что Восток в русской музыке создан композиторами на основе подлинных народных мелодий и показан не внешне, декоративно, а всегда постигается изнутри, ведь русской культуре свойственна широта интересов и великая способность "входить в образ”, "вживаться” в явления других национальных культур.

VII. Рефлексия

- Ребята , Вы сегодня совершили необычное путешествие и помогли разгадать и прочесть таинственные странички  волшебной  книги. Мне  особенно понравилось , как вы тонко и красиво описывали восточные интонации и изобразили их в ваших орнаментах.

- С  что понравилось Вам?

- СПАСИБО, замечательные ответы! Вы настоящие ценители восточной и русской  музыки.

VIII. оценивание, домашнее задание

 - Ребята , я предлагаю вам провести исследование, дома сравнить башкирскую музыку  с  музыкой  востока и русской музыкой , послушав музыку записанную на  этом  диске. И это не последний подарок.

- Свои сказки восточная  красавица Шезерезада  рассказывала ночью, а ночью как известно падают  звезды. И можно загадывать желания.

- Я хочу  чтобы  вы сегодня достали  из этой волшебной  книги – по одной звездочке – и пусть эти  добрые пожелания  обязательно исполнятся.  

- Спасибо Вам ребята  за урок и за замечательное общение!

- Я буду рада, если  вы напишите мне о своих исследованиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Восток и Запад". Обществознание 11 кл.

3анятие предполагает изучение и обсуждение одной из наиболее актуальных проблем современного этапа истории человечества. По своей структуре оно является интерактивным, в нем использованы такие методы,...

Походы Александра Македонского на Восток

Презентация к уроку по истории древнего мира в 5 классе....

Древний Восток (повторительно - обощающий урок)

Урок - обобщение проведен в виде игры викторины....

Внеклассное мероприятие Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции и

Внеклассное мероприятие по теме: "Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции" разработано для обучающихся 5х классов. Содержание игры охватывает темы "Древний Восток" и "Древняя Греция"....

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему:" Восток в русской музыке."

Восточная тема у русских композиторов 19 века....

технологическая карта урока музыки 4 класс " Русский восток".

технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе Критской Е.Д. "Русский Восток"...

Конспект урока музыки "Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов".

Взаимодействие культурных традиций Запада и Востока в современной музыке (на примере балета Ц. Чжень-Гуаня «Течёт речка»).Претворение в балете китайской музыкальной традиции (опора на наци...