ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬ-НОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
методическая разработка по музыке на тему

Компетентность специалистов дошкольного и школьного образования во многом зависит от качества их теоретической и практической подготовки. Это в первую очередь относится к преподаванию междисциплинарных курсов (МДК), изучение которых предусматривает сочетание теоретической подготовки с выработкой профессиональных умений и навыков.

Общеизвестно положение о разрыве педагогических знаний и умений их применять. Педагоги – практики склонны считать, что этот разрыв намечается уже в период обучения педагогической профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pechatnaya_statya.doc40 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Г.Н. Гурьянова, преподаватель

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Самарский социально-педагогический колледж

Компетентность специалистов дошкольного и школьного образования во многом зависит от качества их теоретической и практической подготовки. Это в первую очередь относится к преподаванию междисциплинарных курсов (МДК), изучение которых предусматривает сочетание теоретической подготовки с выработкой профессиональных умений и навыков.

Общеизвестно положение о разрыве педагогических знаний и умений их применять. Педагоги – практики склонны считать, что этот разрыв намечается уже в период обучения педагогической профессии.

Одним из факторов его преодоления является обновление методов преподавания. Один и тот же метод может при определенной методике приобретать значение активного способа усвоения знаний, а практические занятия не всегда создают условия к активной деятельности. Следовательно, дело не в «новых» и «старых» методах, а в их правильном применении.

Значимость в этом плане имеют методы, позволяющие внести в учебную деятельность не просто вопросы, профессиональные задания, педагогические упражнения, а поставить будущих специалистов в позицию педагога, создать обстановку, приближенную к реальной педагогической практике. Иными словами, важно организовать такие условия, в которых обучающиеся должны действовать как педагоги. Имитация профессиональной деятельности педагога происходит путем включения в ходе изучения дисциплины «Введение в музыкально – педагогическую профессию» педагогических игр.

Можно отметить типичные виды педагогических игр. С целью обучения конкретным навыкам и умениям применяются игры – задания, или игры – упражнения. Суть их применения заключается в предоставлении возможности обучающимся в творческой обстановке закрепить профессиональные навыки. Игры-задания позволяют обучающимся принимать свои решения в той или иной педагогической ситуации, возникающей в практике.

Известно, что А.С. Макаренко считал необходимым умением педагога владеть голосом, мимикой, жестом. Преподаватель может применять игровые упражнения по технике интонирования. Произнести фразы с различными оттенками в зависимости от педагогической ситуации («прошу внимания», «подойдите ко мне» и т.п.). Или упражнения на развитие мимики с целью изображения удивления, волнения, радости и т.п. Такие методики преподаватель может применять в изучении тем «Профессиональное становление личности педагога», «Общительность в процессе педагогического творчества», «Профессиональные качества личности педагога» и др.

Другой вид игр связан с решением педагогических задач, содержащих описание конкретных ситуаций. Он требует от участников не только осмысления ситуации, но и принятия определенной роли и выбора средств межличностного взаимодействия для ее практического решения. Цель данного вида игр – формирование умений педагогического взаимодействия с детьми, коллегами, родителями. Изучение ряда тем в рамках дисциплины «Введение в музыкально – педагогическую профессию», особенно темы «Педагогическое общение», связано с применением игр, обучающих педагогическому общению. В качестве примера можно привести игру: «Покажите, как вы будете встречать ребенка, впервые пришедшего в детский сад, и не желающего идти на музыкальное занятие».

Игры, которые помогают усвоить «технологию» проведения занятий и воспитательных мероприятий, незаменимы в изучении междисциплинарного курса «Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных образовательных учреждениях». Имитация реального учебно-воспитательного процесса в педагогических играх,  которые можно назвать дидактическими или учебными, должны сочетать в себе как учебные, так и игровые моменты. Участники игры должны представить модель определенной части педагогического процесса. При этом группа обучающихся делится в соответствии с функциями: те, кто готовит мероприятие, - практиканты, те, кто обсуждает действия практикантов, - оппоненты и те, кто дает оценку практикантам и оппонентам, - рецензенты. Например, практиканты представляют фрагмент музыкального занятия, разыгрывая роль музыкального руководителя в работе с воображаемой группой дошкольников. Оппоненты, обсуждая работу практикантов, предлагают свой вариант того же самого фрагмента музыкального занятия. Аргументировано отстаивают свою позицию по представленной модели отдельной части педагогического процесса. Рецензенты обращают особое внимание на правильность определения цели педагогической деятельности музыкального руководителя в соответствии с программными требованиями, с учетом возрастных возможностей детей. Оценивают качество подготовки «музыкального руководителя», согласованность деятельности всех участников, точность высказываний практикантов и оппонентов.

Более сложный вид учебно-игровой деятельности – деловые педагогические игры, требующие более длительной предварительной подготовки. Ценность их заключается в том, что они дают возможность не только упражнять в умениях педагогического труда, но и вырабатывать новые решения, формировать нетрадиционные способы деятельности в ходе коллективного обсуждения. Деловая педагогическая игра «Родительское собрание». Целью игры может быть совершенствование знаний обучающихся о музыкально-эстетическом развитии и воспитании дошкольников, умений проводить работу с родителями детей. Воспитание умений отстаивать педагогические взгляды, анализировать деятельность других участников педагогического процесса в ДОУ.

В подготовительной работе намечаются задачи и цели деловой игры. Распределяются функции и роли участников игры («заведующий», «музыкальный руководитель», «воспитатель», «родитель»). Проводится общий инструктаж о теме и содержании игры. В ходе игры педагоги-участники должны провести родительское собрание: представить доклад («заведующий»), выступления («музыкальный руководитель», «воспитатель»), ответить на вопросы родителей. «Родители» - участники собрания представляют выступление из опыта воспитания на тему: «Как в семье поддерживается интерес ребенка к музыке». В проведении деловой игры важны роли «экспертов», «рецензентов», «организаторов»: обращается внимание на правильность определения цели мероприятия, подготовленность к игре, оценивается вклад участников в игру. «Организаторы» оборудуют аудиторию для занятия, ведут протокол, следят за регламентом работы.

Поскольку деловые педагогические игры требуют длительной подготовки, включающей разработку ее цели, структуры и задач, планирования возможных вариантов решения, то целесообразно проводить их в конце изучения больших разделов, например, «Формы организации детской музыкальной деятельности», «Технологии организации видов музыкальной деятельности дошкольников», «Деятельность педагогического коллектива ДОУ в решении задач музыкального образования дошкольников» в междисциплинарном курсе «Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных образовательных учреждениях»..

Педагогические игры ценны тем, что учат обучающихся практическому выполнению этических профессиональных норм и правил поведения. Системное проведение педагогических игр способствует воспитанию коллективных взаимоотношений, свободы творческой активности.

Наблюдения показали, что включение педагогических игр в учебный процесс способствует решению ряда важных профессиональных задач. Обстановка практической коллективной деятельности, которую создает игра, требует проявлений педагогической ответственности. Обучающиеся, систематически участвующие в педагогических играх, применяют решения, выработанные в играх, в ходе производственной  практики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Педагогическая игра как средство коррекции фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР"

Презентация подготовлена по материалам моей конкурсной работы, представленной в 2009 году на Конкурс инновационных проектов и методических разработок педагогов ДОУ...

Коммуникативная игра как средство, обеспечивающее практическую направленность обучения иностранному языку.

Как известно, лучший путь для овладения языками – это общение. Ведущей технологией в обучении языку является технология коммуникативного обучения. Одним из средств решения задачи обучения общени...

Направления организации и проведение социально-педагогического мониторинга образовательных услуг ОУ (из опыта работы МБОУ “СОШ №12”,Кашира-8).

В статье рассматривается создание в школе целостной системы социально-педагогического мониторинга и раскрываются возможности использования мониторинга для коррекции деятельности школы и...

Дополнительная рабочая программа социально –педагогической направленности по подготовке воспитанниц к самостоятельной жизни «Молодая хозяюшка»

Аннотация к программе реабилитационной деятельности по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни «Молодая хозяюшка» Воспитанники нередко попадают в весьма трудную жизненную...