Методическая разработка урока "Адыги на земле моей живут"
презентация к уроку по музыке (6 класс) на тему

Кийко Наталья Владимировна

Урок посвящен 20-летию образования Республики Адыгея.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Адыги на земле моей живут» ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МУЗЫКЕ, посвященное 20-летию Республики Адыгея

Слайд 2

Адыгский народ имеет свою удивительную и неповторимую культуру. Достоянием общечеловеческой цивилизации являются сокровища Майкопского кургана, знаменитые черкесские сады, грациозные и быстрые, как ветер кабардинские скакуны. Когда-то предки адыгов создали героический нартский эпос, повествующий о подвигах титанов, живущих по законам чести и совести. Законы эти получили свое отражение в адыгэ хабзэ – неписанном кодексе поведения. Это то, что мы называем адыгским этикетом. Его старались соблюдать не только сами адыги, но и лучшие представители других народов Кавказа. Особый интерес вызывает и национальная одежда, известная на весь мир. Это знаменитая черкеска. Если французы дали Европе фрак, то адыги всему Кавказу подарили черкеску. И об историческом прошлом, и об обыденной жизни, о традициях и обычаях народа можно узнать из его песен. Потому что песня - самый доступный вид музыкального искусства, отражающий наш внутренний мир, наши мысли и чувства.

Слайд 3

Учащиеся 6г и 5в классов посредством народной песни и песен выдающихся адыгских композиторов, как У. Тхабисимова , Г. Самоговой,З . Тутова , Ю. Чирга представили небольшой концерт. Который мы назвали «Адыги на земле моей живут» . (Под мелодию уджа ,танцуя, дети заходят в кабинет).

Слайд 4

Как бы не была прекрасна Адыгея, но поистине родным и близким будет только тот ее уголок, тот аул, где ты родился. Где ранней весной кружилась голова от аромата цветущих яблонь и вишен, а летом от запаха душистого сена; где бабушка пекла самые вкусные лепешки, а дед рассказывал удивительные истории из своей жизни; где все друг друга знали, и всем аулом провожали в последний путь и играли свадьбы. Я родился весною в ауле, Тихом, мирном и не большом, И в разрезавшей воздух пуле, Был сигнал о рожденьи моем. Деревцо в честь меня посадили, У родного дома крыльца, И водой ключевою полили, Чтоб росло оно, как и я. И еще, мне напутствие дали: «Начиная свой жизненный путь, Не стремись к похвале и медали… Ты, сынок, человеком будь!» (А. Калашаов ). Исполнение песни У. Тхабисимова «Мой аул».

Слайд 5

Своим гостеприимством и обычаями славится весь Кавказ. Особое отношение у адыгов было к старшим и гостю. Исполнение песни Г. Самоговой « У адыгов обычай такой».

Слайд 6

Кто не слышал о нартах сказанья, Мудрость старца не воплотил! И о прошлом адыгов преданья, Значит скучно на свете ты жил! Мы тебе всегда будем рады, И покажем этот наш край. Нет для друга адыга преграды… Ты почаще к нам приезжай! (А. Калашаов ).

Слайд 7

Как дерево, имеющее могучие корни, которые питают его, не позволяя ему упасть, так и любой народ имеет свои корни – язык, музыку, танцы, ремесло. Не забывайте свои корни - свое прошлое, живите достойно в настоящем, передавайте истинные народные ценности будущим поколениям.

Слайд 8

Адыге - джегу

Слайд 9

Учитель музыки ГОУ «Адыгейская республиканская гимназия» Кийко Наталья Владимировна 19 октября 2011 года Подготовила и провела мероприятие



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок - концерт «Адыги на земле моей живут».

Цель: Раскрыть значение песни для культуры адыгского народа.

Задачи: 1. Приобщение учащихся к песенному наследию адыгского народа.

            2. Знакомство с художественным и поэтическим творчеством Калашаова А. Я.

            3.  Развитие навыков художественно-исполнительской деятельности учащихся.

Наглядные пособия: репродукции рисунков Калашаова А. Я. «Ашуг», «Завещание моего деда», «Мой край», «Косарь», «Танец джигита». 

Оборудование: телевизор, DVD-плеер, записи адыгских танцев «Уджа» и                       «Лезгинки», электронное пианино.

План урока.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Выход учащихся под мелодию «Уджа».
  3. Выступления учащихся с комментариями учителя.
  4. Заключительное слово учителя.
  5. Адыгэ-джэгу.

Ход урока.

  1. Учитель:  - Здравствуйте, уважаемые гости, ребята!

Сегодня мы пригласили вас на очередную встречу с музыкой, потому что, как сказал П. И. Чайковский, «… нет на свете другого искусства, которое бы так не роднило людей, как музыка».

Адыгский народ имеет свою удивительную и неповторимую культуру. Достоянием общечеловеческой цивилизации являются сокровища Майкопского кургана, знаменитые черкесские сады, грациозные и быстрые, как ветер кабардинские скакуны.

Когда-то предки адыгов создали героический нартский эпос, повествующий о подвигах титанов, живущих по законам чести и совести. Законы эти получили свое отражение в адыгэ хабзэ – неписанном кодексе поведения. Это то, что мы называем адыгским этикетом. Его старались соблюдать не только сами адыги, но и лучшие представители других народов Кавказа. Особый интерес вызывает и национальная одежда, известная на весь мир. Это знаменитая черкесска. Если французы дали Европе фрак, то адыги всему Кавказу подарили черкесску.

И об историческом прошлом, и об обыденной жизни, о традициях и обычаях народа можно узнать из его песен. Потому что песня – самый доступный вид музыкального искусства, отражающий наш внутренний мир, наши мысли и чувства.

Сегодня учащиеся 6 «Г» класса посредством народной песни и песен выдающихся адыгских композиторов, как У. Тхабисимова, Г. Самоговой, З. Тутова, Ю. Чирга и стихов А. Калашаова представят на ваш суд небольшой концерт, который мы посвятили 20-летию Республики Адыгея «Адыги на земле мое живут».

  1. Под мелодию «Уджа» дети, танцуя, заходят в кабинет музыки.
  2. Монтаж на стихи Калашаова А. Я.
  1. –Ашуг! Поведай нам рассказ,
    Каким же чудом был Кавказ,
    И как народ адыгский жил,
    И как он ел и что он пил?

            (Хоконова Бэлла).

  1. Какие нравы он имел?
    Чем занимался, что он пел?
    Каким искусством обладал?
    И чем он жил, о чем мечтал?

             (Киреев Аскер).

  1. Народ террасы возводил,

На них сады свои растил…
Гонял на пастбища стада…
Не ведал водки и вина!

                (Хруслова Рита).

  1.  Прославлен был мастеровой,

 Коль обращался он с рудой

 И шашки грозные ковал,

 Кувшины разные, кинжал.

                      (Тлецери Диана).

  1. Дом горца теплотой манил,
    Он жизнью будничною жил…
    Вокруг раскидывался сад…
    За садом где – то водопад.

                       (Лисецкий Эдуард).

  1. А в доме этом две двери,
    С зари открыты до зари,
    И без щеколды, без засов –
    Тогда ведь не было воров!

                        ( Меретукова Аминат)

  1. Одна вела с семейный круг,
    Другая звала: «Здравствуй, друг!
    Ты дом адыга посети,
    В его кунацкой отдохни!»
                             ( Бероко Бекир).
  2. Ну, а еще любил адыг,
    Свой край родной и свой язык…
    Ему он песни посвящал,
    Сваей гармошке подпевал!

                         ( Андрухаева Анжелика).

Исполнение песни Ю. Чирга «Моя сторонка».

Учитель: Немало легенд и сказаний о богатырях - нартах отразилось и в народных песнях адыгов, рассказывающих о ратных подвигах, доблести и чести нартов Ащэмэза, Пэтэрэза, Тлепша, Саусэрыко.

Исполнение участниками фольклорного ансамбля «Ащэмэз» народной песни «Саусэрыко».

Учитель: Как бы не была прекрасна Адыгея, но поистине родным и близким будет только тот ее уголок, тот аул, где ты родился. Где ранней весной кружилась голова от аромата цветущих яблонь и вишен, а летом  от запаха душистого сена; где бабушка пекла самые вкусные лепешки, а дед рассказывал удивительные истории из своей жизни; где все друг друга знали, и всем аулом провожали в последний путь и играли свадьбы.

Шхалахов Амин:

Я родился весною в ауле,
Тихом, мирном и не большом,
И в разрезавшей воздух пуле,
Был сигнал о рожденье моем.

Деревцо  честь меня посадили,
У родного дома крыльца,
И водой ключевою полили,
Чтоб росло оно, как и я.

И еще, мне напутствие дали:
«Начиная свой жизненны путь,
Не стремись к похвале и медали…
Ты, сынок, человеком будь!»

                       (Калашаов А.Я.).

Исполнение песни У. Тхабисимова «Мой аул».

Учитель: Своим гостеприимством и обычаями славится весь Кавказ. Особое отношение у адыгов было к старшим и гостю.

Сценка на адыгейском языке «Новая и старая обувь» ( Сташ Алина, Хоконова Белла и Иванова Милана):

Исполнение песни Г. Самоговой «У адыгов обычай такой».

4. - Учитель: Как дерево, имеющее могучие корни, которые питают его, не позволяя ему упасть, так и любой народ имеет свои корни – язык, музыку, танцы, ремесло.

Не забывайте свои корни – свое прошлое, живите достойно в настоящем, передавайте истинные народные ценности будущим поколениям.

Эламбаев Эстимир:

Кто не слышал о нартах сказанья,
Мудрость старца не воплотил!
И о прошлом адыгов преданья,
Значит скучно на свете ты жил!

Мы тебе всегда будем рады,
И покажем этот наш край.
Нет для друга адыга преграды…
Ты почаще к нам приезжай!

                    (Калашаов А. Я.).

Исполнение песни З. Тутова «Адыги на земле моей живут» (солист Бероко Бекир) и припева песни У. Тхабисимова «Добро пожаловать».

  1. Адыгэ-джегу.

Методические рекомендации к уроку - концерту

«Адыги на земле моей живут».

  1. Предварительная подготовка к занятию: заранее выучить все песни и стихи, используемые на уроке; сценку подготовить под руководством учителя адыгейского языка.
  2. Желательно, чтобы учащиеся были одеты в национальные костюмы.
  3. Школьную доску можно оформить репродукциями рисунков Калашаова А. Я.

Данный интегрированный урок-концерт проводился в рамках празднования 20-летия Республики Адыгея и получил высокую оценку педагогов и администрации гимназии.

Урок был апробирован 19 октября 2011 года в 6 «Г» классе. Так же он может использоваться как внеклассное мероприятие, либо в качестве национально- регионального компонента при изучении темы «Музыкальный образ».



Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

«Адыгейская республиканская гимназия»

Интегрированный урок-концерт,

посвященный 20-летию

Республики Адыгея

Учитель музыки:

Кийко Н.В.

Майкоп, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка, посвященная Дню Земли

Технологическая карта урока 2. Учреждение: ГБОУ гимназия № 49 Приморского района, Санкт- ПетербургаАвтор: учитель: Барышева Надежда Григорьевна, Сухарева Ольга Вячеславовна. Название урокаДе...

Методическая разработка классного часа «Земля – слезинка на щеке Вселенной»

Цель: вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание взаимодействовать с природой Задачи: - воспитать у детей стремление к познанию экологических знаний и личному участию в пр...

Методическая разработка на тему: "Деревья моего микрорайона"

2010 год был объявлен годом Биологического разнообразия, поэтому в нашей работе мы решили выяснить видовое разнообразие деревьев, произрастающих в пределах нашего микрорайона. Каким видам отдается пре...

Методическая разработка по теме: "Картина моей личности"

Занятие для подростков 14 - 16 лет Цель:  дать понятие личности, показать, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего своим внутренним содержани...

Методическая разработка. Классный час "Мир моих увлечений".

Классный час "Мир моих увлечений" ориентирован на учащихся 7-8 классов. Основные цели мероприятия: познакомить детей с разными интересными способами проведения досуга, расширить кругозор, сформировать...

Методическая разработка " Афганистан болит в моей душе"

Данная разработка содержит материал для проведения классного часа по теме " Афганистан"...

Методическая разработка психологического занятия "Привычки моего здоровья"

Психологическое занятие в форме беседы с элементами тренинга может быть полезно как для педагогов-психологов, так и для классных руководителей при проведении классного часа....