Главные вкладки

    «ВОЙНА – СТРАШНЕЕ НЕТУ СЛОВА». ( Литературно – музыкальная композиция к 70-летию Великой Победы над фашизмом. )
    классный час по музыке (7 класс) на тему

     

     

    Авторы проекта: Учитель музыки МОУ «Икрянинская СОШ» Ларина Л.М.,  и классный руководитель 7-б класса Гуськова А.П.

    Ценность проекта: Проект реально воздействует на душу подростков, решает проблемы возраста. В ходе подготовки и проведения происходит катарсис, очищение. Дает возможность задуматься о реальной угрозе фашизма в современном мире. Раскрывает само понятие «фашизм». Воспитывает патриотические, нравственные, духовные чувства подростков, а так же воспитывает уважение, преклонение перед Ветеранами ВОВ. Проект актуален и имеет ценность при подготовке к 70-летию Победы в ВОВ.

    Презентацию можно успешно использовать на уроках музыки в 5классах, тема «О подвигах, о доблести, о славе», при изучении «Реквиема» Д.Б.Кабалевского программа Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.

     А так же на внеклассных мероприятиях, посвященных Дню Победы.

     

    ЦЕЛЬ И  ЗАДАЧИ данного проекта:

    1. Дать понятие, что такое «фашизм».

    2. Ощутить катарсис с помощью великого искусства музыки, литературы и фотографии.

    3. Воспитывать чувство патриотизма и желание защищать мать-Родину от любых посягательств на нее чужеземных захватчиков.

    4. Воспитывать ненависть ко всем формам и проявлениям фашизма.

    5. В ходе проекта, осуществляя компетентный подход в образовании, учить ребят играть на настоящих  музыкальных инструментах: гитарах, ударных инструментах и клавишных инструментах песни о войне. Создать из учащихся 7-х классов ВИА.

    6. Продолжить усовершенствование вокально-хоровых навыков учащихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                        «ВОЙНА –  СТРАШНЕЕ  НЕТУ  СЛОВА».

    ( Литературно – музыкальная композиция к 65-летию Великой Победы над фашизмом. Подготовили и провели учитель музыки МОУ «Икрянинская СОШ» Ларина Л.М.,  и классный руководитель 7-б класса Гуськова А.П.)

    ЦЕЛЬ И  ЗАДАЧИ данного проекта:

    1. Дать понятие, что такое «фашизм».

    2. Ощутить катарсис с помощью великого искусства музыки, литературы и фотографии.

    3. Воспитывать чувство патриотизма и желание защищать мать-Родину от любых посягательств на нее чужеземных захватчиков.

    4. Воспитывать ненависть ко всем формам и проявлениям фашизма.

    5. В ходе проекта, осуществляя компетентный подход в образовании, учить ребят играть на настоящих  музыкальных инструментах: гитарах, ударных инструментах и клавишных инструментах песни о войне. Создать из учащихся 7-х классов ВИА.

    6. Продолжить усовершенствование вокально-хоровых навыков учащихся.

    7. Учить учащихся добывать необходимый материал для данного  проекта из Интернета: песни, ноты, тексты, фотографии и картинки об ужасах концлагерей.

    Оформление и оборудование: Экран, диапроектор, компьютер, слайды с ужасами немецких концлагерей, гитары, ударный инструмент, фортепиано или синтезатор, столик для гостей – Ветераной ВОВ, цветы, подарки и сувениры. Музыкальный центр. Стихи и песни, сценарий.

    (Слайд №3)

    ЭПИГРАФ: «ПОКЛОНИМСЯ  ВЕЛИКИМ  ТЕМ  ГОДАМ!»

    ( Звучит песня «Поклонимся великим тем годам» в исполнении Л.Зыкиной)

    Школьники усаживают гостей на почетное место. Звучат песни о ВОВ (пауза)

                                    Ход  музыкальной композиции:

     ( Звучит музыка Орфа «Кармина Бурана»,музыка затихает. На фоне музыки ведущие читают слова)

    (Слайд №4 «Набат памяти»)

    Ведущий 1:  История – прекрасная, как зарево!

                         История – проклятая, как нищенство!

                         Людей преображающая заново

                         И отступающая перед низостью.

                         История – прямая и нелепая!

                         Как часто называлась ты,- припомни,-

                         Плохой, когда была великолепной!

                         Хорошей,- хоть была постыдно подлой!

                                                          ( Р.Рождественский)

    (Слайд №5 «Нам не дано спокойно сгнить в могиле»)

    Ведущий 2: Война – жесточе нету слова,

                          Война – печальней нету слова,

                          Война – светлее нету слова

                          В тоске и слове этих лет.

                          И на устах у нас иного

                          Еще не может быть и нет.

                                                     ( А.Твардовский)

    (Слайд №6 «Что гибель нам? Мы даже смерти выше»)

    Ведущий 1: Опять война, опять блокада…

                         А может, нам о них забыть?

                         Я слышу иногда:

                         «Не надо, не надо раны бередить».

                         Ведь это правда, что устали

                         Мы от рассказов о войне,

                         И о блокаде прочитали

                         Стихов достаточно вполне.

                         И может показаться, правы

                         И убедительны слова…

                        Но даже если это правда,

                        Та правда не права!

                        Чтоб снова на земной планете

                        Не повторилось той зимы,

                        Нам нужно, чтобы наши дети

                        Об этом помнили, как мы!

                        Я не напрасно беспокоюсь,

                        Чтоб не забылась та война:

                        Ведь эта память – наша совесть.

                        Она, как сила, нам нужна…

    ( Слайд №7 «В могилах мы построились в отряд…

                         И пусть не думают, что мертвые не слышат»)

    Чтец 1: Нам не дано спокойно сгнить в могиле –

                  Что гибель нам? Мы даже смерти выше.

                  В могилах мы построились в отряд

                  И ждем приказа нового.

                  И пусть не думают, что мертвые не слышат,

                  Когда о них потомки говорят.

                                                           ( Н.Майоров.)

    ( Слайд №8 «Бухенвальдский набат»)

           ( Песня «Бухенвальдский набат» В.Мурадели- 1 куплет)

    Ведущий 2: 11 апреля 1945 года записано в книгу истории как

                          Международный день освобождения узников концлагерей.

    (Слайд №9 «Операция Т-4» создание Гитлером государства высшей рассы)

    Чтец 2: В черный уголь немало стран превратив,

                  Груды тел разбросав по дорогам, полям,

                  Злобный Гитлер, жадный до крови зверь,

                  Тянет грязные лапы теперь к нам.

                  Хочет он нашу землю испепелить,

                  А свободный народ превратить в рабов,

                  Хочет он, чтоб богатства нашей страны

                  Растащила свора фашистских псов.

    Ведущий 1: Эти строки принадлежат татарскому поэту Мусе Джалилю,

                          прошедшему весь ад фашистских концлагерей и казненному в

                          1944году.

    ( Слайд №10 Попытка Менгеля вывести сверхчеловека)

          ( Звучит 2-й куплет песни «Бухенвальдский набат» В.Мурадели)

    (Слайд №11 «Операция Т-4»- ужин в честь принятия решения Гитлером оккупации стран Европы)

    Ведущий 1: Гитлер заявил: «Дайте мне 10 лет, и вы не узнаете Германию!»

                          И точно, немцы не узнали свою страну в гитлеровском рейхе,

                          Она вся была опутана колючей проволокой. 1100 концлагерей

                         Было на территории фашистского государства.

    ( Слайды № 12, 13, 14,15 «Фабрика смерти. Узники.»)

    Чтец 3: Бараков цепи и песок сыпучий

                  Колючкой огорожены кругом.

                  Как будто мы жуки в навозной куче:

                  Здесь копошимся, здесь живем.

                  Чужое солнце всходит над холмами,

                  Но почему нахмурилось оно?

                  Не греет, не ласкает нас лучами,-

                  Безжизненное, бледное пятно…

    Ведущий 2: Что же это за фабрики смерти, созданные фашизмом? (Пауза)

     ( Слайды № 16,17,18,19,20.21  «Фабрика смерти»)                

                         Дахау – первый концентрационный лагерь в фашистской Германии. Был создан в марте 1933 года на окраине города Дахау в 17 км. От Мюнхена. Всего за  время существования лагеря в нем находилось в заключении 250 тыс. человек из 24 стран. Около 70 тыс. там были зверски замучены или убиты, 140 тыс. переведены в другие лагеря, 30 тыс. дожили до освобождения. В Дахау проводились преступные «медицинские опыты» над людьми. В годы Второй мировой войны концлагерь имел около 125 лагерных отделений и так называемых внешних команд на военных предприятиях Южной Германии и Австрии. Действующая в Дахау организация заключенных во главе с интернациональным комитетом 28 апреля 1945 года, за день до прихода американских войск, подняла восстание, сорвав фашистский план уничтожения оставшихся заключенных.

    ( Слайды №22,23 «Стена памяти»…)

    Ведущий 1: Освенцим и Майданек, Бухенвальд и Треблинка, Орадур и

                         Лидице, Бабий Яр и Хатынь, Саласпилс , Яновский, «Цитадель»,

                         Рава – Русская, №325 и гетто для лиц еврейского

                         происхождения.

                         Даже сейчас, спустя десятки лет, не удалось залечить всех ран,

                         причиненных войной. Трудно осознать то, что творили фашисты

                         в лагерях смерти.

    Ведущий 2: Яновский лагерь на Украине отличался применением

                         изощренных зверских методов истребления людей. Его

                         комендант Вильгауз, чтобы доставить удовольствие дочери,

                         заставлял подбрасывать в воздух 2-4 летних детей и давал

                        автоматную очередь по ним. Дочь оплодировала и кричала:

                       «Папа еще! Папа еще!» и тот убивал.

                В 1943 году в День рождения Гитлера (ему исполнилось тогда 54

                года) он самолично отсчитал 54 человека и расстрелял их.

                Сотрудник гестапо Вепке, поспорив с руководителем лагеря, поймал

               10-летнего мальчика, поставил его на колени и, примерившись, ударом

               секиры разрубил мальчика вдоль туловища.

                       Гаубштурмфюрер СС Варцог подвешивал заключенных за ноги и

                оставлял до наступления смерти. Начальник следственной части

                Яновского лагеря Гайне протыкал тела заключенных куском железа,

                плоскогубцами вырывал у женщин ногти, затем подвешивал их за

                волосы, раскачивал и стрелял по «движущейся мишени».

    Ведущий 1: Пытки, истязания и расстрелы в Яновском лагере совершались

                    фашистами под музыку. Обычно во двор, в центр лагеря

                    выводились музыканты, которые еще недавно приносили радость

                    людям своим талантливым исполнением классической и народной

                    музыки. Под вопли и стоны людей они играли «Танго смерти». В

                    лагерный оркестр входили такие известные музыканты, как

                    львовский дирижер Мунт, пианист Штрикс и др. Перед

                   освобождением весь оркестр был уничтожен. Последним был

                   уничтожен Штрикс. Ему велели положить инструмент и выйти на

                   середину площадки, но он не оставил инструмент, вышел на

                   середину и запел на немецком языке: «Вам завтра будет хуже, чем

                   нам сегодня». Пуля оборвала его на полуслове.

    Ведущий 2: Здесь же в Яновском лагере была обнаружена костедробилка, на

                    которой перемалывались кости убитых, сожженных людей.

                    Гитлеровцы заставили заключенного Корна перемолоть кости своей

                   жены. Можно ли еще придумать большее надругательство над

                   человеком?!

                   Подобная картина была и во многих лагерях на Львовщине.

                   Эти лагеря были уничтожены фашистами.

    ( Слайды №24,25 «Хатынь», «Стонет Хатынь»)

    ( Слушание песни «Хатынь» в исп. ВИА «Песняры»)

    ( Слайд №26 «Они с детьми погнали матерей…»)

    Чтец 4: Они с детьми погнали матерей

                  И яму рыть заставили, а сами

                  Они стояли, кучка дикарей,

                  И хриплыми смеялись голосами,

                  У края бездны выстроились в ряд

                  Бессильных женщин, худеньких  ребят…

                  Нет, этого я не забуду дня,

                  Я не забуду никогда, вовеки!

                  Я видел плакали, как дети реки,

                  И в ярости рыдала мать- Земля…

                  Я слышал: мощный дуб свалился вдруг.

                  Он падал, издавая вздох тяжелый,

                  Детей внезапно охватил испуг,-

                 Прижались к матерям, цепляясь за подолы,

                 И выстрела раздался звук…

    ( Слайды № 27,28,29,30 «Я, мама жить хочу…»)

    Чтец 5: Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

                  Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?-

                  И хочет вырваться из рук ребенок

                  И страшен плач, и голос тонок

                  И в сердце он вонзается, как нож.

                  -Не бойся, мальчик мой

                  Сейчас вздохнешь ты вольно.

                  Закрой глаза, но голову не прячь,

                  Чтобы тебя живым не закопал палач.

                  Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.

                  И он закрыл глаза. И заалела кровь,

                  По шее лентой красной извиваясь,

                  Две жизни наземь падают, сливаясь,

                  Две жизни и одна любовь!

    ( Слайд №32 «Я видел седых детей»)

    Чтец 6: Я видел седых детей…

                  Не белобрысых, не русых.

                  На стыках военных путей,

                  В болотах лесов белорусских…

                  Я видел седых детей.

                  Пресней дождевой воды.

                  Спирт показался во фляге,

                  Когда привели седых детей

                  В партизанский лагерь.

                  В глазах заморожен крик-

                  Пронзительнее штыка,

                  И рыжий, как солнце, комбриг

                  Не допросил «языка».

                  Сказал по – русски: «Взгляни».

                  Тот понял и посмотрел…

                  Седые дети, они знали слово «расстрел»,

                  Не спали среди тишины.

                  Седые дети войны…

                                         ( А.Балин)

    ( Слайд № 33 «Маленькие старички…» Нас заставляли работать…)

    Ведущий 1: Действительно, среди заключенных были дети. Они напоминали

                      подбитых птенцов. Рукава не по росту длинные, полосатые,

                      грязные у затасканных курток свисали с маленьких плеч и

                      создавали впечатление подстреленных крыльев. В глазах – испуг.

                      Маленькие старички.

                      Вот что рассказали дети, спасенные Советской Армией…

    Мальчик 1:  Нас, детей, заставляли работать по 15- 20 часов – на лямках

                      возить  груженные разным грузом повозки. Чаще всего мы

                      отвозили трупы умерших к специальному блоку, где они

                      складывались и оттуда вывозились в крематорий. Работали мы с 4

                      утра до вечера. В конце октября 1944г. проводивший проверку

                      немец, дал нам «кару» за то, что не было чисто в блоке. Нас, 150

                      человек, построили на улице, около блока, и отвели в купальню,

                     где раздели донага, облили холодной водой, голых повели по улице

                     в свой блок, после чего многие дети заболели…

    Девочка 1: Когда нас пригнали в лагерь, в 22-й блок, там нас били палками,

                       особенно приставленные к нам женщины – немки…

     

    ( Слайд №34 «Детей отбирали у матерей и умертвляли»)                 

    Ведущий 1:  Детей, родившихся в лагере, эсэсовцы отбирали у матерей и

                         умерщвляли. При выявлении беременности, у прибывших

                         женщин, вызывали преждевременные роды. В случае

                         сопротивления – направляли в газовую камеру…

    ( Звучит музыка «Сердце матери» из «Реквиема»Д.Б.Кабалевского)

    ( Слайд №35 «Тюки с волосами мертвых»)

    Ведущий 2: Огромный сарай доверху забит тюками. Что это?

                         Из огромного тюка вывалились густые пряди волос. Еще и еще.

                         Великолепная русская коса. Тоненькая детская косичка с

                         бантиком. Это оказался склад женских волос. Гитлеровцы

                         снимали их с голов своих жертв перед уничтожением.

                        Экспертная комиссия впоследствии установила, что срезаны они

                        были у 140 тыс. женщин. Но для чего? Позже стало ясно:

                        гитлеровцы использовали женский  волос в промышленном

                        производстве – перерабатывали в войлок и пряжу, из которых

                        делали носки для подводников и железнодорожников.

    Чтец 7: Женские волосы жуткой горою

                  В лагере высилась передо мною.

                  Светлые, темные и огневые,

                  Черные с проседью пепла, седые,

                  Детские, словно ленок, золотые,

                  Люди! Запомните все, что фашисты

                  Золотом тем набивали матрацы,

                  Это вовек не должно забываться.

                  Где- то скрываются, живы доселе

                  Звери, что спали на этой постели.

                  Как на волнах, на слезах отдыхали,

                  Совесть их ночью будила едва ли…

                  Черные трубы над черною печью,

                  Дешево стоила кровь человечья.

                  Сколько очей перед смертным мгновеньем

                  Их озирало в тоске и смятенье!

                    Сколько цветов, что растоптаны были

                    Здесь на плацу, среди лагерной пыли!

                    Сколько нас, павших на этой планете!

                    Матери вас дожидаются, дети…

                                               ( П. Бровка)

    ( Слайды №36,37,38 «Саласпилс», «На гранитную плиту положи свою канфету…»)

    ( Звучит песня «Саласпилс» )

    Ведущий 1: Разум отказывается верить, что все это придумал и создал

                      человек. Верховодил этим адом уроженец города Киля профессор

                      Рудольф Шпаннер. В  Нюрнберге в декабре 1945 года как

                      вещественные доказательства трибуналу были представлены куски

                      выделанной кожи, мыло и мумифицированная голова человека.

                      Присутствующие оцепенели от ужаса.

    ( Звучит аудиозапись «Реквиема» В.А.Моцарта)

    ( На фоне музыки видеоряд с грудой черепов, могилы лагерей смерти

     Слайды № 39,40,41,42,43,44)

    Ведущий 2: Отступая, нацисты стремились скрыть следы своих

                         преступлений. Повсеместно они вели раскопки и сжигали трупы,

                         находившиеся в могилах. Десятками тысяч сжигали оккупанты

                         трупы расстрелянных и замученных ими военнопленных и

                         мирных жителей в Харькове, Киеве, Ровно…

                         В Лодзи есть памятник: огромное разорванное материнское

                         сердце.

    ( Слайды № 45,46 «Клятва» и «Солидарность», «Мать Пирчюписа»)

                         Но и в этих условиях люди погибли в лагерях смерти

                         непокоренными. Они ушли в бессмертие и остались в наших

                         сердцах навсегда.

    Ведущий 1: С тех пор прошло немало лет. Но и сегодня «фашистские

                      молодчики» вновь поднимают голову. Поэтому и сейчас мы,

                      спустя 65 лет, должны быть бдительными – и не должны

                      допустить повторения этого ужаса.

    ( Слайды №47,48, «Люди мира будьте зорче втрое. Берегите Мир!»)

    ( Исполнение 3-го куплета песни «Бухенвальдский набат»В.Мурадели.)

     (Слайды № 49,50,51,52 «Венец памяти», «Ответная клятва», «Колокол Бухенвальда призывает…»- чтение текста ведущих  в этих слайдах)

                ВЕНЕЦ  ПАМЯТИ:

    «Люди добрые, помните:

    Любили мы жизнь, и Родину нашу,

    И вас, дорогие.

    Мы сгорели живыми в огне.

    Наша просьба ко всем:

    Пусть скорбь и печаль обернутся

    В мужество нашу и силу,

    Чтобы смогли вы утвердить навечно

    Мир и покой на земле.

    Чтобы отныне нигде и никогда

    В вихре пожаров жизнь не умирала!»

      /Звучит «Рассказ о герое» Д.Кабалевского/

    / На фоне музыки читают: /        

     ОТВЕТНАЯ КЛЯТВА:

    «Родные вы наши!

    Головы в скорби великой склонив,

    Стоим перед вами.

    Вы не покорились фашистским убийцам

    В черные дни лихолетья.

    Вы приняли смерть,

    Но пламя любви вашей к Родине

    Нашей советской вовек не погаснет.

    Память о вас в народе бессмертна,

    Как вечна земля

    И вечно яркое солнце над нею!»

               КОЛОКОЛ  БУХЕНВАЛЬДА  ПРИЗЫВАЕТ!

    «Уничтожение нацизма и его корней – наш лозунг!»

                    Обращение к ветеранам:

    (Слайд №53 «Носите ветераны ордена»)

    Чтец 8: Дорогие ветераны, носите ордена!

                  Они вам за Победу, за раны честные даны.

                  Носите ордена! В них теплятся рассветы,

                  Что отстояли вы в окопах той войны.

    ( Слайд №54-63 «Отчизна славит нынче ветеранов», «День Победы»)

    Чтец 9: Позвольте Вас поздравить с Днем Победы!

                  Большого счастья в жизни пожелать,

                  Пусть никогда не возвратятся беды,

                  Не зря, солдат, стояла насмерть рать.

                  Отчизна славит нынче ветеранов.

                  С великим праздником, товарищи, друзья!

    ( Награждение ветеранов памятными подарками и цветами)

                  ( Звучит песня Д.Тухманова «День победы»)

                                 

    (Слайды № 64-65)

     Концерт:

    1. ВИА исполняет песню «Ветенаны» муз.В.Шаинского,сл.В.Харитонова

    2. Исполнение песни «Офицеры» из к\ф «Офицеры»

    3. Вокально инструментальный ансамбль исполняет песню «Давай за…» гр. Любэ

    4. Песня «Офицеры» Газманова

       

    Выход под песню «День Победы»             

                               Используемая ЛИТЕРАТУРА:

    1.журнал «Учимся, читаем, играем»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературно-музыкальная композиция,посвященная 65-летию Великой Победы

    Данный материал разработан в канун празднования 65-летия со дня Победы в ВОвойне...

    Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.Поклонимся великим тем годам!

    Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.«Поклонимся великим тем годам!»...

    Литературно – музыкальная композиция, посвященная 68 годовщине Великой Победы: «Никто не забыт, ничто не забыто»

      Все дальше и дальше в историю уходят от нас  героические и грозные годы Великой Отечественной войны. Уже выросло не одно поколение людей, не испытавших на себе горячего дыхания вели...

    Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70- годовщине Великой Победы «Я мечтаю вернуться с войны» для учащихся 5 – 7 классов

    Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70- годовщине Великой  Победы  «Я мечтаю вернуться с войны» для учащихся 5 – 7 классов...

    Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «День Победы»

    Разработка представляет собой сценарий, посвященной Победы в Великой Отечественной войне.      Предлагаемый сценарий является одним из средств создания условий для формир...

    Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного 70-летию Великой Победы. Песни на войне.

    Сценарий содержит информацию об известных песнях, написанных во время Великой отечественной войны. ...