Урок "Музыкальный зоопарк"
план-конспект урока по музыке на тему

Цели и задачи:

- познакомить с музыкой  французского композитора К.Сен-Санса,   с понятиями «ансамбль», «сюита»;

- развивать умение сравнивать  и различать музыку по характеру;

- развивать умение самостоятельно узнавать и называть произведение, различать вступление, проигрыш;

- воспитывать умение внимательно слушать музыку и высказываться о ней.

- обучать приемам игры на ударно-шумовых инструментах;

Коррекционно-развивающие цели:

- воспитание слухового и  зрительного внимания, а также музыкальной памяти, конкретно-образного и абстрактного мышления;

- развитие ритмического чувства, моторики, инициативы;

- коррекция движений рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzykalnyy_zoopark.doc122 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Музыкальный зоопарк»

Составила : Пузакова С.Н.,

учитель музыки

МСКОУ СКОШ № 5 VIII вида

Тип урока:  комбинированный

Форма урока:  урок- путешествие

Цели и задачи:

- познакомить с музыкой  французского композитора К.Сен-Санса,   с понятиями «ансамбль», «сюита»;

- развивать умение сравнивать  и различать музыку по характеру;

- развивать умение самостоятельно узнавать и называть произведение, различать вступление, проигрыш;

- воспитывать умение внимательно слушать музыку и высказываться о ней.

- обучать приемам игры на ударно-шумовых инструментах;

Коррекционно-развивающие цели:

- воспитание слухового и  зрительного внимания, а также музыкальной памяти, конкретно-образного и абстрактного мышления;

- развитие ритмического чувства, моторики, инициативы;

- коррекция движений рук.

Оборудование:

-  Наглядный материал: портрет французского композитора К. Сен-Санса;

- иллюстрации;

- таблицы;

- Дидактический материал: карточки.

- ТСО:  музыкальный центр, телевизор, DVD.

- Комплект ударно-шумовых инструментов.

Межпредметные связи: чтение,  ритмика, ИЗО, физкультура.

План урока:

  I. Организация начала урока.  (3)

 II. Восприятие темы урока.  (20)

  1. Исполнение.
  2. Слушание.

 III. Игра на детских музыкальных инструментах.   (5)

 IV. Закрепление темы урока.  (7)

  V. Обобщение по теме урока.  (3)

 VI. Итог урока. Выставление оценок. Выход из класса.  (2)

Музыкальный материал

Содержание урока

«Про козлика»

Муз. Г. Струве

сл. В.Семернина

«Королевский марш льва» из сюиты «Карнавал животных» К.Сен-Санса

«Слон»

из сюиты «Карнавал животных»

К.Сен-Санса

«Лебедь»

из сюиты «Карнавал животных» К.Сен-Санса

В.А. Моцарт «Турецкий марш»

«Начинаем перепляс»

муз. С.Соснина

сл.П.Синявского

«Зеленые ботинки» муз. С.Гаврилова

сл. Р.Алдониной

  1. Организация начала урока. 

      Вход. Музыкальное приветствие.

  1. Восприятие темы урока.

       Все вы знаете много интересных сказок, рассказов о животных,           видели  иллюстрации с их изображениями, мультфильмы.

- Какие рассказы, сказки о животных вам особенно понравились?

(«Маугли», «Виини-Пух», «Волк и семеро козлят», «Лиса и журавель», «Заяц-хвастун»)

- Почему?

- А сейчас посмотрите на иллюстрации. Героев каких сказок вы видите?

-«Три поросенка», «Маугли», «Винни-Пух», «Волк и семеро козлят».

(Показ иллюстраций)

        

-Но не только писатели и художники могут выразительно и талантливо рассказать о животных. Не менее выразительно о животных можно рассказать музыкальным языком. Композиторы так же нередко создают «портреты» животных.

       1.                Исполнение

-Послушайте вступление знакомой вам песни. О каком животным нам рассказал композитор?

(Исполняю)

-«Про козлика».

-Что с ним произошло?

-Он потерял свою маму.

-Кого он встретил на пути?

-Корову, овцу, собаку.

(Показ иллюстраций с изображением животных)

       

-Как же козлик определил, что он нашел свою маму?

       -По голосу.

       -А сейчас давайте исполним песню и будем подражать голосам                                                                                    

   животных.

(Исполнение песни с солистами)

       

-Кто же был мамой козленка?

       -Коза.

       2.         Слушание

Животные (звери, птицы, насекомые) часто становятся героями музыкальных произведений (песен, балетов, пьес для оркестра).

- Какую музыку о животных мы слушали?

-«Сурок» Л.ван Бетховена, «Петя и волк» С.С. Прокофьева, «Кот в сапогах и белая кошечка» П. И. Чайковского.

-У некоторых композиторов есть настоящие музыкальные зооколлекции. Но, наверное, горячее всех любил животных французский композитор Камиль Сен-Санс.

(Показ портрета)

Он создал целый музыкальный «зоопарк». Название его сюиты (цикла пьес) сразу приводят слушателя в музыкальную сказку, на «Карнавал животных», где веселятся забавнейшие персонажи.

-Давайте вспомним, что такое карнавал?

(Ответы детей)

-Да. Это такой праздник, на котором все обязательно должны изменить свой облик. Можно надеть маску, карнавальный костюм или просто разукрасить себя. Главное, чтобы тебя не узнали. Вы тоже на праздниках в школе любите наряжаться лесными зверушками – белочками, зайчиками, мишками.

Карнавал, на который я вас приглашаю будет совсем необычный. Во- первых, это карнавал не людей, а животных: зверей, птиц и рыб. Во-вторых, он музыкальный. Это значит, что всех его персонажей и участников мы не увидим, а услышим, потому что о них нам расскажет музыка, которую создал французский композитор Камиль Сен-Санс. Называется она «Карнавал животных».

Любой торжественный праздник обычно открывают самые знатные и почетные гости.  Кто же откроет наш карнавал?

(загадываю загадку)

Устрашающе красив, он свиреп и желтогрив.

Даже хвост совсем не прост-

с кисточкою длинный хвост.

Лапы сильны и могучи. Рык несется выше тучи.

Ведь не зря он- царь зверей

в жаркой Африке своей!

-Конечно же, это царь зверей - лев.

Послушайте музыку и скажите какая она по характеру? Каким вам представился лев? Как он движется?

(прослушивание пьесы «Королевский марш льва»)

-Музыка важная, торжественная, грозная (лев словно рычит), четкая, отрывистая.

-Как он движется?

-Важно, неторопливо.

-Какие инструменты исполняют?

-Струнные и фортепиано.

-Послушайте еще раз и скажите, какой характер - песенный, танцевальный или маршевый?

(слушают второй раз)

-Маршевый.

-Да, это пьеса так и называется «Королевский марш льва».

Лев не просто идет, он шествует по своим владениям, важно, с достоинством, как и положено королевской особе.

(открываю карточку с надписью «Королевский марш льва»)

-За главным распорядителем - львом следуют гости карнавала. Кто же пришел следующим, вы определите сами.

(на доске карточки с названиями пьес, которые услышат учащиеся)

-На карнавале принято веселиться и шутить, переодеваться и перевоплощаться в другой образ. Вот и следующий персонаж решил нарядиться балериной. Кто же это?

(прослушивание пьесы «Слон»)

-Это слон.

-Как вы определили?

-По характеру музыки (тяжелая, неторопливая).

(открываю карточку с надписью «Слон»)

-Какие движения передает музыка?

-Тяжеловесные, неповоротливые, неуклюжие движения танцующей слонихи.

Как вы думаете, какой танец она танцует?

-Вальс.

-В результате получился не танец, а смешная пародия на него.

-Какие инструменты исполняют?

-Контрабас и фортепиано.

(показ иллюстраций с изображением контрабаса)

        

-Следующая пьеса посвящена птице.

А какой – вы сами сейчас определите.

(на доске таблицы «Кукушка»,  «Лебедь»)

Прослушивание пьесы «Лебедь»

-Как вы определили?

-Музыка плавная, красивая, передает красоту царственной птицы.

-Характер гордый, благородный. Лебедь как будто скользит по гладкой поверхности воды.

Горделивый, белокрылый,

он белее белых лилий.

Скользит бесшумно над водой.

Шея выгнута дугой.

Им любуются всегда

Все на берегу пруда.

-Какие инструменты исполняют?

-Виолончель и фортепиано.

(показ иллюстраций с изображением виолончели)

-На эту музыку выдающийся русский балетмейстер М. Фокин создал знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для великой русской балерины А.Павловой. Сейчас мы увидим его в исполнении нашей современницы, замечательной балерины М. Плисецкой.

(просмотр видеозаписи балетной миниатюры «Лебедь» К. Сен-Санса)

-Итак, кого мы встретили сегодня на карнавале?

Какие пьесы послушали?

-«Королевский марш льва», «Слон», «Лебедь».

-Из какого произведения?

- Из сюиты «Карнавал животных».

-Кто исполнял?

-Ансамбль.

(на доске таблица с надписью «ансамбль» и иллюстрации с изображением камерного ансамбля)

  1. Игра на детских музыкальных инструментах.

-Мы тоже с вами умеем играть  на музыкальных инструментах. Только инструменты у нас другие.

(показываю инструменты - дети отвечают)

Учащиеся исполняют «Турецкий марш» В.А. Моцарта

  1. Закрепление темы урока.

-В какой знакомой нам песне животные и танцевали и играли на музыкальных инструментах?

-«Начинаем перепляс».

(исполнение песни с движениями)

-Очень часто героями музыкальных произведений  становятся животные. И они наделены чертами человеческого характера.

Посмотрите на эту иллюстрацию. К какой она песне?

-«Зеленые ботинки».

(на доске иллюстрации к каждому куплету)

-Какие слова соответствуют этим иллюстрациям?

(проговариваем слова каждого куплета)

-А правильно ли они расположены?

-Нет.

(Вызываю ученика, который расставляет картинки по порядку. Затем исполняем песню с движениями)

  1. Обобщение по теме урока.

-Итак, Какую музыку мы слушали и исполняли сегодня на уроке?

(ответы детей)

-О ком были эти произведения?

-О животных.

-Да. Мы побывали в настоящем зоопарке. Но не в обычном зоопарке, а в музыкальном.

  1. Итог урока. Выставление оценок.

Выход из класса.