Конспект урока "Романса трепетные звуки"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Титова Наталья Владимировна

Замысел данного урока заключается в следующем: знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки, литературы и живописи. Данный урок является очередным в теме II четверти «Музыка и литература» и продолжает логику предыдущих уроков – знакомство с видами вокальных жанров в музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл романса трепетные звуки27.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки

«Романса трепетные звуки»

 5 класс

Цель урока:  Показать возможность возрождения песни в новом жанре «романс».

Задачи урока: 1. Сформировать у учащихся понятие о романсе как о жанре вокальной музыки, показать единство поэтического текста  и музыки в романсе;

2. Научить слушать и анализировать музыкальные произведения М. Глинки, Н. Кукольника «Жаворонок», П. И. Чайковского, А.К.Толстого  «Благословляю вас леса»

3. Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки;

4. Обогатить духовный мир детей, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус.  

Тип урока: урок изучения нового материала.

Предметные  компетенции 

  • дать представление о романсе
  • узнать, что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга
  • узнать, какие темы привлекали внимание русских композиторов при создании романсов
  • узнать об основной идее русского искусства
  • познакомиться с романсовым творчеством Михаила Ивановича Глинки
  • учиться слушать, чувствовать поэтический мир романса «Жаворонок»
  • развивать вокально – хоровую грамотность

Информационная компетенция

  • находить ключевые знания в текстовом материале, в интернете
  • научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным текстами (живопись - И. Левитан, И. Грабарь, поэзия – Н. Кукольник)
  • уметь оформлять краткие записи материала урока

Коммуникативная компетенция

  • воспитывать культуру речи через чтение  и воспроизведение искусствоведческого текста;
  • развивать культуру диалогической и монологической речи в процессе изучения учебного материала

Личностная компетенция

  • находить возможность для творческой самореализации на уроке

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

(Дети входят в класс под музыку и садятся на стульчики.)

Музыкальное приветствие.

  1.   Мотивация учебной деятельности.

На прошлом уроке мы говорили с вами о нашем любимом музыкальном жанре. О песне. Давайте вспомним:

– Что такое песня? Из чего она состоит?

- Какие ещё вокальные произведения вы знаете?

– Кто  исполняет песню?

– А вы знаете много музыкальных инструментов?

- Сейчас мы это с вами проверим!

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним вокальным жанром, а с каким, вы узнаете, когда отгадаете кроссворд «Музыкальные инструменты».   (Слайд № 2)

1. Он церковный наш служитель.

Был для Баха вдохновитель.

Целый оркестр он заменит один.

Как называется тот господин? (Орган)

2. Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня?.. (Рояль)

3. В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее? (Гармонь)

4. А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Всех игрою веселит!

Ой, звенит она, звенит.

Кто такая? Отгадай-ка…

Это наша… (балалайка)

5. Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан)

6. Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Ее названье... (скрипка).

 

  1. Объявление темы и задач урока.

- Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось по вертикали?

 Тема нашего урока «Романса трепетные звуки» (слайд №3) И сегодня на уроке мы должны с вами узнать следующее: что такое романс, какова истории рождения романса, в чём состоит сходство и отличие романса и песни. А также научиться  соотносить музыкальный материал с живописным и, главное, прочувствовать поэтичность русского романса.

  1. Актуализация опорных знаний.

-А сейчас, ребята, что бы ответить на все вопросы,  нам нужно распределиться на три группы. Сделаем мы это так. Каждый получает карточку с названием музыкального инструмента. Разделитесь на три группы по видам музыкальных инструментов: струнные, ударные и духовые. (Дети делятся на группы и садятся за столики. Проверка правильности деления. На одном столике компьютер, на втором - учебники, на третьем - словари и справочная литература).

- Каждая группа получает своё задание:

1) В интернете найти всё об истории романса;

2) В словарях - определение романса;

3) В учебнике найти сходства и отличие романса и песни.

(каждая группа отчитывается по очереди)

- Ребята, у каждого из вас есть карта самостоятельной деятельности. Давайте в ней запишем всё то, о чём мы сейчас узнали.  (дети записывают кратко определение романса, (Слайд № 4 ) место его происхождения, жанровые отличия романса (слайд № 5  )

Слушание романса П. И. Чайковского на слова А.К. Толстого «Благословляю вас леса»

-Что вы почувствовали во время слушания? Что хотели передать нам авторы?

-Как звучит романс?  (торжественно, величаво, величественно)

-Какое настроение вызвало у вас это произведение?

-Какие образы вы представили здесь?

- Этот романс - подлинный гимн о любви ко всему живому, ко всей окружающей нас красоте природы.

- Какой инструмент сопровождает солиста?

- Да, здесь слышна насыщенная фактура фортепианного сопровождения.

- Красивое стихотворение А. Толстого вдохновило П. Чайковского на создание этого красивого, яркого романса.

-Скажите, а все ли стихи подойдут для создания романса?

- Какими критериями они должны обладать?  ( а) Небольшой размер (или фрагмент с законченной мыслью), б) содержать переживания, чувства, отношения героя к природе и миру, в) поэтический текст должен быть певучим. (Слайд №  6)

- А теперь снова обратимся к вашим листам деятельности, напишите, какое произведение мы прослушали и коротко его охарактеризуйте.

(дети работают с листком самостоятельной деятельности)

-Ребята, на страницах учебника по теме романс автор текст чередует с репродукциями картин русских художников (Слайд№ 7  ) Исаак Левитан «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»,    Игорь Грабарь «Февральская лазурь».

- Как вы думаете, почему именно эти картины автор учебника сопоставляет романсу?

-Какая тема объединяет эти картины?

-Какие чувства у вас они вызвали?

- Действительно, эти темы и чувства пронизывают всё искусство: и музыку, и живопись, и поэзию. Разливаются ли весенние воды, зацветает сирень или мчится тройка – всё это по-своему отражается во всём русском искусстве.

- В России романсы очень популярными стали в 19 веке. Они пришли к нам из Франции. Русские композиторы Алябьев, Глинка, Чайковский, Даргомыжский, Рахманинов, (Слайд № 8)  и многие другие,  очень полюбили этот жанр лирической песни. Они стали создавать романсы на стихи русских поэтов. В песнях-романсах этих композиторов музыкальное сопровождение было простым. Рояль или гитара только поддерживали певца и этим были похожи на русские песни. Одним из любителей таких романсов был М. И. Глинка, его романсы отличались плавностью, гибкостью и пластикой красивых мелодий.

       V. Знакомство с  романсом  «Жаворонок» М. Глинки и Нестора Кукольника

 - О чем же рассказал нам романс? Какие картины вы представили?

(2 группа зачитывает слова учебника стр. 75)

- В каком ладу написано это произведение?

- Какие чувства заключены в музыке?  (душевная теплота, нежная, мечтательная грусть)

- Как вы думаете, если мы уберем слова, что будет?

-Да, в романсе текст тесно связан с музыкой, которая отражает не только его характер, но и отдельные поэтические события. Без литературы не появились бы романсы. 

  1.  Разучивание романса «Жаворонок» М. Глинки (слайд № 9)

Вокально-певческая работа. (Учитель обращает внимание учащихся на фразировку, распевание слогов, динамические оттенки)

  1. Закрепление нового материала.

А теперь, я предлагаю вам выполнить творческие задания с целью закрепления новых знаний. Каждая группа получает задание:

 1. Найти в сети интернет романсы в исполнении современных исполнителей;

 2. Из предложенных поэтических текстов выбрать наиболее удачные для создания романса и попробовать себя в роли исполнителя романса;

3. Из предложенных иллюстраций выбрать наиболее подходящие для создания коллажа на тему «Романс» и попробовать себя в роли художников.

(каждая группа защищает свой проект)

 Просмотр видеоролика. Витас  «Отцвели уж давно хризантемы в саду»

  1. Подведение итогов. Синквейн по теме «Романс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Презентация литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

Вечер русского романса на тему: «Романса трепетные звуки»

«Романса трепетные звуки» – настоящий праздник романса.Романс... Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.Рома́нс в музыке (romance, от romanice, буквально — «...

УРОКА ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКА»5 класс, 2 трим.,2 урок Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Тема: «Романса трепетные звуки».

Цель:Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста Задача:1. Воспитательная   - формирование  любви  к  музыке русского романса.2. Образовате...

открытый урок "Романса трепетные звуки"

Урок  музыки в 6 классе, по программе  Критской....

Конспект урока по музыке по теме "Романс.Романса трепетные звуки"

Конспект урока по музыке 5 класса по теме "Романс.Романса трепетные звуки"...