Эстетическое воспитание на уроках музыки
статья по теме

Коломиец Елена Дмитриевна

В своих уроках музыки стараюсь дать детям младшего и старшего школьного возраста эстетическое воспитание через знакомство с классической музыкой.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В своих уроках музыки стараюсь дать детям младшего и старшего школьного возраста эстетическое воспитание через знакомство с классической музыкой.

                                                                                « Музыка одна может перенести

                                                                              трепет одной души в другую»,

                                                                                                                         A.Герцен

Главные задачи:

- развитие эмоциональной отзывчивости на классическую музыку, привитие интереса и любви к ней.

- поднять общую музыкальность. Посредством слушания музыки у детей развиваются, обогащаются слуховые восприятия, повышается культура слушания.

- привить детям вкус к хорошей музыке. Важно с малых лет создать для ребёнка благоприятную музыкальную среду.

- познакомить детей с основными элементами музыки: мелодией, ладом и т.д.

Моя задача - научить детей воспринимать прекрасное в окружающей жизни и искусстве.

Фонотеки с записью классической музыки, портреты композиторов, музыкальные инструменты, музыкально дидактические игры - все это даёт возможность детям закреплять в группах полученные на занятиях знания.

Я использую музыку зарубежных, русских и советских композиторов на   музыкальных занятиях практически во всех видах деятельности.

Классическая музыка очень яркая, самобытная, выразительная и даёт большой простор для фантазии.

 

В своей работе использую программу Д.Д, Кабалевского, Е.Д, Крицкой -             «Музыкальные шедевры». Разделение музыкальных произведений по темам: «Сказка в музыке», «Природа и музыка», « Музыка о животных и птицах», «Настроения и чувства в музыке» помогают интересней проводить занятия, лучше усваивать музыкальные произведения.

Я практикую слушание классической музыки, начиная с начальных классов, ненавязчиво, как с установкой на её восприятие, так и без установки ( как фон) и дети эмоционально откликаются на характер музыки. Классическая музыка - очень сильный способ воздействия на ребёнка и если построить занятия увлекательно и ярко, дети заинтересуются этой прекрасной музыкой, к которой у них есть предрасположенность и вкус.

Произведения предлагаю небольшие, яркие, не очень быстрые по темпу, зная, что объем детского внимания невелик. Громкое звучание возбуждает детей, а быстрый темп затрудняет восприятие мелодии. На слушание надо настроиться. Я сама слушаю внимательно, с интересом, дети видят мой настрой, тоже включаются в процесс, меньше отвлекаются.  

На занятиях по слушанию музыки предлагаю детям послушать «живой звук» на фортепиано и конечно записи из нашей фонотеки. Дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому необходимо создавать максимально благоприятные условия для их развития. Я стараюсь найти в музыкальном произведении нравственную сердцевину и донести до детей.

Я убеждена, что маленькому слушателю нужно раскрыть музыку во всем её многообразии и сложности, но облекать её серьёзное содержание в доступную форму. Не надо чересчур оберегать детей от сильных переживаний. Ребенку нужна вся гамма чувств - это путь к развитию человечности.

Для лучшего восприятия классической музыки я использую стихотворения и иллюстрации к музыкальным произведениям, а также музыкально - дидактические игры: «Солнышко и дождик», «На чём играю?», «Музыкальные инструменты», « Какого цвета музыка?», « Весело и грустно» «Море», «Три чуда», « День и ночь», « Отгадай время года», « Отгадай жанр», «Музыкальные загадки», «Назови композитора».

В своей работе при знакомстве детей с жизнью и произведениями композиторов особое внимание уделяю тому, чтобы дети тщательно вслушивались в каждую музыкальную фразу, улавливали смену настроения, динамические и темповые изменения.

Так же знакомлю детей со структурой музыкального произведения (песня состоит из вступления, куплета, припева, проигрыша). Учу детей различать инструментальную и оркестровую, органную и вокальную музыку. Благодаря этому дети знают такие понятия как: оркестр, балет, опера, гимн, композитор, музыкант, солист, певец, хор, а также элементарную музыкальную грамоту.

Широко использую классическую музыку для развития детского музыкального творчества. Предлагаю детям прослушать музыку (не называя композитора и названия пьесы), поделиться своими впечатлениями, пофантазировать. Затем в зависимости от ответа ребёнка, предлагаю ему исполнить этюд импровизацию или нарисовать рисунок ( то что он представил). Ведь дети рисуют себя, свое настроение и восприятие. Это не только обогащает и развивает музыкальный слух и память детей, но и помогает творческому самовыражению каждого ребёнка, воспитаний эстетического вкуса, повышения их активности и нравственного становления.

К сожалению, у нас в районе нет театра, где дети могли бы послушать «живую музыку», но к счастью есть музыкальная школа, куда наши учащиеся могут приходить, хотя не так часто, как хотелось бы, и слушать живую музыку.

Обучая на образцах прекрасного, мы взрослые, несомненно, вмешиваемся в сложный процесс становления личности ребёнка. Эстетическое воспитание вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, диктует определенные нормы поведения и взаимоотношений.

 

Приобщая детей к классической музыке во всех видах деятельности, я не ставлю себе задачу вырастить вундеркиндов или музыкантов. Я хочу заложить частицу, доброго, светлого и чистого в  сердца детей. В своей работе я стараюсь вызвать в ребенке отклик его сердца на добро и зло окружающего мира, научить детей слушать и смотреть на мир не только ушами и глазами, но и сердцем.

Я верю, что мои уроки смогут затронуть струны детской души и сделать наших детей добрее. Именно от того, какими были первые музыкальные впечатления, во многом зависит мировосприятие человека в целом.

Классическая музыка играет важную роль в моей работе по музыкальному воспитанию детей. Музыкально-развитые дети проявляют большие способности и к другим предметам. Таким образом, музыкальное воспитание решает не только узкоэстетическую задачу, оно стимулирует интеллектуальное развитие ребёнка.

В своих уроках музыки стараюсь развить, а также раскрыть творческие способности учащихся.

   

Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретении ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.

Задачи развития творческих способностей учащихся:

- увлечь музыкой, привить интерес и любовь к ней, научить ценить ее красоту, развить эмоциональную сферу учащихся, вызвать эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство сопереживания музыкальным образам;

- развить музыкально-образное мышление, научить разбираться в закономерностях искусства, восприятии музыки;

- научить размышлять о ней, связывая с жизнью и другими видами искусства;

- заложить основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее пластического интонирования;

- развить музыкально-эстетический вкус и потребность в общении с музыкальными шедеврами;

- побудить к музыкальному самообразованию.

Чтобы успешно справляться со всеми трудностями в своей деятельности, я стараюсь опираться на следующие принципы:

- личностно-ориентировочный подход в обучении;

- создание благоприятных условий на уроке;

- развитие творческих способностей учащихся;

- включение каждого ученика в учебно-воспитательный процесс;

- ориентация учебного процесса на достижение высокого уровня знаний;

- развитие и поддержание веры учащихся в свои силы;

- развитие у каждого учащегося творческих способностей;

- развитие эмоциональной отзывчивости на исполняемое и прослушиваемое музыкальное произведение.

Наиболее эффективные формы работы развития творческих способностей учащихся:

Игра “Самый внимательный”

Учитель исполняет знакомую мелодию с аккомпанементом. В каком-либо месте чуть изменяется мелодический рисунок или гармония. Ребятам нужно определить, где именно произошло это изменение. Вариантом игры является прослушивание последовательности аккордов. Дети должны отметить, разрешена она в тоническом трезвучии или нет. Подобная игра-проверка позволяет учителю определить уровень ладового и гармонического слуха. Еще вариант. Учащиеся прослушивают незнакомую мелодию несколько раз: в верной гармонизации, в спорной и в неверной. А затем определяют, в каком случае, по их мнению, гармонизация была самой правильной.

 

“Найди ошибку”

Эта форма работы особенно любима учащимися на уроках закрепления. Её задача в том, чтобы усвоить пройденный материал. Дети сами должны найти ошибку в заданиях на доске, в аудиозаписи, в карточках или исполнении.

“Дирижёры”

Форма работы “Дирижёры” позволяет детям самим чувствовать изменения мелодии и контролировать исполнительские способности. Её суть заключается в следующем: выбирается ребёнок, который будет дирижёром и ему даётся задание. Например, такое: “Хор должен исполнить песню бодро, живо, постепенно увеличивая звук”.

Ребёнок должен выполнить следующие действия:

- Собрать внимание хора.

- Дать установку. (Сесть ровно, выпрямиться, ноги поставить вместе, руки положить ровно на парту)

- Дать точное вступление в начале дирижирования.

- Махи руками должны соответствовать характеру песни, её темпу и динамике.

- Закончить дирижирование в соответствии с завершением песни, “снять” хор очень точно.

Эта форма работы очень сложная и требует дополнительной подготовки, которая ведётся поэтапно из класса в класс.

“Карточки”

Еще одна форма работы это “Карточки”. “Карточки” я использую как на уроках закрепления, так и на уроках изучения нового материала. Карточки могут быть самыми разнообразными: с заданиями, с подсказками, с иллюстрациями, со словами песен и т.д.

Карточки очень помогают в работе с новым материалом и при закреплении.

Проблема развития творческих способностей учащихся занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, поскольку от того, как организована работа развития творческих способностей учащихся, во многом зависят результаты обучения и развития школьников в музыкальном плане.

Развивая музыкально-творческие способности в учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности.

 Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.

В своих  уроках музыки  вношу игру на музыкально – шумовых инструментах, тем самым развиваю слуховые и ритмические навыки у учащихся.

Так же с помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Моя задача  научить детей понимать музыку, а для этого прежде всего необходимо развивать музыкальный слух.

Задачи:

 -обогащение опыта восприятия музыки;

- воспитание интереса к детским музыкальным инструментам;

- воспитание чувства ритма;

- умение различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду;

Одним из средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей. Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение музыкальных шумовых  инструментов обогащает музыкальные впечатления и развивает их музыкальные способности. Важно отметить то, что инструментальное музицирование препятствует возникновению у детей «барьера неполноценности».

Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра  в оркестре на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность, повышает интерес   к занятиям музыкой.

Задачи в области знаний:

- расширение музыкального кругозора детей;

- формирование музыкальных способностей: чувства ритма,

 звуковысотного и тембрового слуха.

- развитие творческой активности;

-  ознакомление детей с названиями  инструментов;

-  определение характера  звучания инструментов ;

-  освоение приемов игры на них.

В области умений:

   - владеть простейшими приемами игры на музыкально – шумовых инструментах;

  - развивать чувство ансамбля, слаженность звучания в оркестре;

  - играть индивидуально простейшие песенки.  

Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмическое представление..

   

Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

Игры на музыкально – шумовых инструментах развивают чувство ритма, помогают правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен, а также работать над новыми.

 

Игровой материал:

 Бубен

Ход игры. Педагог исполняет на бубне различные ритмические рисунки, передающие движения неуклюжего медведя, быстрого зайчика и стремительной птички. Дети отгадывают предложенные им загадки и исполняют на бубнах такой же ритмический рисунок.

«Наш оркестр»

Ход игры. Дети говорят свое имя и ритмически исполняют его на бубне (Лена  – два удара бубном; Валера – три удара и т.д.)

Благодаря таким играм на музыкально – шумовых инструментах учащиеся по другому реагируют на восприятие музыки; развивается слуховые и ритмические навыки; различают тембровый окрас каждого инструмента; проявляютсяиндивидуальные способности каждого ребенка.

 

  Формирование интереса к музыке у школьников.

 1.Интерес, как прекрасный стимул к учению вообще и приобщению в музыке в частности.

 При наличии интереса развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется воображение, восприятие, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. При этом школьники переживают самые разные чувства. Здесь – и сомнения в правильности музыкальной оценки, и радость самостоятельного открытия, и восхищение глубиной музыкального сочинения, и удивление, и восторг…Интересные уроки музыки – это не развлекательные занятия и конечно не сухое «вдалбливание» песенного материала, музыкальных фрагментов, дат жизни композиторов. Это те уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, эстетических переживаний.

 

 2.Урок – основная форма музыкального образования.

 Разработка уроков музыки – это предмет размышлений, рассуждений, дискуссий.

 

 Главное в деле учителя - чтобы учащиеся прочувствовали, что без музыки разных направлений и жанров их жизнь будет пресной и скучной, что уроки музыки могут многое дать, например, для развития певческого голоса, становления слуха и художественного вкуса.

 

  Проблемное обучение как метод формирования интереса и приобщения к музыке.

 Оно основывается на самостоятельном мышлении учащихся. С помощью приемов проблемного обучения происходит активизация школьников, приобщение их к музыкальному искусству. Это процесс активного познания с элементами неизвестного, которые открываются при выполнении заданий. В школе приходится сталкиваться с разнородным составом класса. Одни, буквально «не желают входить» в ситуацию,

 

   Использование различных видов деятельности. 

 

 • Пение обычно является одним из самых наиболее любимых занятий школьников на уроках музыки.

 Как коллективная форма творчества, пение в классе способствует раскрепощению стеснительных, неуверенных в себе школьников. Затрудняясь спеть что-то индивидуально, они с радостью присоединяют свой голос к голосам товарищей.

 Школьникам интересны приемы коллективного пения: запевала и хор, «цепочкой», «эхо», «соревнование» и тому подобные элемент заинтересованности и творчества в ход урока вносят распевки, попевки,  

  Все игры-упражнения нравятся детям и позволяют работать в живой и непосредственной форме над звуком, слухом, строем, ритмом.

 

 

 Интересный репертуар способствует активизации вокальных занятий. Они строятся так, чтобы школьникам нравились, чтобы пение для них стало потребностью. Такая работа способствует сплочению в единый дружный коллектив, выявляет творческую активность.

 Главная задача – пробуждать и развивать интерес у школьников к музыке и вызвать яркий эмоциональный отклик на слушаемое.  

 

 Задания на активизацию слухового внимания следующие: поднятие руки при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступление инструментов. И все время убеждаешься, что безудержное фантазирование по поводу музыки, кроме активизации интереса, мало, что дает музыкальному развитию.    

 Интересны и такие задания: «рисование» образа на основе прослушивания,  

 • Младшим школьникам свойственна подвижность, непоседливость. Поэтому на уроках им нужно дать возможность подвигаться. Вполне приемлемы простые движения у парт – ходьба, марширование, притопывание, подскоки. Наклоны, различные движения корпуса, рук, хлопки, щелчки, жестикуляция. Это и

 элементарные ритмические (танцевальные) движения у парт – полуприседания, шаг с притопом, которые с интересом выполняются школьниками. Конечно, действия детей ограничены условиями кабинета

 

 • Пластическое интонирование с участием рук, корпуса, ног, наклонов головы воссоздает «пульс» музыкального произведения, его темпа, ритма, динамики, высоты звучания, музыкальной фразировки. Элементы движения, ритмические игры я ввожу для лучшего запоминания ритмического рисунка в разучиваемых песнях

 • Учебно-игровая деятельность используется мною для активизации ребят и формирования у них интереса к музыке.  

 

 Использование новых информационных технологий на уроке музыки.

 На сегодняшний день, учитывая падение духовной и музыкальной культуры в молодёжной среде, повышение качества и результативности музыкального образования являются исключительно актуальными.

 Одним из эффективных путей успешного музыкального образования учащихся является внедрение в учебный процесс информационных технологий.

 

 

Новизна опыта состоит:

в использовании новых современных технологий обучения на уроках музыки;

повышении теоретического и практического уровней образования;

передаче детям не только эмпирических знаний и практических умений, но и «высоких» форм общественного сознания (научных понятий, художественных образов, нравственных ценностей).

Результативность.

Развитие познавательной деятельности посредством моделирования художественно-творческого процесса на уроках музыки повышает уровень обученности и по другим предметам. Осознание учащимися своих мотивов в учебной деятельности позволяет им лучше понимать, оценивать и принимать учебные задачи, определять цель работы на уроке и во внеурочное время. Использование технологии развивающего обучения позволяет мне добиться высоких результатов- 100% успеваемости, качества знаний- 97,5%.

Трудоёмкость опыта заключается в постоянном совершенствовании инновационных технологий развивающего обучения, поиска новых форм подачи учебного материала для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыки.

Доступность.

Опыт может быть использован учителями общеобразовательных школ.

Сущность теоретической базы.

Развитие познавательного интереса проходит три общих этапа:

ситуативный познавательный интерес, возникающий в условиях новизны;

устойчивый интерес к определённому предметному содержанию деятельности;

включение познавательных интересов в общую направленность личности.

Познавательную мотивацию следует формировать на основании следующих положений:

познавательная мотивация выступает отражением заданных условий деятельности;

познавательная мотивация возникает в проблемной ситуации, этим объясняется её внутренняя обусловленность;

возникновение и развитие познавательной мотивации обусловлено типом взаимодействия и общения педагога и учеников.

Принципы педагогической деятельности.

 

Результативность.

    Использование технологии развивающего обучения позволяет мне добиваться высоких результатов обучения учащихся   Результаты – 100% успеваемость и высокое качество знаний:

Учебный год

Класс

% кол-во знаний

Класс

% кол-во знаний

1999-2000

95,07

95,1

2000-2001

97,81

95,75

2001-2002

97,18

97,1

2002-2003

97,72

Итоги качества знаний в 8 классах (данные за 2002 – 2003

Класс

% кол-во знаний

% степень обученности

100

100

94,75

100

100

100

100

100

        Продолжением творческой работы на уроке, активизации познавательной деятельности является кружковая и внеклассная работа в школе . Кружок «Домисолька».

         Особое внимание уделяется работе с музыкально -  одарёнными детьми. Использование на уроках музыки нестандартных ситуаций, разнообразных творческих заданий, моделирование художественно – творческого процесса помогает детям максимально самореализоваться. Считаю, что в работе с одарёнными детьми учителю необходимо «выращивать» способности каждого конкретного ребёнка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий; через подготовку к участию в классных, школьных, городских и районных концертах; привлекать к проведению предметных недель,  внеклассных мероприятий.

          Формами работы  с одаренными детьми в нашей школе  являются индивидуальные занятия, накопления  записей на кассеты учащихся индивидуальных номеров и выступлений в  концертах.  Эти записи накапливаются из года в год, а  в последующем служат материалом для подготовки к сольным концертам.

       Проблема овладения искусством ведения уроков остаётся одной из самых важных в работе учителя. Эффективность урока музыки определяется степенью достижения поставленной цели, реализации художественная – педагогическая идея, в силе и долговременности впечатлений, полученных на уроке от общения с музыкой и друг другом.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое воспитание на уроках технологии.

Статья о теоретических основах воспитания художественого вкуса на уроках технологии на примере уроков кулинарии и обработки ткани....

Эстетическое воспитание на уроках иностранного языка.

Формирование эстетического отношения детей к действительности и искусству происходит с раннего возраста. Изучение каждого предмета в школе также способствует эстетическому воспитанию, и на уроках инос...

Учу видеть красоту( эстетическое воспитание на уроках технологии).

Важная роль в системе всестороннего гармоничного развития личности принадлежит эстетическому воспитанию. Среди учебных дисциплин, непосредственно относящихся к области  эстетического воспитания о...

эстетическое воспитание учащихся средствами музыки в условиях учреждения дополнительного образования

эстетическое воспитание учащихся может быть реализовано в разных учреждениях. В данной статье рассматривается модель взаимодействия учреждения дополнительного образования и общеобразовательной школы....

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ "Работа с родителями по эстетическому воспитанию школьников средствами музыки"

Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум дать им представление о «прекрасном», существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстет...

2018 Работа с родителями по эстетическому воспитанию школьников средствами музыки

2018 Илларионова Работа с родителями по эстетическому воспитанию школьников средствами музыки...

Статья «Логоритмика – одно из эффективных направлений работы с детьми в эстетическом воспитании на занятиях музыки»

           Целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном ито...