Главные вкладки

    статья на тему: "Роль музыки в воспитании и формировании личности"
    статья по музыке на тему

    Ушакова Иоланта Вячеславовна

    Преемственность дошкольного и школьного образования в рамках ФГОС играет огромную роль в образовательном процессе. Музыкальные занятия в школе опираются первичные знания детейЁ которые они поручили в дошкольном образовательном учреждении. Наша задача расширить эти знания опираясь на программу федерального государственного стандарта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл preemstvennost_doshkolnogo_i_shkolnogo_obrazovaniya.rar1.43 МБ

    Предварительный просмотр:

    Автор – Ушакова Иоланта Вячеславовна

                   учитель музыки в МАОУ СОШ№19 г. Балаково Саратовской области

    Выступление на семинаре на тему:

    Преемственность школьного и дошкольного образования в рамках ФГОС

    Роль музыки в воспитании и формировании личности

                О роли музыки в воспитании и формировании личности говорится очень много.

       Можно вспомнить Древнюю Грецию, где музыка стояла в одном ряду с риторикой, логикой. Музыка служила средством для очищения и возвышения души. А можно вспомнить исследования психологов, которые говорят о том, что занятия музыкой помогают развитию математических способностей.

       Один из педагогических исследователей сравнил художественное воспитание в школе с нераспустившимся цветком. Ребенок овладевает всеми науками постепенно, день ото дня. Его знания созревают по крупицам, приумножаясь по мере развития личности и овладения знаниями и умениями того или иного вида искусства.

       Ведь никому не приходит в голову досрочно раскрыть пальцами бутон цветка – это только повредит растению.

       Музыкальные занятия в школе опираются на первичные знания учащихся о музыке. Наша цель со временем, постепенно развить эти знания и значительно их расширить.

       Задача учителя – помочь раскрыть Дар Божий каждому ребенку: красиво петь, сочинять стихи или даже музыку, танцевать. Многие дети и не подозревают, какие духовные сокровища они в себе таят!

       В нашей школе с 2007г. функционирует структурное подразделение дошкольного образования, куда зачисляются дети с 5,5 лет. Это подразделение создано для более успешной адаптации детей к обучению в начальной школе, а так же для выравнивания стартовых возможностей детей. Возраст обучающихся соответствует подготовительной группе в детском образовательном учреждении.

       Я работаю по программе «Предшкола нового поколения», который связан с УМК «Перспективная начальная школа» (Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига / Учебник, 2010).

       В программу занятий входит:

       - слушание музыки, дети знакомятся с творчеством композиторов и их произведениям. Ставятся такие цели как: Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки. Развивать образную речь в поисках и применении эпитетов, метафор, сравнений, характеризующие образы природы, созданные в музыке, поэзии, живописи. Совершенствовать музыкальное восприятие, кругозор, музыкальный вкус.

       -  музыкально-дидактические игры, в результате которых развиваются музыкальный слух и память, усиливается восприятие музыки.

            -  музыкально творчество (песенное и танцевальное), целью и задачами которых является развивать дикцию, артикуляцию. Учить передавать характер исполняемых песен. Развивать звуковысотный слух, чувство ритма. Развивается творческая фантазия в исполнении игровых и танцевальных движений.

         -    музыкально-ритмические движения, игры где дети учатся выразительно и ритмично двигаться. Вырабатываются коммуникативные навыки.

           

       Исходя из своего опыта могу сказать что в предшколу приходят дети с разным уровнем подготовки. Те малыши, которые ходили в детский сад,  более адаптированы, у них уже есть  накопленный опыт общения с музыкой. Эти дети знают больше детских песен, они более активны в исполнительской деятельности. А есть дети, у которых таких знаний очень мало. Самое приятное в моей работе видеть, как развиваются мои маленькие ученики. Если в начале учебного года некоторые дети не хотели принимать участие в наших играх, хороводах, каких-то музыкальных постановках, по разным причинам – кто-то стеснялся, кому-то нравилось только смотреть, а были и такие, которые просто хулиганили, то к середине октября мои маленькие упрямцы уже с удовольствием включились в нашу коллективную музыкальную деятельность. Более того, по прошествии некоторого, времени проявилась их индивидуальность. А как, до слез трогательно, исполняют песни дети с дефектами речи или заиканием, ведь во время исполнения песен, и это научный факт, маленькие артисты не заикаются.

       А как мы слушаем музыку! Я очень люблю наблюдать за реакцией детей предшколы во время слушания музыкальных произведений. Все эмоции как на ладони! В детских глазах отражается вся красота музыки! И когда начинаешь разбирать с ними произведения, раскрывая глубину музыки – сердце учителя ликует! Каждый звук, каждое слово, каждый жест находят самый эмоциональный отклик.

       Занятия музыкой развивают представления о мире, усиливается эмоциональной восприятие, развивается самостоятельное творчество. Дети учатся свободно общаться, улаживать конфликты, чувствовать себя частью окружающего мира. А вместе с тем формируются  Универсальные Учебные Действия при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию.

       В наступающем учебном году я с нетерпением жду встречи с нашими бывшими предшколятами, а теперь уже с первоклашками. Благодаря занятиям в предшколе дети подготовлены к дальнейшему обучению и музыкальной программе 1 класса. Я знаю их способности. Я заложила в них основу, которая поможет мне развивать их творческую деятельность дальше. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой. Год за годом. И так на протяжении всего обучения в начальной школе готовится музыкальная база для дальнейшего развития ребенка.

      Анализируя обозначенные выше позиции, можно говорить о преемственности целей и задач дошкольного и начального школьного образования. Именно в дошкольном образовании закладывается база, основа для дальнейшего развития творческой личности, ориентированной на успех.

    Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуры.

    Как учителю музыки мне очень важно видеть результат своего труда, и я возлагаю много надежд на начальную школу. В этом возрасте дети очень отзывчивые, активные и все без исключенья талантливые. А значит, будут и победы в конкурсах, и интересные музыкальные проекты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья по теме: «Роль хореографического искусства в поликультурном воспитании»

    Межрегиональная научно-практическая конференция «Хореографическое искусство: традиции и инновации». Сборник докладов....

    Статья по теме: "Роль семьи в воспитании здорового образа жизни подрастающего поколения"

    « Если хочешь быть сильным – бегай, если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть умным – бегай». ...

    Статья на тему"Роль нравственного воспитания в социализации успешной личности"

    В статье рассказывается о формировании нравственных качеств личности на уроках руссого языка и литературы....

    Статья на тему "Роль искусства в жизни общества. Люди искусства в литературе и музыке"

    Статья на тему: " Роль искусства в жизни общества. Люди искусства в литературе и музыке"...

    Статья на тему "Роль игры в развитии личности"

    Статья на тему "Роль игры в развитии личности" направлена на воспитание, обучение  детей через игру....

    Статья по теме: Роль учителя физической культуры в формировании гармонично развитой, социально активной личности.

    Активная физическая деятельность - одно из обязательных условий гармонично развитого человека.Физическая культура является средством укрепления здоровья человека, его физического совершенствован...

    Статья на тему «РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

    Статья предназначена как для  педагогов, так  и для родителей....