Программа студии "МИКС"
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Рамзова Анна Олеговна

Рабочая программа по вокальному и актерскому мастерству для детей с 11 до 17 лет. Делится на 2 болка по 3 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_wordpad_2.doc484.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

           Пояснительная записка.

 Статус документа.

Рабочая программа по вокалу и актерскому мастерству составлена на основе  авторских образовательных программ дополнительного образования по вокалу и актерскому мастерству «Вокальное искусство. Теория и методика музыкального образования детей» под редакцией Л. В. Школяря, «Аритикулционная гимнастика»под редакцией В. Емельянова, «Мастерство актера и режиссера» под редакцией Б. Е. Захаровой.

 Количество учебных часов на год: 117 часов из расчета 3 учебных часа в неделю, делится на 2 блока: 1) "Актерское мастерство", 2) "Вокальное искусство" на блок по 1,5 часа в неделю.

 Актуальность программы  заключается в обеспечении реализации социального заказа  общества по формированию высоконравственной, духовно богатой личности. Современный россиянин – это  уникальная по своей  сущности  личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место  в обществе  и принимает активное участие в решении  задач преобразования. Система российского образования  ориентирована на стратегические государственные  задачи строится на принципиально новой образовательной парадигме:   современная образовательная среда  - это условия,  в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Голос  - это  особое богатство,  природный дар, который  дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно  реализовать творческий потенциал ребенка,  сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое  способствует развитию творческой фантазии.  Каждый ребенок находит  возможность для творческого самовыражения личности через сольное и  ансамблевое пение,  пение  народных и современных песен с музыкальным сопровождением. В детской студии эстрадной песни обучаются  дети, наделенные  музыкальными способностями,  которые любят музыку и желают научиться красиво и правильно петь. Именно для того, чтобы ребенок,  наделенный способностью  и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей,  мог  овладеть умениями и навыками  вокального искусства,  самореализоваться в творчестве,   научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное  состояние,    разработана  программа «С песней в страну Вообразилию», направленная  на духовное  развитие  обучающихся.

Разработка данной программы дополнительного образования по вокальному и ритмопластическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста обусловлена социальным заказом поиска  оптимальных форм работы с детьми в системе дополнительного образования. Исходными предпосылками разработки данной программы  явились необходимость развития творческой активной личности, приобщение к музыкальной культуре, умение детей адаптироваться в социуме. В программе систематизирован опыт создания детского творческого коллектива на основе многосторонней работы по обучению начальной музыкальной грамоте, развитию вокальных данных,  выработке навыков ансамблевого пения, ритмопластического развития.

Отличительной особенностью данной образовательной программы является скоординированная деятельность всех направлений деятельности в студии (вокал, музыкально - ритмические движения, актёрское мастерство), направленных на достижение единой цели. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, подбираются необходимые развивающие упражнения, и составляется вокальный репертуар каждому воспитаннику коллектива.

Количественный состав групп: от 8 до 14 человек в возрасте от 11 до 17 лет.  

Новизна программы заключается в том, что она  лабильна (от латинского «скользящий, неустойчивый»), так как репертуар ежегодно обновляется, каждая новая песня подбирается под определённого ребёнка или группу детей с учётом их вокальных возможностей, диапазона, тембра голоса, вокальных и двигательных способностей, психологических  особенностей. Программа имеет четкую художественно-эстетическую направленность.  

Интерес школьников к вокально-эстрадной деятельности  позволяет привлекать детей, заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость.

Прогностичность: реализация данной программы создает условия для координации усилий семьи и образовательного учреждения в развитии творческой личности ребёнка, способного адаптироваться в социуме.  

Контролируемость: диагностика эффективности реализации образовательной программы позволяет выявлять  динамику развития творческих способностей детей.

Роль и место программы в  образовательном  маршруте обучающихся, практическое назначение программы:

Реализация содержания программы  ориентирована на   применение наиболее эффективных методов и приемов   формирования голоса. Дети, занимающиеся в студии имеют возможность использовать полученные знания и навыки в различных сферах деятельности – при публичных выступлениях, чтении докладов, стихов, и т. д.

Практическая значимость образовательной программы состоит в том, что она может быть применена в  кружковой работе  в общеобразовательных  школах, Дворцах детского творчества, домах культуры.

В условиях вокальной студии «MIXXX» занимаются 15 обучающихся.  Каждый ученик имеет возможность удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности,  радовать своим творчеством окружение родных и друзей своими способностями, но и  получить оценку и  общественное признание   в школе, в городе, округе, в России в рамках различных конкурсов и фестивалей. Увлеченные любимым делом дети  принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа  взаимодействия с окружающим сообществом.

             

1 БЛОК. «Актерское мастерство» рассчитана на подготовку учеников в рамках театрального искусства способствует целостному развитию актерских качеств личности.

Театральное искусство помогает осознать общечеловеческие ценности, формирует позитивное отношение к миру, к личности. Этот предмет готовит детей к будущей жизни, успешной работе в коллективе, когда потребуется сотрудничать с коллегами, искать оптимальные решения проблем вместе с педагогом, обучает средствам и способом актерской работы.

Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса является художественно-эстетическое и культурное развитие детей. Приобщение к миру театра, знакомство с различными направлениями, историей театра развивают и внутренне обогащают духовный мир ребенка.

Цель программы

Сформировать комплекс качеств личности ребенка, как культурного и нравственного субъекта общества, способного четко понимать и различать нормы и принципы культурного взаимодействия со средой.

Задачи программы:

         Обучающие:

Дать базовый уровень знаний по предмету, соответствующий требованиям допрофессионального образования.

Сформировать и закрепить у детей актерские навыки, научить принципам работы с ролью, основным принципам построения этюдов.

·        Формирование стойкого интереса у детей к театральному искусству в целом и к предмету «Основы актерского мастерства»  в частности;

·        Развитие и автоматизация навыков актерского искусства;

·        Обучение принципам анализа произведений с точки зрения ролевых характеристик, научить выделять особенности роли и её характеристики;

·        Сформировать умение чувствовать и проживать заданный образ;

·        Сформировать способность согласовывать технику актерской игры с психологией проживания.

·        Привить ребенку необходимые актерские навыки.

         Социально-адаптивные:

·        Формирование у детей личностного целостного эстетического отношения к явлениям окружающей действительности;

·        Формирование у детей представлений о средствах социального взаимодействия;

·        Сформировать понимание принципов безконфликтного социального взаимодействия.

         Коррекционно-развивающие:

         Способствовать развитию необходимых актерских качеств личности (памяти, внимания, воображения, личностной активности и т.д.)

·        Развитие творческого потенциала детей;

·        Развитие личностных качеств детей (памяти, внимания, воображения, активной личностной позиции);

·        Способствовать целостному и гармоничному развитию личности.

Важным условием, без которого невозможно выполнение программы, является глубокое взаимодоверие между педагогом и детьми, построенное на взаимном уважении и подлинном, живом интересе друг к другу.

"Человек играет только тогда,когда является человеком в полном значении этого слова,и только тогда он является настоящим человеком, когда он играет." (Шиллер)

Цели курса можно выразить в нескольких афоризмах:

 «Я красивый, я сильный, я мудрый, я добрый. И все это открыл я.» (Станислав Ежи Лец). Что значит «открыть себя», раскрыть себя для других, быть разным, быть значимым – то есть артистичным.

«Все, что нужно знать актеру – выучить роль и не натыкаться на мебель.» (Спенсер Трейси). Это совет тем, кто хочет реализовать себя на сцене и побороть страх перед публикой.

«Всегда надо играть честно, если все козыри у тебя на руках» (О. Уайльд). Артистизм – это и есть тот самый козырь, который позволяет свободно общаться с разными людьми, привлекать к себе и своим идеям внимание, быть интересным и ярким и, соответственно, позволяет ВЫИГРЫВАТЬ.

А самое главное:«Если вы можете это вообразить, вы можете это и сделать» (У. Дисней).

Наряду с обучением актерскому мастерству,  в основном  по системе Михаила Чехова, и преподаванием традиционных актерских дисциплин - пластика, голос и речь, на курсе  формируется новое отношение к жизни, основой которого является "Принцип Игры". Это накопление особого творческого состояния легкости и спонтанности и наработка через актерские техники различных ролевых моделей поведения, которые необходимы не только на сцене, но и в жизни.

Полученные на уроках по мастерству актёра  знания и навыки студенты  с легкостью переносят в свою жизнь. Таким образом, за счет развития внимания и чуткости к ситуации, и умения перевоплощаться в нужном направлении, у них появляется возможность творить не только на сцене, но и в повседневной жизни. Это помогает избежать неудач в повседневной жизни, решать проблемы любой сложности, находить нестандартные и эффективные решения жизненных ситуаций.

"Жизнь - как театр. Театр - как жизнь" - основная дисциплина, которую на протяжении всего курса осваивают ученики.

Нам кажется, что ребенок все время играет? И это действительно так!!! Ведь для него игра - это великий, познавательный процесс.

"Агу - агу!" - проверяем возможности речевого аппарата.

"Ладушки, ладушки" - проверяем моторику.

Первые шаги - первые попытки скопировать движение взрослых: "Как же они перемещаются в пространстве?"

Дальше ребёнок начинает играть во "взрослые" игры, во всём подражая родителям. Перенимает их манеру двигаться, говорить, реагировать в различных обстоятельствах. Часто приходится слышать: "Малыш похож на маму" или "папин характер!" А ребёнок, подобно губке, впитывает в себя поведение всех близких ему людей (т.к. они чаще бывают в поле его внимания), тем самым, формируя своё "Я". Через так называемую игру зарождается и развивается новая личность, новый характер.

Но вот однажды он слышит: "Пора браться за ум!", "Хватит играть в бирюльки!", "Пора взглянуть в глаза суровой реальности!" и человек берётся за так называемый "ум" и постепенно понимает, что счастливая игра окончена, а детство уходит безвозвратно…

Но игра продолжается! Также как в детстве мы играем в пожарных, моряков, милиционеров, банкиров, директоров и т.д. Разница лишь в том, что раньше от этих познавательных игр мы испытывали удовольствие, а сейчас, мы порою забываем о том, что уже много веков воспевают классики:

"Вся жизнь - игра!"

"Весь мир театр, а люди в нём актёры!"

Итак, предлагаем рассмотреть театральное искусство, а именно, игру актёра не только как средство самовыражения, но и как один из способов саморазвития.

Актёр, проигрывая на сцене различные сюжеты, примеряя различные "маски" (или характеры), приобретает опыт поведения в различных ситуациях, имеет возможность взглянуть на мир с точки зрения другого человека. А научиться ставить себя на место другого и видеть мир его глазами, не это ли одно из важнейших правил коммуникабельности и взаимопонимания?

В повседневной жизни мы так же, как и актёр перевоплощаемся по сотни раз за день. С одним человеком мы ведём себя иначе, чем с другим, в одной ситуации мы ведём себя иначе, чем в другой. Мы также приобретаем опыт, который помогает нам двигаться и развиваться дальше. Разница лишь в том, что актёр делает это осознано, а значит, управляет этим процессом.

Хороший артист (на сцене или в жизни) всегда притягивает наше внимание, всегда отличается харизмой, умением чувствовать и менять атмосферу.

Кто-то справедливо заметит: "Это талант!" Совершенно верно! Но талант - это не то что кому-то даётся, а кому-то нет, а то, что развивается в каждом из нас.

Очень важно научить студентов наносить правильно Гримм. То, что без него не обойтись, спора нет, а то, что им не умеют пользоваться, поспорим на двух часах отведённых именно этому. Грим в различных видах зрелищного искусства имеет свои особенности. Цирковые и эстрадные гримы, как правило, носят броский, праздничный характер; важно знать отличие грима утреннего, дневного, вечернего, а так же близкого и дальнего расстояния. Практические занятия дадут студенту и знания и умения по этому вопросу.

Задача курса – не  привлечь  внимание обучающегося к тому, как стать артистом в жизни или на сцене, а именно к техникам, которые помогают развить в себе определённые качества.

Программа обучения включает в себя комплекс психофизических упражнений.

Упражнения просты и требуют, всего лишь,  внимания и практического применения. Они не требуют специального времени,  и практиковать их следует, в своей повседневной жизни.

Занятия проходят в виде упражнений, тренингов, мини-спектаклей, параллельно с ознакомлением со специальной терминологией сценического искусства, режиссуры, актёрского мастерства, сцены, театра в целом.

Методы работы:

- Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения.

- Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием способов концентрации внимания и эмоционального побуждения.

- Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов, музыкального сопровождения.

- Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой  проблемы.

- Метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного характера) выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа "в креативном поле” создаёт возможность поиска различных способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения сценического образа.

Содержание учебной дисциплины

Первый цикл: «Знакомьтесь – это вы!»

Второй цикл: «Погружение в образ»

Третий цикл: «На сцену!»

Первый цикл: «Знакомьтесь – это вы!

 Раскрытие творческих способностей, развитие воображения и внимания, преодоление страха перед публичным выступлением, вхождение в творческое состояние, телесное и психологическое раскрепощение, работа с телом и голосом, импровизация, постановка этюдов.

- Импровизация в театральном мире - это свободное взаимодействие с партнером без навязываемого текста. Впервые этот метод начал использовать Станиславский. Он был противником традиционного обучения, когда актеров заставляли механически запоминать интонации и позы, навязывали четкий стереотип поведения на сцене. Импровизируя, человек учится искренне реагировать на события, чувствовать настроение собеседника, органично подстраиваться под любую ситуацию.

- Переход через страх. Не только актерам приходится работать публично – все мы время от времени вынуждены отстаивать свою точку зрения в окружении группы людей. Острое противостояние своего я и общества порождает робость, неуверенность и страх перед публикой. Физически такой страх тоже проявляет себя: горло пересыхает, приливает кровь к щекам, сбивается дыхание и даже пропадает от волнения голос. Ну, как тут не растеряться? А после "провала" перед публикой многим и не захочется экспериментировать с собой дальше - это удел более уверенных и одаренных. Только не стоит забывать, что наша жизнь гораздо больше сцены, а проблемы в ней неисчерпаемы и требуют постоянных выступлений: перед семьей, перед коллегами, перед незнакомой аудиторией вообще. Поэтому необходимо перейти этот психологический барьер, мешающий свободно выступать перед людьми. Главное – практика, тогда проблема постепенно решится сама собой.

- Развитие воображения и внимания. Умеем ли мы наблюдать простые вещи и явления в жизни? Это и есть активное восприятие, когда человек легко и просто наслаждается красотой и своеобразием жизни, наблюдает закаты и рассветы, цветы, детей на улице, поверхность воды. У многих из нас такая приятная привычка наблюдать жизнь утеряна из-за постоянно испытываемых мини-стрессов, беспокойства и переживаний. Обучаясь актерскому мастерству, люди начинают более чутко воспринимать жизнь в самых простых ее проявлениях.

2. Сценическая речь:

- Изменчивый голос. Когда мы взволнованы, именно голос выдает наше внутреннее состояние, хотя зачастую мы этого не хотим. Нужно научиться освобождать дыхание и свободно говорить в движении. Вашему голосу помогут зазвучать в полную силу на уроках сценической речи.

- Речь. Помимо голоса нужно поработать и над речью. Вы научитесь извлекать свободный не зажатый звук, разработаете органы речи для четкого произношения. В упражнения входят различные пословицы и труднопроизносимые скороговорки,

- Интонация.  Не следует забывать и об  интонации она эмоционально обогащает слова, усиливает и их значение. Попробуйте говорить монотонно – скоро вас перестанут слушать и нить разговора потеряется. Яркой и оправданной интонацией можно успешно привлечь к себе внимание.

3. Сценическое движение:

- Пластика тела. Прежде всего, нужно освободиться от зажимов. Зажимы - это телесное и психологическое напряжение, которое сковывает тело, мешает свободно ощущать себя в пространстве. Итог - скованные движения, плохая осанка, опущенный взгляд.

Мудрое тело можно отправить в "свободное путешествие", довериться ему в своей игре. Мудрое тело допускает ту меру контроля, которая не уничтожает творческую инициативу в импровизации. Оно дает ощущение внутреннего баланса между собственными возможностями и творческими импульсами.

Итоговым результатом обучения на 1-м  цикле является  открытый урок по актерскому мастерству и сценической речи.

Цикл посвящен освоению азов актерского мастерства и первоначальных техник по достижению творческого состояния.

- пластика (работа с телом)

- голос (работа с речью и голосом)

Психотехника (достижение творческого состояния)

Задачи первого цикла:

- переход порога сцены, упражнения на преодоление страха перед публичным одиночеством;

- раскрепощение, снятие телесных и психологических зажимов:

- ощущение своего тела и своего голоса, как "инструмента";

- развитие воображения и внимания;

- вхождение в Творческое Состояние (накопление опыта пребывания в нем).

Завершается первый цикл обучения показом нескольких контрастных образов(характеров).

Второй цикл: «Погружение в образ»

Работа над этюдами и постановка отрывков из драматических произведений.

Этюды: Развитие эмоциональной природы, умение существовать в конфликтной ситуации и добиваться при этом поставленной задачи. На этом этапе учат контакту с другим человеком – фундаментальное умение для повседневной жизни. В итоге становится намного легче общаться с самыми разными людьми, не задевая никого своим мнением и не обижаясь на чужую точку зрения.

Драматические отрывки: Постановка драматических отрывков приближение студентов к основам актерского ремесла, дает возможность почувствовать себя драматическим артистом. От момента знакомства с произведениями до момента выхода на сцену.

Итоговым результатом обучения на 2-м  цикле становится театрализованный показ, в качестве зрителей приглашаются сокурсники, преподаватели, друзья, знакомые, родственники.

Актерское мастерство :

- работа над монологом (или речью)

- работа над диалогом (с партнером)

Психотехника (достижение и развитие творческого состояния - второй уровень), "Техники позволения".

Разработка и освоение нового имиджа.

Задача второго цикла:

- - освоение погружения в состояние другого человека, в состояние выбранного образа и работа в этом образе;

- ощущение пространства (в частности пространства сцены) и времени;

- творческое состояние и его развитие.

Завершается второй цикл обучения показом монолога и басни.

Третий цикл: «На сцену!»

   Курс актерского мастерства и ораторского искусства – это быстрый и увлекательный  способ:

обрести уверенность в себе

избавиться от страха публичного выступления

комфортно чувствовать себя в любой ситуации

принимать нестандартные и оригинальные решения

легко общаться и налаживать коммуникации

понимать своё тело и голос

открыть в себе новые потенциалы

жить играя

Задачи третьего цикла:

- вхождение в образ и работа в этом образе с партнерами на сцене, ощущение себя и партнера во взаимодействии.

- ощущение себя как части действия;

- освоение состояния внутреннего перехода в "новую", воображаемую, реальность, действие в ней, как ее неотъемлемой части и обязательный выход из нее.

Итог курса обучения «Мастерство актёра» Работа над спектаклем – песней. Постановка и показ произведения вокального жанра с сильной драматургией.

1. Элементы творческого самочувствия:        

Освобождение мышц  - Наблюдения «животные»

Внимание - «Зажимы»;  «повадки людей»;

Память        - Этюды «Одушевление предмета»;

Воображение - «Монолог предмета»;

Темпо-ритм - Ритмико – музыкальный вариант этюда.

Понятие этюда.        

2. Работа над сценическим  образом        

Действие и задача - Работа над коротким текстом (басней)

Предлагаемые обстоятельства - Импровизационный рассказ

Общение - То же в Диалоге

Характерность - То же в характерности

О жанре - То же  в заданном жанре

3. Анализ авторского текста:        

Понятие «Текст» и способы

интерпретации - Выбор, композиция и определение свехзадачи отрывка.

Логика и последовательность - Логика персонажа и приспособления.

Действие  и общение в монологе - «Сказка» как жанр. Характерность персонажа. То же с «абсурдным» текстом

Ритмический рисунок роли - Спонтанный танец.

Пространство действия и мизансцена - Музыкальная пародия на эстрадного исполнителя

Актёрская интерпретация музыкального произведения - Ария из мюзикла, др. вокальное произведение.

Темы и виды контроля по дисциплине

Виды контроля        Содержание        Формы контроля        Методы и способы контроля        Сроки контроля

1.Вводный        Общая эрудиция.

Уровень знаний по программе (для студентов гуманитарного образовательного учреждения, третьего года обучения)        Беседа.

Опрос.        Наблюдение.        Сентябрь.

Октябрь

2.Текущий

Освоение учебного материала.

Творческий потенциал.

Выполнение нормативов. Вопросник по программе обучения. Выполнение этюдных заданий.        Практическая работа. Диагностика.        Ноябрь, Январь, Февраль, Март, Апрель.

3.Коррекция        Ликвидация пробелов.        Контрольные упражнения по технике речи, пластике, памяти (ПФД), воображению. Групповые консультации и тренинги        Октябрь – Апрель.

4.Итоговый        Контроль выполнения поставленных задач.        Комплексные занятия – показы.

Открытые уроки.

Контроль по предлагаемой программе включает следующие формы отчётности:

1.  Показ нескольких контрастных образов (характеров).

2.   Показом монолога и басни. Этюд «четвёртая стена»;"на ситуацию"; "на слово"

3.  Музыкальная пародия на эстрадного исполнителя.

4.   Работа над спектаклем – песней. Постановка и показ произведения вокального жанра с сильной драматургиейОбучение по программе осуществляется с учётом

основных принципов развивающего обучения:

- эмоциональное стимулирование учебно-познавательной деятельности,

- развитие познавательного интереса у ученика,

- развитие его психических функций, творческих способностей и личностных качеств.

По окончании изучения курса выпускник.

Знает:

-  Принципы разминки и упражнения для развития актерских качеств;

-  Структуру работы над ролью;

-  Структуру работы с этюдами и миниатюрами;

-  Способы актерской выразительности;

-  Своё амплуа.

Умеет:

-  Применить полученные знания и умения на практике (спектакле, инсценировке, этюде);

-     Определить жанр, вид произведения, дать анализ сюжетных перипетий;

- Самостоятельно проанализировать литературное произведение с дальнейшим его исполнением.

-    Контролировать звук и интонации своего голоса;

-   Умеет определять характерность персонажа произведения по его речевым характеристикам.

Может:

- Применить полученные знания в актерской работе и повседневной деятельности;

- Самостоятельно проводить разбор художественного произведения соответствующей возрасту сложности, публично исполнять выбранное произведение;

-   Самостоятельно использовать тренинги и упражнения для дальнейшего самосовершенствования.

Способы определения результатов,

контроль за качеством усвоения материала:

         В конце учебного года ученики сдают творческое задание с разбором роли, которую будут исполнять в спектакле. Ощенить качество работы по блоку «актерский тренинг» возможно путем проведения открытых уроков и во время выступлений учеников (концерты, праздничные программы, спектакли).    

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ:

- наглядные и учебно-методические пособия

- методические рекомендации

- наличие литературы для детей и педагога

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ:

- кабинет, соответствующий СГН

- стол

- стулья

- магнитофон

- сцена со специализированным световым и звуковым оборудованием

- спортивная форма

- база костюмов и реквизита

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ:

- благоприятный психологический микроклимат на занятиях

- доброжелательное отношение педагога к детям

- сплоченность детского коллектива

- демократический стиль общения педагога с детьми

- создание для каждого учащегося ситуации успеха

Литература:

"Актерские тетради Иннокентия Смоктуновского" Ольга Егошина

"Импровизация и маска" А. В. Толшин

"Как стать актером" Дюпре В.

"Кино, театр, бессознательное. Том 1" Антонио Менегетти

"Книга Станиславского "Работа актера над собой" Г. Кристи

"Мастерство актера и режиссера" Захава Б. Е.

"Моя жизнь в искусстве" К. С. Станиславский

"Особенности стилевого поведения и правила этикета (XVI-XX)" Кох И.

"От упражнения - к спектаклю" (2004) Е.Р. Ганелин, Н.В. Бочкарева

"От упражнения – к спектаклю" Е.Р. Ганелин, Н.В. Бочкарева

"Самоучитель актерского мастерства" по системе П.М Ершова

"Слово в творчестве актера" Мария Осиповна Кнебель

"ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕХНИКА АКТЕРА" В.Б. Березкина-Орлова, М.А. Баскакова

"Физический тренинг актера" А. Дрознин

"Хрестоматия актера. Мимика. Грим. Движение. Речь" Писаренко Ю.

"Шаг в профессию" Голубовский Б.

"Этика" (1947) К.С. Станиславский

П.М. Ершов. Искусство толкования. Часть 1.Режиссура как практическая психология

П.М. Ершов. Искусство толкования. Часть 2.Режиссура как художественная критика

П.М. Ершов. Технология актерского искусства

Школьников С. Грим. Минск, 1969;

Сыромятникова И. Искусство грима и прически. М., 2000.

2 БЛОК: "Вокальное искусство"

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

• формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

• развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

• освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии. О выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;

• овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

• воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Основные содержательные линии:

– обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;

– усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;

– обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.

Тематическое построение программы позволит  объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя к программе, нельзя разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем – основа основ данной программы. Я считаю, что материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает и особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать.

Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.

В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общеансамблевого звучания.

Цели и задачи.

Цель: Создание постоянного вокального коллектива, способного быстро и качественно разучивать и представлять репертуар.

Основные задачи:

        формирование вокальных навыков детей;

        развитие памяти, образного мышления детей;

        формирование положительных качеств личности.

CОДЕРЖАНИЕ 2 БЛОКА ПРОГРАММЫ

Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков     

Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.

Гортань человека.  Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков:  шумовой,   грудной – натуральный (детский), фальцетный,  свистовой или флейтовый.

Регистровый   порог. Механизм перевода регистра.

Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных,  их пение.  Речевой диапазон. Требования к пению гласных.

        Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.

Рупор. «Зевок» и полузевок».

        Регулировочный образ: место и роль в  пении.

Практические занятия:

  1. Диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение  способности к пению.
  1. Координационно-тренировочные занятия.

  Блок 1.

Упражнение 1. Поиск вибрации: на губах (М) – на губной гармошке, расческе без оценки качества звуков.

Упражнение 2. Поток вибраций, поднимающийся из середины тела, вливается в вибрацию губ. Пение по одному звуку,  двигаясь по полтона от «фа» до «си бемоль». Звук производится как жужжание. Звук из глубины.

Упражнение 3. Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации (звук Б), подключая деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного движения.

Упражнение 4. Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией  «ММ»: от щек по всему лицу.

Упражнение 5. Вдуваем вибрацию сквозь губы (вздох облегчения,  касание звука, вибрации «ммм»).

Упражнение 6. Вибрация внутри тела.

  Блок 2.

Комплекс  № 1. Упражнения для осознания действий мышц, участвующих в голосообразовании.

Комплекс  № 2. Упражнения для осознания ощущений вибрации, давления, действия мышц от восприятия звука своего голоса.

Комплекс  № 3. Упражнения для работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах).

Комплекс  № 4. Упражнения для осознания связи режимов с разным тембром,  силой голоса  – через ощущения  с разными  энергетическими затратами, эмоциональными отражениями представлениями.

Комплекс  № 5. Упражнения для осознания  связи режимов с разными участками диапазона.

Комплекс  № 6. Упражнения для осознания  связи  разных ощущений с эмоционально-образными представлениями.

Комплекс  № 7. Упражнения на формирование связи эмоциональных слуховых представлений о высоте тонов и интервалов с режимом, тембром, силой голоса, с энергетическими затратами.

Комплекс  № 8. Упражнения на формирование навыка выбора оптимальных энергетических затрат.

Комплекс  № 9. Упражнения по овладению приемами,  не позволяющими издавать звук  привычным способом.

Комплекс  № 10. Упражнения:  язык лодочкой, язык на нижней губе в расслабленном виде.

Комплекс  № 11. Упражнения  на   «Н - носовое».

Комплекс  № 12. Упражнения двигательной программы (тренировки).

Певческая установка и певческая позиция. Дыхание.   Отработка полученных вокальных навыков  

Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание.

«Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук».

Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра,  образованные аэродинамическим путем.

Соотношения работы  органов дыхания и гортани.

Резонаторная функция трахеи.

Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий  голос.

Практические занятия:

        Дыхательная гимнастика.

Распевание  

Звук и механизм его извлечения.

Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.

Правила великих мастеров Ф.И.Шаляпина, К.С. Станиславского (И.О.Исаева  с.158).

Важность  работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования  к  организации распевки. Порядок распевки.  Нотные примеры в «до мажор» условной тональности.

Использование скороговорки  на начало распевки.

Практические занятия:

  1. Упражнения  по распеванию.  Задачи  занятий:  научить учащегося  правильно выполнять распевки (И.О. Исаева, стр. 160-164).

  Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Великие вокалисты прошлого и настоящего  

История вокальных стилей. Классическая музыка. Жанры вокального исполнения: романс, опера, авторская (бардовая) песня,  блюз, рок-н-ролл, рок, хард-рок, глэм-рок, британский бит,   джаз, арт-рок, увертюра, соул, госпел, гэггей, «новая волна» (пост-панк, син-поп, панк-джаз, никакая волна, новый романтизм, техно-поп, электро-поп, неомод-  рок, пауэр-поп), современная городская музыка, поп-музыка, эстрада, диско, фольклор, фолк-рок, этническая музыка.

Хоровая музыка: Большой детский хор, Русский народный хор, академические хоры.

        Романс:  Жанна Бичевская, Олег Погудин, Жанна Строенко.

Авторская песня:  Юрий Визбор, Булат Окуджава, Александр Розенбаум.

Блюз: Бесси Смит, Роберт Джонсон, Лимон Джеферсон, Уилли Диксон.

        Джаз: Этел Уотерз, Билли Холидей, Сэра Воэн, Бенни Гудман, Пегги Ли, Дайана Крол, Луи Армстронг. Джо  Уильямс, Эла Жаро, Леонид Утесов, Валентина Пономарева, Ф.И.Шаляпин,  Сергей Лемешев, Татевик Оганесян, Ирина Отиева, Лариса Долина.

        Кантри: Тоннесси Эрни, Хэнк Уильямс (1 и 2), Джей Кэйл,  Крис Кристоферсон, Уилли Нелсон, Долли Партон, Билл Хэйли, Карл Перкинс,  Элвис Пресли, Эдди Коррэн.

Рок: «Битлз» - Пол МарКартни, «Роллинг Стоунз», «Кинс», «Ярдбердз», «Энималз», Эрик Берден, Саймон, Гарфакелл, «Криденс Кликруотер Ривайвл».

Поп-певцы:  Фрэнк Синатра, Энди Уильямс,  Дин Мартин.

Рок-н-ролл:  «Статус кво».  Арт-рок:  «Дженезиз», Питер Гейбриел.

Хард-рок:  Ху, «Лед Зеппелинг», «Доп Попл», «Блэк Сэббет», «Куин».

Рок-опера: «Артур», «Томми», «Иисус Христос – Суперзвезда» (Иан Гиллан, Мюрей Хе,  Ивонн Эллимер).

Мюзикл:  Барбара Стрейзанд, Лайза Минелли.

Глэм-рок:   Род Стюарт, Гэрри Глиттер, Хаулин Вулф.

Стоул:  Рэй Чарлз, Джеймс Браун, Этта Джеймс.

Городская музыка: Арита Фрэнклин, Ротис Реддинг, Уилтон Пикетт, Карла Томас, Соломон Берк, Сэм Кук, Билли Оушн, Уинли Хьюстон, Джо Коккер.

Регги:  Джимми Клифф, Питер Тош, Бани Уэйлер,  Боб Марли.

Эстрада:  Фрэнк Синатра, Джуди Гарленд, Бэтт Мидлер, Барбара Стрейзанд,  Лайза Минелли, Хулио Иглесиас, Алла Пугачева.

Поп: Фрэнки Эвэлон, Клифф Ричард, София  Ротару, Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Юрий Антонов, Эдита Пьеха, группа «Самоцветы», «Ласковый май»,  «Мираж»,  выпускники «Фабрик звезд»,  Майкл Джексон, Мадонна, Принс,  Уитни Хьюстон, Джорж Майкл, Мэрайа Кэрри, Кристина Агилера, Бритни Спирс.

Диско:  Дона Саммер, Глория Гейнор, группа «АВВА», «Бони М», «Арабеск», «Чингис хан», Барбара Стрэйзанд, Дейвид Боун, Род Стюарт.

Поп-соул, поп-франк:  Тина Тернер, Майкл Джексон, Принс и др.

Евродиско: «Модерн Токинг», Кайли Миноуг, Рик Эстли, Сабрина, Дона Саммер.

Рэп: Кул-Ди-Джей Херк, Грэндмастер Флэш, группа «Фьюрнос Файв», Эм Си Хэммер.

Практические занятия:

Групповое прослушивание  исполнения великих вокалистов и обсуждение манеры и стиля исполнения.

Дикция. Артикуляция  

Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее   и отличное.  Важность умения говорить правильно в жизни человека.

 Восприятие искусства через интонацию.  Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.

Тембр певческого и речевого голоса.

Дикция и механизм ее реализации.

Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для  произнесения  известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.

Механизм перехода  от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный,  имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция.  Основные    выводы вокальной    педагогики  о требованиях к пению гласных.

Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные  и сленговые слова и выражения.

           3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.

Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.

Методы самостоятельной работы  по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.

Практические занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика  (методика и алгоритмы В.Емельянова – с. 161);
  1. Упражнения на  голосовые сигналы  доречевой коммуникации (программа В.Емельянова с.166-167);
  1. Упражнения  тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса  (программа  В. Емельянова  с. 168-172);
  1. Дыхательные  упражнения по методике  И.О.Исаевой  (стр.78-80);
  1. Тренажер самоконтроля развития дикции;
  1. Упражнение на дикцию и артикуляцию по методике И.О.Исаевой  (с.81-83).

 Гигиена певческого голоса  

Бережное отношение к здоровью – как  залог вокального успеха.

Требования и условия нормальной работы дыхательных органов (В.Емельянов с.93).

Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.

Воспаление трахеи: как  последствие  - потеря голоса.

Меры профилактики  лор – болезней,  их необходимость.

Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса.

Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций.

О вреде  курения  на голосовые связки.

Защитная регулирующая  и эстетическая функция  вибрато –  основа и показатель самоконтроля.

Запреты:

-  грудного регистра детского и женского голоса выше, чем ми-бемоль (ре-диез) первой октавы;  

- использование речевой формы гласных выше ми - бемоль (ре-диез) второй октавы;

-  переход на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного.

Первая помощь голосовым связкам: молчание.  Обращение к врачу фониатру по проблемам голоса.

Практические занятия:

  1. Дозировки – тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении;
  1. Упражнения на принятие и осознание регулировочного образа  как ориентира на успех, а не путь к стрессу;
  1. Упражнения по развитию вибрато  вокалиста (эталон 5-8 колебаний в секунду);
  1. Составление памятки по гигиене голоса.

Сценическая культура и сценический образ  

Жесты  вокалиста (солиста и участника ансамбля): движение рук, кистей, глаз, тела. Должная  (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.

Мимика. Выражение лица, улыбка

Владение собой, устранение волнения на сцене.

Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.

«Репетиция вдохновения»: необходимость, суть  и назначение.

Практические занятия:

  1. Мимический тренинг (по методике И.О.Исаевой с.93-95);
  1. Психологический  тренинг;
  1. Упражнение «Как правильно стоять»  (по методике И.О.Исаевой с. 172-179);
  1. Упражнения на координацию движений;
  1.  Практическая работа  по формированию сценического образа.

Основы нотной грамоты  

        Элементы сольфеджио – как основа пения по нотам.

Ноты – как точный и удобный способ записи высоты звуков. Изобретение нотоносца и нот  Гвидо Аретинским (995-1050 гг.). Название нот. Ключи. Клавиатура и   расположение на ней нот.

Длительность нот: целая, половина, четвертная, восьмая, шестнадцатая.

Музыкальный  ритм. Сильные и слабые доли.

Тональность: мажорная и минорная.

Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени. Ступени. Тоника.

                 Музыкальный размер ; сложный размер .

Ноты  в басовом ключе.

Паузы.

Записи песен.

Альтерация – повышение и понижение звуков: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бека. Разные звуки. Интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Интервалы чистые, большие и малые.

Хроматическая и целоторная гамма. Правильное  пение по нотам.

Интонирование. Фальшь  и пути ее устранения.

Практические занятия:

  1. Выучить название нот и их последовательность от «до» и до «до» вверх и вниз.  Научиться писать скрипичный и  басовый ключи.  Выучить название октав на клавиатуре;
  1. Выучить название и написание всех длительностей;
  1. Пение   гаммы по нотам со словами и показом;
  1. Пение песен по нотам;
  1. Звучание интервалов и угадывание их на слух;
  1. Запись ритмического рисунка;
  1.  Элементы контроля правильности  пения  по нотам;
  1. Секреты устранения фальши.

Движения  вокалистов под музыку (для работы с солистами)  

        Движения вокалистов на сцене.  Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ.   Пластичность и статичность вокалиста.

Практические занятия:

1.        Просмотр и анализ  выступлений вокалистов;

2.        Элементы  ритмической  гимнастики;

3.        Работа над возможными вариантами  движений сценического образа.

Вокальная позиция

Регулировочный образ вокалиста.  Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.

Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.

Развитие мышц глотки и языка.

Атака звука: твердая, мягкая, преддыхательная.

Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.

Практические занятия:

  1. Выявление уровня развития фонематического слуха – как основы (родственные корни) вокального слуха;
  1. Упражнения  на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования;
  1. Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени;
  1. Упражнения по инспираторной  фонации – изданию   звука во время вдоха. Поиск режима работы гортани: штробас, фальцет, свист  - осознание вокально-телесных ощущений;
  1. Тренировочные программы на переходе из грудного регистра в   фальцетный регистр
  1. Тренировочные программы для  фальцетного  регистра  детского и женского голоса Упражнения с твердой и  мягкой атакой.
  1. Подготовка к выходу на сцену.

Звуковедение  

Тембр и динамика своего голоса.

Регулировочный образ своего голоса – представление о суммарном восприятии всех сигналов обратной связи, поступающих во время пения по каналам акустическим, вибро-, баро-,    проприорорецепции,    и отражающиеся в  сознании вокалиста, их  голосообразующее действие.

Многоголосое пение.

Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки  обучающихся услышать себя изнутри   и снаружи.

Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни.

Работа с текстом: проговаривание и  заучивание  текста.

Вокальные  трудности в работе с песней  и пути их устранения.

Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление,  формирование сценического образа.

Ролевая подготовка: суть и назначение.

Практические занятия:

  1. Песенный репертуар;
  1. Заучивание текста;
  1. Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро;
  1. Упражнения:  устранение трудностей в работе с песней.

 Концертно-исполнительская деятельность  

 Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся,  их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального  произведения.

В основе репертуара воспитанников  план воспитательной работы школы, районных мероприятий.

АППАРАТ КОНТРОЛЯ

        Важное место в реализации программы отводится  контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о  процессе обучения, а   в целях    достижения цели,   обеспечения  качества обучения.

Содержание контроля

      Оценке и контролю результатов обучения подлежат: 

   -  формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

   -  развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

  -  освоение образцов современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре и современном творчестве отечественных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;

  - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

 - воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Контроль в рамках реализации программы  носит мотивационно - стимулирующий и корригирующий характер.

Виды контроля:

- предварительный  -  диагностика способностей учащихся;

- текущий – наблюдение за успешностью  освоения обучающимися вокальными  умениями и развитием вокального мастерства;

- итоговый  - анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных. городских,   окружных и российских мероприятий.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате обучения  пению    в кружке воспитанник  должен:

   знать, понимать:

      - строение артикуляционного аппарата;

      - особенности и возможности певческого голоса;

      - гигиену певческого голоса;

      - понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

      - понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

      - основы музыкальной грамоты;

- различные манеры пения;

-  место дикции в  исполнительской деятельности.

- соблюдать певческую установку;

      - понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

      - жанры вокальной музыки;

     -  произведения различных жанров;

     - великих  вокалистов и хоровых коллективов России и мира;

     - основные типы голосов;  

    - жанры вокальной музыки;

     - типы дыхания;

     - поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

     - реабилитация при простудных заболеваниях;

     - особенности многоголосого пения;

     - обоснованность сценического образа.

    уметь:

      - правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, использовать «цепное» дыхание;

      - петь короткие фразы на одном дыхании;

      - в подвижных песнях делать быстрый вдох;

      - петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

      - петь легким звуком, без напряжения;

      - на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое Ансамблевое звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

     - уметь делать распевку;

      - к концу года спеть выразительно, осмысленно свою партию.

      - правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

      - точно повторить заданный звук;

      - в подвижных песнях делать быстрый вдох;

      - правильно показать самое красивое звучание голоса;

     - петь чисто и слаженно в унисон;

      - петь чисто и «держать» свою партию в двухголосном исполнении

      - петь без сопровождения отдельные  попевки и отрывки из песен;

      - дать критическую оценку своему исполнению;

       - характеризовать выступления хоров

      - использовать элементы ритмики и движения под музыку;

      - работать в сценическом образе;

      - принимать активное участие в творческой жизни хорового коллектива. 

     - петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

    - петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

    - исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

    - принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.

К концу  года предполагается, что учащиеся покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками:

пение в унисон;

певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;

передача простого ритмического рисунка;

четкая дикция;

свободное владение дыханием;

способность передать характер произведения;

владение динамикой p – mf.

репертуар 6 — 8 песен

Должны знать и определять на слух:

музыку разного эмоционального содержания;

музыкальные жанры (песня, танец, марш);

одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;

музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;

знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

  В качестве главных методов программы: стилевой  и системный подход,  метод творчества,   метод  импровизации и  сценического движения.

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД  широко применяется в программе,   нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД  направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения.  Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда  ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации.  В совместной творческой деятельности   преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

МЕТОД  ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ.  Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело  вести себя  на сцене, владеть приемами сценической импровизации,  двигаться под музыку  в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ 2 БЛОКА ПРОГРАММЫ

Ресурсное обеспечение программы:

  1. Методические рекомендации для учителя (см. список литературы);
  1. Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;
  1. Аудиосредства: магнитофон, электронные аудиозаписи и медиа – продукты;
  1. Компьютер;
  1. Усиливающая аппаратура;
  1. Актовый зал;
  1. Мультимедийный проектор.

Успехи реализации программы возможны:

        если будет реализована  теоретическая и практическая часть программы на 100%;

           если учитываются возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;

          если используется разнообразный методический материал по программе учебного курса;

         если  в кабинете есть  необходимые  технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса.

Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность)

Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, городских, окружных мероприятиях  Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранов Б.В. Курс хороведения. Учебник. - М.: 1991.-214с.
  1. Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки, статьи, материалы. - М.: «Советский композитор», 1989.
  1. Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь».- СПб., 1997.-24с.
  1. Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд.  «Лань», 1997.-64с.
  1. Ветлугина Н. Музыкальный букварь для детей младшего возраста. - М.: «Музыка», 1987.-110с.
  1. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия». 1998.-240с.
  1. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: «Музыка», 1972.-30с.
  1. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск.: «Наука», 1991.-40с.
  1. Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2009г
  1. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы. – М.: «Музыка», 1977.-50с.
  1. Москалькова И., Рейниш М. «Уроки Сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ.» – М.: «Музыка», 1998.-120с.
  1. Музыка каждый день. Музыкальная хрестоматия. - СПб., 1997.-244с.
  1. Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.: «Музыка», 1972.-152с.
  1. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом» - М.: «Академия», 1999, 222с.
  1. Попов С.В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. – Изд. 2-е – М.: «Музыка», 1961.-112с.
  1. Работа с детским хором: Сб. статей/ Под ред. Проф. В.Г. Соколова. М.: «Музыка», 1981.-68с.
  1. Романовский Н.В. Хоровой словарь. Изд. 2-е.- Л.: «Музыка», 1972.-135с.
  1. Самарин В.А. Хороведение. М, 2000.- «Академия», 208с.
  1. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие.- М.: «Академия», 2002.-352с.
  1. Соколов В.Г., Попов В.С., Абелян Л.М. Школа хорового пения. М., 1987. Вып. 2. Разд.1
  1. Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. М, 1988.-107с.
  1. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд. «Лань», 1997.-64с.
  1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972.
  1. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947.
  1. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: «Просвещение», 1988.-142с.

Методическая работа

Методическая тема: «Развитие творческих способностей детей на занятиях вокала»

Задачи по методической теме на учебный год:

1.Развивать творческие способности детей.

2.Учет возвратных, физиологических и психологических особенностей у детей.

3.Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного        развитию детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний.

 4. Воспитывать в детях эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде.

6.  Формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях:

- прививать чувства прекрасного на примерах вокала, музыки и живописи.

- развитие потребности в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни;

- развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию.

- открытые занятия:

 - повышение профессионального мастерства

1. Посещения открытых уроков и мероприятий.

2. Изучение специальной литературы и методического материала.

3. Просмотр и прослушивание вокальных и музыкальных новинок.

4. Участие в  работе методических объединений по профилю деятельности, конференциях,  конвенциях, фестивалях.

Формы работы с детьми.

- Работа с активом:

Содержание деятельности

Сроки

1.

Вокальные конкурсы  

В течение года

2.

Экскурсии в театры, посещение концерты  вокалистов.

в каникулы

3.

Праздники в коллективе «День именинника»,                « Новый год», и т.д.

в течение года

4.

Беседы о здоровом образе жизни, лекции о ведущих вокалистах. Организационные собрания «Начало учебного года. Планы на год», «Организационные вопросы по подготовке к участию в профессиональных конкурсах», «Организационные вопросы по подготовке к массовым мероприятиям»

сентябрь, февраль

5.

Прослушивание вокальных программ

сентябрь, январь

- работа с одаренными детьми

-  выявление одаренных детей;

- создание индивидуального маршрута по работе с одаренными детьми;

- постановка сольных номеров;

-  участие в программах и конкурсах;

-  чествования в коллективе;

- профориентационная работа

- Посещение концертов  

- Пропаганда вокального искусства как профессии.

- массовая работа (участие в районных, городских, республиканских мероприятиях)

  - традиции коллектива

В праздники организуется массовые мероприятия с конкурсами, шарадами, чаепитием, выступлениями.

- формы отслеживания результативности

Результативность работы в коллективе отслеживается в форме:

- зачетов (после прохождения новой темы);

- показательных выступлений внутри коллектива  и для родителей;

  - концертной деятельности.

6. Работа с родителями

(родительские собрания, консультации и т.д.)

Содержание деятельности

Сроки

1

«Знакомство со спецификой работы вокального коллектива».

сентябрь

2

Об итогах прошедшего года.

сентябрь

3

Индивидуальные встречи с родителями.

в течение всего  учебного года

4

Привлечение родителей  к организации и проведению   традиционных дел в коллективе.

в течение всего  учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...