Пути развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ.
методическая разработка по музыке на тему

АНДРЕЯНОВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА

Пути развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пути развития познавательной деятельности на уроках музыки у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

    Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования современной жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать воспитательно-образовательный процесс в школе.

   Поиски путей развития познавательной деятельности у школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать все, кто работает с детьми.

   Приёмы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.

   Важным в развитии познавательной деятельности является создание эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора.

   Успешные результаты в развитии познавательной деятельности могут быть достигнуты на любых учебных предметах и весьма успешно развиваются на уроках музыки.

   При выполнении различных познавательных заданий повышается интерес к предмету - это и есть основа учебного процесса. Интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Наличие интереса к предмету способствует повышению успеваемости, активности, самостоятельности учеников, усвоению новых, более полных и глубоких знаний.

   Главными задачами в познавательной деятельности на уроках музыки являются:
1. Увлечь музыкой, привить интерес и любовь к ней, научить ценить ее красоту, развить эмоциональную сферу учащихся, вызвать эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство сопереживания музыкальным образам;
2. Развить музыкально-образное мышление, научить разбираться в закономерностях искусства, восприятии музыки; научить размышлять о ней, связывая с жизнью и другими видами искусства;
3. Заложить основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее пластического интонирования;
4. Развить музыкально-эстетический вкус и потребность в общении с музыкальными шедеврами;
5. Побудить к музыкальному самообразованию.

    Сущность моей работы, как учителя музыки, заключается в создании условий для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий:

- педагогику сотрудничества;

- проблемно-поисковых, согласно изучаемой теме и возрастным особенностям;

- личностно-ориентированных;

- информационно-коммуникативных;

- игровых.

    Использование современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса.

     Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебно-познавательную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.

    Немаловажное место в своей работе с учениками я уделяю применению технологии «педагогика сотрудничества», адаптируя ее к работе с младшим, средним и старшим звеном учащихся коррекционной школы.

    Музыка - это тот предмет, на котором без взаимодействия и сотрудничества просто невозможно обойтись. Здесь необходимо не только уметь заинтересовать предметом, но и раскрыть перед учащимися великую воспитательную силу искусства, способного изменить общество, и указать на его пороки и недостатки. Используя во время общения с ребятами различные средства, методы, способы организации взаимодействия и сотрудничества можно разрешить самые сложные ситуации, связанные как с образовательным процессом, так и во внеурочной деятельности. Также необходимо постоянно стимулировать интерес учащихся к изучению предмета (рассказать интересные истории, связанные с известными людьми; не забывать говорить слова благодарности за проделанную совместную работу, применять методы поощрения), развивать их самостоятельность, практическую и интеллектуальную инициативу, а также творчество.

    Для того чтобы учебный материал способствовал развитию у ребенка умения самостоятельно постигать музыкальный мир искусства, музыкальную жизнь, продуктивно мыслить, в своей практике я применяю технологию проблемного обучения.

     Суть её в том, что я стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики “открывали” новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение на поставленную учителем проблемную задачу.

    Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.

    Проблемное обучение обеспечивает развитие интеллекта, творческих способностей личности, воспитание активной личности.

    На своих уроках я применяю различные формы работы с учащимися: фронтальную, работу в парах, индивидуальную и групповую. Все задания строятся с учётом возрастных особенностей и возможностей учащихся. Виды заданий разнообразны, например:

1. В 1-2 классах я предлагаю ребятам с ограниченными возможностями здоровья задания на сравнение музыкальных инструментов, установив их сходства и различия.

2. Во 2-3 классах, слушая звучание различных инструментов, пользуясь, подготовленными карточками с изображением инструментов, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья определяют тот или иной музыкальный инструмент.

3. Успешно ученики 3-4 классов выполняют задания на выбор правильного и неправильного ответа: скрипка звучит «решительно», «ласково», «гордо», «напевно», «задорно», «твердо» (выбрать эпитеты, характеризующие звучание скрипки). Также можно выбрать другой музыкальный инструмент и подобрать к нему правильные эпитеты его звучания.

4.Определение лишнего или недостающего инструмента:например, какой инструмент лишний в оркестре, в исполнении произведения?  

С каждым годом, от одного класса к другому, задания усложняются; повторяются задания предыдущих классов, но на новом материале добавляются новые, более сложные и увлекательные.

5.В 3-4 классах увлекательным является задание на сопоставление инструмента и его названия, как русских народных инструментов, так и инструментов симфонического оркестра.

6.При обобщении темы «Музыкальная форма» в 3 классе я использую задания на установление соответствия названия музыкальной формы и схемы. В этом задании учащиеся определяют музыкальную форму: вариации, рондо, одночастную, двухчастную, трехчастную и соотносят её с рисунком. С удовольствием ребята 4 класса с ограниченными возможностями здоровья выполняют задания с разнообразными фигурками, выкладывая музыкальную форму после прослушивания музыкального произведения.

7.Учащиеся разных возрастов с большим интересом выполняют задания: на установление соответствия композитора и его произведения; на установление соответствия имени композитора и его портрета; на установление соответствия названия произведения, жанра и иллюстрации.

8.В 4, 5, 6 классах при знакомстве с той или иной темой учащиеся с большим интересом разгадывают кроссворды, в которых даётся возможность узнать самостоятельно ключевое слово, повторяя знакомые термины.

9.В 5-6 классах увлекательным заданием является «Музыкальный алфавит», где ребята должны назвать на каждую букву алфавита слова, относящиеся к музыке.

10. В начальном звене (1-4 классы) я предлагаю ребятам стать композиторами и сочинить музыку, подобрав музыкальные средства выразительности, которые будут соответствовать  иллюстрациям  картин, стихотворениям,  подобрать самим название произведению, угадать, кого и что изобразила музыка, нарисовать музыку, сочинить мелодию к поэтическому тексту, сочинить танцевальные движения на услышанную музыку, отгадывание музыкальных кроссвордов.

11. При изучении в начальных классах темы «Музыкальные инструменты», я предлагаю ребятам работу с дидактическим материалом. Даю задания в игровой форме: собрать русский народный  или симфонический оркестр по карточкам-картинкам, собрать инструменты по группам оркестра, собрать инструмент по слогам, сравнить два контрастных музыкальных произведения по средствам выразительности.

12. При изучении темы  в 6 классе «Образ природы в музыке и живописи» я включаю задания, на сравнение произведений искусств,  нахождения общего в  средствах  выразительности.

13. При изучении темы «Игра на детских музыкальных инструментах»,  учащимся предлагаются творческие  задания, учитывая индивидуальные и возрастные особенности: подобрать музыкальные инструменты к героям сказки, сочинить простую мелодию, музыкальную сказку, нарисовать тот или иной инструмент, придумать ритмическую последовательность.

     В области обучения игре на детских музыкальных инструментах, проблемно-поисковый подход предполагает раскрытие самостоятельной деятельности  и поиска новых приёмов и техники игры на инструментах. Запас интеллектуальных умений учащихся постоянно расширяется. Изучение этих методов не только помогает детям осмыслить пути творческого  познания, но и учит их действовать в нестандартных ситуациях, мотивирует их деятельность на уроках музыки и внеклассной работе.

   Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, интуицию. В результате выполнения заданий обучающиеся учатся анализировать, повторять, устанавливать логические связи, обобщать, делать выводы и оценивать, различать и распознавать, выявлять и сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т. д. Поэтому главная задача в моей деятельности - средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать у школьников не только интеллект, но и душу.

     Таким образом, систематическое выполнение заданий оказывает положительное влияние не только на качество знаний учащихся по программному материалу, но и на развитие познавательной деятельности; значительно расширяет объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения. Всё это создает условия для формирования познавательной деятельности обучающихся и повышения интереса к предмету.

    В своей работе я использую и  информационно-коммуникативные технологии.

Использование ИКТ на уроках музыки с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволяет мне:

- сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;

- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

- повысить мотивацию к учению, которая возрастает за счёт мультимедийных эффектов;

- развивать наглядно – образное мышление;

- индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разно уровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации;

- раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагирует на ошибки;

- успешно организовать учебную деятельность учащихся.

    Мультимедийную презентацию я использую на разных этапах урока:

1. При повторении пройденного материала я провожу игры - викторины, кроссворды, ребусы, тесты, загадки; использую материал для самопроверки с использованием портретов композиторов и разнообразных иллюстраций;

2. При объяснении нового материала демонстрирую иллюстрационный ряд к уроку:  портреты композиторов, художников, поэтов, иллюстрации музыкальных инструментов; использую видео сюжеты, видео экскурсии в природу, картинные галереи;сообщаю интересные факты и сведения по теме урока и т.п.

3. Для закрепления и обобщения музыкального материала я готовлю для ребят мультимедийные творческие задания, упражнения, игры, загадки.

    Уроки с применением ИКТ вызывают большой интерес у учащихся, являются более наглядными, разнообразными, позволяют значительно активизировать зрительный канал, мнемонические центры личности, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление.  

    Также в своей работе я применяю игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности.    

    Игра всегда вызывает у детей приподнятое настроение, формирует устойчивое заинтересованное отношение к урокам и внеклассным занятиям. Именно в игре легче всего следить за дозировкой физической нагрузки, за точностью исполнения, ответов. Кроме того, игровые занятия вызывают активную работу мысли ребенка. А проведение уроков в игровой форме доставляет моим ученикам большое удовольствие и избавляет их от скучного, нарочитого изучения музыкального материала и вокально-инструментального репертуара.

    Большой интерес у учащихся младшего и среднего звена вызывают  игровые ситуации на внимание, память. Например: «Найди ритм к определённой песне» ( по карточкам ), «Повтори ритм», «Сочини свой ритм», «Сочини музыкальную сказку», «Отгадай инстру-

мент по тембру», «Угадай жанр», «Угадай мелодию»,«Нарисуй услышанную музыку» и т.п.

При повторении и закреплении музыкального материала,  я использую загадки, которые дети очень любят. Например: загадки об инструментах, средствах музыкальной выразительности, кроссворды по теме. А также  игра «Оркестр»,  «Мы - музыканты», игры с картинками и карточками.

    Играя в дидактические игры, учащиеся повторяют и на практике закрепляют полученные знания по изучаемой теме.

    На уроках музыки я часто использую игровые формы обучения, которые также вызывают большой интерес у школьников. Например: соревнования, викторины, игры-упражнения, игры-путешествия, загадки, конкурс на быстрое нахождение ошибок и т. д.

    У ребят пробуждается фантазия, воображение, усиливается восприятие окружающего мира. Создаётся положительный эмоциональный фон деятельности,  увеличивается  творческая активность.

    Поэтому я стараюсь использовать нестандартные формы уроков: урок-путешествие, урок-соревнование, урок-музыкальная викторина, урок-концерт, урок-игра, а также использую различные задания, направленные на развитие творческих способностей. 

    Игра в школьном возрасте на уроках музыки воспитывает, расширяет кругозор, развивает мышление, внимание, память, речь. Использование игрового метода в познавательной деятельности позволяет школьнику более качественно усваивать знания и навыки, необходимые в дальнейшей жизни.

    В моей работе не обходиться и без применения технологий личностно-ориентированного развивающегося обучения.

   Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках музыки и во внеклассной работе (кружковая деятельность) способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый ребенок обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.

    Я использую индивидуальную, парную, групповую форму работы на уроке, реализующуюся в течение определённого отрезка времени, как учитель организую условия для его внедрения. При выполнении упражнений, заданий учащиеся решают поставленную проблему, учатся применять знания в различных видах деятельности. А также учащиеся проявляют свои творческие способности.      

    Творческое проявление может быть реализовано в пении, в освоении музыкальных инструментов. Я направляю поиски детей на «обследование» звуковых возможностей разных инструментов, выбор инструментов детского оркестра при инструментовке какого-либо произведения.

    Таким образом, выбранные мной образовательные технологии создают эффективные условия для развития познавательной деятельности и являются действенным средством повышения эффективности процесса обучения, которое помогает формировать навыки активного восприятия музыки, обогащает музыкальный опыт детей, прививает им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ как средство развития познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность  человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения соврем...

Особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В работе названы основные особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития...

Обобщение опыта по теме:"Взаимодействие педагогов в развитии познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья."

Обобщение опыта работы в проведении интегрированных уроков в специальной коррекционной школе-интернате 8 вида...

Использование речевых игр в развитии познавательной деятельности у детей с проблемами в развитии

Статья об использовании и влиянии речевых игр на детей с проблемами в развитии, о взаимосвязи развития речи и развития познавательной деятельности....

Программа коррекции и развития познавательной деятельности детей 3-6 лет c особенностями психофизического развития.

Программа составлена на основе программы "Коррекция и развитие познавательной деятельности для детей 3-4 лет с особенностями психофизического развития", Максимова. М.В., Москв...

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Учимся, играя» (развитие познавательной деятельности для детей с ЗПР 4-5 лет)

Программа направлена на создание ребенку с задержкой психического развития возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременног...

Особенности развития познавательной деятельности у детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка

Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесс...