Карл Диттерс фон Диттерсдорф (1739-1799) Жизненный и творческий путь.
статья по музыке на тему

Башарина Наталья Александровна

Статья о замечательном венском композиторе-классике Карле Диттерсдорфе может дополнить материал темы "Венский классицизм" курса "Музыкальная литература" (2-й год обучения), восполнить картину эпохи венского классицизма, устранить "иллюзию пустоты" вокруг "великой триады". Материал подготовлен на основе моей дипломной работы "Шесть симфоний Карла Диттерсдорфа по "Метаморфозам" Овидия. К вопросу программности в симфониях венского классицизма" (2014). Большая часть информации о жизни и творчестве Диттерсдорфа почерпнута из его "Жизнеописания" (Karl Ditters von Dittersdorf. The autobiography of Karl von Dittersdorf. General Books LLCTM, Memphis, USA, 2012. P. 62.), перевод которого я делала лично.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Говоря о венском классицизме, мы обычно опираемся в своих суждениях на сложившийся, устоявшийся, несколько стереотипный образ «великой триады» –  на творчество Гайдна, Моцарта и Бетховена. Их произведения по праву являются «образцовыми», «великими», показательными для данной эпохи. Но при этом мы упускаем тот огромный пласт музыки, в сравнении с  которой и приходит понимание величия гения композиторов триады – то есть, не уделяем должного внимания творчеству композиторов так называемого «второго ряда», «второго плана», работа  которых была призвана удовлетворять вкусам и потребностям своего времени. Именно композиторы «второго ряда» своим творчеством, подготовили среду,  которая взрастила гениев, в их творчестве происходил активный отбор различных средств выразительности, происходила  апробация и фиксация наиболее удачных  их комбинаций.

Изучение творчества композиторов «второго ряда», не являющихся гениями, но отразивших характерные тенденции своего времени или оказавших воздействие на вершинные достижения своего времени, актуально в свете современного подхода музыкознания, стремящегося показать не только вершины достижений культуры, но и проникнуть в суть явлений, выяснить источники того или иного явления, в устранении «иллюзии пустоты», сложившейся в музыковедении вокруг «великой триады»; представляется актуальной и проблема оценки произведений, не являющихся шедеврами.

Б. Асафьев по этому поводу пишет: «Не одними великими композиторами и виртуозами живет музыка. Она держится и существует ее звучанием (интонированием) во всех кругах общества и множеством «безыменных» ее сочинителей, отвечающих потребностям своего круга только тем, что они в своих произведениях «собирают» и фиксируют то, что нравится в данный момент данной среде. Тут почти отсутствует творческое изобретение, и, тем не менее, это сочинительство, преходящее и ненадолго кристаллизующее наиболее популярные интонации, тоже «делают» музыку потому, что именно тут, в гуще бытового музицирования (прибавим, очень консервативного) рождаются и умирают репутации композиторов-индивидуалистов и тут строится база музыки и происходит накопление новых слуховых навыков и интонаций» (Асафьев Б. В. Русская музыка XIX – начала XX века. – Л.: Музыка, 1979. – 334 с.).

Карл Диттерс фон Диттесдорф (1739-1799) – замечательный скрипач-виртуоз и композитор эпохи венского классицизма. 2-го ноября 2014 года исполнилось 275 лет со дня его рождения. Его полное имя – Карл Август Диттерс фон Диттерсдорф.  В настоящее время его имя и творчество малоизвестны слушателям, любителям музыки и даже музыковедам. В этом «виноваты» 3 гения, 3 венских классика: Гайдн, Моцарт и Бетховен. Именно их гениальное творчество затмило имена сотни композиторов, которые жили и работали в одно время с ними. Поэтому сейчас композиторов-современников «великой триады» называют композиторами 2-го плана или 2-го ранга, к которому причисляют и Диттерсдорфа. Но так было не всегда. При жизни музыка Карла Диттерсдорфа была известной и любимой слушателями-современниками. Им написано огромное количество произведений в разных жанрах:

40 музыкально-сценических произведений, в том числе музыкальные фарсы, оперетты, оперы, зингшпили; около 150 симфоний; 43 концерта, из них 18 для скрипки и множество для других инструментов: для флейты, арфы, контрабаса, виолончели, клавесина, гобоя; 9 струнных квартетов (2 из них в сопровождении оркестра), Диттерсдорф – автор 4-х ораторий, реквиема, множества инструментальных ансамблей (дуэтов, трио, квинтетов), скрипичных сонат, произведений для клавира.                

Кроме того, за 3 дня до смерти Диттерсдорф закончил диктовать своему сыну  «Жизнеописание», т.е.  автобиографию, что является довольно редким случаем для той эпохи. Именно это «Жизнеописание» помогло нам узнать о жизни композитора, о его окружении, о нравах того времени. В «Жизнеописании» автор рассказывает о своем детстве, годах учебы и службы в капеллах, о своих знакомствах, «Жизнеописание» изобилует описанием забавных случаев из жизни композитора и его знакомых! Кстати Диттерсдорф был знаком с такими великими композиторами своего времени, как Кристоф Виллибальд Глюк (автор знаменитой оперы «Орфей и Эвридика»),  Йозеф Гайдн и его брат, тоже композитор, Михаэль Гайдн. Так же Карл Диттерсдорф был знаком с отцом и сыном Моцартами – Леопольдом и Вольфгангом Амадеем. Из воспоминаний современников известно о замечательном квартете, в котором партию 1-й скрипки исполнял Й. Гайдн, 2-й скрипки – Карл Диттерсдорф, альта – В. А. Моцарт, партию виолончели – Вангал (ученик Диттерсдорфа). Так же известно, что Диттерсдорф бывал в Эстергази, и там ставились несколько его опер.

Таким образом, с 2-мя венскими классиками-гениями Карл Диттерсдорф был лично знаком. С Бетховеном Диттерсдорф не встречался, но из писем Бетховена известно, что он был знаком с музыкой Диттерсдорфа, слышал в Бонне его оперу «Красная Шапочка», которая произвела на него большое впечатление, и даже написал 13 вариаций для фортепиано на тему ариетты  из этой оперы.

Карл Диттерсдорф родился 2 ноября  1739 года в предместье Вены, в Лаймгрубе. Его отец был военным портным, и он смог дать Карлу приличное образование. Карл учился в школе иезуитов, где преподавали историю, географию, родной язык, латынь и французский язык.  Большое внимание уделялось физическому развитию детей. Когда Карлу было около 7 лет, отец нанял скрипача Конига для частных уроков. За 2 с половиной года Карл добился настолько поразительных результатов, что преподаватель отказался заниматься с ним, сославшись на свою несостоятельность.                        Вторым преподавателем юного дарования стал скрипач Джозеф Циглер. По его совету Карл около года посещал в Вене церковь при Шотландском монастыре бенедиктинцев и играл там в оркестре. Однажды его игру услышал валторнист капеллы принца Австро-Венгрии Иосифа Фридриха и познакомил его с самим принцем, который принял мальчика в свою капеллу, взяв его на полное обеспечение.                                                 Таким образом, с марта 1751 года, в возрасте 12-и лет, Карл Диттерс начинает свою профессиональную деятельность в качестве скрипача. Кроме занятий музыкой, Карл обучался французскому, итальянскому и латинскому языкам, фехтованию, стрельбе, верховой езде, танцам. Под руководством своего наставника, руководителя капеллы Бонно, Карл начал заниматься композицией, появляются его первые сочинения – скрипичные концерты. За годы службы (10 лет) в оркестре принца Карл Диттерс принимал участие во множестве  концертов императорского оркестра и в театральных  постановках, которые проходили зимой в Вене, а летом в загородном замке, куда принц выезжал со свитой. С большим успехом выступал с концертами, в том числе,  собственными, в придворном театре в Вене - Бургтеатре. Играл в церквах, в частных домах, давал частные уроки.                                        За эти 10 лет он познакомился с несколькими членами императорской семьи Австро-Венгрии: например с Императрицей Марией Терезией, с ее мужем, Императором Францем I Стефаном, с их детьми.                                Не смотря на значительные успехи и в качестве скрипача-виртуоза, и в качестве композитора инструментальной музыки, юный  Диттерсдорф прекрасно понимал задачи, стоящие перед ним на пути к настоящему творчеству. Показательна мысль, которая посетила начинающего композитора после первого публичного исполнения его скрипичного концерта, в «Жизнеописании» он пишет: «Этот успешный опыт побудил меня к дальнейшему изучению контрапункта с каким только возможно усердием и рвением. И чем больше я работал, тем многочисленнее становились трудности, с которыми я сталкивался. Однако это меня не пугало. Я был молод тогда, но быстро понял, что композитор, глубоко сведущий в правилах музыкальной науки, тем не менее, не может обойтись без вкуса (курсив – автора) и воображения, но еще менее – без творческого гения. И этот подарок природы, достающийся не многим, нуждается в развитии с неустанным трудолюбием. Иначе, он как дикое растение, бурно растущее, но не приносящее плодов. Поэтому я решил, не только внимательно слушать все музыкальные новинки <…>, но и изучать, почему прекрасная мысль действительно прекрасна. О, как часто я обнаруживал, что это красиво только потому, что находится в нужном месте, а если бы это было в другом месте, то оно осталось бы незамеченным или даже испортило бы всю работу».        

С 1761-го по 64-й, т.е. 3 года Диттерсдорф работал в Вене в оркестре придворного Оперного театра. О своих трудоемких обязанностях этого периода Диттерсдорф пишет в «Жизнеописании»: «Никто не был в худшем положении, чем я: ибо я не только должен был играть почти ежедневно с 10 часов утра до 2-х пополудни на репетициях опер и балетов,  и в театральных представлениях с 6.30 до 10.30 вечера, но и каждую пятницу я должен был аккомпанировать  в театральных концертах и играть соло по пятницам каждые 2 недели. Так же я был обязан показывать свое умение по праздникам и торжествам при Императорском дворе».                        Большим событием этого периода, оказавшим влияние на дальнейшее творчество Диттерсдорфа, стала его поездка  с Глюком в Италию весной 1763 года. Они посетили Венецию, Болонью, Сан-Паоло, Парму. В Болонье Глюк знакомит Карла Диттерса с итальянским композитором, теоретиком падре Мартини (напомню, это имя нам знакомо в связи с Моцартом). Карл Диттерсдорф был впечатлен мессой падре Мартини, и впоследствии тоже писал духовную музыку. Здесь же, в Болонье, Диттерсдорф познакомился и со знаменитым итальянским певцом Карло Броски по прозвищу Фаринелли (1705-1782).

Следующие 4 года, с 1765 по 1769, Диттерсдорф работал  капельмейстером оркестра у епископа Гроссвардейнского Адама Фрейхера Патачича (ныне город Гроссвардейн находится в Румынии). Кстати, до него капельмейстером там работал Михаэль Гайдн.                                        Диттердорф проявил себя как деятельный и энергичный руководитель и организатор: ввел порядок размещения музыкантов на сцене по образцу венского оркестра (так называемый «Венский метод игры сидя»), ввел для музыкантов униформу, стал использовать в оркестре кларнет, который в то время еще не имел большого распространения.                                                                                 По инициативе и под руководством композитора при дворце епископа к концу 1767 года были закончены постройка и обустройство театра. С этого момента Диттерсдорф обращается к музыкально-сценическим жанрам. К именинам епископа были написаны 2 фарса, музыкальных спектакля, «Фрау Сибилла не пьет вина» и «Царство мертвых». Затем последовала его первая комическая опера (зингшпиль) «Любовь в музыке» на либретто Гольдони в переводе на немецком языке. Эти произведения утеряны.                                Летом 1769 года в Гроссвардейне был устроен театрализованный праздник в виде деревенской свадьбы, с шествием через площадь от дворца епископа к Ратуше, сопровождаемым музыкой в турецком стиле. Это действо совпало с одним из церковных постов, во время которых было запрещено исполнение комедий как государственным, так и частным театрам. Об этом инциденте стало известно императрице Марии Терезии. Епископа Пататича обвинили в нарушении государственных законов и католических правил, и он был вынужден распустить капеллу. Таким образом, Диттерсдорф терял и рабочее место с хорошо устроенным театром, и превосходно организованный оркестр, и весьма достойное жалованье, и был вынужден искать нового покровителя.        

        Летом 1769 года композитор прибыл в Вену. Ему сделали предложение поступить на службу в оркестр Венского императорского театра, но Диттерсдорф  отказался. Затем композитор предпринял поездку в Италию, которая продлилась около 3-х недель. В городе Триест Диттерсдорф  познакомился с графом Ламбергом, президентом Имперского Герцогства Силезия. Граф Ламберг предложил Диттерсдорфу посетить город Троппау (ныне в Чехии), куда они и отправились из Италии, а затем предпринять вместе с ним путешествие в Варшаву, Данциг, Гамбург, Берлин, Нидерланды, Голландию, Англию и Францию.                                                                В Троппау Диттерсдорф дал концерт. Здесь же произошел инцидент, который повлиял на дальнейшую судьбу композитора. В начале сентября Диттерсдорф принял участие в охоте, где проявил себя как знаток леса и отличный стрелок. Им заинтересовался так же присутствовавший на охоте князь-епископ Бреслау Филипп Шаффготш и попросил прислать ему копии нот произведений. Диттерсдорф отправил епископу ноты мессы, скрипичного концерта и симфонии, а через несколько дней получил от князя-епископа приглашение занять должность капельмейстера у него в замке Йоханнесберг (ныне это замок в Чехии Янски Верх). Диттерсдорф принял это предложение, но от мечты о большом европейском турне пришлось отказаться.

Так начался самый продолжительный и плодотворный период жизни Диттерсдорфа. В Йоханнесберге он прожил 26 лет. Первый год Диттерсдорф занимался устройством оркестра и театра, и немало в этом преуспел. В «Жизнеописании» Диттерсдорф с гордостью пишет: «Наши концерты и спектакли регулярно проходили в Йоханнесберге, и наша капелла по праву считалась лучшей во всей Имперской и Прусской Силезии».                         За его усердия  епископ в долгу не остался. 1-го января 1770 года князь-епископ Шаффготш вручил Диттерсдорфу  неожиданный и ценный подарок: диплом, подписанный кардиналом Аркинто, удостоверяющий  присвоение Диттерсдорфу звания «Кавалер ордена Золотой Шпоры», и сам орден – крест со шпорой на алой ленте. Этот орден жаловался католическим должностным лицам, ученым и художникам за вклад в укрепление веры и за деяния во славу Божью. Этот орден имели О. Лассо, А. Скарлатти, К. Глюк, В. Моцарт и др. Кардинал принял это решение по результату изученных произведений Диттерсдорфа, высланных ему князем-епископом, то есть на основании его вклада в область искусства.

Осенью 1770 года князь-епископ, руководствуясь желанием оставить Диттерсдорфа у себя на службе и обеспечить композитора достойным жалованьем, назначает его на должность Главного лесничего княжества со стабильным и хорошим доходом. Но, Диттерсдорф только формально числясь на этой должности, продолжал выполнять обязанности капельмейстера.                                                                                        В этот период устроилась и личная жизнь Диттерсдорфа: 3 марта 1772 он женился на Николине Тринк, певице-сопрано. У них в браке родились 2 сына и дочь.                                                                                5 июня 1773 года Императрица Мария Терезия дарует композитору патент на дворянство, и именно с этого момента он присоединяет к своей фамилии «фон Диттерсдорф» (от рождения его полное имя было Карл Август Диттерс). А уже 4 ноября, благодаря хлопотам князя-епископа Шаффготша, Диттерсдорф получает прибыльную должность окружного начальника поместья Фрайенвальде, но, как и прежде, продолжает исполнять обязанности капельмейстера в Йоханнесберге.                                Композитор много работал. К этому времени было написано большое количество произведений, например, комические оперы «Американский путешественник», «Обманутый жених», оратории «Давид»,  «Эстер», множество симфоний и инструментальной музыки. Его музыка имела успех не только в Йоханнесберге, но и в Вене, и других городах. Популярность Диттерсдорфа росла с каждым днем.                                Об известности и признании Диттерсдорфа говорит и тот факт, что в январе 1774 года, после смерти Флориана Гассмана, капельмейстера Венской Придворной капеллы, Император Иосиф II предложил эту должность Диттерсдорфу, но он отказался из-за материальных соображений. Немецкий музыковед Кребс пишет по этому поводу: «Диттерс отказался, обосновав это тем, что в Йоханнеисберге он имеет более высокий доход, и ожидает его увеличения. Это указывает на отсутствие у него честолюбия художника <…>. В Вене он мог бы быть на первом месте как руководитель блестящего оркестра, выступал бы как виртуоз, композитор перед самой художественнообразованной публикой, но все это не прельстило его. Он предпочел закопаться в провинциальном городке с кучкой посредственных музыкантов, заниматься делами, которые не имели отношения к искусству, и все это ради нескольких сотен гульденов и приятного образа жизни».

Летом 1778 года между Австрией и Пруссией началась война за земли Баварии, и князь-епископ распускает капеллу, и Диттерсдорф с семьей переселяются в Фрайенвальде, где ему пришлось исполнять обязанности окружного начальника. Здесь он впервые сожалеет о своей судьбе, о чем пишет в «Жизнеописании»: «Я до сих пор сожалею иногда о том, что вместо того, чтобы искать свое счастье в путешествиях, я был связан договором с князем-епископом и обязательствами официальной должности, которые в военное время приносили большое беспокойство и неприятности».                 Прусские войска заняли Йоханнесберг, замок был разграблен, театр разрушен.        После окончания войны, к зиме 1779 года князь-епископ вновь собрал оркестр, и Диттерсдорф снова приступил к обязанностям капельмейстера. Но театр так и не был восстановлен: не было средств.                        

Весной  1786 года Диттерсдорф отправляется в Вену, где пребывает почти год. Здесь с большим успехом исполняется его новая оратория «Иов», 12 симфоний по «Метаморфозам» Овидия и 3 комических оперы: «Доктор и Аптекарь», «Обман из-за суеверия», «Любовь в сумасшедшем доме». 4-я комическая опера на итальянском языке, прозвучавшая в этом сезоне – «Демокрит» – по словам Диттерсдорфа, провалилась.                                 По утверждению Диттерсдорфа «Доктор и Аптекарь» была написана им за 6 месяцев, остальные 3 оперы – за 7 месяцев, что говорит о его высокой работоспособности.         Кребс называет «Доктора и Аптекаря» «одним из самых замечательных явлений оперного искусства XVIII столетия. Первое исполнение состоялось 11 июля 1786 года, в том же году последовали еще 19 ее представлений. В Берлине «Доктор и Аптекарь» пошла еще лучше: в 1787 году она шла 12 дней по 6 раз. И в других городах – в Мюнхене, Франкфурте, Дрездене, Лейпциге, Гамбурге, Страсбурге, Праге, Веймаре – успех ее повторялся <…>, а так же во Франции и Англии». Для сравнения: «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, блестящая премьера которой состоялась в Вене 1 мая того же 1786 года, выдержала только 9 постановок, затем была снята с репертуара (постановка была возобновлена в Праге 1 января 1787 года, и была восторженно принята). В России премьера оперы «Доктор и Аптекарь» состоялась в Москве в октябре 1788 года.

Замечательным событием в музыкальной жизни Вены этого сезона (1786) стала и премьера 12-ти программных симфоний Диттерсдорфа по «Метаморфозам» Овидия. И еще 3 симфонии были задуманы композитором, но не были написаны. Диттерсдорф выбрал из 15 книг огромного поэтического сочинения античного поэта Овидия 15 сюжетов для воплощения их в своих симфониях. Все эти сюжеты, как собственно и вся поэма «Метаморфозы», являются поэтическим изложением античных мифов, и все они содержат какое-то превращение – метаморфозу. Приводим названия всех написанных и исполненных симфоний и 3-х задуманных:

№1. «Четыре возраста мира».                                                                        №2. «Падение Фаэтона».                                                                                №3. «Превращение Актеона в оленя».                                                       №4. «Спасение Андромеды Персеем».                                                       №5. «Окаменения Финее и его друзей».                                                      №6. «Превращение ликийских крестьян в лягушек».                                        №7 «Язон похищает золотое руно».                                                        №8 «Осада Мегары».                                                                                  №9 «Геркулес превращается в Бога».                                                         №10 «Орфей и Эвридика».                                                                         №11 «Мидас избран судьей между Паном и Аполлоном».                                 №12 «Аякс и Улисс сражаются с войском Ахилла».                                 Названия запланированных трех симфоний:                                         №13 «История об Ифигении».                                                             №14 «Эней и Дидона».                                                                             №15 «Юлий Цезарь».

Музыкальными средствами Диттерсдорф последовательно воплотил сюжеты мифов, «рассказал» их языком музыки. Названия симфоний отправляли современного композитору слушателя к хорошо известным ему сюжетам мифов (поэма «Метаморфозы» была очень популярной). Кроме того,  каждую часть симфонии, воплощающую отдельный эпизод сюжета, предваряет эпиграф – строка из поэмы на языке оригинала (латынь).

По возвращению в Йоханнесберг Диттерсдорф организовал в городе небольшой театр с платным входом. Средства от продажи билетов шли на содержание театра. В нем ставились выше названные и другие оперы.                        В конце осени 1788 года Диттерсдорфа пригласили в Бреслау для проведения концертов для увеселения короля Пруссии Фридриха Вильгельма II, от которого композитор услышал похвалы своему таланту и получил приглашение посетить Берлин. Готовясь к этой поездке, Диттерсдорф написал 6 новых симфоний. С успехом шла его опера «Доктор и аптекарь», оратория «Иов».

В 1790 году князь-епископ Шаффготш тяжело заболел, его приемники заменили вечерние концерты картами на деньги, и Йоханнесберг приходил в упадок.                                                                                                 Около 3-х лет по просьбе больного епископа Диттерсдорф выполнял обязанности его компаньона: постоянно находился при епископе, оберегал его сон, распоряжался слугами. Это подорвало здоровье самого Диттерсдорфа: обострилась подагра, которую он приобрел в Гроссвардейне из-за пристрастия охотиться на торфяниках.                                                         В результате интриг 7 апреля 1794 года Диттерсдорфу было приказано больше не появляться в замке, а затем Диттерсдорф лишился и своей прибыльной должности окружного начальника.                                                В 1796 году тяжелобольного и практически нищего (все сбережения ушли на лечение) Диттерсдорфа и всю его семью приглашает к себе для проживания чешский дворянин Игнац Фрейхер фон Стиллфрид в недавно приобретенный им замок Червена Лгота (Ныне в Чехии), недалеко от селения Дештна. Здесь композитор провел свои последние годы жизни, занимался систематизацией своих произведений, редактированием, подготовкой к печати. Умер композитор 24 октября 1799 года, похоронен в Дештне.

Всю свою жизнь Диттерсдорф работал в частных оркестрах, сожалея о своей «привязанности», но имея большую семью, он был вынужден заботиться о материальном достатке. Как знать, возможно, имя Карла Диттерса фон Диттерсдорфа было бы более известным в истории музыки, если б не его прагматизм.                                                                

В Чехии, в городе Есеник, в крепости братиславских епископов, епископским окружным начальником которой в период с 1773 года по 1795 год был Карл Диттерс фон Диттерсдорф, в настоящее время работает музей композитора, и в его честь ежегодно проводится фестиваль классической музыки.

                                


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В.Хлебников. Жизненный и творческий путь

Презентация, посвященная биографии и творчеству В. Хлебникова...

Жизненный и творческий путь М.В.Ломоносова (2)

2 часть презентации(одна большая разбита на две) отражает достижения учёного...

Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского. Учебно-методический комплекс

Творчество великого писателя 19 века Федора Михайловича Достоевского представляет собой один из самых оживленных перекрёстков мировой культуры. По произведениям  Достоевского   с...

И. С. Тургенев. Жизненный и творческий путь

Методическая разработка урока посвящена изучению биографии Тургенева. Может быть использована на уроках литературы в старших классах СОШ и училищ....

Интегрированный урок (литература+информатика) «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина).

Урок «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина) - интегрированный урок литература и информатика для 10 класса позволяет познакомить у...

Среднесрочный групповой творческий проект «Нет великих ролей-есть великие актеры» (анализ жизненного и творческого пути деятелей культуры Саратовского края)

2019  год - объявлен в России Годом Театра. Несомненно, этот вид искусства имел как в предшествующем XX веке, так и в нынешнем XXI веке большое значение, часто определяя мировоззрение людей, вопл...