"Колокольные звоны в музыке и литературе"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Слещенко Ирина Викторовна

открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ou_5_klass_muzyka_i_literatura.docx33.94 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.95 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Колокольные звоны в музыке и литературе»
           ___________________________________________________

(Тема урока)

Учитель: Слещенко Ирина Викторовна

Предмет

музыка

Класс

5 класс

Тема урока

в разделе

«Колокольные звоны в музыке и литературе»

«Музыка и литература»                                              

Базовый учебник

Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская /Музыка /ФГОС-М: Просвещение, 2011г.                          

Цель  урока:  сформировать практические умения инструментального и вокального музицирования разных видов колокольных звонов посредством музыки и  литературы.

Задачи:

 личностные

-овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

-развитие ассоциативного мышления, творческого воображения;

-приобретение устойчивого навыка самостоятельной, целенаправленной музыкально-учебной деятельности;

-решение музыкально-творческих задач.

метапредметные

-определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов её успешного осуществления;

-анализ собственной учебной деятельности;

-наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений;

-сотрудничество в ходе реализации коллективных задач.

предметные

-осознанное восприятие музыкальных произведений;

-применение терминологии для классификации колокольных  звонов;

-освоение знаний, овладение практическими умениями;

-устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа. 

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная (самостоятельная работа)

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа, компьютер;

Основные ресурсы: учебник и творческая тетрадь Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской;

Дополнительные ресурсы: аудиофрагменты в формате mp3., презентация, карточки-схемы (раздаточные)

Ключевые понятия: набат, благовест, трезвон, имитация, аккомпанемент.

Межпредметные связи: литература

Структура и ход  урока:

1. Мотивация.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

3. Выявление места и причины затруднения (создание проблемного поля).

4. Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели урока и выбор средств  её достижения).

5.Реализация построенного проекта (выдвижение гипотезы, музицирование по образцу, поиск применения новых знаний, аргументация выбора решения задачи).

 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (фронтальная, работа с выбором групп).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (работа в карточках-схемах на новый способ действия (колокольных звонов в литературе), выявление причин ошибок и их исправления).

8. Включение в систему знаний и повторений (выявление границы применения новых знаний и умений, тренировка сформированных умений, доведение до автоматизированного навыка в инструментальном и вокальном исполнении).

9.Рефлексия учебной деятельности (соответствие тематической цели и результатов деятельности, самооценка, самоподготовка).

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Мотивация

Слайд 1 (приветствие)

-Сегодняшний урок мы начнем с прослушивания.

Звучит «Колокольный звон»

- Какие звуки  вы услышали?

-Как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня с вами на уроке?

Слайд 2 (тема урока)

- Хотели бы вы научиться их играть сами? Давайте попробуем.

-Колокольные звоны

3мин.

2

Актуализация и пробное учебное действие

-У вас на столах  имеются колокольчики  

1ряд - большие,

2ряд - средние,

3 ряд - маленькие.

-Попробуйте сымитировать на них только что прозвучавшую музыку.

Противоречие:

Пробуют звонить, но не получается.

1мин.

3

Выявление места и причины затруднения

(постановка проблемы)

-Получилось у вас?

 

-Почему  не получилось, как вы думаете?

Проблема:

-Мы не знаем, как  надо правильно звонить в каждый из этих колокольчиков.

4

Построение проекта выхода из затруднения (средства достижения тематической цели  урока)

Определение цели урока:

-Что же нам надо для этого сделать?

- Какие источники (жанры искусства) нам в этом помогут?

- А вы знаете какие бывают виды звонов и в каких случаях они звучат?

Версии:

1. Вспомнить характер их звучания

2. Узнать приёмы исполнения  каждого звона

3.  Использовать музыкальные и литературные  источники

1мин.

5

6

Реализация построенного проекта

Выдвижение гипотезы:

Первичное закрепление

Поиск применения новых знаний в музыке и аргументация выбора

Музицирование по образцу

Работа фронтальная, групповая благовест, набат, трезвон)

Работа в творческой тетради стр. 31.

Звучат три музыкальных фрагмента:

Слайд 3 (страница тетради)

-Послушайте музыкальные произведения, записанные на этом развороте и определите, как звучат в них колокольные звоны.

Слайд  4 (М.П. Мусоргский «Великий колокольный звон»)

Слайд 5 (М.И. Глинка «Славься»)

Слайд 6 (С.В. Рахманинов «Светлый праздник»)

-Выберите и запишите из предложенных интонаций те, которые характеризуют каждое музыкальное произведение.

 

-Чтобы доказать правоту  ваших предположений, давайте обратимся к  информационным источникам.

(Интерактивная беседа о том, когда и как на Руси звонили в колокола)

Слайд 7 (3 вида звона)

Слайд 8 (благовест)

Благовест - это колокольный звон, которым верующие оповещаются о начале богослужения. Это мерные удары в один большой колокол. Благовест-сам призыв в церковь является благой вестью.

Слайд 9 (набат)

Набат - колокольный звон. В набатный колокол звонят во время бедствий, пожаров. Его звон тревожный, предупреждающий

Слайд 10 (трезвон)

Трезвон - праздничный, радостный звон во все колокола с короткими перерывами. Совершается в праздничные дни, в торжественные моменты богослужения, а также во время крестного хода

благовест - в большой колокол в обе стенки редко;

набат - в средний колокол в одну стенку часто; 

трезвон -  в маленький колокольчик один приём по три раза.

-Слова созвучны характеру музыки, поэтому сейчас мы попробуем передать звон колоколов с помощью голоса.

 Слайд 11 («Дружные колокола»)

«Дружные колокола»

1 ряд: большие колокола поют: бом

2 ряд: средние колокола поют: бим-бом

3 ряд: маленькие колокола поют: тили-бом

По указанию «звонаря» колокола начинают звучать: отдельными группами, несколько групп вместе, всем хором и т.д.

Повторение игры стоя с музицированием

Слушание мелодий  М.П.Мусоргского «Великого колокольного звона» - тревожно, призывно

М.И.Глинки  хора «Славься!» - величественно, празднично  С.В.Рахманинова «Светлый праздник» – радостно, светло

Определение  характерных интонаций в творческой тетради

Гипотеза:

Если звучит тревожно, призывно, значит  это набат.

Если величественно, празднично, то это благовест.

Если радостно, светло, тогда это трезвон.

Изучение приёмов игры и их воспроизведение

Вокально-ритмическая игра

1 ряд – благовест

2 ряд – набат

3 ряд – трезвон

Игра на колокольчиках

Метод художественного движения:

10 мин.

5мин.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа  с раздаточным материалом по типовому заданию на новый способ действия «поиск колоколов  в литературе»

Анализ эмоционально-образного смысла

Учебник стр. 34

Слайд 12 (алгоритм заданий)

Алгоритм задания:

1. Прочитайте стихотворение Б.Пастернака «Снег идёт».  

2. Попытайтесь его пропеть про себя.

3. Сочините к стихотворению ритмическую музыку  для каждого звона.

4. Озвучьте её.

Дополните музыку своим пением и колокольным звоном-аккомпанементом.

Сравните свои музыкальные решения с композиторским.

Слайд 13 (Б. Пастернак, Г.Свиридов «Снег идёт»)

- Какую выразительную роль сыграли здесь колокола?

- Какие выразительные средства  литературного произведения  - стихотворения помогли вам и Г.Свиридову  как композиторам создать музыку?

Самостоятельная работа с учебником.

Выходят три ученика с  разными колокольчиками и представляют свои результаты.

Выявляются возможные причины ошибок и их исправления.

Слушание «Снег идёт» из кантаты Г.Свиридова.

Вокально-инструментальное исполнение по голосам (альты, сопрано)

Ассоциативно-образное мышление:

- Набат (четверти)  - ход времени,

- Благовест (половинка) - колыбельность

- Трезвон (восьмые) -  тройка лошадей

- Чтобы ощутить расстояние близко – далеко, эхо позёмки, фантастичность

8мин.

8

Включение в систему знаний и повторения

Выявление границы применения новых знаний, умений

Тренировка сформированных умений до автоматизированного навыка в инструментальном и вокальном исполнении

- Многие композиторы использовали колокольные звоны в своих произведениях.

-А в литературе вы встречали колокольные звоны?

-В каких жанрах?

-А вам знакомы песни, в тексте  которых  упоминается о колоколах или колольчиках?

Часто поэты-песенники тесно работают с теми композиторами, на чью музыку они пишут стихи.

Такой творческий союз получился у поэта Юрия Энтина и композитора Давида Тухманова.

Слайд 14 (Ю. Энтин и Д. Тухманов)

Вместе они написали много детских песен таких как «Виноватая тучка», «Любимый папа», «Неваляшка», «Аэробика для Бобика», «Пых-пых самовар» и др.

В одной из их песен поется о хрустальном колокольчике. Эта песня была написана для фильма-сказки «Рок-н-ролл для принцесс»

Исполнение (учителем) песни «Колокольчик мой хрустальный»

Слайд 15 (песня «Колокольчик мой хрустальный»)

Разучивание припева песни

Слайд 16 (припев песни)

- А теперь давайте пропоем припев подыгрывая колокольчиками.

-Покажите каким звоном будет звонить:

- 1 ряд? (благовест)

-2 ряд? (набат)

-3 ряд? (трезвон)

-А теперь мы споем всю песню, я дубу петь куплет, а вы припев.

- Какое настроение помогли создать песне колокола?

В былинах, стихах, рассказах, сказках…

«Москва – звонят колокола» О.Газманова,

-«Вечерний звон» р.н.п.,

-«Колокола» («Приключения Электроника»)

Песня «Колокольчик мой хрустальный»

Пение до припева с колокольчиками «набатами»

Пение со словами, колокольчиками, вокализом

Исполнение песни под фонограмму  (минус)

- Радостное, приподнятое

8мин.

9

Рефлексия учебной деятельности

Соответствие тематической цели и результатов деятельности (формулировка темы урока)

Самооценка

Самоподготовка

- Составьте  синквейн

Слайд 17(синквейн)

Например:

  1. Школа
  2. Просторная, шумная
  3. Учит, воспитывает, удивляет
  4. Я люблю свою школу
  5. Друзья

- Выскажите свои впечатления от урока

Слайд 18(самооценка)

Оценки за урок

Слайд 19 (д/з)

Д/з: прочитайте сказку «Война колоколов» и ответьте письменно на вопросы в творческой тетради стр.26-29

Примерные ответы:

1строка - Звоны, колокола

2 строка - Колокольные,

выразительные

3 строка – музыка, литература

4 строка - «Колокольные звоны в музыке и литературе»

5. строка - колокольчик

- Сегодня я узнал...

- Мне понравилось

- Для меня стало новым…

- Меня удивило…

- Я с удовольствием…

- Сегодня на уроке мне захотелось…

4 мин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК МУЗЫКИ 5 КЛАСС

Слайд 2

Тема урока: «Колокольные звоны в музыке и литературе» ( УМК «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критско й)

Слайд 4

М.П.Мусоргский(1839 – 1881) «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов»

Слайд 5

М.И.Глинка( 1804 – 1857) Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»

Слайд 6

С.В.Рахманинов (1873 –1943) Фортепианная сюита «Светлый праздник» 4часть

Слайд 7

набат благовест трезвон

Слайд 8

Благовест - это колокольный звон, которым верующие оповещаются о начале богослужения. Это мерные удары в один большой колокол. Благовест-сам призыв в церковь является благой вестью.

Слайд 9

Набат - колокольный звон. В набатный колокол звонят во время бедствий, пожаров . Его звон тревожный, предупреждающий

Слайд 10

Трезвон -праздничный, радостный звон во все колокола с короткими перерывами. Совершается в праздничные дни, в торжественные моменты богослужения, а также во время крестного хода

Слайд 11

«Дружные колокола » 1 ряд: большие колокола поют: бом 2 ряд: средние колокола поют: бим-бом 3 ряд: маленькие колокола поют: тили-бом

Слайд 12

Стихотворение «Снег идёт» Б.Пастернака Алгоритм задания: 1. Прочитайте стихотворение 2. Попытайтесь его пропеть про себя 3. Сочините ритмическую музыку для каждого звона 4. Озвучьте её

Слайд 13

Г. Свиридов «Снег идет»

Слайд 14

Юрий Энтин Давид Тухманов

Слайд 15

«Колокольчик мой хрустальный» сл. Ю. Энтин муз. Д. Тухманов

Слайд 16

Припев: Колокольчик мой хрустальный То веселый, то печальный Я из тысяч голосов Дин-дон , дин-дон Слышу твой волшебный звон Дин-дон , дин-дон Колокольчик мой хрустальный То веселый, то печальный Я из тысяч голосов Дин-дон , дин-дон Слышу твой волшебный звон

Слайд 17

Синквейн 1 строка Существительное, выражающее главную тему 2 строка 2 п рилагательных, выражающих главную мысль 3 строка 3 глагола, описывающие действия в рамках темы 4 строка 5 строка Фраза, содержащая определенный смысл Слово-вывод

Слайд 18

Самооценка - Сегодня я узнал(а)………………… Мне понравилось………………… Для меня стало важным………… Меня удивило…………………….. Я с удовольствием………………... Сегодня на уроке мне захотелось...

Слайд 19

Домашнее задание Прочитайте сказку «Война колоколов» и ответьте письменно на вопросы в творческой тетради стр . 26-29

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ХОРОШУЮ РАБОТУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Колокольный звон в композиторской и народной музыке" 6 класс

Воспитывать интерес к истории своей Родины, обогащать музыкальные представления, понятийный словарь, развивать умение отмечать начало и конец музыкальной фразы, подыгрывать на инструменте во время пен...

Урок музыкальной литературы "Колокольные звоны в русской музыке"

Колокол Колокольные звоны всегда были неотъемлемой частью культуры русского народа. Поэтому колокольность в русской музыке представлена широко и разносторонне. Урок обобщает образы колоколь...

урок музыки, 2 класс, по теме "Великий колокольный звон"

Урок музыки для 2 класса разработан с учетом ФГОС 2 поколения. Во время урока обучающиеся занимаются не только традиционными видами деятельности, они также являются исследователями....

Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"

Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"...

Урок музыки во 2 классе по теме "Великий колокольный звон"

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Цель: Знакомство с видами колокольных звонов и их влияние на музыку разных ...

"Великий колокольный звон"- урок музыки

"Великий колокольный звон"- урок музыки...

"Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве"

Конспект урока для 5 класса "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"....