Урок музыки в 5 классе "Музыка - главный герой басни"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Урок музыки в 5 классе "Музыка - главный герой басни".Знакомство с понятием "квартет", композитором А.Бородиным.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Музыка — главный герой басни.

Цель: показать, что музыка звучит не только в сказках и стихах, но и баснях; познакомить с новым понятием «квартет».

Задачи:

- развитие ассоциативного мышления;

- развитие воображения, коммуникативных навыков;

- формирование понятия роли музыки в литературном жанре басня;

- знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина, литературным жанром басни, русским баснописцем – И.А.Крыловым;

- развитие вокально – хоровых навыков;

- воспитывать творческую личность, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства.

Методы:

- словесный;

- наглядный;

- практический;

- объяснительно-иллюстративный;

- частично-поисковый;

Приёмы:

  • слушание;
  • хоровое исполнение;
  • сопоставление со смежными видами искусств;

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр, баян.

Программное обеспечение: компьютерная презентация, CD записи.

Музыкальный материал урока: А. Бородин “Квартет 2” – III часть, И. А. Крылов басня “Квартет”.

Дополнительный материал: портреты А. П. Бородина, И. А. Крылова, текст басни “Квартет”, карточки с музыкальными инструментами.

План урока:

  1. Организация обучающихся на урок. Проверка домашнего задания.
  2. Изучение темы.
  3. Слушание и анализ ноктюрна из квартета №2 А.П. Бородина.
  4. Разучивание песни «Волшебный смычок»
  5. Вокально - хоровая работа.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организация обучающихся на урок. Проверка домашнего задания.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Во второй четверти мы с вами говорим о тесной взаимосвязи музыки с литературой. На предыдущих уроках мы узнали о силе музыки разных народов мира на примере грузинской сказки «Чонгурист» и белорусской «Музыкант – чародей».

Учитель. О чём эти сказки?

(Ответы детей).

Учитель. Как музыка проявила свою волшебную силу?

(Ответы детей).

Учитель. А теперь послушаем как проявила свою волшебную силу музыка в ваших творческих сказках.

(Обучающие читают свои сказки).

Учитель. Великие мастера из народа чувствовали огромную силу музыки, поэтому появились такие песни и сказки. Мудрость народа с восхищением говорит о тех, кто владел этой музыкой. Этот сюжет популярен у разных народов.

2.Изучение темы.

 (Слайд 1, тема урока).

Учитель. Музыка звучит не только в сказках, стихах, но и в баснях. Назовите фамилию известного баснописца.

Ученики. И.А Крылов.

(Слайд 2, портрет И.А.Крылова).

Учитель. Сейчас я вам прочитаю басню «Квартет».

(Слайд 3, фото квартета).

Квартет

Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. —
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдёт.
«Постойте ж, я сыскал секрет? —
Кричит Осёл, — мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдёт на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей, —
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь».

Учитель. Басня – что же означает это слово?  Басня – один из старейших жанров литературы. Ещё в Древней Греции широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен.

(Слайд 4, определение слова «басня»).

Учитель. Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод – мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей. Итак, какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать? Что для неё характерно – краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает. Как вы думаете перечисленные мною названия басен “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух” – что объединяет эти басни.

Ученики: Главное действующее лицо – музыка.

Учитель. Верно, в этих баснях – музыка является главным действующим лицом.

Учитель. Что вы узнали о квартете?

Ученики. Коллектив, состоящий из 4 исполнителей.

(Слайд 5, определение слова «квартет»).

Учитель. Что такое «квартет»? Квартетом называется музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют четыре музыканта. Чаще всего композиторы пишут струнные квартеты. Квартеты бывают разные, но чаще всего звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель. О таком исполнительском составе нам рассказывает басня Крылова.

Учитель. Почему у них не получилось сыграть?

Ученики. Они не умели играть.

Учитель. Может ли такая музыка творить чудеса?

Ученики. Нет, только исполненная настоящими музыкантами музыка может творить чудеса, стать волшебной и помогать людям.

Учитель. Как вы думаете, Крылов имел какое-нибудь отношение к музыке?

(Ответы учеников).

Учитель. Действительно И.Крылов был хорошим музыкантом. Больше всего он любил играть в квартете. Современники вспоминали, что он обычно брал на себя партию альта. И хотя этот инструмент нельзя назвать главным, ведущим в этом составе часто оказывался Иван Андреевич. К его чутким и верным замечаниям нельзя было не прислушаться, его тонкому музыкальному слуху нельзя было не верить.

3.Слушание и анализ ноктюрна из квартета №2 А.П. Бородина.

(Слайд 6, портрет А.Бородина).

Учитель. Сейчас я вам расскажу о замечательном композиторе – музыканте А.П. Бородине (1833 – 1887), хотя музыка не была его основной профессией. Выдающийся русский композитор Бородин прославил и русскую музыку и русскую науку. Он также был талантливым учёным – химиком. Химия и музыка нераздельно господствовали в его душе. Неутомимый труженик, он не знал чётко отмеренного времени для работы и отдыха. Его можно было встретить в лаборатории как утром, так и глубокой ночью. Но музыка не покидала учёного – она звучала в его душе даже во время лекций. И тогда на доске вместе с формулами он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Склонившись над научной работой, он обязательно что – нибудь напевал. А, иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и неслись по коридору стройные и чудесные звуки его волшебной музыки. Послушайте фрагмент 3 – ей части квартета №2 А.П. Бородина. О чём рассказывает слушателям музыка квартета?

(Слушание  фрагмента 3 -ей  части квартета).

Работа в группах. Выполнение творческих заданий.

-«Какой инструмент звучит?» Каждой группе учитель выдаёт карточки с музыкальными инструментами. Ребята должны выбрать те карточки, на которых изображены инструменты, исполняющие произведение.

- «Выбери картину». Каждой группе выдаётся по 2 иллюстрации. Они должны выбрать ту, которая вызвала у детей ассоциацию с прослушанным произведением. (И.К. Айвазовский «Море ночью», А.И. Куинджи «На острове Валааме», А.А. Рылов «В голубом просторе», И.К. Айвазовский «Вид Одессы в лунную ночь»).

Квартет 2 Бородина – это программное, камерное произведение, то есть в его основе лежит программа. Состоит из IV частей:

(Слайд 7).

I – Allegro moderato (не очень быстро)
II – скерцо (шутка)
III – ноктюрн (произведение, музыка которого создаёт образ ночи)
IV – финал

(Слайд 8, Камерная музыка).

Камерная музыка – это музыка, предназначена для небольшого количества слушателей и исполнителей (от латинского camera – комната).

– Мы с вами прослушали фрагмент ноктюрна – эту удивительная по своей красоте музыка.

Примечание: Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. Работал он над ним в течение 2 лет. Когда композитор отбыл за границу, вдалеке от жены, вспоминая ее еще невестой, он написал этот квартет. Вот строки его письма к ней:

“ Никогда ещё я так далеко не уезжал от тебя, и, кажется, никогда ты мне не была так близка, как теперь. Пойми только: я в Гейдельберге!!! Ещё по дороге мимо меня, как в панораме, проносились давно знакомые берега, которые мы видели ещё с тобой. Можешь думать, что я должен был предчувствовать!..

Чего я не перечувствовал, пробегая те дорожки, те галереи, где мы бродили с тобой в первую пору счастья! Как бы я дорого дал в эту минуту, чтобы ты была со мной!”

Примечание: Рекомендуется повторное слушание произведения с комментарием.

Вторая скрипка и альт сыграли вступление, и не успел ещё отзвучать и затихнуть второй аккорд, как запел глубокий, густой, как цвет чёрного бархата, голос виолончели. Медленно плывёт мелодия, полная какой-то особой, ночной красоты. Она так прекрасна, что мы забываем обо всём. В этой мелодии и тихая задумчивость. И страстность, и ночная глубина, и волнующий ночной покой.

Замер, как бы растворился в ночи голос виолончели, и та же мелодия родилась в высоком, звенящем голосе скрипок. Кажется, что её окутало серебристое сияние луны, осветило призрачным голубоватым светом. Вас покорила, взяла в плен красота этой мелодии. Снова и снова она повторяется. Меняется только её сопровождение, то спокойное, то взволнованное, почти тревожное. Перекликаются голоса. Какую-то часть спела скрипка, а продолжает её виолончель. Иногда, словно робея, пробует спеть кусочек мелодии альт, и снова разливаются бархатный голос виолончели и серебристый – скрипки. Это как игра света и тени, когда облака, бегущие по ночному небу, то скрывают луну, и тогда всё погружается во мрак, то проплывают мимо, и снова серебристый холодный свет мерцает на листьях деревьев, на дорожках ночного сада.

Но вот в последний раз, прощальным приветом звучат отголоски красавицы мелодии, и замирающий протяжный аккорд заканчивает одно из великих созданий А. Бородина – ноктюрн Второго концерта.

Можно рекомендовать другой вариант этого эпизода урока. Сначала учитель даёт первое слушание с комментарием, а затем второе – с пластическим интонирование. Движение рук должны передать характер произведения, выразительные краски его музыки.

Учитель: Как звучала музыка?

Ученики: Медленно, тихо, протяжно, нежно.

Учитель: Звучание, каких музыкальных инструментов вы услышали?

Ученики: Скрипка, виолончель – струнный квартет

Учитель: Кто исполнял эту музыку?

Ученики: Инструментальный ансамбль

Учитель: Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни.

Ответы детей.

Вывод: 

Учитель: Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку?

Ученики: Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением, талантом.

4. Разучивание песни «Волшебный смычок».

Учитель. Отгадайте загадку.

Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Его выводит …
 (Скрипка.)

(Слайд 9, фото скрипки).

(Учитель исполняет песню «Волшебный смычок»).

Анализ песни.

Учитель. О каких событиях рассказывает песня?

Учитель. Как созвучны текст и характер?

Учитель: Кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?

Ученики: Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему одному. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища.

(Разучивание песни).

Учитель читает одну литературную фразу, дети повторяют, затем мелодию учим ("уколоть"), легко напевно;

Учитель читает вторую литературную фразу, дети повторяют. Затем учитель проигрывает мелодию (Знакома?), соединяем со словами;

и т.д. Учим 2-ой голос.

Чтобы не были одинаковыми 1 и 2 фразы, обращаем внимание на динамику.

Когда всё получится в 1 куплете, пробуем с сопровождением.

(Работа над чёткой дикцией текста песни).

(Слайд 10. Проверь себя).

 Закрепление выученного материала – проверь себя

  1. Как называется жанр литературы, для которого характерна краткая форма, действующие лица – животные и птицы, высмеиваются пороки?
  2. Назовите фамилию великого русского баснописца -
  3. Коллектив, состоящий из четырёх исполнителей – это
  4. Назовите автора струнного квартета –
  5. Состав струнного квартета –
  6. Что такое ноктюрн?

6. Итог урока

Учитель: И в заключении нашего урока давайте подведём итог:

– Какую же роль играет музыка в литературе?

Ученики. Музыка обогащает литературу.

            Музыка часто звучит не только в стихах и сказках, но и в баснях.

            Язык слов и язык музыки помогают нам раскрывать смысл содержания произведения, а также воздействуют на ум и чувства.

Учитель: Спасибо всем за урок. Каждый за работу на уроке получит оценку

7.  Домашнее задание

Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урока или составьте, пожалуйста, кроссворд, чтобы ключевым словом стало слово “квартет”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки в 6 классе "Музыка в баснях и сказках - главное действующее лицо"

конспект урока в 6 классе "Музыка в баснях и сказках - главное действующее лицо ". Цель: научить учащихся понимать, что музыка может быть "главным действующим лицом в баснях"...

10 класс. Урок-дискуссия.Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Методическая разработка урока.

Это заключительный урок-дискусия в системе уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". он предполагает :Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оцен...

Музыка - главный герой басни.

Это урок 2 четверти 5 класса по программе Д.Б.Кабалевского.Тема четверти:"Что стало бы с литературой, если бы не было музыки ?" Тема урока: "Музыка - главный герой басни." На уроке говорится...

Презентация к уроку в 5 классе "Музыка - главный герой басни".

Презентация к уроку в 5 классе "Музыка - главный герой басни"....

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни"

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни". Фотограabb с урока в приложении....

Урок-дебаты "Полемика о главном герое романа «Отцы и дети»: оригинал или пародия?"

В романе «Отцы и дети» Тургенев одним из первых в русской литературе создал образ героя своего времени – разночинца, демократа с новым типом мышления  и воспроизвел ситуацию, сложившуюся в общест...

Урок "Музыка - главный герой басни", 5 класс

Методическая разработка представлена в форме технологической карты урока « Музыка - главный герой басни» в рамках реализации ФГОС. Контингент учащихся – 5 класс. Урок является восьмым в теме «Музыка и...