Музыка - главный герой басни.
проект по музыке (5 класс) по теме

Лаптева Ольга Андреевна

Это урок 2 четверти 5 класса по программе Д.Б.Кабалевского.Тема четверти:"Что стало бы с литературой, если бы не было музыки ?" Тема урока: "Музыка - главный герой басни." На уроке говорится о том, что музыка часто звучит не только в сказках, стихах, но и в баснях.Учащиеся знакомятся со струнными смычковыми инструментами и их звучанием. Рассматриваются  басни И. А. Крылова, в ко­торых главным действующим лицом является музыка. Более подробно разбирается  самая музыкальная басня И.А.Крылова "Квартет".Учащиеся знакомятся с музыкальным понятием «квартет», с видами квартета: инструмен­тальным и вокальным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_5a.doc101 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Этап, время

Содержание этапа

Обоснование

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организация начала урока

1 мин

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, фиксирует отсутствующих, организует внимание школьников.

Учащиеся приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку, дежурный докладывает об отсутствующих на уроке.

Подготовка учащихся к работе на занятии, включение учащихся в учебную деятельность, настрой на психологическую готовность к общению.

  1. Исполнение песни

5 мин

Учитель предлагает учащимся исполнить норвежскую народную песню «Волшебный смычок».

Учитель предлагает распеться на трезвучии в тональности песни.

Повторим I партию.

Повторим II партию.

Соединяем двухголосие.

Учитель просит отобразить характер и настроение песни.

Учащиеся показывают готовность к исполнению.


Учащиеся распеваются.


Первая партия поют.

Вторая партия поют.

Учащиеся исполняют.

Учащиеся поют в характере.

Показ вокально-хоровой работы. (трудность двухголосного исполнения).

Показ интеллектуального развития учащихся.

  1. Подготовка учащихся к активному, сознательному усвоению знаний (мотивационный этап)

5 мин

Учитель сообщает тему урока, формулирует цели урока вместе с учащимися.

Тема урока: «Музыка – главный герой басни».


1. Показать, что музыка часто звучит не только в сказках, стихах, но и в баснях.

Учащиеся слушают учителя, записывают в тетрадях тему урока, вместе с учителем формулируют цели урока, осознают поставленные цели.

Обеспечение мотивации, формирование заинтересованного отношения учащихся к музыке и литературе, активация внимания и памяти школьников.


1

2

3

4

Беседа

2 мин

2. Познакомить учащихся со струнными смычковыми инструментами; послушать их звучание.

  1. Рассмотреть басни И. А. Крылова, в которых главным действующим лицом является музыка.


План урока:

  1. Исполнение норвежской песни «Волшебный смычок».
  2. Изучение нового материала.
  1. Ознакомление с семейством струнных смычковых инструментов.
  2. Басни о музыке и музыкантах.
  3. Басня И. А. Крылова «Квартет».
  4. Слушание «Ноктюрна» из Квартета

№ 2 А. П. Бородина.

  1. Обобщение знаний.


Учитель обращает внимание на эпиграф, который написан на доске «Поэзия - послушная дочь музыки».

В. А. Моцарт


Учитель задает вопрос по содержанию высказывания В. А. Моцарта


























Учащиеся отвечают, что поэзия обогащает музыку, а музыка обогащает литературу. Эти два вида искусства неразрывно связаны друг с другом.

























Проверка понимания  эпиграфа.


1

2

3

4












Беседа

5 мин.

Учитель просит сформулировать тему четверти.


Учитель предлагает ребятам ответить на вопрос темы четверти.


- И что стало бы с литературой, если бы не было музыки?




Учитель знакомит учащихся со струнными смычковыми инструментами, с их звучанием.

Обращает внимание на внешнее сходство и различия этих инструментов, высоту звучания каждого инструмента: скрипки, альта, виолончели и контрабаса.


Учитель подводит учащихся к теме урока и просит назвать фамилию великого русского баснописца. Знакомит с портретом И. А. Крылова.

Учащиеся формулируют «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».




Учащиеся отвечают, что стихи остались бы стихами и не превратились бы в песни. Исчезли бы сказки, басни, в которых «звучит» музыка.


Учащиеся внимательно слушают, рассматривают изображения инструментов этой группы на отдельных листах (см. приложение 1)





Учащиеся называют фамилию великого русского баснописца – И. А. Крылов.

Проверка понимания темы урока и темы четверти.









Ознакомление с музыкальными инструментами, с их звучанием. Привлечение интереса к музыкальному искусству.



Проверка знаний учащихся.

  1. Проверка выполнения домашнего задания

5 мин.

Учитель предлагает вспомнить и назвать басни И. А. Крылова, в которых музыка является действующим лицом.

Группа учащихся из трех человек знакомят одноклассников с басней «Кукушка и Петух» (ролевое чтение).

Два учащихся читают выразительно следующие басни: «Скворец», «Осел и Соловей».

Установление правильности и осознанности выбора басен И. А. Крылова. О музыке всеми учащимися класса.

1

2

3

4

  1. Подготовка к усвоению нового материала, усвоение новых знаний.

2 мин

Учитель предлагает более подробно остановиться на самой музыкальной басне И. А. Крылова «Квартет».

Но прежде знакомит учащихся с понятием «квартет», с видами квартета: инструментальным и вокальным.




Учащиеся записывают в музыкальном словаре определение понятия «квартет».

Нацеливание на восприятие басни.


Пополнение музыкального словаря для запоминания.

  1. Новый материал

13 мин




Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

Учитель выразительно читает басню «Квартет» И. А. Крылова с музыкальным иллюстрированием фрагментов квартетного исполнения главных героев басни.


Учитель задает вопросы по тексту.

  1. Что можно узнать о квартете из басни?
  2. Как должны сидеть музыканты?

Учитель знакомит учащихся с таблицей рассадки музыкантов в симфоническом оркестре (см. приложение 2).


  1. Достаточно ли этих знаний, что бы играть в квартете?



  1. Получился квартет?


  1. Может ли такая музыка творить чудеса?


Учащиеся внимательно слушают, работая с текстом басни.

Учащиеся называют главных героев и инструменты, на которых они играли.





Учащиеся отвечают, что в определенном порядке.




Учащиеся отвечают, что только знаний не достаточно, нужны еще и умения игры на музыкальных инструментах.


Нет.


Учащиеся отвечают, что только исполненная настоящими музыкантами музыка может творить чудеса, стать волшебной, помогать людям..


Нацеливание на восприятия двух видов искусства литературы и музыки.


Проверка понимания текста басни.

1

2

3

4









Физкультминутка (Гимнастика для глаз).

2 мин.

  1. Могли ли герои басни стать настоящими музыкальными?







Учитель предлагает учащимся выполнить гимнастику для глаз под музыкальную композицию «Ландыши» из ароматерапии.



Учитель задает вопрос

  1. Как вы думаете, Иван Андреевич Крылов имел какое-нибудь отношение к музыке?


Учитель рассказывает учащимся о том, что И. А. Крылов (1769-1844),  был хорошим музыкантом и больше всего любил играть в квартете.

Брал на себя партию альта и оказывался ведущим в том составе. К его чутким и верным замечаниям нельзя было не прислушаться, его тонкому слуху нельзя было не поверить.


Учитель знакомит учащихся с жизненным путем А. п. Бородина (1833 - 1887), рассказывает о том, что музыка не была его

Учащиеся размышляют по этому вопросу и утверждают, что нет. Так как Мартышка – непоседлива, чтобы научиться музыке, нужно много трудиться; Осел и Козел – тоже неудачные музыканты; Мишка – можно ли играть лапами, да еще косолапыми.


Один учащийся показывает упражнения, все за ним повторяют.





Учащиеся отвечают утвердительно.




Учащиеся слушают.









Укрепление мышц глаз и усиление зрения.




Развитие мыслительных операций, умения анализировать.

Расширение кругозора учащихся.

1

2

3

4























Слушание








основной  профессией. Выдающаяся личность прославила и русскую музыку, и русскую науку. Он был талантливым ученым – химиком и выдающимся русским композитором. Химия и музыка нераздельно господствовали в его душе. Был неутомимым тружеником, а когда покидал химическую лабораторию, то превращался в музыканта. И звучали стройные и чудесные звуки его волшебной музыки.


Учитель предлагает воспользоваться карточками, ознакомиться с их содержанием.


Далее учитель предлагает послушать III часть Квартета № 2 А. П. Бородина.

Перед слушанием учитель задает учащимся вопрос:

  1. О чем рассказывает слушателям музыка?





После слушания учитель повторяет вопрос, поставленный перед слушанием.













Учащиеся знакомятся с карточками (см. приложение 3).






Учащиеся слушают «Ноктюрн» из Квартета № 2 А. П. Бородина





Учащиеся отвечают, что музыка рисует образ ночи, образ природы.


























Формирование эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение.

1

2

3

4

Повторное слушание с комментарием.

Учитель предлагает учащимся еще раз прослушать этот же фрагмент. Во время звучания музыки, учитель комментирует (текст комментария см. в приложении 4).

Перед повторным слушанием учитель предлагает ответить на вопрос:


  1. Какие инструменты поют главную мелодию?








Учащиеся повторно слушают фрагмент III части квартета № 2 с комментарием учителя.

Определяют, какие инструменты играют главную мелодию.

Озвучивают свои ответы.








Применение полученных знаний на практике.

Обобщение прослушанного.

  1. Подведение итогов урока

3 мин.

Учитель подводит итоги урока:

Итак, сегодня на уроке мы исполнили песню «Волшебный смычок», познакомились с семейством струнных смычковых инструментов, познакомились с баснями.


Учитель просит назвать басни о музыке.




Учитель спрашивает «Появились ли бы басни о музыке и музыкантах, если бы не было музыки?»


Послушали «Ноктюрн» из Квартета № 2 А. П. Бородина.


Учащиеся внимательно выслушивают учителя, совместно подводят итоги урока.




Учащиеся называют басни о музыке И. А. Крылова «Кукушка и Петух», «Скворец», «Осел и Соловей», «Квартет».


Учащиеся отвечают,  что таких басен бы не было.

Развитие навыков осмысленного восприятия материала, создание  мотивации достижения успехов,  воспитание доброжелательного отношения к учителю.

1

2

3

4

Учитель оценивает работу учащихся на уроке, сообщает оценки ученикам.

Учитель подтверждает оценку в дневнике своей подписью.

Учащиеся выставляют оценки в дневник самостоятельно.

  1. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

2 мин.

Учитель обращает внимание учащихся на выставку книг И. А. Крылова, различных изданий басен.


Предлагает дома еще раз открыть сборники басен, перечитывать басни о музыке  или о музыкантах, выполнить рисунок.


Учитель просит открыть дневники и записать задание на дом.



Учитель благодарит учащихся за хорошую работу на уроке.

Учащиеся внимательно рассматривают книги И. А. Крылова, иллюстрированный материал к басням.






Учащиеся открывают дневники, записывают домашнее задание на следующий урок.


Учащиеся благодарят учителя за проведенный урок.

Объяснение домашнего задания и способа его выполнения (рисунок). Создание мотивации к выражению своего эмоционального отношения к произведениям литературы в рисунке. Воспитание трудолюбия, ответственности.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка главный герой сказки (урок музыки)

Музыка лекарство для души...

Урок музыки в 5 классе "Музыка - главный герой басни"

Урок музыки в 5 классе "Музыка - главный герой басни".Знакомство с понятием "квартет", композитором А.Бородиным....

Презентация к уроку в 5 классе "Музыка - главный герой басни".

Презентация к уроку в 5 классе "Музыка - главный герой басни"....

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни"

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни". Фотограabb с урока в приложении....

Разработка урока "Музыка- главный герой сказки"

Подробная разработка урока музыки в 5 классе...

Открытый урок по теме "Музыка - главный герой рассказа"

Разработка открытого урока в 5 классе по теме "Музыка - главный герой рассказа", был разработан мною и проведён 18.11.2015  в рамках районного конкурса "Учитель года 2016"...

Урок "Музыка - главный герой басни", 5 класс

Методическая разработка представлена в форме технологической карты урока « Музыка - главный герой басни» в рамках реализации ФГОС. Контингент учащихся – 5 класс. Урок является восьмым в теме «Музыка и...