Конспект урока по музыке в 5 классе "Музыка - главный герой сказки"
методическая разработка по музыке (5 класс)

Лабанова Марина Евгеньевна

Методическая разработка урока по музыке в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_-_glavnyy_geroy_skazki.doc93.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_urok_v_5_kl.ppt1 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыке в 5 классе

на тему «Музыка - главный герой сказки»

                                                              Составитель: Лабанова Марина Евгеньевна,

                                                     учитель музыки МБО СШ с. Талица им. С.А. Бутова

                                                     высшей квалификационной категории

Елец, 2024 год

Цель урока: создать условия для развития образного мышления, творческого восприятия обучающихся, для того, чтобы определить роль музыки в литературе.

Задачи:

- познакомить со сказкой «Музыкант-чародей», песней «Приходи, сказка»;

- развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, творческое мышление (воображение, фантазию), а также чувство ритма, слуха;

- развивать музыкально-творческие способности и интерес к исполнительной       деятельности.

- формировать умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с  поставленной задачей;

- воспитывать интерес к процессу творчества;

- воспитывать сплочённость и взаимопонимание посредством коллективно-творческой деятельности, чуткое отношение к миру музыки.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся характеризовать музыкальный образ  героев; понимать термин «унисон»; узнавать музыкальные отрывки по жанру и динамике; закрепят знания о роли музыки в литературе; художественно исполнять песни.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска; ударные и шумовые инструменты.

Виды деятельности:

- беседа;

- слушание музыки;

- игровые моменты;

- пение;

- игра на музыкальных инструментах.

Методы обучения:

- обобщение;

- наглядно – слуховой;

- игровой;

- повторения;

- проблемно – поисковый (как основной на уроке).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Чтение стихотворения под музыку.

          Веду я вас в свой мир волшебный и прекрасный,

Где вы услышите сейчас моих мелодий звук прекрасный.

В них радость, счастье, смех,

Звучат они кругом для всех.

Большой мир музыки богат.

В него проникнуть каждый рад.

Ребята, а вы любите петь?

Тогда я вам загадаю загадку, ответ которой имеет непосредственное отношение к нашей встрече.

             Она льется в тишине, разливаясь в вышине.

Сон и отдых позабыты.

Что же пишет композитор? (музыка)

Правильно, наш урок связан с музыкой и песней.

А теперь давайте поприветствуем друг друга музыкальной распевкой «Доброе утро, здравствуйте!»  (звучит музыка) (1.Заглянуло солнышко…

                                                           2. Пусть погода хмурится…)

               слайд 1

  1. Повторение пройденного материала.

Уч.:  Ребята, на прошлых уроках мыс вами говорили о вокальной музыке и о том, какое значение имеет в ней литература. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Давайте для начала вспомним вокальные жанры. Назовите мне их. (Ответы уч – ся).

Уч.: Верно. Давайте посмотрим на слайд 2: (песня, романс, частушка, опера).

Итак, эти жанры можно петь. А какие литературные жанры вам знакомы? (Ответы уч – ся).

Уч.: Давайте проверим, слайд 3: (роман, повесть, рассказ, сказка, поэма, стихи, басня).

Уч.: А как вы думаете, ребята, какой из этих литературных жанров есть и в песнях, и в операх, и в романсах, и в частушках? (Ответы уч – ся).

Уч.: Верно!. Это стихи. А почему именно стихи? Что в них особенного? (Ответы уч – ся).

Уч.: Рифма необходима в вокальной музыке, песнях, чтобы легко исполнять и запоминать слова. Так какой же мы можем сделать вывод? Нужна ли литература музыке? (Ответ уч – ся).

Уч.: А вот представьте на минуту, если бы на свете не было музыки, что стало бы с литературой? Сегодня на уроке мы на этот вопрос и постараемся ответить.

  1. Изучение нового материала.

Уч.: Какие литературные жанры вам ближе и интереснее всего? слайд 3.

 Где так много разных персонажей, интересные сюжеты и захватывающие истории и приключения? (Ответ уч – ся)

 Уч.: У сказок и мультфильмов много общего. Давайте из любимых мультиков  

уберем песни и музыку, и посмотрим, что получится. слайд 4.

ВИДЕО «Песня Разбойников (из м/ф «Бременские музыканты»)-

     Уч.( читает стихами): Говорят, мы бяки – буки… 

                                                        Как выносит нас земля?

                                                        Дайте, что ли, карты в руки

                                                        Погадать на короля.…

                                                        Ой-ля-ля, Ой-ля-ля,

                                                        Погадать на короля,

                                                        Ой-ля-ля, Ой-ля-ля,

                                                        Ех-ха!

                    слайд 4.

Уч.: Что – то изменилось в вашем восприятии? Смотреть было интереснее с музыкой и словами или нет? Почему? (Ответы уч – ся).

Уч.: А может ли обойтись без музыки сказка? Сейчас мы это проверим. О силе музыки и ее чудесных превращениях рассказывается во многих сказках. И одну из них, сказку «Музыкант – чародей» я вам сейчас расскажу, но с вашей помощью. Давайте создадим сказочный колорит с помощью музыкальных инструментов (ученики получают инструменты: ложки, трещотку, бубен, коробочку, свистульки, дудку, колокольчик).

Уч.: (читает сказку): «Жил- был на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет.  Пасет бывало коров на лужайке, сделает себе дудочку и как заиграет…  (ученик играет на дудке ) Так коровы перестанут жевать травку- навострят уши и слушают. Птички в лесу поют (ученики играют на свистульках), а услышав музыканта притихнут, даже лягушки по болотам не квакают, ручеёк журчит нежнее (ученик играет на колокольчике). Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше - в чистое синее небо, к ясным звездам. И хочется сидеть вот так всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело – все веселились.  Играл печально – на всех тоска  нападала.  Вот такой был музыкант – чародей, что захочет, то с сердцем и сделает! Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и начал на ней играть (дети изображают игру на скрипке) и пошел ходить по свету. Простые, добрые люди любили его и его музыку. А были и злые, те кто завидовал таланту музыканта. И решили злые люди погубить нашего музыканта – чародея.  Сговорились, заманили в лес (дети изображают игру на скрипке) и натравили 20 голодных волков. Загородили волки музыканту дорогу, зубами щелкают, рычат (дети изображают волков, играя на ложках, коробочке, бубне). А у музыканта в руках, кроме скрипочки ничего нет. «Эх, погибать так с
музыкой» - подумал музыкант, достал скрипку, прислонился к дереву и провел смычком по струнам
(ученики как бы играют на скрипке)  Как живая заговорила скрипочка…. (звучит «Ноктюрн» ми-бемоль мажор Ф. Шуберт).  

Замерли  кусты и деревья, а волки как стояли разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и о голоде своем забыли. Перестал музыкант играть, а волки, как сонные  в лес потянулись. Вот какой был Музыкант- чародей.

Уч.: Понравилась вам сказка? Назовите героев сказки? (Ответы уч – ся) А еще? Почему волки отступили от музыканта? Итак, кто же главный герой сказки?

(Ответы уч – ся) 

Уч.: Музыка - является главным героем этой сказки.  
Уч.: Ребята, кто из вас уже догадался, как же называется тема нашего урока?
(Ответ уч – ся: « Музыка- главный герой сказки»). слайд 5

Уч.: Давайте название темы запишем в тетради.

Уч.: Музыка – главный герой сказки. Посмотрите на доску, вы увидите несколько слов - это слова - подсказки, по ним вы должны угадать одно слово, которое я загадала.

На доске предложения: слайд 6.

1. Музыкант – песня – композитор - музыкальный инструмент = ?   (музыка).

Уч.: Что связывает эти слова? Какое слово я загадала? 

Ответ уч – ся:(музыка) слайд 7

               Уч.: Что связывает эти слова? Какое слово ? слайд  8 

2. Стихи – поэт – песня - книга = ?  (литература).

Ответ уч – ся:(литература)  слайд  9

Уч.: Найдите в этих загадках общее слово. (Ответы уч – ся: песня).

Уч.: Это песня, правильно. А почему это слово встречается и там и там? (Ответы уч – ся: потому, что песня не сможет существовать ни без музыки, ни без литературы).

Уч.: А сейчас прозвучит песня, а вы скажите, имеет ли она отношение к теме нашего урока?

ВИДЕО – ПЕСНЯ «Приходи, сказка»

Звучит песня «Приходи, сказка»  ( Сл. Ю. Кима,муз. В.Дашкевича).

Уч.: Понравилась вам эта песенка? Подходит ли она к теме нашего урока?

Эта песня из кинофильма «Там, на неведомых дорожках» и еще она звучала в телепередаче «В гостях у сказки».

Давайте мы ее все вместе исполним. Но сначала давайте споем распевку.

  1. Вокально – ритмическая деятельность.
    - распевка (пропевание постепенного звукоряда из пяти звуков вверх и по звукам трезвучия вниз).

              Но чтобы нам красиво и чисто спеть, давайте вспомним правила охраны голоса:

  • Нельзя при пении кричать.
  • Петь надо лёгким звуком, без напряжения.
  • При пении следует активно брать дыхание и тщательно проговаривать слова.

                 Исполнение песни «Приходи, сказка» под плюсовку.

                Уч.: Поем песню под фонограмму минус.

Уч.:  Какой был характер песни? Как мы пели?

              (Ответы уч – ся: светло, полетно, ласково, легко, радостно).

               Мы с вами пели сейчас в один голос, старались, чтобы наши голоса слились.

               Такое пение называется: пение в унисон.

               Унисон – это слитное звучание двух или нескольких звуков, совпадающих по                  

                 высоте.

                 Унисоном является хоровое исполнение одноголосной песни.

             Уч.: А хорошо ли вы знаете героев сказок и мультфильмов. Давайте это выясним.

             Задание на сообразительность «Угадай героя»  слайд 10  

  V.   Рефлексия.

           слайд  11

Уч.: О чем мы говорили сегодня на уроке? (Ответы уч – ся).

 С какой сказкой познакомились? (Ответы уч – ся).

 Кто в нашей сказке был главным героем? Почему? (Ответы уч – ся).

Появилась бы сказка «Музыкант - чародей» если бы не было музыки? Почему? (Ответы уч – ся).

Последний, но самый важный вопрос: может ли литература обойтись без музыки?(Ответы уч – ся: Нет, без музыки многие стихи не стали бы песнями; без музыкальных слов, многие стихи небыли бы такими красивыми; не появились бы многие музыкальные жанры, а также литературные произведения и сказки, где главным героем является музыка!)

Уч.: Итак, можно сделать следующий вывод: (читаем на доске)  слайд 12

 Вы все сегодня молодцы!

(Звучит музыка)

И в заключение урока, мне очень хочется пожелать, чтобы вы научились жить в мире прекрасного, чтобы слушая музыку, вы испытывали радость и волнение, ведь именно музыка делает вас духовно богаче и современнее…

Ведь «Музыка- это Разум, воплощённый в прекрасных звуках. Она не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее и добрее».

  1. Итог урока. Оценки.    
  2. Домашнее задание: сочинить сказку о музыке, её силе, музыкантах, инструментах или выполнить рисунок любимого героя сказки.

              Уч.: Спасибо вам. Урок окочен.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

песня, романс, частушка, опера

Слайд 3

роман, повесть, сказка, рассказ, стихи, басня

Слайд 4

?

Слайд 5

Музыка – главный герой сказки Тема урока:

Слайд 6

композитор-рояль-песня-музыкант=?

Слайд 7

музыка

Слайд 8

стихи-книга-песня-поэт=?

Слайд 9

литература

Слайд 10

1 2 3 4 5 6 7 8 8 10

Слайд 11

ВЫВОД :

Слайд 12

ВЫВОД: без музыки многие стихи не стали бы песнями; не появились бы многие музыкальные жанры; не было бы литературных произведений и сказок, где главным героем является музыка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»

Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100»  авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...

Музыка главный герой сказки (урок музыки)

Музыка лекарство для души...

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией...

Разработка урока "Музыка- главный герой сказки"

Подробная разработка урока музыки в 5 классе...

План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."

Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....

Музыка - главный герой сказки

Презентация к уроку в пятом классе "Музыка - главный герой сказки" поможет школьникам дать ответ на один из главных вопросов года: "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки&qu...

Конспект урока по музыке «Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка»

Тема: «Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка»Тип: урок открытия нового знанияЦель: создание условий для воспитания интереса и уважения к своим истокам и к ...