Разработка урока "Музыка- главный герой сказки"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Сердюкова Светлана Николаевна

Подробная разработка урока музыки в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka-_glavnyy_geroy_skazki.docx23.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка- главный герой сказки

(  презентация, слайд №1 )

I.Вступительная беседа:

Учитель: Здравствуйте ребята.

Дети: Здравствуйте

Учитель: в 1 четверти вы узнали, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Вся музыка предназначенная для пения(народные и авторские песни, романсы, хоры)превратились бы в сплошной вокализ.

Какие бы жанры искусства исчезли???

Дети: опера, балет    (  презентация, слайд №2 )

Учитель: только ли музыке нужна литература? Нужна ли литературе музыка???

Несомненно, без стихов Есенина не появилось бы произведение Г.В.Свиридова (кантата «Поэма памяти Есенина»), но без музыки многие стихи не стали бы песнями. А ведь многие из них писались специально для того, чтобы стать песней. Народные стихи часто появлялись вместе с музыкой, так как по своей природе они носят музыкальный характер. Можете ли вы представить себе, что на каком- нибудь концерте выйдет артист на сцену и начнёт читать: «Во поле берёзка стояла, во поле кудрявая стояла. Люли, люли, стояла…» и т. д. Смешно, правда? А с музыкой эти стихи прекрасно звучат.

II Повторение пройденного материала:
Учитель: Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке 
(  презентация, слайд №3 )
Посмотрите на доску, вы увидите несколько слов - это слова-подсказки, по ним вы должны угадать одно слово, которое я загадала.

  1. Музыкант – песня – композитор - музыкальный инструмент = ? (музыка)
  2. стихи – поэт – песня - книга =? (литература)

Учитель:   найдите в этих загадках общее слово?
- конечно, слово песня повторяется, а почему?
Дети:   потому, что песня не сможет существовать ни без музыки, ни без литературы.
Учитель:   действительно, музыка и литература два разных вида искусства, которые прекрасно существуют вместе, дополняя, и обогащая друг друга.
А представьте на секунду, если бы на свете не было музыки?!....
Что стало бы с литературой?

III Объяснение новой темы:
( презентация, слайд №4 )
Учитель:   Перед вами отрывок из стихотворения С. Есенина, прочитайте и выделите музыкальные слова:

«Поет зима - аукает,
Мохнатый лес 
баюкает,
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою,
Плывут в стану далекую,
Седые облака.»                  
 ( презентация, слайд №5 )
Учитель:   Попробуйте заменить эти слова. Что же стало с этим стихотворением без музыкальных слов?
Дети:   Стихи теряют свою красоту.
Учитель:   Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить, сможет ли литература обойтись без музыки?! Кто мне скажет, о чём мы говорили на прошлых уроках?

Дети: рассказы, басни, в которых музыка была главным героем

Учитель: Можете ли вы назвать сказки, в которых музыка или музыканты являются главными героями?

Дети: «Бременские музыканты», «Рапунцель..»

Учитель: У кого из русских поэтов много сказок?

Дети: Пушкин А.С.

Учитель: У Великог русского поэта А.С.Пушкина первые строки поэмы «Руслан и Людмила» подчёркивают неразрывную связь песни и сказки, музыки и литературы.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо- песнь заводит,

Налево-сказку говорит…

                                                     ( презентация, слайд №6 )  
Вы любите сказки?

Музыка «звучит» во многих сказках, в них рассказывается о ее волшебной силе, о чудесах, которые она творит. Одна из лучших сказок белорусского народа,- называется   «Музыкант-чародей».

( презентация, слайд №7 )

« Жил-был на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет.  Пасет бывало волов на лужайке, сделает себе дудочку и как заиграет, так волы перестанут щипать травку- навострят уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают. Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше- в чистое синее небо, к ясным звездам. И хочется сидеть вот так всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело – все веселились.  Играл печально – на всех тоска  нападала.  Вот такой был музыкант – чародей, что захочет, то с сердцем и сделает.
( презентация, слайд №8 )
Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку  и пошел ходить по свету. Простые, добрые люди любили его и его музыку, поили, кормили его. А злые паны не любили, потому что, послушав музканта- чародея, перестали люди служить им, не хотели им подчиняться.И решили злые паны погубить музыканта – чародея.  Сговорились с чертями и черти наслали на него, когда он по лесу шёл, 20 голодных волков.
( презентация, слайд № 9 )
Загородили волки музыканту дорогу, зубами щелкают, глаза горячими углями горят.
А у музыканта в руках ничего нет, только скрипочка в котомке. Достал он из котомки скрипочку, чтобы ещё раз поиграть перед смертью,прислонился к дереву и провел смычком по струнам.  Как живая заговорила скрипочка…. (звучит «Адажио» Б. Марчелло )   Замерли  кусты и деревья.А волки как стояли разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и о голоде своем забыли.
( презентация, слайд №10 )
Перестал музыкант играть, а волки, как сонные  в лес потянулись. Вот какой был 
музыкант- чародей »

Учитель:- Понравилась вам сказка?
-как вы думаете о чём пела скрипочка в последний раз? 
-Почему музыка в сказке сделала чудо?
-Итак, кто же главный герой сказки?

Дети: Музыка- является главным героем этой сказки.   
Учитель: так и  называется тема нашего урока.
                                     ( презентация, слайд №11 )

А сейчас встали из-за парт и сделаем разминку
IV Разминка:
1-дыхательные упражнения; (насос)ДЫШИМ ЖИВОТИКОМ

3-упражнения на развитие мимических мышц и фантазии:
а) нахмурится как: - король;
-ребенок, у которого отняли игрушку.
б) улыбнуться как: - мать младенцу;
-кот на солнце;
-вежливый японец.

- распевка; МА-МЭ-МИ-МО-МУ

Учитель: А сейчас, я спою вам песню, а вы скажите, имеет ли она отношение к нашей теме урока?
( презентация, слайд №12 )

Звучит песня «Сказки гуляют по свету» музыка Е. Птичкина, слова М. Пляцковского.

V Вокально-хоровая работа:

Подготовим свои голосовые аппараты к пению. Сели прямо, приняли певческую позицию, начинаем распевание.
- разучивание I куплета;
( презентация, слайд №13 )
- прохлопываем ритм;.

VI Рефлексия:

  1. О чем мы говорили сегодня на уроке?
  2. С какой сказкой познакомились?
  3.  Кто в нашей сказке был главным героем?
  4.  Почему?
  5. Появилась бы сказка «Музыкант-чародей» если бы не было музыки?
  6.  Почему?
  7. Последний, но самый важный вопрос: может ли литература обойтись без музыки?

Дети: Нет, без музыки многие стихи не стали бы песнями; без музыкальных слов, многие стихи небыли бы такими красивыми; не появились бы многие музыкальные жанры, а также литературные произведения и сказки, где главным героем является музыка!
                                                 ( презентация, слайд №14 )

Музыка всегда с нами и тому свидетелем стихи.

Послушай: музыка вокруг

Она во всём – в самой природе

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

Ей служит ветер, плеск воды,

Раскаты грома, звон капели,

Птиц несмолкаемые трели

И сказки тоже рядом с ней…

VII Оценивание:
отмечаются и награждаются наиболее активные ученики.

VIII Домашнее задание:  
Учитель: Представьте что, вы художники-декораторы, и вам нужно дома нарисовать декорации к сказке «Музыкант-чародей».

( презентация, слайд №14 )

На этом наш урок закончен, до встречи! Вы сегодня отлично поработали, были активными, заинтересованными. Молодцы! (звучат аплодисменты в записи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс. Урок-дискуссия.Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Методическая разработка урока.

Это заключительный урок-дискусия в системе уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". он предполагает :Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оцен...

Презентация к уроку "Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Данная презеннтация подготовлена в качестве сопроождения к уроку по этой же теме....

Жанровое своеобразие стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Главный герой произведения . Его характеристика.

Тема. Жанровое своеобразие стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Главный герой произведения . Его характеристика.  Цели:1. Организовать работу учащихся с текстом с целью выяснения худож...

Главный герой повести "Тарас Бульба" - выразитель чувств и взглядов "трудного бренного времени" глядов

Данный урок - один из бинарных уроков, ппроводимых совместно с учителем истории...

Музыка - главный герой басни.

Это урок 2 четверти 5 класса по программе Д.Б.Кабалевского.Тема четверти:"Что стало бы с литературой, если бы не было музыки ?" Тема урока: "Музыка - главный герой басни." На уроке говорится...

Музыка главный герой сказки (урок музыки)

Музыка лекарство для души...

Музыка - главный герой сказки

Презентация к уроку в пятом классе "Музыка - главный герой сказки" поможет школьникам дать ответ на один из главных вопросов года: "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки&qu...