Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности
статья по музыке на тему

Чибирова Диана Людвиговна

Доклад на конференции с презентациее

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

№1 Здоровьесберегающие технологии на уроках

и во внеурочной        деятельности.

№2 «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В.А.Сухомлинский

№3        Обратите внимание насколько актуально высказывание Сухомлинского, как созвучно оно тем задачам, которые ставит перед нами  Национальная образовательная инициатива  «Наша Новая школа», утверждённая президентом России Д. Медведевым. Модернизация, инновационное развитие, способность творчески мыслить, готовность обучаться в течение  всей жизни, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Все это невозможно реализовать, не имея здоровья – как основы.

Не случайно 5-й пункт данной инициативы – это сохранение и укрепление здоровья школьников. Сегодня очень важно не сформировать гармонично развитую личность, как это было раньше, а найти, поддержать, развить способности ученика, помочь ему жить в мире и согласии с обществом, природой, культурой, цивилизацией. Жить в гармонии, с телом, душой и разумом!

 №4  Здоровье - первая и основная потребность человека, обеспечивающая гармоничное развитие личности и возможность ее самореализации. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье - это состояние физического, душевного социального благополучия, а не только отсутствие болезней физических дефектов». Поэтому в российской педагогике и психологии обычно говорят о трех видах здоровья: физическом, психологическом (душевном) и нравственном (социальном).

№5 Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

№6.  Психологическое  здоровье определяется состоянием головного мозга и психики человека. Оно характеризуется уровнем и качеством  мышления, развитием психических процессов (восприятия, внимания, памяти, речи и т.д.), степенью эмоциональной устойчивости и развитием волевых качеств.

№7.  Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами,   которые являются основой социальной жизни человека в обществе.  Его отличительными признаками является соответствие культурным нормам деятельности и поведения, нацеленность на созидание, саморазвитие и самосовершенствование, активная жизненная позиция в отстаивании идеалов добра, разума и справедливости

        №8.  Все три типа здоровья, при их очевидном различии, тесно связаны между собой. Например, плохое физическое самочувствие отрицательно влияет на психику человека, психическое состояние непосредственно отражается на поведении человека в обществе, нравственная  деградация личности может разрушить как физическое, так и психологическое здоровье.

        №9. Установлено, что 10-15% здоровья человека зависит от состояния медицинского обслуживания, 20-25% от окружающей среды, 15-20% - от наследственных факторов основную часть, 50-55%, определяет психологическое состояние человека и его отношения с окружающими [12].

 №10.  Хочется отметить высокую зависимость детей от учителей, ранимость и лабильность детской психики делают их особенно уязвимыми в плане нарушений психологического и нравственного здоровья под влияние неблагоприятного педагогического воздействия, несоответствия методов обучения возможностям детского организма.   При этом основными факторами, негативно влияющим на психологическое и эмоциональное состояние ребенка, являются:

  • стрессовая тактика авторитарной педагогики;
  • интенсификация учебного процесса, приводящая к перегрузке;
  • пассивное восприятие знаний;
  • отсутствие интереса к изучаемому материалу;
  • систематическая не успешность ребенка;
  • отсутствие возможности выбора им индивидуального темпа и уровня обучения;
  • «разрывы» в организации образовательного процесса, как по вертикали, так и по горизонтали;
  • несоответствие содержания, технологий и методик функциональным и возрастным особенностям учащихся.

№11.  Исследование данных вопросов, проведенное в Ассоциации «Школа 2000...» в 1993-2000 гг. на базе ЦО № 1679 г. Москвы (научный руководитель - д.п.н. В.Н. Просвиркин), а в 2000-2009 гг.  в 48 образовательных учреждениях, входящих в городскую экспериментальную площадку Департамента образования г. Москвы по теме: «Построение образовательного пространства обучения на основе системно -деятельностного подхода (Инновационный сетевой проект)» (научный руководитель - д.п.н. Л.Г. Петерсон), показало, что   дидактическая   система   деятельностного   метода   обучения  «Школа 2000...» позволяет системно устранять негативные факторы  в организации образовательного процесса, влияющие на психологическое и нравственное здоровье детей:

№12.•  принцип   деятельности   исключает   пассивное   восприятие знаний и обеспечивает включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность;

принципы непрерывности и целостности создают механизм
устранения  «разрывов» в организации учебного процесса,
 и приведения содержания образования в соответствие функциональным и возрастным  особенностям учащихся;

принцип минимакса является  саморегулирующимся механизмом разноуровневого  обучения, обеспечивающим для каждого ребенка адекватную нагрузку и возможность успешного прохождения индивидуальной образовательной траектории на уровне
своего собственного  максимума,
но не ниже социально безопасного минимума;

  • принцип психологической комфортности обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учителем и учениками, создание в коллективе класса атмосферы доброжелательности, взаимопомощи, товарищества;
  •  принцип вариативности обеспечивает возможность выбора учащимися индивидуального темпа и уровня обучения;

•    принцип творчества обеспечивает формирование у учащихся интереса к обучению, создание для каждого из них ситуации успеха.

№13.Примечание.        

На  основании проведенных исследований образовательная система  «Школа 2000...» имеет Заключение Государственной СЭС РФ  о соответствии разработанной программы обучения санитарно-эпидемиологическим  нормативам (№ 77.99.02.953.Т.000670.07.01от  30.07.01).

№14 Все поставленные перед нами проблемы необходимо решать, комплексно, используя новейшие достижения в данном направлении и не забывая, а преумножая опыт предыдущих поколений направленный на здоровьесбережение учащихся, как на занятиях, так и во внеурочной деятельности.

№15         Уверена, на реализацию данных задач направлена и программа   «Е.Д.Критской и Г.П. Сергеевой  Шмагиной по музыке. Работая по этой программе, руководствуюсь  основными дидактическими принципами, я имею возможность обеспечить развивающую функцию образования, но, а то, что предмет – Музыка, один из ведущих в здоровьесберегающей образовательной  цепочки доказывать не надо никому. Просто хочется напомнить.

№16 В век растущего научно-технического прогресса нельзя обойтись без инноваций в образовательном процессе.

Красной нитью в программе отслеживаются современные образовательные технологии: (слайд)

  1. Личностно ориентированные технологии.
  2. Развивающее обучение.
  3. Технология проблемного обучения.
  4. Экспериментальное обучение и игровые технологии.
  5. Информационно-коммуникативные технологии.
  6. Здоровьесберегающие технологии.

№17  Невозможно переоценить значение цифровых образовательных ресурсов, так  как,  всем известно, что зрительные анализаторы человека обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Если глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, то ухо – только десятки тысяч.  НЕ  НАВРЕДИ, как и  врачи, мы не на минуту не  должны  забывать о  необходимости строго соблюдать требования  безопасности в работе с ИКТ: дозирование времени, соблюдение оптимальных значений микроклимата, чередование работы    с выполнением упражнений направленных на снятие утомляемости и профилактику близорукости.  

№18 С целью сохранения здоровья учащихся на уроках проводятся  физкультминутки – естественный элемент урока, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей, они помогают снять как статическое утомление мышц, так и умственное напряжение. Это гимнастика для глаз,  пальцев, ушей, точечный массаж.

№19  Попробуем вместе проследить за рыбкой. Это упражнение полезно, как для глаз, так и для дыхания.

Особое место в работе учителя музыки  занимает дыхательная гимнастика.

 №20  Я имела возможность пройти курсы по системе здоровьесберегающих технологий на основе метода БОС – биологически обратной связи. Дыхание по Сметанкину основа технологи БОС для оздоровления в образовании, а дружба сердца и дыхания главный секрет. Не буду подробно говорить о  важности правильного дыхания, о  его влияние на работу всех органов   человеческого организма,  а отмечу следующее.

№21 На занятиях музыки, хора мы систематически  отрабатываю правильное диафрагменное дыхание, без задержки, плавно и  ритмично. Короткий вдох и продолжительный выдох. Большое внимание уделяется правильной речи на выдохе, точной артикуляции, динамике, метро - ритму  и результаты не наставляют себя ждать. Не могу сказать, что правильное дыхание для меня  новость, нет – это то, чем я занимаюсь в силу своей профессии, но использование инновационной технологии  с применением аппарата дыхания ускорят процесс и доведут его до автоматизма. Когда я попыталась применить свои знания на коллегах, то для некоторых из них правильное  диафрагменное дыхание оказалось новинкой. И это еще один немаловажный аспект – подготовка кадров владеющих не теоретически, а практически  здоровьсберегающими  технологиями. Нам повезло. Аппарат дыхания приобретен, наш психолог выезжала на курсы подготовки в С.Питербург, а в школе  открыт полностью оснащенный кабинет здоровья.  Все это благодаря инициативе  директора прогимназии Калаевой Р.С., которая проводит огромную, систематическую работу в этом направлении на протяжении  многих лет и для нашего коллектива здоровьесбережение учащихся одно из приоритетных направлений деятельности.

№22 Арт – терапия. Арт – искусство, терапия –лечить. Это метод лечения посредством художественного творчества.  Именно он  систематически используется на уроках музыки, изобразительной деятельности, интегрированных уроках по всем предметам. Арт – терапия один из самых мягких и в тоже время глубоких методов в арсенале  педагогов, психологов и психотерапевтов.  Рисуя, слушая музыку,  танцуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, человек, как будто получает послание от самого себя, Метод арт – терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоционального состояния.

№23  Арт – терапевтические методы позволяют:

  • высвобождать потенциальные психические ресурсы;
  • изменять психоэмоциональное состояние ребенка;
  • формировать положительную мотивацию к художественным видам деятельности;
  • преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, развивать творческую инициативу;
  • расширять кругозор;
  • формировать нравственные и эстетические представления;
  • создавать ситуацию успеха для каждого ребенка;
  • создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия;

И все эти проблемы  маленького человека, заметьте индивидуальные, успешно решает Арт – терапия.  

24 На базе прогимназии «Эрудит», которая является экспериментальной площадкой по здоровьесдерегающим технологиям  проводились семинары, дискуссии, круглые столы  для педагогической общественности республики по использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Был дан системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья уч-ся, а также определялись дальнейшие пути и способы совершенствования работы в данном направлении.

№25 Наша школа – это школа радости, здоровья, спорта, доброты и  для реализации поставленных задач мы имеем все условия.

№26 Расшифровка

№27 Так как,  наша прогимназия – школа закрытого типа и дети пребывают в ней целый день, огромное внимание уделяется:

  • строгому соблюдению принципов рационального питания;
  • созданию санитарно – гигиенических условий;
  • сбалансированному сочетанию труда и отдыха (форма –экологический фактор)

   №28. На здоровьесбережение направлена вся внеучебная(инвариантная) деятельность прогимназии. Кружки, секции, студии по интересам,  ежемесячные концерты филармонии и театров - Саби, Русского, Музыкального. Выступления учащихся с театральными постановками, конкурсы, исследовательские проекты, выставки, шахматные турниры, викторины, соревнования - вся эта работа направлена на ребенка, на развитие его индивидуальных способностей. На то, чтобы школа на самом деле стала для него интересным, добрым и очень комфортным домом.

 №29.  Ответственная задача   по взоровьсбережению  учащихся  стоит и перед сотрудниками обслуживающими  медико – оздоровительный комплекс:

- бассейн;

- фито-бар;

- физтер-кабинет (профилактика и предупреждение заболеваний);

-массажный кабинет;

№30.Но главная наша гордость -  это летний         оздоровительный лагерь в поселке в.Фиагдон Куртатинского ущелья, который на протяжении10 лет принимает ребят, и оздоравливает их чудесным воздухом, отличным питанием, режимом, водными процедурами, спортивными мероприятиями, играми, развлечениями, походами по тропинкам истории своего народа .  

 №31.  Остановлюсь на преемственности. Как театр начинается с вешалки, так и у нас все начинается с детского сада. Именно там закладывается первое зерно бережного отношения к своему здоровью, именно там с особой скрупулезностью занимаются педагоги   решением поставленных  задач.  Они используют самые современные  здоровьесберегающие методы и технологии.

На музыкальных занятиях, начиная с трех летнего возраста стараюсь применять все свои знания и умения, на получение максимально -положительных результатов по улучшению физического, эмоционального и  психологического здоровья детей.

№32.  В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» вторым направлением в развитии общего образования является поддержка талантливых детей. Поэтому особое значение  мы уделяем выявлению и раскрытию юных дарований - это и солисты нашего хора,  художники и   артисты, танцоры, шахматисты и воспитанники секции каратэ.

№33  Дважды в республиканском доме искусств с успехом прошла выставка художественных работ наших учащихся, которой предшествовал республиканский семинар по  этой проблеме.

№34 Самыми  яркими общешкольными мероприятиями и проектами, которые принесли ребятам массу положительных эмоций,   были:

-торжественная встреча и награждение медалями в честь 65-летия Победы  ветеранов ВОВ и тружеников тыла.

№35. -выступление  солиста и вокальной группы на телевидение в программе посвященной 8-марта

- общешкольный выезд в  музыкальный театр оперы и балета  на просмотр оперы  «Али – Баба и 40 разбойников»

№36. Проводы Масленницы.

№37 - всероссийский музыкально – интеллектуальный конкурс «Эрудиты России»  

№38 -  I и II республиканский театральный конкурс «Родник талантов».

№39-42 Подтверждением такой деятельности являются  наши победы, да, не мои, а  наши  - моих учеников  и коллег, так как все мы делаем одно общее дело – стоим на страже здоровья, успеха и благополучия наших ребят, а  благодарность -  

№43 -45 - это отличные результаты медицинских показателей и  

№46 счастливые лица наших детей .

№47 Итак, организация здоровьесберегающей программы нового поколения невозможна:

  • без разработки конкретной модели;
  • без применения существующих методик и технологий
  • без активного использования авторских приемов
  • без упорядочения учебной нагрузки и активного отдыха;
  • без создания здорового микроклимата в коллективе педагогов и детей;
  • без введения специальных занятий по экологии, валеологии, ОБЖ, ритмике;
  • без всего организационно – методического и психологического обеспечения:

Тогда и только тогда происходит формирование нового мышления, правильных установок на сохранение здоровья.

№48 И опять возвращаясь к «Нашей новой школе» хочу процитировать, что именно «Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.

№49 Не будем забывать, что для современной России здоровье самых маленьких её граждан – стратегически важная задача.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время".

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ПРАКТИКЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

При выборе форм проведения урока рекомендовано отдавать предпочтение тем технологиям, которые позволяют дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс внутри одного класса, что позволяет помим...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время – залог оптимальных условий жизнедеятельности учащихся с ОВЗ.

О необходимости формирования здорового образа жизни на уроках и во внеурочное время учащихся с ОВЗ....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. По данным  Института возрастной физиологии РАО около 90% детей и...

Использование в гимназии здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности.

Как в гимназии используются здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности....

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время

Педагог действительно не может «дать» здоровья детям (т.к. есть врожденные заболевания, заболевания, приобретенные в раннем детстве), но он может научить детей быть здоровыми, сохранять свое здоровье ...