Рабочая программа. Музыка. О-8 классы
рабочая программа по музыке на тему

Пояснительная записка

 

Музыкальное воспитание в коррекционной школе является неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса и занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Благодаря  развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни.

Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л.С.Выгодского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, так как музыка является средством преодоления невротических расстройств, свойственным учащимся специальных учреждений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_muzyke_0-8kl.doc155 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Муниципальное казенное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение  для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа YIII вида №107»

Рассмотрена на педсовете                        Утверждаю:

Протокол №____                                    И.о. директора школы

«__»___________2015 г.                        ___________О.Н.Шабалина

 

                                  Рабочая программа

                                            Музыка

                                           О-8 классы

                     

Учитель: Колесова Галина Анатольевна

               Программа разработана на основании

     Типовой программы специальных (коррекционных)

             образовательных учреждений У111 вида

                  Москва, «Просвещение» 2013г.                                                                                                            

                                        Нижний Новгород

                                                   2014г

                           

                                Пояснительная записка

Музыкальное воспитание в коррекционной школе является неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса и занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Благодаря  развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни.

Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л.С.Выгодского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, так как музыка является средством преодоления невротических расстройств, свойственным учащимся специальных учреждений.

           В процессе занятий музыкой у учащихся активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность и устойчивость внимания. Учащиеся приучаются слушать музыку и вникать в ее содержание. Они овладевают навыками пения и накапливают определенный запас музыкальных представлений. На этой основе формируется любовь к музыке, чувство эстетического удовольствия от  ее прослушивания, вырабатываются элементы музыкального вкуса. Музыка поднимает настроение и повышает общий жизненный тонус.

Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой и развитие умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности: умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать средства музыкальной выразительности (ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности и исполнительские навыки)

Задачи программы:

Образовательные:

- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а так же в процессе собственной исполнительской деятельности;

- формировать музыкально-эстетический словарь;

- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

- совершенствовать певческие навыки;

- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

Воспитывающие:

- помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;

- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

- активизировать творческие способности.

      Коррекционно-развивающие:

       - корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

              Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.

Программа по пению и музыки состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.

          Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру с колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия – убеждение и внушение.

          После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.

                                                                   

       Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1 – 3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные произведения. Следует обратить внимание на источник звучания.

    Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1 – 3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течении учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.

      Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, опирающихся на абстрактно-логическое мышление.

 Музыкальный класс оборудован:

- музыкальными инструментами (синтезатор, баян, аккордеон, балалайки, гитары, виолончель, гармошка, шумовой оркестр);

- техническими средствами (музыкальный центр, видеоаппаратура, компьютер)

- музыкально-дидактические пособия ( компакт-диски, аудио-видео записи, нотная и методическая литература)

   Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям, являются: художественность, доступность и коррекционно-развивающая направленность. Обязательным условием является учет, как образовательного содержания, так и художественной формы музыкальных произведений. Учащимся наиболее близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир музыки для детей, воспитывающихся в коррекционной школе, достаточно специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочно-героические персонажи и ситуации, картины природы – наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке.

      На выбор репертуара для пения оказывают влияние определенные ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затрудненность воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т.д. В связи с этим репертуар для пения детьми младшего школьного возраста должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой  для произношений текст. Однако дети часто легче усваивают трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной мелодией.

                  Подготовительный класс (2 часа в неделю)

Пение.

               Обучение певческой установке: правильно сидеть или стоять при пении – с расправленными плечами, не напрягая корпуса и мышц шеи.

             Щадящий режим по отношению к детскому голосу. Доступность песенного материала: простые, ясные по смыслу слова, знакомые образы, события, явления; простой ритмический рисунок мелодии без больших скачков; доступный певческий диапазон( ми1-ля1); к4ороткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка.

     Формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания. Недопущение форсирования звука как во время пения так и в разговорной речи.

      Выработка округлого, красивого звучания гласных звуков при четкой артикуляции положения рта и губ.

       Развитие умения бесшумного, глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни.

       Пение коротких попевок на одном дыхании.

        Развитие умения мягкого, напевного, легкого пения.

        Развитие понимания дирижерских жестов: внимание, вдох, начало пения, окончание.

        Пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное, плавное в пределах  mezzo piano(умеренно тихо) и mezzo forto (умеренно громко).

    Укрепление средней части диапазона ( ми1-ля1) с постепенным его расширением.

Слушание музыки.

          Развитие эмоциональной отзывчивости на праздничную, маршевую, колыбельные песни.

          Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях. Развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых сочинений.

         Ознакомление с характером музыки: спокойная, веселая, грустная.

         Ознакомление с динамическими оттенками: громкая, тихая.

         Ознакомление с пением соло и хором.

         Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: фортепиано, барабан, скрипка.

Музыкальные произведения для слушания.

«Спят усталые игрушки» муз.А.Островского, сл._З.Петровой.

«Песенка Вини-Пуха» муз.М.Вайнберга, сл.Б.Заходера.

«Пластилиновая ворона». Муз.Г.Гладкова, сл.Э.Успенского.

«Песенка Львенка и Черепахи»муз. Г.Гладкова, сл.С.Козлова.

Марш. Из балета П.Чайковского «Щелкунчик».

А.Вивальди. Времена года. Аллегро из концерта 1 ми мажор,

                                         Le Primawera

М. Огинский. «Полонез».

«Песенка про кузнечика, муз.В.Шаинского, сл.Н.Носова.

«Улыбка» муз.В.Шаинского, сл.М.Пляцковского.

«Песенка Крокодила Гены»муз. В.Шаинского,сл.А.Тимофеевского

«Песня Чебурашки» муз. В.Шаинского, сл .Э.Успенского.

«Чунга-чанга» муз.В.Шаинского, сл.Ю.Энтина.из м\ф «Катерок».

«Голубой вагон» муз.В.Шаинского, сл.Э.Успенского.

 

                                            1 класс. (1 час в неделю)

Пение.

Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певч6еским дыханием.

Певческий диапазон (ре1-си1).

Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.

Развитие умения брать дыхание перед началом  музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживание дыхания на более длинных фразах.

Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно – песни напевного характера.

Продолжение работы над пением в унисон. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков.

Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников.

Развитие понимания содержания песен на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста.

Получение эстетического наслаждения от собственного пения.

Слушание музыки.

Развитие музыкальной отзывчивости  и реагирования на музыку различного характера.

Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению.

Развитие умения дифференцировать различные части песни 6 вступление, запев, припев, проигрыш, окончание.

Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения: марш, танец, песня – веселая, грустная, спокойная.

Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, гитара, труба.

Развитие умения передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений.

Игра на музыкальных инструментах.

Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен, треугольник)

            Музыкальные произведения для слушания 1 класс

И.Бах. Прелюдия до мажор. Из «Хорошо темперированного клавира», т.1.

К.Вебер. Хор охотников. Из оперы «Волшебный стрелок».

«Песенка о лете.»Из м\ф «Дед Мороз и лето»Муз.Е.Крылатова, сл.Ю.Энтина.

Д.Кабалевский. Клоуны.

М.Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка».

И.Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067.

А.Вивальди. Аллегро, Из концерта для скрипки с оркестром .Ля минор.

М.Глина. Полька.

П.Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро».

«Неприятность эту мы переживем» муз.Б.Савельева, сл.А.Хайта из м\ф

«Если добрый ты» муз.Б.Савельева, сл.А.Хайта из м\ф Кот Леопольд.

«На крутом бережку» муз.Б.Савельева, сл.А.Хайта из м\ф Кот Леопольд.

«Бескозырка белая» муз. В.Шаинского, сл.З.Александровой.

«Белые кораблики» Муз. В.Шаинског, сл.Л.Яхнина.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

-характер и содержание музыкальных произведений;

-петь с инструментальным сопровождением и без него;

-выразительно, достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;

-одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно и слаженно, прислушиваться друг к другу;

-правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов;

-правильно передавать мелодию песни в диапазоне (ре1-си1)

-различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне;

-различать песню, танец, марш;

-передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками, голосом…)

-определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные, спокойные).

                                              2 класс. ( 1 час в неделю)

Пение.

Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.

Исполнение песенного материала в диапазоне (до1-до2).

Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравнивания звучания на всем диапазоне.

Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально, четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла).

Совместное согласованное пение. Одновременное начало и окончание исполнения.

Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни.

Слушание музыки.

Развитие музыкальной отзывчивости  и реагирования на музыку различного характера.

Развитие различать звуки по высоте (высокие – низкие) и длительности (долгие – короткие).

Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в музыкальных произведениях.

Формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр.

Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: орган, арфа, флейта.

Игра на музыкальных инструментах.

Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен, треугольник), обучение игре на металлофон.

Музыкальные произведения для слушания 2 класс

К.Сен-Санс. Лебедь. Из сюиты «Карнавал животных».

Л.Боккерини. Менуэт.

Ф.Мендельсон. Свадебный марш. Из музыки к комедии В.Шекспира «Сон в летнюю ночь».

С.Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк».

П.Чайковский Марш деревянных солдатиков. Из  «Детского альбома».

«Добрый жук» А.Спадавеккиа – Е.Шварц. из к\ф «Золушка».

Рамиресс. Жаворонок.

С.Рахманинов. Итальянская полька.

«Кашалотик» муз.Р Паулса, сл.И.Резника.

«Настоящий друг» муз.Б.Савельева, сл.М.Пляцковского.

«Колыбельная Медведицы» муз.Е.Крылатова, сл.Ю.Яковлева.

«Будьте добры» муз.А.Флярковского, сл.А.Санина.

«Волшебный цветок» муз.Ю.Чичкова, сл.М.Пляцковского, из м\ф «Шелковая кисточка».

«Когда мои друзья сол мной» муз.В.Шаинского, сл.М.Пляцковского,

из к\ф «По секрету всему свету».

«Песенка Деда Мороза» муз.Е.Крылатова, сл.Ю.Энтина.из м\ф «Дед Мороз и лето».

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

высокие и низкие, долгие и короткие звуки;

музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта);

характер и содержание музыкальных произведений;

музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр).

Учащиеся должны уметь:

исполнять без сопровождения простые, знакомые песни;

различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;

исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.

                                           3 класс. (1 час в неделю)

Пение.

Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.

Развитие умений быстрой, спокойной смене дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами.

Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания).

Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог.

Развитие умения контролировать слухом качество пения.

Развитие музыкального ритма, умение воспроизводить фразу или куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.

Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен.

Работа над чистотой интонирования и устойчивостью унисона. Пение выученных песен ритмичное и выразительное с сохранением строя и ансамбля.

Слушание музыки.

Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения.

Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении.

Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием:

(саксофон, виолончель, балалайка).

Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, металлофоне.

Обучение детей игре на ложках (и других доступных народных инструментах).

Музыкальные произведения для слушания 3 класс.

Ф.Шуберт. Аве Мария.

Дж.Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен».

Дж.Верди. Триумфальный марш. Из оперы «Аида».

В.Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады» к.525.

М.Теодоракис. Сиртаки.

П.Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик».

«Крылатые качели» муз.Е Крылатова, сл.Ю.Энтина

из т\ф»Приключения Электроника».

Ф.Шуберт Музыкальный момент. Соч.94, №3

«Чему учат в школе» Муз. В.Шаинского сл. М.Пляцковского.

«Наш край» муз. Д.Кабалевского, сл.А.Пришельца.

«Мир похож на цветной луг» муз.В.Шаинского, сл.М.Пляцковского, из м\ф»Однажды утром».

«Прекрасное далеко» муз.Е.Крылатова, сл.Ю.Энтина,

из т\ф «Гостья из будущего».

«Бу-ра-ти-но» муз. А.Рыбникова, сл.сл. Ю.Энтина,

из т\ф «Приключения Буратоно».

«Облака» муз.В.Шаинского, сл.С.Козлова.

«Кабы не было зимы» муз.Е.Крылатова, сл.Ю.Энтина.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

-музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная)

-музыкальные инструменты и их звучание

(саксофон, виолончель, балалайка)

Учащиеся должны уметь:

-выделять мелодию в песне и инструментальном произведении;

-сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре;

-распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;

-сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог;

-воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.

                             4 класс. ( 1 час в неделю)

Пение.

Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.

Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.

Работа над кантиленой.

Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки низкие, высокие, средние; восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.

Развитие умения показа рукой направления мелодии(сверху вниз или снизу вверх).

Развитие определять сильную долю на слух.
Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения.

Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте – громко, пиано – тихо).

Слушание музыки.

Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.

Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод).

Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, для отдыха, для релаксации).

Формирование и представление о составе и звучании оркестра народных музыкальных инструментов гармонь, балалайка, баян, трещотка, ложки, гусли, домра…)

Игра на музыкальных инструментах.

Закрепление навыков игры на уже знакомых музыкальных инструментах.

Элементарное обучение детей игре на фортепиано.

Музыкальные произведения для слушания. ( 4 класс).

«Русский вальс» В.Гроховский. Из сюиты «Танцы народов мира».

Н.Римский-Корсаков. Песня индийского гостя. Из оперы «Садко».

К.Брейбург-В.Леви.Смысл.Отпускаю тебя.Волны покоя.Не уходи, дарящий. Пробуждение. Сам попробуй. Из цикла «Млечный сад».

Ж.Оффербах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости».

Монте. Чардаш.

В.Моцарт. Турецкое танго.Из сюиты для фортепиано ля минор, 331

Э.Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов.

из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

П.Чайковский . Баба Яга. Из «Детского альбома»

М.Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».

Н.Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане»

«Ужасно интересно все то, что н». Муз В.Шаинского, сл.Г.Остера.

«Три белых коня» муз.Е.Крылатова, сл.Л.Дербенева.

«Песенка странного зверя» муз. В.Казенина, сл.Р.Лаубе

«В Подмосковье водятся лещи» муз.В.Шаинского, сл.Э.Успенского

«Наша школьная страна» муз.Ю.Чичкова, сл.К.Ибряева.

«Дважды два – четыре» муз.В.Шаинского, сл.М.Пляцковского.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

-современные детские песни для самостоятельного исполнения;

-значение динамических оттенков(форте–громко,пиано – тихо;

-народные музыкальные инструменты (гармонь, балалайка, баян, трещотка, ложки, гусли, домра…);

-особенности мелодического голосоведения(плавно, отрывисто, скачкообразно);

-особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание.

В коллективе занимаются дети младшей группы (1-2 класс) средняя группа (3-4 классы), старшая группа (5-8 классы). Набор детей в группы свободный, в каждой группе по 6-7 человек. Кроме того, проводятся индивидуальные занятия с солистами.

Учащиеся должны уметь:

-петь хором, выполняя требования художественного исполнения;

-ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;

-исполнять хорошо выученные песни самостоятельно, без сопровождения;

-различать разнообразные по характеру и звучанию марши и песни.

                            5 класс (1 ч)

Пение.

Использование песенного материала в диапазоне: си-ре2

Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости.

Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4 классом песенном материале, а также на материале вокально-хоровых упражнений во время распевания.

Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни.

Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки.

Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально.

Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера.

Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения.

 Работа над легким звуком и кантиленой.

Повторение песен, разученных в 4 классе.

Слушание музыки.

Особенности национального фольклора. Определение жанра, характера и особенностей песен. Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом.

Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться в ней.

Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и негативными переживаниями.

Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещетка, деревянные ложки, бас –балалайка и т.д.

Повторное прослушивание произведений из программы 4 класса.

Музыкальная грамота.

Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, звукоряд, пауза.

Формирование элементарных понятий:2\4, 3\4, 4\4.

Музыкальные произведения для слушания 5 класс.

        Л.Бетховен. «Сурок».

Л.Бетховен «К Элизе»

Р.Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин»

Э.Григ.«Утро».«Танец Анитры»

            Из музыки к драме Г.Ибсена«Пер Гюнт».

И.Штраус. «Полька», соч. №214.

Р.Шуман. «Грезы», соч.15, №7.

Е.Гаврилин «Тарантелла». Из балета «Анюта».

И.Дунаевский. Увертюра. Из к\ф «Дети капитана Гранта».

М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».

                 Вступление к опере «Хованщина».

«Под музыку Вивальди» С.Никитина, В.Берковский, П.Мариа.

А.Петров «Вальс» из к\ф «Берегись автомобиля».

«Дорога добра» муз. Минкова, сл. Ю.Энтина.

«Песенка для тебя» муз.А.Рыбникова, сл. Ю.Михайлова

                               Из т\ф «Про Красную шапочку»

Я.Френкель Вступление к к\ф «Новые приключения неуловимых»

Основные требования к знаниям и умения учащихся.

Учащиеся должны знать:

-наизусть 8-10 песен;

-примерное содержание прослушанных музыкальных произведений;

-размеры музыкальных произведений (2\4, 3\4, 4\4).

-музыкальные длительности, паузы (долгие, короткие);

-значение музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;

- народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещетка, деревянные ложки, бас –балалайка и т.д.

Учащиеся должны уметь:

-самостоятельно начинать пение после вступления;

- осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;

-контролировать слухом собственное исполнение и пение окружающих;

-применять полученные навыки выразительного пения при художественном исполнении музыкальных произведений (смысловые и логические ударения, паузы, темп, динамические оттенки);

-использовать в самостоятельной речи музыкальные термины, давать им элементарную характеристику, принимать активное участие в обсуждении  содержания прослушанного произведения;

-адекватно оценивать собственное исполнение и пение сверстников.

                                    6 класс (35 ч)

Пение.

Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Обработка четкого, ясного произношения текстов песен. Контроль за тем, чтобы широкие скачки в мелодии не нарушали вокальную мелодическую линию и ровность звуковедения.

Углубление навыков кантиленного пения; ровность, напевность звучания; протяжное и округлое пение гласных, спокойное, но в месте с тем, относительно быстрое произношение согласных; длительность фраз, исполняемых на одном дыхании.

В произведениях маршеобразного характера наряду с требованиями четкости, решительности, добиваться напевности и мягкости звучания.

В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы, включающей анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки.

Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содержания (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.)

Повторение песен, изученных в 5 классе.

Слушание музыки.

   Музыка и ИЗО. Картины природы в музыке и в живописи. Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные соотношения. Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство.

    Музыка, театр, киноискусство и анимация. Музыка, как эмоциональный подтекст происходящего на сцене и на экране, ее самостоятельное значение.

Роль музыки в раскрытии содержания спектакля, фильма , в изображении образа героев, в характеристике героев и событий.

    Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Выводы учащихся о музыкальных образах этих произведений.

Особенности творчества композиторов: В.Моцарта, Л.Бетховена, Э.Грига.

   Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью специально подобранного музыкального материала.

   Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. Знакомство с инструментами  симфонического оркестра: духовыми деревянными (гобой, кларнет, фагот),духовыми медными (Труба, тромбон, валторна), ударными (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнными инструментами.

Повторное прослушивание произведений из программы 5 класса.

Проведение музыкальных викторин «Угадай мелодию».

Музыкальная грамота.

Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, используемых композитором: лад(мажор, минор);

динамические оттенки (громко, тихо, умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая); регистр (высокий, средний, низкий).

Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор, дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист, артист, певец и т.д.

Музыкальные произведения для слушания 6 класс.

Л.Бетховен. Соната №14, оп.27,№2.

В.Моцарт, сл.Овербек «Весенняя песня»

Х.Глюк «Мелодия». Из оперы «Орфей и Эвредика».

Э.Григ. «Песня Сольвейг» Из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».

Д.Россини.»Увертюра». Из оперы «Вельгельм Телль».

Е.Дога. «Вальс». Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

С.Прокофьев. «Танец рыцарей». Из балета «Ромео и Джульетта».

Сага. «Я тебя никогда не забуду». Из рок-оперы «Юнона и Авось».

                                                  – муз.А.Рыбникова, сл.А.Вознесенского.

Т.Хренников.«Колыбельная Светланы».Из кинофильма  «Гусарская баллада»

«Первый дождь».Из кинофильма «Розыгрыш» - муз.А.Флярковского, сл.А.Дидурова.

«Последняя поэма». Из кинофильма «Вам и не снилось»- муз. А.Рыбникова сл.Р.Тагора, русский текст А.Адалис.

Основные требования к знаниям и умения учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 8-10 песен и самостоятельно исполнять их;
  • примерное содержание прослушанных музыкальных произведений;
  • основные музыкальные профессии, специальности;
  • инструменты симфонического оркестра и их звучание: духовые деревянные (кларнет, гобой, фагот), духовые медные (труба, тромбон, валторна), ударные (литавры, треугольник, тарелки,бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные инструменты;
  • жанровые особенности программной музыки;
  • правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности.

Учащиеся должны уметь:

*осознанно, выразительно исполнять песни с испорльзованием интонационно-смысловых ударений, пауз, темпа, ритма, динамических оттенков;

*самостоятельно выделять незнакомые слова в текстах песен и выяснять их значение;

*выделять мелодию, тему, формулировать основную идею слушаемого произведения;

*пересказывать примерное содержание прослушанных произведений, определять мотивы поступков героев, последствия их действий, выражать собственное отношение к событиям и явлениям.

7 класс(35ч)

Пение.

Исполнение песенного материала в диапазоне си-ми2, однако крайние звуки используются довольно редко.

Продолжение работы над формированием певческого звучания в условиях мутации. Щадящий голосовой режим. Предоставление удобного диапазона для исполнения.

 Контроль учителя за индивидуальными изменениями голоса каждого ученика (особенно мальчиков).

Развитие умения одновременно исполнять песни одновременно с фонограммой, инструментальной и вокальной.

Вокально-хоровые упражнения, попевки, прибаутки.

Повторение песен разученных в 6 классе.

Слушание музыки.

Классическая и эстрадная музыка их взаимосвязь. Лучшие образцы эстрадной музыки в исполнении популярных коллективов; произведения современных композиторов, лирические песни, танцевальные мелодии.

Исполнение народных песен, мелодий из классических сочинений в произведениях эстрадной музыки.

Вокальная музыка, основывающаяся на синтезе музыки и слова.

Программная музыка – инструментальная, оркестровая, имеющая в основе литературный сюжет. Общее и специфическое в литературной и музыкальной драматургии, в оперном искусстве.

Особенности творчества композиторов: М.Глинка, П.Чайковский, Н.Римский-Корсаков.

Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада.

Формирование представлений о составе и звучании групп современных музыкальных инструментов. Знакомство с современными электронными музыкальными инструментами: синтезаторы, гитары, ударные инструменты, звукозаписывающее и воспроизводящее оборудование.

Повторное прослушивание произведений из программы 6 класса.

Музыкальная грамота.

Интонация, как совокупность выразительных средств музыки.

Интонации в выразительной речи и в музыке. Явление переноса речевых интонаций в музыке. Мелодия, как основное выразительное средство. Характер мелодии в зависимости от лада, ритма, тембра. Мелодии декламационного характера.

Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах:

Бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка и т.д.

Музыкальные произведения для слушания.

И.Бах. «Ария», ре мажор BWY 1068/

 Л.Бетховен. «Allegro con brio». Из симфонии №5, до минор, ор.67.

Дж. Бизе «Вступление». Из оперы «Кармен».

Дж. Бизе, «Хабанера». Из оперы «Кармен».

М.Майерс «Каватина».

М.Равель. «Болеро».

Д.Россини. «Увертюра». Из оперы «Севильский цирюльник».

И.Штраус. «Вальс». Из оперы «Летучая мышь».

Ф. Шуберт. «Серенада».

М.Глинка. «Ария Ивана Сусанина». Из оперы «Жизнь за царя».

«Горные вершины» - муз.А.Рубинштейна, сл. М. Лермонтова.

М. Мусоргский. «Сцена юродивого». Из опнры «Борис Годунов».

С.Прокофьев. «Марш». Из оперы «Любовь к трем апельсинам».

Н.Римский-Корсаков.»Колыбельная Волховы». Из оперы «Садко».

Г.Свиридов. «Увертюра». Из кинофильма «Время, вперед».

Г.Свиридов «Тройка». «Вольс». Из музыкальных иллюстраций к повести      А. Пушкина «Метель».

А.Хачатурян. «Танец с саблями». Из балета «Гаяне».

П.Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром №1.

Э.Морриконе. «Мелодия». Из кинофильма «Профессионал».

Е.Дога.  «Мой белый город».

Основные требования к знаниям и умения учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть не менее 10 песен;
  • наиболее известные классические и современные музыкальные произведения из программы для слушания, самостоятельно *определять и называть их, указывать автора;

жанры музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония,      концерт, квартет, романс, серенада;

*музыкальные термины: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка и т.д.

  • современные электронные музыкальные инструменты и их звучание.

Учащиеся должны уметь:

  • исполнять вокально-хоровые упражнения;
  • выразительно исполнять песни различного содержания;
  • адекватно оценивать самостоятельное исполнение и пение других учащихся;
  • соотносить прослушанные произведения с определенным музыкальным жанром;
  • давать характеристику примерного содержания прослушенных произведений;
  • оценивать нравственную значимость мотивов, поступков действующих лиц музыкальных произведений;
  • отвечать на вопросы учителя по примерному содержанию музыки;
  • самостоятельно слушать рекомендованные учителем музыкальные произведения.

8 класс(35 ч)

Пение

Продолжение работы над формированием певческих навыков и умений:

  • совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре (дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль);
  • эмоционально-осознанное восприятие и воспроизведение разучиваемых произведений;
  • выразительное (концертное) исполнение разучиваемых произведений;
  • пение упражнений на совершенство качеств певческого звука: округленности, легкости, подвижности;
  • точное интонирование в октавном унисоне, воспроизведение метроритмических, ладовых, ладовых, интервальных закономерностей; достижение дикционной ясности и четкости.

Певческие упражнения:

  • пение на одном звуке, на разные слоги;
  • пение мажорных и минорных трезвучий;
  • пение попевок с полутоновыми интонациями;
  • пение с закрытым ртом;
  • совершенствование певческого дыхания;
  • упражнения на четкое округлое интонирование;
  • вокально-хоровые распевания на песнях;
  • пение без сопровождения.

Слушание музыки

 Взаимосвязь видов искусств в многогранном отражении реального мира, мыслей, чувств человека. Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке.

Народная музыка в творчестве композиторов: С.Прокофьев, Д.Шостакович, А.Хачатурян, Г.Свиридов.

Повторение прослушанных произведений из программы  5-7 классах.

Музыкальная грамота

       Язык музыки, основные средства выразительности на примере различных произведений. Повторение определения средств музыкальной выразительности- темп, динамика, лад, метроритм, мелодия, гармония, тембр.

    Анализ музыкальных средств выразительностьи различных произведений.

Музыкальные произведения для слушания

И.Бах. «Токката», ре минор, BWV565.

 И.Бах. «Sarabanda». Из Французской сюиты №1.

Л.Бетховен. «Grave». « Allegro di molto e com drio». Из сонаты №8, до минор, соч.13, «Патетическая».

И.Брамс. «Венгерский танец №5», фа- диез минор.

Дж.Верди.»песенка Герцога». Из оперы «Риголетто».

Г.Гендель.  «Passacalia». Из концерта для органа с оркестром, си-бемоль мажор, соч.7, №1.

Дж.Гершвин. «Колыбельная». Из оперы «Порги и Бесс».

А.Дворжак. «Славянский танец», ми минор.

Ф.Лист. «Венгерская рапсодия №2».

В.Моцарт. «Увертюра». Из оперы «Женитьба Фигаро».

В.Моцарт. «Alltgro molto». Из симфонии № 40, КV 550.

А.Бородин. «Половецкие пляски с хором». Из оперы «Князь Игорь».

М.Мусоргский. «Картинки с выставки» (по выбору).

С.Прокофьев, «Вставайте люди русские», «Ледовое побоище».

                                                 Из кантаты «Александр Невский».

Н.Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце». Из оперы «Сказка о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Н.Римский-Корсаков. Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась». Из оперы «Снегурочка».

Г.Свиридов. «Романс». Из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель».

И.Стравинский. «Тема гуляний». Из балета «Петрушка».

А.Хачатурян. «Вальс». Их музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад»,

П.Чайковский. «Времена года», соч.37.

Д.Шостакович. «Первая часть». Тема нашествия. Из симфонии №7.»Ленинградская».

П.Чайковский, сл.И.Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…».

Ф.Лей. «Мелодия». Из кинофильма «История любви»,

Э.Морикконе. Музыка к кинофильмам.

Х.Родриго. «Аранхуэсский концерт».

«А цыган идет».Из коноф. «Жестокий романс»   Муз.А.Петрова.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • средства музыкальной выразительности;
  • основные жанры музыкальных произведений;
  • музыкальные инструменты;
  • музыкальные профессии и специальности;
  • особенности творчества изученных композиторов;
  • особенности народного музыкального творчества;
  • особенности взаимозависимости и связи музыки с другими видами искусства (литература, живопись, театр, кинематограф).

Учащийся должен уметь:

*самостоятельно выразительно исполнять 10-12 песен;

*отвечать на вопросы о прослушанных произведениях;

*называть произведения , композиторов, авторов текста;

* называть исполнителя;

*определять характер, идейное содержание произведения;

*давать адекватную оценку качеству исполнения произведения;

*подбирать высокохудожественные музыкальные произведения для самостоятельного слушания и исполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Музыка 1 - 4 классы В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр.

Пояснительная запискаРабочая программа по курсу «Музыка» разработана на основе примерной программы начального общего образования по музыке, авторской учебной  программы «Искусство. Музыка» В.О. У...

Рабочие программы " Музыка" 1-4 классы

Рабочая программа по музыке для 1- 4 классоов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, пр...

Рабочая программа «Музыка» 5-7 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г

Пояснительная запискаНормативная база преподавания предмета Ценностные ориентиры содержания  учебного предмета «Музыка» Результаты изучения предмета «Музыка» Учебно-тематический пл...

рабочая программа музыка 1-4 класс

Программа «К вершинам музыкального искусства» по предмету «Музыка» для I–IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений разработана Красильниковой М.С...

рабочая программа музыка 5-7 класс

Рабочая программа «Искусство. Музыка» для 5 - 7 классов (Авторы: В.В. Алеев (научный руководитель). Т.И. Науменко),...

Рабочая программа Музыка 1-4 класс по программе Е.С.Критской

Рабочая программа 1-4 класса по предмету "Музыка"...