рабочая программа музыка 1-4 класс
рабочая программа по музыке на тему
Программа «К вершинам музыкального искусства» по предмету «Музыка» для I–IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений разработана Красильниковой М.С
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 72.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе
Программа «К вершинам музыкального искусства» по предмету «Музыка» для I–IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений разработана Красильниковой М.С., соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, а также примерной программе по музыке для начальной школы.Данная программа разработанадля учреждений общего начального образования и составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенным на изучение данного предмета. в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 1-4-х классах в общем объеме не менее 139 часов (34 часа в 1 классе, по 35 часов – во 2-4классах), согласно календарному графику и расписанию МБОУ «Алексеево – Тузловская СОШ» на 2016-2017 год - 34 часа в 1 классе, 35 часов во 2 классе, 33 часа в 3 классе, 35 часов в 4 классе. Всего 137 часов.
1.Планируемы результаты освоения учебного предмета « Музыка»
в 1 – 4 классах
Личностные результаты:
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
• развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
• формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
• формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
• логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
• применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
• обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
• осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
• использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
• пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Предметные результаты
Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
В конце обучения музыке в 4 классе ученик научится:
- воспринимать музыку различных жанров; размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края; сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать.
- соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов; воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
В конце обучения музыке в 4 классе ученикполучит возможность научиться:
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека)
Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников : вне школы – экскурсиями в музеи, на выставки, посещением концертов, спектаклей; в школе – кружками (например, электронного музыкального творчества, сольного и хорового пения, инструментального музицирования), студиями (музыкально-театральной) и другими творческими объединениями учащихся. Их работа создаст благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширит границы его познавательной активности, общения со сверстниками и учителями. В рамках данной программы предлагаются следующие направления внеурочной музыкальной деятельности учащихся:
«Вокальный практикум» (хоровое, ансамблевое и сольное пение), создающий условия для овладения школьниками культурой вокального исполнительства в различных формах музыкально-творческой деятельности.
«Фольклорное творчество», раскрывающее народные обряды и традиции, верования и представления о нравственных ценностях в синтезе музыкально-поэтической и танцевальной деятельности детей.
Содержание программы разработано в развитие основных положений музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и призвано «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров… воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры». Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребенка в национальную и мировую культуру.
2 .Содержание учебного предмета «Музыка» в 1-4 классах
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки. Сходство и различие. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец и марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры-драматизации и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонация как озвученное состояние, выражение чувств и мыслей человека. Интонации в разговорной и музыкальной речи. Выразительность и изобразительность в музыке. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, и др.).
Интонация и развитие – основа музыки. Принципы развития музыки: повтор и контраст. Этапы развертывания музыкальной мысли: вступление, изложение, развитие, заключение.
Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Графическая запись музыки. Элементы нотной грамоты.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальное произведение. Единство содержания и формы в музыке. Формы простые, сложные, циклические. Бытование музыкальных произведений.
Музыкальная картина мира
Интонационно-образное богатство музыкального мира. Общее представление о музыкальной жизни страны. Детские хоровые, инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Формы организации учебных занятий:
- Индивидуальная
- Парная
- Групповая
- Фронтальная
Основные виды деятельности:
- Наблюдать за музыкой в жизни человека.
- разучивание нового музыкального материала.
- Слушать, петь, пластически интонировать диалог двух музыкальных героев в опоре на графическую запись.
- Наблюдать за изменением тем-образов в процессе развития, обсуждать с одноклассниками смысл происходящих изменений, отмечать этапы сближения музыкальных героев, анализировать средства музыкальной выразительности.
- Прогнозировать последующее развитие музыкальной истории, аргументировать музыкой выдвинутые предположения в опоре на графическую модель музыки, проверить себя – послушать музыку.
- Знать/понимать: что мелодия – это основа музыки, участвовать в коллективном пении.
- Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.
- .Определять основные жанры музыки (песня, танец, марш).
- Знакомство с музыкальными инструментами и определение их звучания
1 класс
Мир музыкальных образов
1 четверть. Раздел «Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки (9 ч.)»
Вступительная тема в изучении большого блока изучения музыки в начальной школе. Основная задача раздела показать ребенку место и важность музыки в нашей жизни, и жизни окружающего нас мира. Изучение основных музыкальных жанров, таких как песня, танец и марш.
2 четверть. Раздел «О чем говорит музыка?» (8 ч.)
Главная тема раздела- выражение в музыке чувств и мыслей человека.
Изучение понятий «Выразительность» и» изобразительность» в музыке. Выявление сходств и различий музыкальных образов песни. Новая тема « Инструменты симфонического оркестра, их выразительные и изобразительные возможности» помогут ребенку систематизировать приобретенные ранее знания . Начальные представления о композиционных функциях музыки(вступление и завершение ,группировка частей цикла.
3 четверть. Раздел «Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете».(9 ч.)
Своеобразие музыкально-сценических жанров. Музыка как основа синтеза искусств в балете. Создатели балетного спектакля. Специфика образов и их взаимодействие в балетной музыке.
Танцевальное начало в балете: танец-состояние и танец-действие Своеобразие музыкально-сценических жанров. Музыка как основа синтеза искусств в опере. Создатели оперного спектакля. Специфика образов и их взаимодействие в оперной музыке. Ведущая роль пения в опере. Мужской, женский и смешанный хоры Своеобразие инструментальных жанров. Создатели симфонии. Группы инструментов симфонического оркестра. Специфика образов симфонии и их взаимодействие. Своеобразие обобщенной сюжетности в симфонии, психологический контекст анализа взаимодействия тем-образов. Формы бытования музыкально-сценических и симфонических произведений.
4 четверть. Раздел «Как говорит музыка?» (7ч.)
Сходство и отличие музыкальной и разговорной речи: представление о типах интонаций. Интонация как носитель смысла в музыке. Представление о синтаксисе, композиционных функциях музыкальной речи. Перенитонирование – изменение смысла в музыкальном высказывании. Интонация в музыкальной речи композитора и исполнителя. Скороговорка как способ (манера) разговорной и музыкальной речи. Форма рондо. Взаимодействие героев в музыкальных диалогах. Сходство и различие музыкальной речи участников диалогов. Типы диалогов. Музыкальные диалоги героев симфонической сказки. Отличие передачи событий в живописи и музыке. Коммуникативные функции разделов музыкальных форм. Представление о содержании частей четырех частного симфонического цикла. Функции второй части. Выразительные возможности основных элементов музыкального языка и их неразрывное единство в живой музыкальной речи. Обусловленность средств музыкальной выразительности образным содержанием произведения.
2 класс
Мир музыкальных образов
1 четверть. Раздел «Мелодия»
Ребенок учится понимать, как музыка влияет на мысли и чувства человека, учится мысленно рисовать картину к музыке.
Ученик должен Знать/понимать: что мелодия – это основа музыки, участвовать в коллективном пении, Иметь представления о музыке своего народа, Исполнять Гимн России. .Определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.
2 четверть. Раздел «Великий колокольный звон. Звучащие картины.»
Понятие , что такое колокола. Уметь определять, о каких событиях рассказывает музыка; Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, размышлять о возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; Умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции. Понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
3 четверть. Раздел «Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр.»
Знать понятия «опера», «балет», «театр». Уметь словами передавать состояние героя. Уметь определять песенные, маршевые, танцевальные оперы и балеты. Уметь определять песенные, маршевые, танцевальные оперы и балеты. Формирование общего представления о музыкальной картине мира
4 четверть. Раздел «Симфония»
Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, Продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.
3 класс
Мир музыкальных образов
Iчетверть: Соотношение контрастных музыкальных тем в симфоническом произведении
Как соотносятся контрастные музыкальные темы в опере «Иван Сусанин» М.Глинки?
Темы счастья в опере М.Глинки «Иван Сусанин». Родство контрастных тем «Мазурки», «Полонеза» и «Семейного счастья» Варьирование тем М. Глинки «Мазурка» из о. «Иван Сусанин» и П. Чайковского «Мазурка» из «Детского альбома».
Родство контрастных тем 5 Симфонии Л. Бетховена (Первой темы I части, темы IIIчасти, побочной темы четвёртой части) Варьирование тем «Фанфары полонеза» из о. М. Глинка «Иван Сусанин» и Первой темы I части 5 Симфонии Л. Бетховена.
Как соотносятся контрастные музыкальные темы в симфонической сюите Э. Грига «Пер Гюнт»?
Конструктивная основа (регистр, темп, лад, движение, ритм, жанровая основа) симфонических картин «Утро» и « В пещере горного короля». Основные средства музыкальной выразительности в создании реальных и фантастических образов. Развитие музыки в пьесе «Утро» и «В пещере горного короля», новые краски кульминации этих пьес.
Женские портреты – Сольвейг и Анитра. Жанровые основы. Песня Сольвейг. Образ норвежской девушки в песне Сольвейг. Танец Анитры. Образ восточной красавицы в танце Анитры. Средства музыкальной выразительности. Особенности музыкальной речи Э.Грига.
С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» Моделирование тем кантаты, в соответствии с её идеей.
Кантата – вокально – инструментальное произведение для солистов, хора, и оркестра. 1938 год - год выхода на экраны кинотеатров СССР художественного фильма «Александр Невский» режиссёра Сергея Михайловича Эйзенштейна в сопровождении музыки Сергея Сергеевича Прокофьева, год создания композитором С.Прокофьевым кантаты «Александр Невский» на тексты поэта Владимира Луговского. Сюжет фильма и кантаты построен на событиях 1242 года - битвы русских воинов под предводительством молодого князя Александра Невского с немецкими захватчиками (рыцарями - крестоносцами).
В кантате «Александр Невский» семь частей, каждая из них представляет собой законченный номер:"Русь под игом монгольским","Песня об Александре Невском","Крестоносцы во Пскове","Вставайте, люди русские","Ледовоепобоище","Мёртвоеполе","Въезд Александра во Псков".Основная черта музыки Прокофьева - “зримость” образов.
Первая часть кантаты «Русь под игом монгольским».
Создание музыкального образа из конструктивных элементов музыкальных интонаций.
Характеристика исполнения начальных тем I части кантаты: первая тема – сдержанно, вторая тема – выразительно. Приёмы исполнения – тутти, соло, тремоло.
Вторая часть кантаты “Песня об Александре Невском”.
Песня – повествование о воине суровом и преданном Родине, песняо победе русских над шведами, песня предостережение: «Кто придет на Русь, будет насмерть бит». Создание музыкального образа, напоминающего образ древнерусского былинного героя из конструктивных элементов музыкальных интонаций. Разучивание и пение «Песни об Александре Невском».
Третья часть кантаты «Крестоносцы во Пскове».
Характеристика врага, данная композитором С.Прокофьевым в музыке. Преобразования конструктивных элементов (начальная тема, хорал, сигнал рога). Экспериментальная работа: создание музыкального образа пленённых псковитян из конструктивных элементов музыкальных интонаций. Слушание и пение середины III части кантаты.
Четвёртая часть кантаты «Вставайте, люди русские» - призыв к бою за русскую землю
Характеристика двух основных тем четвёртой части кантаты: основная часть – быстрая, решительная – имитирует древний обычай возвещать о важных событиях ударом набатного колокола, показывает героический характер русского народа, боевые кличи, призывы; тема среднего раздела – выразительная, певучая – привольная светлая . Исследование соотношения слов и музыки в основной теме и в теме среднего раздела. Пение четвёртой части кантаты.
Пятая часть кантаты. «Ледовое побоище»
Бой на Чудском озере. Моделирование картины боя по вопросам – подсказкам. Слушание 5 части. Анализ музыки: совпадение и расхождение личных предположений с музыкой композитора.
- Пейзаж – пустынное зимнее озеро перед началом битвы.
- Сигнал крестоносцев, их вражеское нашествие в тяжёлых доспехах
- Вступление в бой русской дружины. Русская атака.
- Кульминация – столкновение противоборствующих сил, т.н. «побоище»
- Гибель крестоносцев – мрачный драматизм происходящего
- Мир и тишина на освобождённой Руси
Характеристика противоборствующих сил. Изображение событий боя в музыке. Завершающая картина боя в музыке - мир и тишина, наступившие на освобожденной земле. Её смысл – «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу
Шестая часть – «Мертвое поле»
Песня - плач. Исполнитель – солирующий низкий женский голос (меццо – сопрано) в сопровождении оркестра. В фильме эта музыка связана с таким эпизодом: после Ледового побоища, закончившегося победой дружины Александра Невского, девушка-невеста ищет своего жениха среди русских воинов, павших на поле боя.Скорбная и вместе с тем простая, проникновенная мелодия написана в духе народной песни. Образ девушки символический – это Родина оплакивает своих сыновей. Разучивание и исполнение песни – плача «Я пойду по полю белому»
Седьмая часть – «Въезд Александра во Псков».
Торжественный, праздничный финал кантаты, её музыкальное обобщение. Композиция (вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода) Просмотр фрагментов фильма без звука и с музыкальным сопровождением (пением основных тем)
II четверть: Что мы знаем о крупных музыкальных жанрах?
Что я знаю о симфонии? Слово симфония произошло от греческого «созвучие». Симфония – это крупное многочастное произведение для симфонического оркестра. В симфонии обобщённо отражены разные стороны жизни человека. Симфония, как правило, состоит из 4 контрастных частей. Это как бы самостоятельные главы единого повествования.
В первых (быстрых) частях симфоний разворачиваются основные драматические события: развёртывается конфликт между героями музыкальной истории…
Во вторых (медленных) частях раскрывается внутренний мир человека, его чувства и размышления. Часто в сопоставлении с картинами природы…
Третьи (подвижные) части представляют эпизоды народной жизни. Музыка их (танцевальная, маршевая) часто имеет шутливый. Озорной характер…
Четвёртые (быстрые) части симфоний рисуют картины народного веселья. Для их образов характерно праздничное настроение. В финале композитор обобщает, как правило, интонации предшествующих частей.
Слушание и сравнение фрагментов частей Пятой и Четвёртой симфоний по графической записи. Пение основных тем из четырёх частей.
История пятой симфонии Л.Бетховена:. Сам композитор сказал о ней: «Так судьба стучится в дверь».Каждую часть симфонии можно представить себе как отдельные моменты борьбы человека с лишениями и невзгодами жизни во имя радости и счастья..Финал симфонии знаменует собою победу и торжество человечества над силами зла и насилия. «От тьмы к свету, через борьбу – к победе» - таков замысел композитора.
История Четвёртой симфонии П.Чайковского: Симфония была создана вдали от Родины. Непреодолимая Тоска мешает счастью человека. Она непобедима даже в воспоминаниях о прошедших днях. Во сне человек забывается, и к нему возвращается ощущение радости, но ненадолго. Тоска не отпускает его. Тогда человек идёт на улицу. Там он видит счастливых людей и радуется их счастью. «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей.Веселись чужим весельем. Жить все-таки можно.» – так объяснил сам П. Чайковский содержание финала Четвёртой симфонии.
В.А.Моцарт. Симфония №40. Моделируем темы первой части.
Симфония №40 Соль минор ― одно из наиболее популярных сочиненийВольфганга Амадея Моцарта.
История создания Симфонии № 40: в июне 1788 года Моцарт из – за острой нехватки денег и долгов вынужден был оставить дом в центре Вены и вместе с женой Констанцией, сыном Карлом Томасом и шестимесячной дочкой Терезой переехать в загородный дом. Через 10 дней после переезда Тереза умерла. Это была не первая потеря в жизни Моцарта: в Париже на его руках умерла мать, в мае 1787 года горячо любимый отец, похоронил троих своих детей. Моцарт, с покорностью верующего человека, отнёсся к ударам судьбы как к испытанию, посланного человеку Богом и с головой ушёл в творчество. Сороковая симфония была написана им в тональности Соль минор.Соль минор считается у композиторов - тональностью итальянских слёзных арий. В симфонии четыре части: I часть - сонатное аллегро; II часть – анданте (неторопливо); III часть – оживлённый менуэт, IV часть – финал (сонатное аллегро)
Первая часть. Экспозиция.
Первая часть написана в форме сонатного аллегро (аллегро – скоро, быстро).
В экспозиции первой части симфонии звучат четыре темы. Главная – несколько грустная, взволнованная, – напоминает высказывание человека, взволнованную человеческую речь; Мелодия, исполняемая скрипками, придаёт музыке большую певучесть и теплоту.
Связующая тема – тема, осуществляющая переход от главной темы к побочной. Построенная на теме главной партии, она вносит новый оттенок – подчёркнутый, чеканный ритм придаёт ей энергичный характер, большую серьёзность, собранность. Побочная тема – исполнена лиризма, в ней и мечтательность, и покорность, и тихая грусть. Заключительная – объединяющая контрастные темы экспозиции.
Разучивание заключительной темы. Экспериментальная работа: «выращиваем» главную тему ( подбираем интонации), «выращиваем побочную тему (подбираем интонации).
Первая часть. Разработка.
Разработку открывает короткая жалобная мелодия фаготов. Появляются отрывистые, резкие возгласы, мрачные, тревожные, скорбные интонации. Разворачивается бурное, полное драматизма действие.
Экспериментальная работа: моделирование возможных вариантов развития главной темы. Переинтонирование начальной фразы: вопросительно, жалобно, возмущённо с просьбой, решительно и др.
Первая часть. Реприза и кода.
Реприза не приносит успокоения и просветленности. Напротив: она звучит еще напряженнее, так как побочная тема, ранее звучавшая в мажоре, здесь окрашивается в минорные тона, подчиняясь общей тональности части.
Моделируем композицию Симфонии №40 В.А. Моцарта.
Слушание и разучивание новых тем: главных тем второй, третьей, четвёртой частей. Работа с графической записью, представленной на страницах учебника.
Вторая часть. Анданте.
Вторая часть Симфонии воссоздает мир прекрасного, разума и света.Слушание и разучивание главной и побочной тем второй части.
Главная тема Andante нетороплива, спокойно-созерцательна. В ней обнаруживаются жанровые черты марша.
Интонации побочной — почти «говорящие»: теплые, ласковые. В разработке напевные фразы главной темы превращаются в мотивы-восклицания.
Третья часть. Менуэт.
Музыка менуэта проникнута суровой и мрачной силой, в ней нет тепла.Слушание и чтение графической записи представленной на страницах учебника. Пластическое интонирование.
Четвёртая часть. Финал.
Начало главной темы — взлет по звукам аккордов. Мелодия выпрямлена, натянута как струна.
Побочная тема — поэтическая, женственная, она очаровывает своей утонченной красотой.
Разработка. - погружает в стихию тревожно-странного, жуткого, фантастичного. Главная партия предстает в деформированном виде: мелодия излагается унисоном всех инструментов оркестра, ее интонации становятся неестественно острыми, впечатление причудливости усугубляют внезапные остановки, скачки
Реприза. Генеральная пауза, отделяющая разработку от репризы,— этомомент психологического переключения: мрачные видения исчезают, боль скрадывается, развитие возвращается к своим «исходным рубежам». В репризе безраздельно господствует минор. Суровый, неумолчный рокот завершает симфонию —.наступает смерть.
III четверть: Опера «Князь Игорь» - произведение, основанное на взаимодействии контрастных музыкальных тем
Опера «Князь Игорь» была написана великим русским композитором Александром Порфирьевичем Бородиным и посвящена памяти М.И. Глинки. Либретто оперы написал сам композитор Бородин на основе памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»,рассказывающего о неудачном походекнязяИгоряпротивполовцев. Опера писалась 18 лет, закончена после смерти композитора друзьями А.Глазуновым и Н. Римским –Корсаковым. 4 ноября 1890 год состоялась премьера оперы в петербургскомМариинском театре. Музыка оперы основана на интонациях народных песен – русских и восточных. Русь и Восток показаны в опере многогранно и правдиво.
Пролог
Площадь в Путивле. Игорь со своим войском собирается в поход на половцев. Народ величает князя, желает ему победы над врагом. Внезапно начинается солнечное затмение. Непонятное явление кажется всем дурным предзнаменованием. Игорь успокаивает народ:» Идём за правое мы дело, за веру. Родину и Русь» Все полны решимости кроме гудошников – трусов Скулы и Ерошки,которые сбегают на службу к князю Галицкому «Там и сытно, и пьяно, и целы будем» Князь Игорь поручает заботы о жене Ярославне её брату князю Галицкому. Хор исполняет песню «Солнцу красному слава! Слава! Слава в небе у нас! Князю Игорю слава, слава, у нас на Руси!» - мелодия которой близка древним обрядовым величальным песням.
Первое действие. Картина первая.
Княжий двор Галицкого. Веселье пьяных гостей. Скула и Ерошка насмешливо рассказывают, как слуги князя похитили для него девушку. Разудалая, плясового характера песня Галицкого – характеристика легкомысленного и заносчивого человека, мечтающего стать князем в Путивле. «Только б мне дождаться чести, - на Путивле князем сести. Я б не стал тужить, я бы знал как жить!» Прибежавшие девушки с плачем умоляют отпустить украденную подружку. Хор девушек «Ой, лихонько, ой, горюшко» близок по своим интонациям русским причитаниям. Но Галицкий грубо гонит их прочь.
Вторая картина.
В тереме Ярославны. Ярославна тоскует по Игорю и полна тревоги за него. Приходят девушки и жалуются на Галицкого «Мы к тебе. Княгиня. Мы к тебе родная, просим . молим, не оставь нас…» Ярославна гневно отчитывает брата. В это время входят бояре с недобрыми вестями – войско игоря потерпело поражение, князь с сыном в плену у половцев. Мужской хор звучит сурово, сдержанно и мрачно.
Бьёт набат, за стенами Путивля вспыхивает пожар – это приближаются половцы. Бояре и ополченцы отправляются на борьбу с врагом. Женщины горестно причитывают.
Второе действие.
Половецкий стан. Половецкие девушки поют и танцуют. Молодая дочь хана Кончака – прекрасная Кончаковна – ждёт свидания с сыном князя Игоря - Владимиром. Пылко и нежно признаются они друг другу в любви (дуэт).
Князь Игорь один. Он тяжело переживает поражение и плен. Ария Игоря «О дайте, дайте мне свободу. Я мой позор сумею искупить; спасу я честь свою и славу. Я Русь от недруга спасу!– показывает Игоря как мужественного, доблестного воина, готового бороться за свою землю. И в то же время человека страдающего, с любящим сердцем: « Ты одна моя голубка лада, ты одна винить не станешь. Сердцем чутким всё поймёшь. Всё ты мне простишь!» - обращается он средней части арии к любимой Ярославне.
Крещёный половчанинОвлур украдкой заговаривает с ним и предлагает совершить побег. Сперва Игорь отказывается, потому что не желает нарушать данное хану Кочакуслово,но потом решает подумать.
Утром с охоты возвращается хан Кончак. Не врага, а верного союзника ему хочется видеть в лице русского князя, поэтому по отношению к пленённому игорю он дружелюбен, готов даже отпустить его на волю, если князь даст слово не поднимать против него оружия. «Ах, не врагом бы твоим, а союзником верным, а другом надёжным, а братом твоим мне хотелося быть, ты поверь мне!» - поётся в его большой арии. Но Игорь честен: « Лишь только дай ты мне свободу. Полки я снова соберу и на тебя ударю вновь…»
Начинаются половецкие песни и пляски, представляющие собой балетную вокально – оркестровую сюиту:
Песня -танец невольниц полная грусти и нежного очарования: « Улетай на крыльях ветра ты в край родной, где песня наша, туда. Где мы тебя свободно пели, где было так привольно нам с тобою»; дикая воинственная пляска мужчин в ритме лезгинки; гибкая и лёгкая пляска мальчиков.
Третье действие.
Половецкий стан. Половцы встречают отряд хана Гзака. Его воины ведут за собой русских пленников и несут добычу. Половцы прославляют жестокого хана. Хан Кончакпохваляется своими победами. Под впечатлением увиденного, князь Игорь решается на побег вместе со своим сыном. Но Кончаковна поднимает тревогу и задерживает Владимира. Князю Игорю с помощью Овлура удаётся скрыться. Сбегаются половцы. Кончаквосхищён смелым побегом Игоря. Он объявляет о предстоящей свадьбе своей дочери с русским княжичем: «Если сокол ко гнезду улетел, то мы соколика опутаем красной девицей» Половцы готовят новый поход на Русь.
Четвёртое действие.
Путивль.У городской стены княжна Ярославна горько оплакивает печальную судьбу Игоря. Плач Ярославны возникает из старинных народных голошений и причитаний с характерными для них интонациями: «Ах! Плачу я , горько плачу я. Слёзы лью да к милому на море шлю рано по утрам»
В своём плаче Ярославна обрисована как простая русская женщина, тяжело переживающая поражение игорева войска и разорение края: Вторя тема плача Ярославны, где она сравнивает себя с кукушкой перелётной, обращается к силам природы – ветру, солнцу и Днепру – придаёт её образу древние славянский черты.
Одно из гениальных мест в опере – хор поселян « Ох,не буйный ветер» в манере распевной протяжной песни. Открываясь одноголосным запевом. Песня постепенно обрастает подголосками, переходя к новому запевале, как это и бывает в народной песне.
Но вот вдали появляются всадники. Ярославна с великой радостью узнаёт Игоря. Его узнают трусливые Скула и Ерошка. Хитрецы решают первыми объямить о возвращении князя. Раздаётся набатный звон. Народ радостно встречает князя. Всеобщим ликованием заканчивается действие.
Обобщение: о. «Князь Игорь» - одно из лучших творений оперной классики. В ней прославляется героический дух русского народа. Его стойкость, патриотизм, душевная красота. Яркое воплощение получили быт древней руси и полудиких степных кочевников. Опера пользуется неизменным успехом и любовью слушателей. В Нижегородском театре оперы и балета им. А.С. Пушкина по давней традиции, существующей 1935 года – года открытия театра, опера А.П. Бородина «Князь Игорь» ежегодно открывает новый сезон.
IV четверть: Родство контрастных образов в фортепианной и симфонической музыке
«Картинки с выставки» были написаны Модестом Петровичем Мусоргским под впечатлением от выставки произведений художника и архитектора Виктора Александровича Гартмана, друга композитора, внезапно умершего.. Мысль передать в музыкальных образах зрительные впечатления увлекла композитора.. «Картинки с выставки» - это фортепианный цикл из 10 пьес. Каждая из которых озвучивает одну из работ художника. Все пьесы, объединены общим замыслом, - темой «Прогулки», поэтому фортепианный цикл можно назвать сюитой. Характер музыки « Прогулки» на протяжении сюиты меняется. Появляясь между пьесами, она звучит то непринуждённо, то задумчиво, то грустно, то таинственно, в зависимости от смены настроения . Композитор писал. что в музыке прогулки видна моя физиономия. Первая картинка «Гном» - рисунок изображал ёлочную игрушку - щипцы для орехов в виде неуклюжего гнома. Мусоргский наделил гнома чертами человеческого характера. В пьесе слышится глубокое страдание и отчаяние, угловатая поступь угрюмого гнома. Вторая картинка «Старый замок» На картине Гартмана был изображён трубадур с лютней на фоне старинного замка. Композитор поэтично передал ночной пейзаж. Печальную песню средневекового музыканта. Третья картинка «Тюльерильский сад». На рисунке была изображена аллея сада в Париже со множеством детей и нянек. Всё в этой пьесе светло и радостно. Быстрый темп, причудливые акценты и мажорный лад передают оживление детей, игру, веселье и небольшую ссору. Четвёртая картинка«Быдло», что на польском языке означает «Скот» На картинке художника была изображена большая телега на высоких колёсах, запряжённая двумя унылыми волами.В музыке слышится. Как устало тяжело ступают волы. Со скрипом тащится повозка. Пятая картинка « Балет невылупившихся птенцов» В Петербурге шёл балет, в котором выступали дети, наряженные канареечками. Рисунок Гартмана представлял собой эскиз костюмов к этому балету, он и вдохновил композитора Мусоргского на написание этой пьесы. Звуки, взятые как бы невпопад в высоком регистре, бестолково чередуются с аккордами и несутся в стремительном темпе. Всё это придаёт музыке задорный, шутливый характер. Шестая картинка «Два еврея» изображает разговор богача с бедняком. Для речи богача композитор нашёл более властные интонации в низком регистре, для бедняка – тихие, трепетные. Прерывистые в высоком регистре. Седьмая картинка «Лиможский рынок». В ней рисуется пёстрая рыночная толпа, разноголосый разговор, толкотня и суета южного приморского базара. Картинка «Избушка на курьих ножках» рисует сказочный образ бабы Яги. Художником были изображены часы в форме сказочной избушки. Но композитор переосмыслил образ. В его музыке изображена не красивая сказочная избушка, а её хозяйка. Вот свистнула она и понеслась в своей ступе… напоминая героев пьесы Грига « В пещере горного короля». Пьеса - миниатюра «Катакомбы» написана по рисунку Гартмана « Парижские катакомбы», где Гартман изображает себя со своим проводником, освещающим путь в римской гробнице. Звучат аккорды. То тихие и отдалённые как эхо, то резкие и ясные как внезапный звон капли, зловещий крик совы…Легко представляешь себя в таинственном подземелье. Последняя картинка «Богатырские ворота» .Мусоргский написал эту пьесу под впечатлением архитектурного эскиза Гартмана «Городские ворота в Киеве» - Киев - город богатырской славы, поэтому пьеса носит величаво – спокойный, торжественный как гимн, характер. Интонации колокольного звона, динамическое нарастание символизируют мощь столицы древней Руси, величие русского народа. Поэтому часто сравнивают с финалом о. « Иван Сусанин» М.Глинки. «Картинки с выставки» стали популярнейшим произведением. Одним из лучших исполнителей «Картинок с выставки» является наш соотечественник пианист Святослав Рихтер. Французский композитор Морис Равель сделал аранжировку «Картинок» для симфонического оркестра.
Симфоническая фантазия «Камаринская» М.И. Глинки
Симфоническая фантазия «Камаринская» написана М.И. Глинкой на две рус.нар. темы. Первая – широкая и плавная свадебная песня «Из – за гор, гор высоких», повествующая о белой лебёдушке – невесте, которую клюют и щиплют серые гуси – недобрая родня жениха. Вторая тема – удалая русская плясовая «Камаринская» В «Камаринской» композитор воплотил черты национального характера, смелыми и яркими штрихами нарисовал картину праздничного быта русского народа. В развитии темы М.Глинка красочно использует деревянные духовые инструменты, близкие по звучанию к духовым народным - пастушескому рожку, жалейке, дудке. В Вариациях применяет пиццикато струнных, напоминающих звучание балалайки. При варьировании плясовая мелодия обрастает подголосками, меняет свой облик, становясь сходной с темой протяжной свадебной песни. Свойственные народной песне исполнительские приёмы – подголосье, вариации - М.И. Глинка применил в симфонической фантазии. Впоследствии эти особенности стали примененяться и другими композиторами. Неслучайно П.И. Чайковский сказал о «Камаринской», что вся русская симфоническая музыка заключена в «Камаринской», «подобно тому, как весь дуб – в жёлуде».
4 класс
Мир музыкальных образов
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение вмузыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека.Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки. Сходство и различие. Многообразиемузыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.
Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы,действа, обряды, игры-драматизации и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная ипрофессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонация как озвученное состояние, выражение чувств и мыслей человека. Интонации в разговорной и музыкальнойречи. Выразительность и изобразительность в музыке. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп,динамика, тембр, лад, и др.). Интонация и развитие – основа музыки. Принципы развития музыки: повтор и контраст.
Этапы развёртывания музыкальной мысли: вступление, изложение, развитие, заключение. Музыкальная речь как способобщения между людьми.
Композитор–исполнитель–слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Графическая записьмузыки. Элементы нотной грамоты.Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальное произведение. Единство содержания и формы в музыке.Формы простые, сложные, циклические. Бытование музыкальных произведений.
Музыкальная картина мира
Интонационно-образное богатство музыкального мира. Общее представление о музыкальной жизни страны. Детскиехоровые, инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые,симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи,
Видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры:
симфонический, духовой, народных инструментов.Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных историческисложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
3.Тематическое планирование предмета « Музыка»
1 класс(1 час в неделю)
№п/п | Раздел/тема | Кол-во часов | Дата План Факт | |
«Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки» | 9 | |||
1 | Музыка вокруг нас. Три основы музыки | 1 | 7.09 | |
2 3 | Какие бывают марши? Маршевая музыка Бетховена | 2 | 14.09 21.09 | |
4 5 | Какие бывают танцы? Разнообразие вальсов | 2 | 28.09 5.10 | |
6 7 | Какие бывают песни? Слова и музыка в песне | 2 | 12.10 19.10 | |
8 | Музыка Бетховена: песенная, танцевальная, маршевая | 1 | 26.10 | |
9 | Собираем музыкальное произведение | 1 | 9.11 | |
«О чем говорит музыка?» | 7 | |||
10 | О чем рассказывает музыка? | 1 | 16.11 | |
11 | Музыкальный портрет | 1 | 23.11 | |
12 | С.С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» | 1 | 30.11 | |
13 14 | Музыкальная история | 2 | 7.12 14.12 | |
15 16 | П.И.Чайковский. Пьесы из «Детского альбома». | 2 | 21.12 28.12 | |
Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете. | 8 | |||
17 18 | Как создается балет? | 2 | 11.01 18.01 | |
19 20 | Как создается опера? | 2 | 25.01 1.02 | |
21 22 23 24 | Как создается симфония? | 4 | 8.02 15.02 1.03 15.03 | |
25 | Речь музыкальная и разговорная | 1 | 22.03 | |
«Как говорит музыка?» | 6 | |||
26 | Речь музыкальная и разговорная | 1 | 5.04 | |
27 | Музыкальные диалоги | 1 | 12.04 | |
28 29 | Этапы развития музыкальной истории | 2 | 19.04 26.04 | |
30 | От образа к звуку | 1 | 3.05 | |
31 32 33 34 | Повторение изученного материала | 4 | 10.05 17.05 24.05 31.05 |
2 класс (1 час в неделю)
№ п/п | Раздел /Тема | Кол-во Часов | Дата ПланФакт | |
"Разнообразие музыкальных историй. Балет как целостная музыкальная история " | 9 | |||
1 | Разнообразие музыкальных историй. | 1 | 1.09 | |
2 | Музыкальные истории в вокальной музыке А. П. Бородин. Спящая княжна(сказка) | 1 | 8.09 | |
3 | Музыкальные истории в инструментальной музыке А. К. Лядов. «Кикимора». Сказание. Симфоническая Картина | 1 | 15.09 | |
4 | Музыкальные истории в инструментальной музыке Людвиг Ван Бетховен. Четвёртый концерт для фортепиано с оркестром. Вторая часть (два разворота) | 1 | 22.09 | |
5 | С. С. Прокофьев. «Сказки старой бабушки». Пьесы для фортепиано | 1 | 29.09 | |
6 | С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Первое действие (три разворота) | 1 | 6.10 | |
7 | С. С. Прокофьев.Балет «Золушка». Второе действие (три разворота) | 1 | 13.10 | |
8 | С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Третье действие. | 1 | 20.10 | |
9 | С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Обобщение | 1 | 27.10 | |
Симфония как целостная музыкальная история
| 8 | |||
10 | Пётр Ильич Чайковский. Четвёртая симфония. Четвёртая часть. Финал | 1 | 10.11 | |
11 12 | П. И. Чайковский. Четвёртая симфония (IV-я часть). | 2 | 17.11 24.11 | |
13 14 | Пётр Ильич Чайковский.Четвёртая симфония Третья часть Скерцо | 2 | 1.12 8.12 | |
15 16 | Пётр Ильич Чайковский. Четвёртая симфония. Вторая часть | 2 | 15.12 22.12 | |
17 | М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Первое действие. В селе Домнине. Интродукция | 1 | 29.12 | |
Опера как целостная музыкальная история | 10 | |||
18 | Первое действие (продолжение) В селе Домнине. Каватина и рондо Антониды | 1 | 12.01 | |
19 | Первое действие (завершение) В селе Домнине. Приезд Собинина, трио и финал | 1 | 19.01 | |
20 | М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Второе действие Во дворце короля Сигизмунда | 1 | 26.01 | |
21 | М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Третье действие | 1 | 2.02 | |
22 | Третье действие (продолжение) Сцена вторжения поляков | 1 | 9.02 | |
23 | Третье действие (завершение) Сцена Антониды с подругами. | 1 | 16.02 | |
24 | М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Четвёртое действие Сцена у посада | 1 | 2.03 | |
25 | М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Эпилог | 1 | 9.03 | |
26 | Опера «1Иван Сусанин». Обобщение | 1 | 16.03 | |
27 | П. И. Чайковский. Четвёртая симфония. Первая часть | 1 | 23.03 | |
Симфония как целостная музыкальная история | 6 | |||
28 | Характеристика образов первой части Четвёртой симфонии П. И. Чайковского | 1 | 6.04 | |
29 | П. И. Чайковский. Четвёртая симфония Обобщение | 1 | 13.04 | |
30 | Мир музыкальных историй | 1 | 20.04 | |
31 | Мир музыкальных историй в симфонии | 1 | 27.04 | |
32 33 | «Музыкальные истории»в опере, балете, симфонии. | 2 | 4.05 11.05 | |
34 35 | Обобщающий урок | 2 | 18.05 25.05 |
3 класс ( 1 час в неделю)
№ п/п | Раздел /Тема | Кол-во Часов | Дата План Факт | |
Соотношение контрастных музыкальных тем в симфоническом произведении | 8 | |||
1 2 | Как соотносятся контрастные музыкальные темы в опере Глинки «Иван Сусанин» | 2 | 5.09 12.09 | |
3 4 | Как соотносятся контрастные музыкальные темы в симфонической сюите Грига «Пер Гюнт» | 2 | 19.09 26.09 | |
5 6 7 8 | Соотношение контрастных музыкальных тем в кантате Прокофьева «Александр Невский» | 4 | 3.10 10.10 17.10 24.10 | |
Что мы знаем о крупных музыкальных жанрах? | 8 | |||
9 | Обобщение. Как соотносятся контрастные музыкальные темы в произведениях, изученных в первой четверти | 1 | 7.11 | |
10 11 12 13 14 15 16 | В.-А. Моцарт. Симфония№40 | 7 | 14.11 21.11 28.11 5.12 12.12 19.12 26.12 | |
Опера «Князь Игорь» - произведение, основанное на взаимодействии контрастных музыкальных тем | 10 | |||
17 | А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Интродукция. | 1 | 16.01 | |
18 | А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Первое действие, картина первая | 1 | 23.01 | |
19 | А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Первое действие, картина вторая | 1 | 30.01 | |
20 | А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Второе действие | 1 | 6.02 | |
21 | А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Второе действие | 1 | 13.02 | |
22 | А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Третье действие | 1 | 20.02 | |
23 | А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Четвёртое действие | 1 | 27.02 | |
24 25 | А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь». | 2 | 6.03 13.03 | |
26 | Родство контрастных образов в фортепианном цикле Мусоргского «Картинки с выставки» | 1 | 20.03 | |
Родство контрастных образов в фортепианной и симфонической музыке | 7 | |||
27 28 29 | Родство контрастных образов в фортепианном цикле Мусоргского «Картинки с выставки» | 3 | 3.04 10.04 17.04 | |
30 31 | Родство контрастных образов в симфоническом произведении. Глинка. Симфоническая фантазия «Камаринская» | 2 | 24.04 15.05 | |
32 33 | Родство контрастных образов в музыкальных произведениях. Викторина «Лучший знаток музыки». | 2 | 22.05 29.05 |
4 класс(1 час в неделю)
№п/п | Раздел Тема | Кол-во час ов | Дата План Факт | |
Художественный мир лирико-эпической оперы Н. Римского-Корсакова«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» | 9 | |||
1 | Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» | 1 | 1.09 | |
2 | Действие 1. Пустыня (три разворота) | 1 | 8.09 | |
3 | Действие 2. Малый Китеж (пять разворотов) | 1 | 15.09 | |
4 | Действие 3. Картина 1.Большой Китеж (три разворота) | 1 | 22.09 | |
5 | Действие 3. Картина 2. Берег озера Светлый Яр | 1 | 29.09 | |
6 | Действие 4. Картина 1. Лесная чаща (два разворота) | 1 | 6.10 | |
7 | Действие 4. Картина 2. Невидимый град Китеж | 1 | 13.10 | |
8 9 | Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказаниео невидимом граде Китеже и деве Февронии». Обобщение(два разворота) | 2 | 20.10 27.10 | |
А.П.Бородин Симфония №2 | 8 | |||
10 | А. П. Бородин. Симфония № 2 («Богатырская») | 1 | 10.11 | |
11 | Главная тема Часть 1. | 1 | 17.11 | |
12 | Часть 1. Экспозиция (два разворота) | 1 | 24.11 | |
13 | Часть 1. Разработка | 1 | 1.12 | |
14 | Часть 1. Реприза и кода | 1 | 8.12 | |
15 | Часть 1. Графический конспект | 1 | 15.12 | |
16 | Часть 2. Скерцо | 1 | 22.12 | |
17 | Часть 3. Анданте | 1 | 29.12 | |
П. И. Чайковский. Опера «Пиковая дама» | 10 | |||
18 | Часть 4. Финал | 1 | 12.01 | |
19 | А. П. Бородин. Симфония № 2. Обобщение | 1 | 19.01 | |
20 | П. И. Чайковский. Опера «Пиковая дама» | 1 | 26.01 | |
21 | Картина 1. В Летнем саду (четыре разворота) | 1 | 2.02 | |
22 | Картина 2. В комнате Лизы (два разворота) | 1 | 9.02 | |
23 | Как соотносятся темы оперы? | 1 | 16.02 | |
24 | Картина 3. Бал в доме знатного вельможи (два разворота) | 1 | 2.03 | |
25 | Картина 4. В покоях графини (два разворота) | 1 | 9.03 | |
26 | Картина 5. В казарме. Комната Германа | 1 | 16.03 | |
27 | Картина 6. На набережной | 1 | 23.03 | |
«Народная музыка в произведениях русских композиторов» | 7 | |||
28 | Картина 7. В игорном доме | 1 | 6.04 | |
29 | П. И. Чайковский. Опера «Пиковая дама». Обобщение (два разворота) | 1 | 13.04 | |
30 | Народная музыка в произведениях русских композиторов (три разворота) | 1 | 20.04 | |
31 | Образы природы в произведениях русских композиторов (три разворота) | 1 | 27.04 | |
32 | Образы защитников Родины в творчестве русских композиторов (два разворота) | 1 | 4.05 | |
33 34 35 | Музыкальный материал | 3 | 11.05 18.05 25.05 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания районного методического объединения учителей музыки от ___________ 20__ года № ___________ _________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ ______ Филюшина Ю.А. подпись Ф.И.О. ______________ 20__ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Музыка 1 - 4 классы В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр.
Пояснительная запискаРабочая программа по курсу «Музыка» разработана на основе примерной программы начального общего образования по музыке, авторской учебной программы «Искусство. Музыка» В.О. У...
Рабочая программа. Музыка. О-8 классы
Пояснительная записка Музыкальное воспитание в коррекционной школе является неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса и занимает одно из ведущих мест в ходе формирования х...
Рабочие программы " Музыка" 1-4 классы
Рабочая программа по музыке для 1- 4 классоов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, пр...
Рабочая программа «Музыка» 5-7 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г
Пояснительная запискаНормативная база преподавания предмета Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка» Результаты изучения предмета «Музыка» Учебно-тематический пл...
рабочая программа музыка 5-7 класс
Рабочая программа «Искусство. Музыка» для 5 - 7 классов (Авторы: В.В. Алеев (научный руководитель). Т.И. Науменко),...
Рабочая программа Музыка 1-4 класс по программе Е.С.Критской
Рабочая программа 1-4 класса по предмету "Музыка"...
Рабочая программа Музыка 5-8 классы по программе Е.С.Критской
Рабочая программа 5-8 классы "Музыка"...