Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки в средней школе
статья по музыке на тему

Сергей Юрьевич Томочаков

В статье описываются методы работы по духовно-нравственному воспитанию школьников на уроках музыки в сельской национальной школе

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Томочаков Сергей Юрьевич, учитель музыки

МБОУ Усть-Чульская СОШ Аскизского района Республики Хакасия

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки в средней школе

Музыке в духовно-нравственном воспитании ребенка принадлежит особая роль. С музыкой дети знакомятся от рождения, а начальное музыкальное воспитание они получают в детском саду, затем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. На уроках музыки у учеников формируются нравственные ориентиры.

Педагог, преподающий музыку, учит смотреть и видеть, слушать и слышать, т.е., воздействуя на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов, способствует выполнению одной из важнейших задач художественного образования – воспитанию души ребенка музыкой. Именно на уроках музыки можно найти основу духовно-нравственного развития детей.

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из сложных и противоречивых задач научно-педагогического содержания, от решения которой зависит психосоциальное и духовное здоровье детей.

Работа большинства общеобразовательных школ основана на фундаментальной, основополагающей программе Д.Б. Кабалевского (она же реализовывается и в Усть-Чульской СОШ), ориентированной на постижение, главным образом, классической музыки. Поэтому, чтобы уроки музыки не приходили в противоречие с повседневной жизнью, когда ребенок вокруг себя слышит лишь поп-музыку, в учебный план включаются и элементы современных образцов музыкального искусства. Дети с удовольствием исполняют лёгкие мелодичные произведения, подобранные с учётом их возраста, и часто становятся лауреатами школьных и муниципальных творческих конкурсов исполнителей вокала.  Так как основным контингентом школы являются дети из семей коренной в Республике Хакасия национальности, то в системе духовно-нравственного воспитания в Усть-Чульской школе на уроках музыки используются этнопедагогические идеи, т.е. учитываются особенности поликультурных традиций. Младшие школьники узнают об основных художественных приёмах, позволяющих исполнять мелодии тахпахов (хакасских лирических песен). Затем в среднем звене они активно участвуют в конкурсах различных уровней по исполнению тахпахов.

Показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить чувство духовно-нравственного – главная задача учителя музыки.

Основные задачи уроков музыки как уроков искусств, уроков творчества:

1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно – нравственное воспитание музыкой.

2. Активизация познавательной деятельности учащихся.

3. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.

4. Овладение языком музыкального искусства на основе музыкально – теоретических знаний и навыков.

Практические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию учащихся средствами музыки:

1. Использовать на уроках музыки художественное творчество, сочинение стихотворений или рассказов на ту или иную музыку;

2. Проводить музыкальные спектакли, праздники.

3. Регулярно заниматься музыкальной ритмикой, игрой на музыкальных инструментах, хоровым пением.

4. Проводить музыкально-обрядовые игры (в т.ч. хакасские национальные).

5. Регулярно слушать народные песни (в т.ч. хакасские национальные), классические музыкальные произведения.

Таким образом, в  современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция патриотического воспитания на уроках музыки в общеобразовательной школе в контексте национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

В материале моё видение значения уроков  музыкального искусства в патриотическом воспитании подрастающего поколения.Конспекты, планы уроков музыки патриотической направленности....

Духовно-нравственное развитие школьников на уроках музыки

Варианты решения проблемы духновно-нраственного развития школьника на уроках музыки...

Презентация к уроку музыки для средней школы. Биографические данные о жизни немецкого композитора И.С.Баха. Орган. Гомофония, полифония, фуга.

Презентация к уроку музыки для средней школы. Биографические данные о жизни немецкого композитора И.С.Баха.Орган: внешний вид, клавиатура, регистры. Понятия гомофония и полифогия. Форма полифонич...

Творческие задания по развитию духовно-нравственного потенциала школьников на уроках музыки

В работе рассмотрены приемы и методы, используемые автором на уроках музыки...

Духовно-нравственное развитие детей на уроках музыки.

Духовное воспитание как одна из форм развития личности, является одновременно необходимым аспектом других элементов воспитания, формирования мировоззрения личности. Специфика такого воспитания за...

Доклад "Духовно - нравственное развитие обучающихся на уроках музыки"

Доклад "Духовно - нравственное развитие обучающихся на уроках музыки" подготовлен к городскому семинару МО учителей музыки...